Рабочая программа по ВУД ФГОС 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс)
Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно-правовой базой, с учетом требований САНПиН и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vud_fgos_5_klass.doc | 172 КБ |
ktp_vud_yunyy_ekolog_6_klass.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им Ш.Ч.Сат с.ЧАА-ХОЛЬ
ЧАА-ХОЛЬСКОГО КОЖУУНА Республики Тыва
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор
___________ Ондар С.С. ___________ Р.М.Саая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по ФГОС
«Всезнайка» 5а класса
на 2013-2014 учебный год
учителя биологии и химии 1 категории
Кужугет Нонны Чанчык-ооловны
Чаа-Холь, 2013
Содержание
1.Пояснительная записка……………………………………………………………........3
1.1 Актуальность проблемы……………………………………………………………3
1.2 Цель и задачи программы…………………………………………………………..4
1.3 Системно - деятельностный подход………………………………………………..4
1.4 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности………………….5
2.Планируемые результаты освоения программы………………………………………5
2.1 Регулятивные УУД;……………………………………………………………….....5
2.2 Познавательные УУД;…………………………………………………………….....6
2.3 Коммуникативные УУД;……………………………………………………….……6
- Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности………......6
3. Основные направления содержания программы……………………………………...6
3.1 Учебно - тематический план……………………………………………………… 7
3.2 Содержание процесса внеурочной деятельности……………………………..…....7
4. Указание времени, места и форм организации программы……………………..…..8
4.1 Формы организации внеурочной деятельности……………………………..…….8
4.3 Формы учета для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности…………………………………………………………………………. ..…..9
5. Описание материально-технического обеспечении внеурочной деятельности……………………………………………………………………………......9
6.Список используемой литературы для составления программы………………...…...10
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся. ...……………………………………………………………………………11
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно-правовой базой, с учетом требований САНПиН и разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
1.1 Актуальность программы
«Пять тысяч Где,
семь тысяч Как,
сто тысяч Почему!»
Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
Жизнь природы многообразна, уникальна, интересна и сложна. В ней есть свои тайны, ведь вокруг нас множество самых обыкновенных вещей, к которому мы настолько привыкли, что не замечаем их, а порой ничего о них не знаем. А нужно лишь задуматься и задать себе вопросы «почему?», «как?», «зачем?», «когда?», и нам откроются удивительные истории. История самых ранних цивилизаций показывает, что человек всегда старался познать природу. Его разум в равной мере стремился постичь устройство Земли и небесных светил, океанов и суши, растений и животных; их взаимное влияние и значение для себя.
Материалы внеурочной деятельности помогут узнать много нового в современном представлении о природе и мироздании, о природе стран мира, России и родного края, об экологических системах и их взаимосвязи друг с другом, о влиянии человека на окружающий мир и природу. Органично и ненавязчиво формирует у детей вкус к познанию окружающего мира, раскрыть способности всматриваться в окружающий мир. У каждой вещи как у человека, своя биография, своя история, удивляться ему и как можно чаще задавать вопросы, что способствует воспитание новых поколений понимающих своё предназначение в жизни, умеющих управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
1.2.Цель программы – создать условия для пробуждения в детях интереса к самостоятельной, познавательной, коммуникативной деятельности, к познанию, к исследованию.
Задачи:
- Формирование представления о природе как развивающейся системе;
- формирование функционально грамотной личности;
- расширение кругозора школьников и представления об обычных и необычных предметах и явлениях;
- формировать умения работать в группах, коллективно;
- способствовать сплочению детского коллектива.
1.3 Системно-деятельностный подход
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся.
1.4 Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: астрономия, история, география, природоведение, технология, экология.
Таблица №1.
Метапредметные связи программы «Всезнайка»
Предмет | Интеграция с другими науками | Содержание программы |
История | Обществознание. | Народы. Религии. Образ жизни. Люди, города и страны. |
Астрономия | Физика. Астрология.
| Солнце-основа жизни на Земле. Созвездия. Вселенная |
География | Физическая география. Минералогия. Почвоведение. Метеорология. | Природная зональность. Семь чудес света. Горные породы. Почва – вечная кормилица. Состояние атмосферы. |
Природоведение. | Живая и неживая природа | Наше питание. Умеем ли мы питаться. |
Биология. | Медицина. | Памятка для путешественника. Первая помощь при ранах. |
Экология | Биосфера. | Среда обитания живых организмов. Экологические системы |
Технология | Средства связи | Телефон – великое изобретение. |
2. Планируемые результаты освоения
программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
2.1 Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
2.2 Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
2.3 Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
2.4 Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все основы организации и функционирования живого, его роли на Земле, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.
