урок на тему "Деление клетки. Митоз"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Данный урок по общей биологии «Деление клетки – основа размножения и развития организмов» предназначен для 9, 10 классов общеобразовательной школы, изучается первым по счету в разделе «Размножение и развитие организмов» в главе «Размножение организмов». Объем урока 1 час. Отбор содержания учебного материала производился с учетом возраста учащихся, их психического развития по принципу от простого к сложному, от общего к частному.

Урок предполагает межпредметные связи с цитологией, химией, медициной.

Урок позволяет: 1) понять значение деления клетки для размножения, роста и развития организма, 2) углубить и расширить знания учащихся о непрямом делении клетки – митозе, 3) раскрыть сущность подготовки клетки к делению и сущность самого митоза как универсального способа деления, сохраняющего постоянство хромосом в клетке.

Урок формирует умение самостоятельного учебного труда, умения самостоятельно приобретать знания, выделять основное, главное, использовать полученную информацию, проводить исследовательскую работу, анализировать и делать выводы, работать с увеличительным прибором – микроскопом и компьютером.

Методы и формы обучения: словесный – беседа, практический – лабораторная работа, моделирование, дедуктивный, частично-поисковый.

Новые ИКТ технологии содействуют росту мотивации, личностной значимости учащихся, способствуют увеличению доли самостоятельной работы школьников, повышают эффективность управления учебным процессом. 

Презентация позволяет удобно подавать материал в доступной для учащихся форме, делает ученика активным участником учебного процесса. Данная презентация представляет учебный материал в виде системы ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. При этом задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. У школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментарной и наглядной подачи материала. Применение презентации «Деление клетки. Митоз» повышает качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером, улучшается качество знаний учащихся и усиливается их учебная мотивация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку1.18 МБ
Файл описание урока15.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

к уроку по биологии в 9,10 кл. Автор – учитель высшей категории МБОУО гимназии № 36 МОРОЗОВА О.А. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ.

Слайд 2

Все новые клетки возникают путем деления уже существующей клетки. Этот процесс наблюдается и у одноклеточных, и у многоклеточных организмов. Способность к делению – важнейшее свойство клеток. Клеточное деление не прекращается на протяжении всей жизни организма – от рождения до смерти. - Какой процесс лежит в основе размножения организмов? - Какие клетки взрослого организма способны к делению? «Всякая клетка от клетки» ( omnis cellula ex cellulae ) Рудольф Вирхов

Слайд 3

КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ – промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления и до её следующего деления или гибели. Состоит из двух этапов: интерфазы и деления клетки – митоза.

Слайд 4

ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ИНТЕРФАЗЕ Интерфаза состоит из трех периодов Период до удвоения хромосом Период удвоения хромосом ( S) Период после удвоения хромосом ( G 2) Длительный – от 10 ч. до нескольких суток) Продолжается от 6 до 10 ч. Самый короткий – от 3 до 6 ч. Пресинтетический период ( G1) Клетка интенсивно Растет, идет синтез РНК, белка, ферментов, увеличивается число митохондрий и рибосом. Клетка готовится к удвоению хромосом. 2n2c Синтетический период ( S) Происходит удвоение хромосом, в основе которого репликация ДНК. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, синтез белков-гистонов. 2n4c Постсинтетический период ( G 2) Клетка готовится к делению: синтез АТФ, синтез белков, из которых будет сформировано веретено деления, увеличение объема ядра, удвоение массы цитоплазмы. 2n4c

Слайд 5

СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМЫ В КОНЦЕ ИНТЕРФАЗЫ Одна хромосома (ДНК + белок) Хроматида Хроматида Одна молекула ДНК Одна молекула ДНК Две полинуклеотидные цепочки Две полинуклеотидные цепочки Одна ? ? ? хромосома = хроматиды = молекулы ДНК = полинуклеотидные цепочки Закончите схему.

Слайд 7

Митоз – непрямое деление клетки, при котором каждая из двух дочерних клеток получает генетический материал, идентичный материнской клетке. МИТОЗ ПРОФАЗА МЕТАФАЗА АНАФАЗА ТЕЛОФАЗА

Слайд 8

ПРОФАЗА - Увеличивается объем ядра. - Исчезает ядрышко, растворяется ядерная оболочка, и хромосомы оказываются в цитоплазме клетки. - Центриоли расходятся к полюсам. Формируется веретено деления, нити которого идут от полюса к полюсу. 2n4c

Слайд 9

МЕТАФАЗА - Удвоенные хромосомы упорядоченно располагаются на экваторе клетки, образуя метафазную пластинку. - Нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом. - Отчетливо видно, что хромосомы состоят из двух хроматид. 2n4c

Слайд 10

АНАФАЗА - Центромера каждой из хромосом разделяется, и хроматиды становятся самостоятельными хромосомами. - Нити веретена деления сокращаются и тянут дочерние хромосомы к полюсам клетки . 2n2c

