«Земные жемчужины»
план-конспект занятия по биологии (7 класс) по теме
В ходе учебно-познавательной игры познакомиться с растениями, занесенными в Красную книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_meropriyatiya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Внеклассное мероприятие
«Земные жемчужины»
учебно-познавательная игра
о растениях, занесенных в Красную книгу.
Мероприятие для учащихся
7-8 класса
ст. Воровсколесская, 2013 год
Цель: в ходе учебно-познавательной игры познакомиться с растениями, занесенными в Красную книгу.
Оформление: Помещение оформляется плакатами и изображениями цветов, выставкой книг.
Ведущий делит участников игры на три команды. Игра состоит из пяти туров. В каждый тур от команд выходит по одному представителю. Ведущий зачитывает описание растения, представители команд должны по описанию угадать его — сразу или по буквам (плакат с соответствующим количеством ячеек ведущий выставляет перед участниками игры). Игроки отвечают по очереди. Но перед тем, как ответить, бросают игральный кубик. Если выпало число «шесть». То игрок — банкрот (очки заработанные им ранее сгорают). Если выпала «единица», то игрок может воспользоваться помощью команды. Остальные числа на кубике означают количество баллов, которые игрок получит в случае правильного ответа. Игрок, назвавший все слово, приносит команде два дополнительных очка. После каждого тура ведущий проводит общую игру, в которой принимают участие команды целиком и зарабатывают дополнительные очки. Во время общей игры очки зарабатывает команда, раньше других ответившая на вопрос.
Ведущий: Все вы помните древнегреческую легенду о Прометее, похитившем у богов огонь и подарившем его людям. Но знаете ли вы, что истинные Прометеи находятся рядом с вами? Замечательный русский ученый-физиолог К.А.Тимирязев, оценивая значение растений как первичных накопителей лучистой солнечной энергии, именно их сравнивал с Прометеем.
Наверняка вы помните продолжение этой легенды. Неблагодарные люди предали Прометея, боги разгневались на него и приковали к скале. Здесь к Прометею каждый день прилетал орел и клевал обнаженную печень, причиняя герою невыносимые страдания. Стоит задуматься, не так ли поступаем и мы с нашими зелеными друзьями? За время существования человечества наша планета потеряла более 50 процентов своего растительного покрова. Десятки, сотни растений исчезли навсегда, а над сколькими еще нависла угроза вымирания! Наша игра посвящена редким растениям, вошедшим в Красную книгу. Давайте сегодня хотя бы вспомним, что это за растения, и узнаем о них побольше.
ТУР 1
Ведущий:
И цветы, опьяненные росами,
Рассказали ветрам сказки
Нежные,-
И распели их ветры мятежные
Над землей, над волной,
Над утесами.
Так писал Константин Феофанов.
До нас дошло немало сказок, легенд о растениях. Вот одна из них.
Повадилась всякая нечисть прятаться за одно растение, а архангел возьми да метни туда громовую стрелу и прострелил цветок сверху донизу. С тех пор бесовская сила страшится этого цветка и ближе 12 верст не подходит к нему, а кто носит этот весенний цветок, может навевать сны.
А растет он так. Весной чуть только сойдет снег, на прогретых солнцем пригорках вдруг появляются серебристо-серые пушистые комочки. Пройдет несколько дней, и появится цветок, щеголяющий в теплой и нарядной шубке. Как только потеплеет, он скинет шубку и станет, похож на крупный колокольчик, поэтому имеет и второе название - коровий колокольчик.
Про героя нашего первого вопроса полезно знать следующее. Сами по себе прострелы - ядовитые растения. Но люди издавна научились использовать их в лечебных целях - как бактерицидное, фунгицидное, успокаивающее и снотворное средство.
Кроме того, сон-трава - незаменимый помощник геологов. Этот цветок накапливает в себе кобальт и никель. Там, где этих металлов в земле больше, чем обычно, он впитывает их настолько энергично, что не может усвоить до конца и становиться уродливым. Это сигнал геологам: значит, в этом месте могут быть залежи редких металлов кобальта и никеля.
К сожалению, этот красивый цветок занесен в Красную книгу. Сбор цветущих растений запрещен. Вы можете внести посильный вклад в сохранение сон-травы, купив пакетик семян и вырастив этот чудо-цветок у себя на приусадебном участке.
Тур 2
Ведущий: Все вы слышали об иудейском царе Соломоне, который славился необычайной мудростью. В наших краях растет удивительное растение. Каждый год отмершие стебли оставляют на своем толстом, узловатом корневище рубец. Такие следы и дали повод назвать этот цветок соломоновой печатью. Это ценное лекарственное растение. Поможет оно тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, ревматизмом и невралгическими болями. Дайте научное название растения.
Общая игра
Ведущий: Подберите растения для второй и третьей пары по аналогии с первой. К слову, скажу, что это лекарственные растения.
1.Копыто-копытень.
2.Наперсток-…(Наперстянка.)
3.Хохол-…(Хохлатка.)
(Ребята выполняют задание.)
Ведущий: На доске в первой колонке даны рисунки растений, во второй -названия. Установите соответствия между названием и рисунком.