- Основные направления содержания программы.
- Вводное занятие. Все открытия на Земле начинались со слова «Почему?». Человек всегда пытался найти ответ на многие загадки природы.
- Вселенная и Солнечная система. Огоньки на небе. История возникновения и появления Вселенной и Солнечной системы. Земля.
- Начало жизни. История возникновения и развития жизни на Земле. Происхождение человека. Народы. Религии. Образ жизни.
- Воздушная оболочка Земли. Понятие о природных циклах, круговоротах веществ. Почва. Характер почвы. Горные породы. Ландшафтный дизайн. Защита проектов «Мой школьный дворик».
- Материки и океаны. Погода и климат. Памятка путешественника. Реки. Особенности рек.
- Экосистемы. Кто такие «кормильцы», «едоки», «мусорщики».
- Природная зональность. Путешествие в теплые края. Горная экосистема.
- Люди. Города и страны. КТД «Наша планета Земля».
- Мир чудесных вещей и их изобретений. История изобретения обычных предметов, используемых в нашей жизни. Бумага. Гвоздь. История пуговицы. Очки. Зеркало. Изобретение машин и приборов. Одной строкой об изобретениях. Интеллектуальный турнир. Защита проектов на темы «Изобретения вокруг нас», «Знаете ли вы?», «Чудо - всюду».
- Чудеса далекие и близкие. Чудеса на Земле. Семь чудес света. Семь чудес России. Защита проектов «Чудеса родного края».
3.1 Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
1. | Вводное занятие. | 1 час | 1час |
|
2. | Вселенная и Солнечная система. | 2 часа | 2 часа |
|
3. | Начало жизни. | 3 часа | 3 часа | |
4. | Воздушная оболочка Земли. | 5 часов | 5 часов | |
5. | Материки и океаны. | 3 часа | 2 часа | 1 час |
6 | Экосистемы. | 2 часа | 1 час | 1 час |
7. | Природная зональность. | 2 часа | 1 час | 1 час |
8. | Люди. Города и страны. | 2 часа | 2 часа | |
9. | Мир чудесных вещей и их изобретений. | 7 часов | 7 часов | |
10. | Чудеса далекие и близкие. | 5 часа | 4 часа | 1 час |
Итого | 32 часов | 28 часов | 4 часа |
- Содержание процесса внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
школьник знает и понимает общественную жизнь | школьник ценит общественную жизнь | школьник самостоятельно действует в общественной жизни |
Для достижения данного уровня необходимо. | ||
взаимодействие обучающегося со своим учителем как значимыми для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. | взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить. | взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. |
Форма внеурочная деятельность | ||
Занятия в кружке | ||
Школьные интеллектуальные турниры, викторины и экологические акции | ||
Экологические и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
|
4. Указание времени, места и форм организации программы
Программа внеурочной деятельности «Всезнайка» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Программа построена на основании современных научных представлений о познания и освоения жизни на Земле.
4.1 Формы организации внеурочной деятельности
Кружок – форма добровольного объединения детей.
Функции:
- расширение, углубление, компенсация предметных знаний;
- приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности;
- расширения коммуникативного опыта;
- организации детского досуга.
Принципы организации работы кружка:
- всесторонности
- сознательности и активности
- постепенности
- повторяемости
- наглядности
- индивидуализации
Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах.
4.2 Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения заключается в активном и заинтересованном познании мир, в осознании ценности труда, науки и творчества, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Компетенции результатов освоения программы внеурочной деятельности будут, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Программа рассчитана на 32 часа – 1 раз в неделю.
5. Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности
Для реализации программы необходима материально-техническая база:
- Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы), коллекции, макеты;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Витамины в нашей жизни», «Первая помощь при ранах», «Пропаганда здорового образа жизни», «Ландшафтный дизайн», информационно-деловое оснащение «Правильное питание».
- лабораторное оборудование для демонстрации опытов: пробирки, штатив, стаканы, мерные цилиндры, образцы почв.
- Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
6. Список используемой литературы для составления программы
- Большая энциклопедия знаний школьника. Научно-популярное издание. Составитель Лев Яковлев. ООО Издательство «ФОЛИО» 2007г.
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-Граф». 2002.- 205 с.