Слайд 11

ТЕЛОФАЗА - Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются и становятся плохо видимыми. - Вокруг них образуется ядерная оболочка, восстанавливаются ядрышки. - Идет деление цитоплазмы. Хромосомы состоят из одной хроматиды. 2n2c

Слайд 12

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение делящихся клеток. ОБОРУДОВАНИЕ: микроскоп, микропрепараты. ХОД РАБОТЫ: рассмотреть микропрепарат, найти делящиеся клетки, определить фазы деления, заполнить таблицу. Фаза деления клетки Вид клетки во время деления Содержание генетического материала Профаза Метафаза Анафаза Телофаза

Слайд 13

ПРАВИЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ МИТОЗА МОЖЕТ БЫТЬ НАРУШЕНО РАЗЛИЧНЫМИ ВНЕШНИМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ. НАРУШЕНИЯ МИТОЗА Повреждение митотического аппарата: многополюсный митоз -асимметричный митоз -колхициновый митоз (нарушается расхождение центриолей, не разъединяются хроматиды) Повреждение хромосом: - Набухание - Склеивание - Повреждение центромеры - Отставание хромосом при движении - Нарушение спирализации хромосом - Раннее разъединение хроматид Нарушение цитотомии: после воздействия ядов, токсинов, экстремальных факторов, при вирусной инфекции и в опухоли.

Слайд 14

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МИТОЗА. В результате митоза образуются две дочерние клетки с тем же набором хромосом, что и исходная клетка. Митоз имеет универсальный характер, он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро. Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала между клетками. Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.

Слайд 15

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ I вариант 1. Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток, б) соматических клеток, в) а + б. 2. Репликация молекул ДНК происходит в период: а) интерфазы, б) профазы, в) анафазы, г) метафазы, д) телофазы. 3. Исчезновение ядерной оболочки происходит в: а) интерфазу, б) профазу, в) метафазу. 4. Сестринские хроматиды расходятся к полюсам клетки в: а) профазу, б) метафазу, в) анафазу. 5. Биологическое значение митоза заключается в: а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками генетического материала, б) увеличении числа клеток, в) а+б. II вариант 1. Что такое клеточный цикл: а) жизнь клетки в период деления, б) жизнь клетки в период интерфазы, в) жизнь клетки от деления до следующего деления или смерти. 2. Какой период интерфазы самый длительный: а) пресинтетический, б) синтетический, в) постсинтетический. 3. В какой фазе митоза удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору клетки: а) профаза, б) метафаза, в) анафаза. 4. Разделение цитоплазмы происходит в: а) метафазе, б) анафазе, в) телофазе. 5. Для метафазы характерно содержание генетического материала: а) 2 n2c , б) 2n4c , в) 2n6c/

Слайд 16

ПРОВЕРЬ СВОЮ РАБОТУ И ПОСТАВЬ СЕБЕ ОЦЕНКУ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. I ВАРИАНТ 1. Б 2. А 3. Б 4. В 5. А II ВАРИАНТ 1. В 2. А 3. Б 4. В 5. Б



Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ УРОКА.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

М
О
Т
И
В
А
Ц
О
Н
Н
Ы

Й

Организационный момент. Актуализация знаний учащихся о размножении организмов. Мотивация. Целеполагание. Постановка задач урока. Слайд 2 – 3.

Подводит к теме урока. Предлагает вспомнить универсальное свойство всех живых организмов – размножение, способы размножения и их сущность, процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития.

В ходе беседы делается вывод о том, что удвоение молекулы ДНК лежит в основе деления клетки, а деление клеток лежит в основе размножения организмов, т.е. эти процессы взаимосвязаны. Подведение к цели урока через следующие вопросы: Какие клетки организма способны делиться? Как осуществляется деление простейших организмов? Как происходит деление растительных клеток?

Учащиеся слушают, отвечают на вопросы, дополняют друг друга, нацеливаются на восприятие материала, просматривают слайды 1 –

вспоминают положения клеточной теории, объясняют сущность высказывания Р.Вирхова, вспоминают особенность строения молекулы ДНК, процесс репликации ДНК, лежащий в основе деления клетки.

При постановке учебной задачи учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цели урока.

О

П

Е

Р

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й

О
П
Е
Р
А
Ц
И
О
Н
Н
Ы
Й

Формирование учебных действий. Характер учебного взаимодействия учителя и учеников.

Слайды 4 – 13.

Постановка проблемы: Почему все соматические клетки организма имеют одинаковый набор хромосом?

Перед учащимися ставится ряд вопросов, которые указывают на недостаточность имеющихся знаний для решения проблемы: ?  Из чего состоит жизненный цикл клетки? Какова сущность подготовительного периода в жизни клетки?