(С данным заданием учащиеся легко справятся, если увидят закономерность в способе образования данных названий. Белокрыльник - его лист похож на белое крыло, окружающее початок; гроздовник - с гроздьями; лунник - растение имеет прозрачно-пленчатые плоды, напоминающие луну, и т.д.).
- Гроздовник полунный (ключ-трава);
- Страусник обыкновенный;
- Белокрыльник болотный;
- Лунник оживающий;
- Коротконожка перистая.
Тур 3
Ведущий: На открытых склонах даже при малейшем дуновении ветра эти цветки приходят в движение и, словно белые бабочки, машут своими листьями -крыльями. Поэтому их и величают “дочерьми ветров”. Каково же латинское название этого цветка?(Анемон.)
(Представители команд отгадывают название. Ведущий начисляет очки.)
Ведущий: Ветреницы лютиковые, лесные, дубравные занесены в Красную книгу. Для их сохранения необходимо создавать в местах их произрастания ботанические заказники и запретить сбор этих цветов на букеты.
Общая игра.
Ведущий предлагает несколько литературных заданий.
«Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил свою головку». Назовите автора этих строк и произведение, в котором есть эти слова. (Н.В.Гоголь «Мертвые души») – команды отвечают.
Алексей Константинович Толстой писал:
О чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Колокольчики звенят! Выйдешь росным утром на луг и опешишь: некоси сплошь подернулись лиловым и голубым. Восстановите из предложенных слогов фразу из стихотворения еще одного известного русского поэта – певца среднерусской природы.
За жар ся тал по ме бой лу вой го. (Заметался пожар голубой).
- команды выполняют задание.
Ведущий: К сожалению, вблизи населенных пунктов крапиволистный, персиколистный и широколистный колокольчики теперь встретить можно редко. Их численность постоянно сокращается. Они занесены в Красную книгу.
Восстановите из разрозненных слов две стихотворные строки поэта А.Н.Майкова.
Цветок чистый подснежник голубенький снежок а сквозистый подле последний. (Голубенький, чистый подснежник цветок, А подле сквозистый последний снежок.)
Тур 4.
Ведущий: В древности, когда фармацевты придерживались учения о сигнатурах, этот цветок признавался за средство от болезней печени, ведь его листья напоминают печень. Так как же этот цветок назывался на Руси? (Печеночница) – представители команд угадывают слово, Ведущий определяет количество очков.
Ведущий: Есть еще другие прозвища у этой травы: перелеска, ветреница чистая, синий подснежник, троянок (лист печеночницы разделен на три доли). Как все представители семейства лютиковых – ядовит. Берегите эту милую травку, не рвите ее на букеты. Ведь радость от такого букетика мимолетна, через день – два его выбрасывают, а вот потеря в природе может быть невосполнима. Все цветы хороши там, где растут. Желающие могут развести перелеску у себя в палисаднике: есть садовые формы с махровыми цветками, а также с розовой, пурпурной окраской цветков.
Общая игра.
Ведущий показывает иллюстрацию с медуницей. Команды должны назвать цветок. Если же они не знают, Ведущий читает подсказки. Каждая новая подсказка уменьшает цену вопроса на один балл. Максимальная оценка – 7 баллов.
Подсказки.
- Цветок полюбился нашему народу с былинных времен. Не зря в подводном царстве о нем тосковал Садко.
- Лесное копьецо, медвежья трава – это другие названия того же цветка.
- В сказочном Зеленом городе этот цветок знали как лечебный.
- команды отгадывают.
Ведущий: Медуница – ценное лекарственное и декоративное растение. Какими лечебными свойствами она обладает? – препараты из медуницы обладают вяжущим, противовоспалительным, кровоостанавливающим действием. Микроэлементы улучшают кроветворение и регулируют обменные процессы. В народной медицине растение в виде настоя применяют в виде примочек и компрессов, внутрь – при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
- команды отвечают
Тур 5.
Ведущий: На Руси называли его русалочьим цветком, одолень-травой. Ладанку с лепестками этого цветка брали с собой в дорогу и носили на груди: считалось, она оградит путника от бед. Именно к нему в трудную минуту обращался Константин Бальмонт
Одолень-трава,
Я среди чужих,
стынут все слова,
замирает стих.
Я среди людей,
Нет житья от них,
Помоги скорей,
Дай мне спеть мой стих…
Что это за растение? (Кувшинка)
Ведущий: Еще совсем недавно этих цветов было сколько угодно, но люди лишенные здравого смысла, на лодках и вплавь забираются в тихие заводи и рвут, рвут… и зря: никогда этот цветок не будет стоять в вазе.
Огромное количество растений включено в Красную книгу. А ведь каждое из них уникально и неповторимо. Именно от нас зависит, оставим ли мы потомкам свою планету зеленой, цветущей и изобильной или опустошенной. Именно от нас зависит, сохраним ли мы Земные жемчужины!
Ведущий подводит итоги игры, награждает победителей.
Основная литература.
СтрижевА. Русское разнотравье. М. Дрофа,1995.
Красная книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курортная жемчужина Балейского района
Научно - исследовательская работа на районную конференцию " Шаг в науку"...
жемчужины Тверского края
Презентация по музыкальному краеведению...
Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири
С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".
Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....
Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока
Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры
География, 5 класс, раздел "Земная кора"...