- Е.М.Елизарова Окружающий мир. Клуб почемучек. Волгоград.2010г. Издательство «Учитель»
- Н.В.Кийко, Н.А.Порунова. Окружающий мир. Волгоград. 2010г. Издательство «Учитель»
- Л.А.Обухова., Н.А.Лемяскина. О.Е.Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. Москва. «Вако». 2007г
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
- Вводное занятие. Все открытия на Земле начинались со слова «Почему?». Человек всегда пытался найти ответ на многие загадки природы.
- Вселенная и Солнечная система. Огоньки на небе. История возникновения и появления Вселенной и Солнечной системы. Земля.
- Начало жизни. История возникновения и развития жизни на Земле. Происхождение человека. Народы. Религии. Образ жизни.
- Воздушная оболочка Земли. Понятие о природных циклах, круговоротах веществ. Почва. Характер почвы. Горные породы. Ландшафтный дизайн. Защита проектов «Мой школьный дворик».
- Материки и океаны. Погода и климат. Памятка путешественника. Реки. Особенности рек.
- Экосистемы. Кто такие «кормильцы», «едоки», «мусорщики».
- Природная зональность. Путешествие в теплые края. Горная экосистема.
- Люди. Города и страны. КТД «Наша планета Земля».
- Мир чудесных вещей и их изобретений. История изобретения обычных предметов, используемых в нашей жизни. Бумага. Гвоздь. История пуговицы. Очки. Зеркало. Изобретение машин и приборов. Одной строкой об изобретениях. Интеллектуальный турнир. Защита проектов на темы «Изобретения вокруг нас», «Знаете ли вы?», «Чудо - всюду».
- Чудеса далекие и близкие. Чудеса на Земле. Семь чудес света. Семь чудес России. Защита проектов «Чудеса родного края».
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Кол-во часов | Тема | Решаемые проблемы учеником | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |
УУД | Личностные результаты | |||
1ч | Вводное занятие | Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий. | Осознание единства и целостности окружающего мира |
2 ч | Вселенная и солнечная система | Как самостоятельно сформировать учебную проблему. | Р.: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. П.: формирование представлений о природе как развивающейся системе К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний. | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
3ч | Начало жизни | Как научиться обсуждать проведенные занятия, личного участия каждого ученика. | Р.: Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя. П.: формирование представлений о природе как развивающейся системе К.: Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устном и письменном виде, взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения занятий | Осознание поэтапности и необратимости развития растительного и животного мира на Земле. |
5ч | Воздушная оболочка Земли | Знание объектов изучения естественных наук и многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями сверстников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Понимание необходимости бережного отношения к природе. |
3ч | Материки и океаны | Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач | Р.: использовать передвижение на коньках в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на коньках для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на коньках. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Понимание необходимости бережного отношения к природе. |
2ч | Экосистемы | Как выявить приспособления организмов к среде обитания. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к мнению одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. |
2ч | Природная зональность | Как правильно сформировать знания о многообразии растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами). | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков оценки и самоанализа П: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ |
2ч | Люди. Города и страны. | Как выявить характерные особенности предковых форм человека разумного. | Р: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением. П: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства. К: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками. | Представление об эволюции человека как биологического и социального существа. |
7ч | Мир чудесных вещей и их изобретений. | Как правильно понять закономерности развития природной среды и соответствие хозяйственной деятельности человека законам развития природы. | Р: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. П: умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Умение применять полученные на уроке знания на практике. |
5ч | Чудеса далекие и близкие. | Р: развитие навыков оценки и самоанализа. П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное. К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Понимание необходимости бережного отношения к природе |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления « Юный эколог » разработана с целью расширения курса «Биология» в 6 классе. Курс обладает широкими возможностями для формирования у шестиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Цели и задачи курса:
- развивать у учащихся устойчивый интерес к экологии как науке;
- познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
- начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- формирование бережного отношения к растительному миру.
Общая характеристика учебного предмета
Формы и методы обучения: игра, беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию обще учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой, имеет ряд особенностей:
1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на школьном дворе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников 6 классов.
3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ им Ш.Ч.Сат тс.Чаа-Холь. Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов - 35 (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание программы внеурочной экологической деятельности направлены на достижения следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература:
1. В.П.Александрова, И.В.Болгова. Экология живых организмов. 6-7 классы ФГОС ООО «Вако», 2014г.
2. Н.А.Горская. Экология растений. 6 класс. Москва. Вентана-Граф, 2013г.