 

Чем отличается деление прокариотической клетки от эукариотической?

 В  чем заключается биологическое значение митоза?

 Предлагает учащимся просмотреть слайды 9 – 13

(детальное знакомство с фазами митоза), параллельно предлагается учащимся смоделировать фазы митоза на бумаге, используя цветные карандаша и пластилин.

Актуализация закрепляемого опыта: систематизация полученной информации, выделение главного. Постановка вопросов перед учащимися: Назовите периоды интерфазы. Какой период, на ваш взгляд, является главным, почему? Что происходит с хромосомами в каждую фазу митоза? Каково содержание генетического материала?

Учитель ставит вопрос: Всегда ли митоз протекает так, как мы изучили? Могут ли быть нарушения митоза?

В качестве закрепления полученных знаний о делении эукариотической клетки учащимся предлагается выполнение лабораторной работы по рассмотрению митоза в клетках корешка лука.

Слайд 15 – инструктивная карточка лабораторной работы.

Подведение итогов. Слушает выводы учащихся о значении митоза, дополняет, комментирует, акцентирует внимание на главном – точном воспроизводстве генетического материала у дочерних клеток. Предлагает сравнить сделанные учащимися выводы с выводами на слайде 16.

Самостоятельная работа учащихся со слайдами, делают необходимые записи в тетради.

Слайд 4 – клеточный цикл, по схеме учащиеся делают вывод о важности подготовительного периода в жизни клетки – интерфазы.

Слайды 5,6 – знакомятся с этапами интерфазы, делают вывод о значимости интерфазы – происходит самоудвоение молекулы ДНК (первый шаг к решению поставленной проблемы). Учащиеся заканчивают схему о строении хромосомы в конце интерфазы.

Слайды 7,8 – деление прокариотической клетки  (работа со схемой) и эукариотической клетки (видеофрагмент). Учащиеся затрудняются сразу же ответить на вопрос о различии, понимают необходимость более тщательного изучения митоза.

Самостоятельная работа со слайдами 9 – 13, моделирование митоза.

Отвечают на вопросы, используя сделанные ими модели интерфазы и фаз митоза. Дополняют, корректируют ответы товарищей, находят недочеты и ошибки в моделях.

Учащиеся делают небольшие подготовленные ими сообщения о нарушениях хода митоза.

Делают необходимые записи в тетради, опираясь на схему слайда 14.

Учащиеся читают задания лабораторной работы на слайде 15, заполняют таблицу, делятся результатами увиденного.

Формулируют общие выводы, высказывают свои предложения, дополняют друг друга.

Читают выводы на слайде 16, записывают в тетрадь.

А

Н

А

Л

И

Т

И

Ч

Е

С

К

И

Й

Формирование умений оценки и самоконтроля учащихся. Выполнение цели и задач урока

(рефлексия).

Слайд 17, 18 – вопросы тестового задания и самопроверка выполнения теста.

 Достигнута ли цель? Что удалось на уроке и не удалось? Возрос ли интерес к изучению процессов, происходящих в клетке? Какие видите преимущества ИКТ технологий? Способствуют ли новые технологии росту личностной значимости или нет? Спрашивает учащихся, выясняет, с какими трудностями столкнулись при изучении темы, как можно преодолеть эти трудности. Выслушивает всех желающих высказаться, дает советы, записывает замечания.

Домашнее задание. Постановка проблемы на следующий урок: отражается ли отличие в наборе хромосом у половых клеток в способе деления, результатом которого являются половые клетки?

Предлагает подготовить творческие работы: презентации по способам размножения организмов, сообщения по амитозу, нарушениям мейоза.

Учащиеся отвечают на вопросы теста (слайд 17) и проверяют правильность выполненной работы (слайд 18).

Высказывают свое мнение, свои предложения, соглашаются или нет с одноклассниками, аргументируя это.

Слушают, записывают, дают согласие на подготовку презентаций и сообщений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Презентация к уроку "Деление клетки. Митоз." естествознание-5 класс

Понятие деления клетки митотическим способом...

Презентация к уроку на тему "Деление клетки.Митоз и мейоз" 9 класс

Почему у нас растут ногти и волосы,а у ящерицы отрастает новый хвост?...

Технологическая карта урока Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.

Предмет: биологияУровень образования: среднее общее образованиеТема урока: Жизненный цикл клетки: митоз и амитоз.Тип урока: комбинированныйФорма проведения урока: индивидуальная, групповая, самостояте...

Конспект урока "Деление клетки. Митоз"

СХЕМА  КОНСПЕКТА  УРОКА Деление клетки. Митоз...

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс

Конспект урока "Жизненный цикл клетки. Митоз" 9 класс, курс "Основы общих закономерностей". На уроке используется цифровой элемент обучения и тематический модуль....