Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
|
|
|
|
| Предметные | УУД |
Актуализация
( 10 мин) | Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Водоросли» | На прошлом уроке мы изучали тему «Водоросли». | Экспресс-опрос 1)Какие нам уже известны царства живой природы? 2) Где обитают водоросли? 3) Какое строение имеют водоросли? 4)Почему водоросли относятся к низшим споровым растениям? 5) Какое значение имеют водоросли для обитателей водоема? 6) На какие группы мы можем разделить водоросли? 7) Как человек использует водоросли? 8)Почему аквариум не ставят возле окна?
| - назовут изученные царства живой природы; - вспомнят строение водорослей; - способ питания и дыхания; - многообразие водорослей; -значение водорослей в природе и жизни человека; | Регулятивные (самоорганизация к уроку) Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников) |
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели:
|
Отгадывают о чем идет речь?
Карандашом подчеркивают интересные моменты. | (На фоне спокойной музыки.) Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Какой из этих способов вам больше нравится? Почему? Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.
Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это?
Что там интересного?
Во- первых: из таких болот берут начало реки. И великая русская река Волга, на которой мы имеем счастье жить, тоже начинается с такого небольшого ручейка.
(Слайды.)
А во –вторых… Чтобы ответить на вопрос нам поможет рассказ Н.М.Верзилина.
Какую бы вы предложили тему урока? О какой группе организмов пойдет речь на уроке? |
Загадка о болоте. Потом появляется картинка болота.
Читают рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте».
|
|
(Познавательные УУД). Умение выделять главное из прочитанного (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение слушать других |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели:
|
Формулируют цели урока. |
Итак, тема урока - «Мхи». Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…»
Дополняет и обобщает: - Строение мхов;
- Сравнение сфагнума и кукушкина льна
- Практическое применение мхов.
Как построим свою работу на уроке?
Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в рабочий лист.
|
На рабочих листах записывают, чтобы хотели узнать на уроке. Потом проговаривают.
- прочитаем текст в учебнике - посмотрим на рисунки в учебнике - запишем и сравним особенности строения мхов
|
| (Познавательные УУД). Интерес к изучаемой теме (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение ставить задачи на урок |
III. Изучение нового (10 мин) Цели:
|
После просмотра ответят на вопрос; Есть стебель, лист, но нет корней.
1 вариант – кукушкин лен 2 вариант - сфагнум |
Как продолжили фразу в тетради? Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Мхи однолетние или многолетние растения?
Все ли мхи имеют одинаковое строение? |
- Смотрят электронное приложение к УМК. № 81 Многообразие мхов.
- В рабочей тетради выполнить задание № 93, 94
№ 93 Мох – это высшее растение.
№94 Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры(для размножения)
- Используя, учебник §14 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна.
- Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом.
Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум | Стебли | не ветвистые | ветвистые | Листья | Узкие | Более широкие | Наличие ризоидов | Есть | Нет | Коробочка | Удлиненная | Круглая | Наличие воздушных клеток | Нет | Есть | Окраска растения | Ярко- зеленая | Светло-зеленая | Количество накапливаемой влаги | Небольшое | Очень большое | Где растет | В лесу | На болоте | Образует ли торф | Нет | Да |
Физкультминутка
- Интерактивная доска ( работа всего класса)
Он снизу седоватый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.
- Какую оценку вы бы поставили автору стихотворения за знанием мхов. ( работа в группе)
- Выполните задание в тетради № 95.
- Просмотр анимации электронного приложения № 83
Образование торфа и его использование.
- Записать в рабочем листе «Как используется торф человеком»
|
| (Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга.
(Познавательные УУД) Слушают информацию, делают краткие записи в тетради Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию |
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель:
|
|
- Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?
- Какое строение имеют мхи?
- Как они размножаются?
- Чем кукушкин лен отличается от сфагнума?
- Почему мхи способствуют заболачиванию территории ?
- Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна
|
|
| (Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД). Умение слышать и слушать других |
V. Контролирующее задание (4 мин) Цель: - проверить умение . |
|
|
Тест с использованием системы быстрого тестирования. - Кукушкин лен – это:
А) многолетнее растение В ) двулетнее растение С ) однолетнее растение - По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим споровым растениям:
А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть стебель, листья - Сфагнум отличается от кукушкина льна :
А) отсутствием листьев В)отсутствием стебля С) отсутствием ризоидов - Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду - В чем заключается сходство
кукушкина льна и сфагнума? А) есть ризоиды В) есть листья и стебли С) есть корни - Отмершие части сфагнума образует полезное ископаемое:
А) бурый уголь В) каменный уголь С) торф - В военное время сфагнум часто использовали:
А) вместо гипса В) как перевязочный материал С) как продукт питания
|
| (Познавательные УУД)
(Личностные УУД).
(Регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: |
| - Вернемся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились? - Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?
Оцените свою работу на уроке. Кого бы вы с одноклассников отметили за активную работу на уроке. Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока.
|
|
| (Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).
(Личностные УУД). |
Итог урока. Д\З |
§ 14, в тетради задание № 96
| Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось , чтобы вы жили – так, как будто все на свете является чудом!
|
|
|
|