Социалогический проект "Условные рефлексы Павлова в школе"
проект по биологии (8 класс) по теме
Работа посвящена изучению социума школы с точки зрения биолога и рефлекторной теории И.П. Павлова. В теме раскрыты самые распространненые рефлексы, которые вырабатываются за школьную жизнь и не только у детей, но и учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uslovnye_refleksy_v_shkole.rar | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые члены жюри, участники и гости конференции! Предоставляю вашему вниманию социологическое исследование, целью которого стало получить объективные данные о рефлексах в изучаемой социальной среде и отразить реальную действительность школы. Тему временно не называю, т.к. хочу узнать – знаком ли вам портрет данного человека, который висит в любом кабинете биологии, а при этой картинке многим сразу становится понятно – рефлексы животных, которые изучал Иван Петрович Павлов.
Рефлексы у разных животных изучались давно и в биологии представлены широко, а я решила изучить их в школе. Ведь школа – это отдельное государство со своим гербом, гимном, правлением и уставом, правилами и порицанием. И поэтому тема моей исследовательской работы «Рефлексы Павлова в школе».
Значимость моей работы показать особенные школьные рефлексы ребят и как они отражаются в этом особенном государстве.
Задачи, поставленные мной:
1. Изучить информационные источники по теме.
2. Выделить методы изучения и определиться с целевой аудиторией, участвующей в социологическом опросе.
3. Выявить возможности активные рефлексы.
4. Анализ и сопоставление данных исследований, и выводы к диаграммам.
Свою работу я разделила на следующие блоки: 1- информационный 2- исследовательский 3- аналитический.
В основу работе помогли следующие методы: 1- статистический (диагностика, анализ – расчленения информации на составные части, синтез – метод изучения объекта в его целостности и взаимной связи его частей). 2- наблюдение, 3- эксперимент.
Начнем с 1ого блока – информационный –это сбор информации из различных источников и адаптация для себя понятий. Я столкнулась с 1-ым противоречием, источников о рефлексах очень много: о них защищают диссертации доценты, профессора пишут статьи, студенты- дипломы. И в основном физиология рефлексов. НО я не смогла найти конкретной информации о наших с вами условных рефлексах, которая вырабатывает за 11 лет школа. И это подтолкнула меня к данной работе.
Итак – основные напоминания о рефлексе:
Павлов – получил нобелевскую премию за эксперименты с рефлексами
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель, контролируется ЦНС
Рефлексы делятся на безусловные (с рождения) и условные (приобретенные)
Сеченов продолжил работу о рефлексах головного мозга.
Экспериментальным путем Павлов доказал, что рефлекс состоит из: условия, которое создает человек или среда, раздражителя и закрепления.
Как рефлекс вырабатывается:
Выбирается действующий раздражитель, который вызывает очаг возбуждения в определенной зоне ГМ – это вызывает сильное возбуждение и возникает временная связь и в результате образуется импульс, то есть рефлекс. Вы спросите, почему временная, да потому что необходимо многократное повторение, чтобы рефлекс выработался до автоматизма. Но если в некоторых рефлексах человек не нуждается, то наступает естественное торможение и он исчезает.
Итак, делаем выводы по информационному блоку:
Условные рефлексы - реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта». Носят приспособительный характер, что делает поведение наиболее пластичным, приспособленным к конкретным условиям среды. Условные рефлексы индивидуальны и имеют сигнальный характер: на слабый раздражитель – не вырабатываются; на сильный – вырабатывается охранительное торможение, например: писать к/р в душном классе.
Блок 2- исследовательский: статистика – упрямая вещь, как и факты. Анкетирование было анонимное, что ответы были более объективными и правдивыми. Для большей объективности необходимо было набрать многочисленную аудиторию. В нем участвовало ___ учащихся от 9 лет до 18. Я постаралась максимально конкретизировать информации и вот что получилось.
Каждому рефлексу присвоила номинацию и распределила их по значимости. Готовы услышать их?
Итак, как вы думаете - какой самый сильный рефлекс работает 100% у ребят в школе и занимает 1 место? (Звонок) куда на урок или с урока? Ответ был предсказуем, т.к. мы из одного государства – школа. Его называют – старт-рефлекс.
Вопрос звучал так: ваши ощущения на звонок с урока? Обратимся к диаграмме.
Вы видите на слайде- побеждает ответ: радость, что все закончилось, наконец – то. Значит действительно: звонок есть биологическая возможность организма отдохнуть и перестроиться на другой урок, хотя и есть ребята, для которых звонок – ничего.
Рефлекс – пища схема рефлекса: 11.00 → слюна → столовая, рефлекс работает у всех, независимо идет кушать в столовую или нет. Бывает часто, что хочется, есть, а денег – нет, тогда и срабатывает рефлекс торможения или можно сказать: когда затягиваешь пояс, желудок становится ближе к сердцу. Но я делаю другое умозаключение: умственная работа расходует энергию и есть необходимость растущему организму ее максимально восполнить.
Немаловажным оказалось для ребят рефлекс - Чувства локтя. Настоящий друг - это тот, кто войдет в вашу дверь... даже если весь мир вышел из нее. Хотя и бывает ложное представление: Самые близкие люди на контрольной - это люди с твоего варианта. Ведь действительно с другом легче. Общение и поддержка - это и необходимость утвердиться в коллективе.