3. А.А.Плешаков. от землм до неба. Атлас- определитель. Просвещение,2014г.
4. В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. Дрофа, 2013г.
5. Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина. Юный эколог 1-4 классы. 2014г.
6. А.А.Вахрушева. Окружающий мир. Начальная школа. Волгоград, 2010г.
7. И.П.Чередниченко. Экология. Внеклассные мероприятия. Исследовательская деятельность учащихся. 6-11 класс. Волгоград, 2010г.
8. А.А.Кириленко. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. ЕГЭ. Теория тренировочные задания, 2015г.
9. И.Н.Баланова. Химия и охрана окружающей среды. Волгоград, 2006г.
ЭОР
Ноутбук.
Проектор, интерактивная доска.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный эколог», 35 ч
№ раздела | Дата | Кол -во часов | Тема раздела Элементы содержания урока | Формирование УУД | |
план | факт | ||||
1 | 1 | Экология – наука о взаимосвязи. (1ч) 1. Знакомство детей с целями и задачами, и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Экология – наука о взаимосвязи в природе. Неживая и живая природа. История возникновения науки. | Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; | ||
2 | 2 | Среда обитания. (2ч) 1. Среда обитания. Границы сред обитания. 2. Смена времен года на основе наблюдений. .
| Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; | ||
3 | 1 | Тепло в жизни растений (1ч) 1.Самостоятельные наблюдения Закладка опыта «Оптимальные факторы для прорастания семян». | Познавательные Анализ объектов Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД Целеполагание; Личностные - самоопределение | ||
4 | 6 | Свет в жизни растений (22ч) 1.Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. 2.Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Практикум «Влияние света на рост и развитие растений». 3. Комнатные растения. Значение комнатных растений для человека. Практикум «Роль некоторых комнатных растений». 4. Разнообразие комнатных растений. Практикум «Основные группы комнатных растений». 5.Практикум «Уход за комнатными растениями» 6. Размножение комнатных растений. Практикум « Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, делением корневища». | Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно Регулятивные УУД Целеполагание; Личностные – самоопределение | ||
5 | 4 | Вода в жизни растений. 7. Вода, ее признаки и свойства. Практикум «Три состояния воды». 8. Особенности строения водных растений. 9. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. 10. Практикум «Определение содержания воды в почве»
| Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД Целеполагание; Личностные - самоопределение Анализ объектов Выбор критериев для сравнения; Синтез как составление частей целого; доказательство | ||
6 | 2 | Воздух в жизни растений 11. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. 12.Практикум «Уборка в классе». | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция Личностные УУД Самоопределение Анализ объектов Выбор критериев для сравнения; Синтез как составление частей целого; Доказательство. | ||
7 | 3 | Почва в жизни растения 13. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. 14. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Республики Тыва. 15. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция Личностные УУД самоопределение | ||
8 | 7 | Экология растений 16. Деревья, кустарники, травы. Практикум «Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми». 17. Ярусность леса, ее изучение. 18. Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. 19. Мхи. Плауны. Видовое разнообразие. Их роль в природе. 20. Папоротники. Видовое разнообразие. Их роль в природе. 21-22. Обобщение и контроль знаний | Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция Личностные УУД самоопределение | ||
3 | Единство живой и неживой природы (3ч) 1. Единство живой и неживой природы. 2. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. 3. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества с.Чаа-Холь.
. | Познавательные Выделение познавательной цели; Синтез как составление частей целого; Доказательство; Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД Целеполагание; Оценка; Личностные УУД Смыслополагание. | |||
8 | 4 | Пришкольный участок (4ч) 1. Пришкольный участок - часть природного сообщества с.Чаа-Холь. 2. Ландшафтный план участка. История возникновения пришкольного участка. 3. Что можем сделать мы? Благоустройство пришкольного участка. 4. Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение отличившихся. | Общеучебные действия Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Прогнозирование уровня усвоения Личностные УУД Смыслополагание. | ||
9 | 2ч | Итоговые занятия (2ч) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по алгебре 7класс А.Г. Мордкович (ФГОС); рабочая программа по геометрии 7 класс Л.С. Атанасян
рабочая программа 7 класс А.Г. Мордкович (ФГОС)рабочая программа 7 класс Л.с. Атанасян...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по истории 6 класс с использованием примерной рабочей программы по ФГОС
Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и автор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС (КОНСТРУКТОР РАБОЧИХ ПРОГРАММ ФГОС 2022)...