Как вы думаете, какой следующий? Отпросилка! И здесь я столкнулась с двумя противоречиями. С одной стороны уходить с урока с «деланным лицом о помощи» безответственно и этим часто пользуются ребята неуспешные в учебе. С другой стороны - 2- биологическая утомляемость, которая несет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе. Оказалось, всего 15 % ребят пользуются этим рефлексом. Цель обмана проста, как о обо этом сказал Корчак: «Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых». Ведь взрослые тоже отпрашиваются с работы.
А для самых-самых можно повесить объявление: "Специально для любителей прогулять школу: Приглашаем на курсы повышения температуры!"
Пакость «И у безусловных вредителей есть условные рефлексы» Чуть ли не каждый может узнать по этим снимкам свою школу – так бывает и мы должны признать это как факт, не требующий доказательств. Вопрос почему дети рисуют на партах? По диаграмме видно, что это зачастую пишут от нечего делать 50 % или самовыражения12% . Учащиеся от 9 до 15 лет имеют потребность себя выразить любыми способами в минуты затишья или паузы на уроке.
Рефлекс, которого не знали наши родители в школе- нового поколения занимает все больше учебного времени на переменах и порой и на уроках. По моим наблюдениям: телефон, наушники в ушах, планшет на уроке используют 50% ребят 7-11 классов.
Кто на уроке не пользовался такими видами этого рефлекса! Практически все, особенно когда надо что-то подтвердить вслух и всем сразу. Это рефлекс -Толпа . Его можно разделить на виды: Слуховая ОДИН СКАЗАЛ, ДРУГИЕ ПОДТВЕРЖДАЮТ, Визуальный ДА, ОН ЭТО УЖЕ ПОКАЗАЛ, Тактильный УДАРИЛ ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ. Ведь толпою легче – одного не видно!
Но мы пошли дальше, информационный рефлекс толпы самый мощный. Источники СМИ нам пророчили конец света 21 декабря. Накануне с 19 по 20 декабря провели анкетирование старшеклассников с целью выявить эмоциональный настрой на события. Выяснилось, что ребята настроены позитивно и в такое не верят 100%. Позитивно настроенный челок реже подвержен стрессу. Мы уже точно знаем, что ничего не случилось, но накануне воздух был напряжен.
Я конечно в работе умолчала о некоторых «-» рефлексах, но эксперимент провела с дальнейшим опросом технического персонала в школе: чище ли стало, когда повесили призывы в определенных местах? Незначительно! Значит, еще долгая предстоит работа наработки культурного поведения. Я не могу сказать, что я воин за чистоту в школе, но очень хотелось, проводя в школе 8 часов, видеть, что «-» условные рефлексы можно изменять к лучшему!!!
Мне стало интересно, а есть ли рефлекс школьного характера у родителей и учителей?
Для учителей тоже звонок имеет значение – переключиться или уладить какие-либо дела. Столовая – проверить, кто поел. Пакость: «Ну, что это такое!!!!!!!!!»
Родительские рефлексы не обладают большим разнообразием: прохладно: Как дела в школе? Заинтересовано: Что сегодня получил? Угрожающе: Дай дневник! И это многообещающее- Опять!
3ий блок- аналитический - мои размышления и анализ проделанной работы с последующими выводами. Базой получения данных являются наблюдения, анализ социологического опроса и эксперимент. Если обратимся к диаграмме, то можно выявить следующие закономерности:
1- для младших ребят – звонок больше необходим как отдых, в среднем звене – это радость, а для старшего звена больше как снятие напряжения.
2- Столовая не столь важна для старшеклассников и возможно это и есть причина возрастания ЖКЗ.
3- Отпроситься без уважительной причины или уйти с урока пользуется популярность у среднего звена, младшие ребята - редко, а старшие - в основном для необходимых дел.
4- Особенное «писательство» на парте проявляется у подростков среднего звена для развлечения, самовыражения или от нечего делать на уроке, и явно снижено у младших, т.к. он постоянно сидит за одной партой и четкий контроль учителя, а старшеклассники считают, что это баловство, из которого они выросли. Позвольте им поверить.
5. Общение с другом, «ощущения локтя», поддержка очень важна, как у младших ребят, так и старшеклассников. В среднем звене часто идет пересмотр старых и выбор новых отношений.
На основании выбранных мною методов исследования я пришла к следующим умозаключениям. И выделила общие выводы к работе:
1. Все исследуемые рефлексы условны и по наследству не передаются, но формируют адаптивность и отношения в «школьном государстве»
2. На рефлексы должны быть соответствуюёёщие стимулы, которые вызовут адекватную реакцию.
3. На каждый сигнал вырабатывается торможение. Такие как например – поднять руку в старших классах редко используется.
4. Рефлексы зависят от «возрастной зрелости» мозговой коры, предыдущей подготовки и степени утомления организма. У старшеклассников изменяются из-за повышенной ответственности и сознательного отношения к учебе.
Вы могли бы меня спросить, почему я не сравнила скорость образования рефлексов собаки в работе Павлова и учащихся школы, но вы же понимаете, ни какая скорость не научит собаку читать меню, или человеку найти след по запаху. (может не надо?)
Чему научила меня работа: грамотного проведения и анализу соцопроса, анализу, изучение и построение диаграмм.
Перспективы моей работы: я подумала: соответствует ли полезность собранной информации моим умственным затратам? Да и еще раз да! По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков.
А окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе
Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....
Доклад по теме: Организация рефлексии на уроках в школе"
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорр...
Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе
Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе...
Рефлексия учебной деятельности в начальной школе.
Сегодня необычайно важно формирование регулятивных универсальных учебных действий, а именно: умение спланировать свою учебную деятельность, организовать ее, а также суметь оценить результаты этой деят...
ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния....
Выступление на педагогических чтениях:"Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе".
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока....