Методы цитологии. Клеточная теория
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Газизуллина Юлия Искандаровна

Данная разработка урока для учащихся 10 класса по программе Н. И. Сонина предполагает использование личностно-ориентированного подхода, позволяющего посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка.  Материал предлагался проблемно, что позволяло каждому ученику высказывать свое мнение.

Разработка уроков включает: цель урока, учебные задачи в личностном, метапредметном и предметном направлениях; подробно представлены этапы урока, деятельность учителя и деятельность ученика, предметные учебные действия, подведение итогов (рефлексия), домашнее задание, использованные электронно-образовательные ресурсы. Урок позволяет использовать ряд приёмов, способствующих саморазвитию учащихся: выступление учащихся со своими докладами, игра «черный ящик»; групповая работа с картами-инструкциями, самостоятельная работа обучающего характера с проверкой в классе (работа с тестовыми заданиями из ЕГЭ).

Урок апробирован в 10 классе в 2013 учебном году, отзывы учащихся были положительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_tsitologii._kletochnaya_teoriya_10_klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Клеточная теория строения живых организмов.

Название УМК Захаров В.Б., Сонин Н.И. Предмет Общая биология

Класс 10

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Цель урока: познакомить учащихся с историей становления клеточной теории.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия;
  2. Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
  3. Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
  4. Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

Развивающие:

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;
  2. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать умение работать в группах;
  2. Сформировать навыки самостоятельной работы;
  3. Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.

Оборудование: презентация «Клеточная теория», портреты ученых, доклад учащихся в виде презентации; микроскоп и микропрепарат растительных и животных клеток; раздаточные листы; таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».

Методы и методические приемы:

  • Беседа по предыдущим темам;
  • Рассказ с элементами беседы по новой теме с использованием мультимедийного оборудования;
  • Работа в группах (по рядам);
  • Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Ход урока.

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

1 мин.

Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.

беседа

фронтальная

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

II. Целеполагание

3 мин.

Слайд №1 Звучит музыка Вивальди «Времена года».

Слайд №2 Вопросы:

-Как называется наука о клетке?

-Почему клетку принято считать единицей всего живого?

Слайд №3-4 Сообщение темы и формулирование цели урока.

Проблемный диалог.

Фронтальная

-Послушаем музыку  «Времена года». И здесь вы видите одну из прекрасных картин природы голландских пейзажистов XVII века. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы и совершили переворот в воззрение  на строение живых организмов. Как вы думаете, что это за открытие?

Задает вопросы.

 Выслушав, уточнив и исправив ответы учащихся, озвучивает тему урока.

-Запишите тему сегодняшнего урока: «Клеточная теория строения живых организмов»

Способствует формулированию цели урока.

.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

-Клетки.

-Цитология.

- Клетка является единицей всего живого, так как она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражителя.

Формулируют образовательную цель урока: познакомится с историей создания клеточной  теории, ее основными положениями и значением.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками. 

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

III. Проблемное объяснение нового знания

12 мин.

Сообщения и презентация по теме «Клеточная теория» по теме:

Слайд №6-9

1.Зарождение понятий о клетке. Захарий Янсен. Роберт Гук.

Слайд №10-11

2. Антонио ван Левенгук. Возникновение клеточной теории. Роберт Броун.

Слайд №12-13, 14-15

3. Клеточная теория. Маттиас Шлейден. Теодор Шванн.

Слайд №16-17

4.Развитие клеточной теории. Карл Максимович Бэр. Рудольф Вирхов.

Слайд №18-21

5.Современные положения клеточной теории.

Слайд №22

6.Растительная и животная клетки.

работа со слайдами компьютерной презентации.

коллективная

Предоставляет слово учащемуся с докладом по теме «История изучения клетки».

-Давайте послушаем историю клетки. 

Слайд №5 Используя материалы презентации и доклад учащегося,  составьте таблицу.

-К 30-м годам XIX века накопилось немало фактов о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Кто же сделал это?

Слайд №14-15

-Найдите в тексте слайда    положения клеточной теории Шванна и Шлейдена.
Какое из этих положений неверно с современной точки зрения?

-А какой немецкий ученый установил это? Расскажет нам …

-Найдите в учебнике основные положения современной клеточной теории. Прочитайте их.

-Чем отличаются растительная и животная клетки?

Демонстрируют презентацию и рассказывают ее.

Находят и выдвигают различные гипотезы.

Работают с текстом учебника. Находят основные положения клетки на стр.180 и зачитывают их.

Сравнивают растительную и животную клетки.

Предметные:

Знание основных положений клеточной теории.

Познавательные: Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации, делать выводы, давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: осознание единства всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории.

Динамическая пауза

1 мин.

Проводит паузу.

Выполняют зарядку.

IV. Первичное закрепление

14 мин.

Игра в черный ящик.

Слайд №23

Инструктаж о работе с микроскопом.

Лабораторная работа «Демонстрация клеток под микроскопом»

Слайд №24-25

Слайд №26-27

Значение клеточной теории.

Работа с микроскопом.

Работа с микропрепаратами

коллективная

групповая

-Для подтверждения гипотезы проведем лабораторный эксперимент.

-Что находится в черном ящике, если известно, что это предположительно прибор позволил открыть клетку?

-Перед тем как приступить к работе с микроскопом, вспомним правила работы с ним.

Раздает раздаточные материалы.

- На основе анализа записей сделайте вывод: о чём свидетельствует сходство клетки растений и животных?

Слайд №26

- Как развивается клеточная теория в настоящее время? Где применимы знания о клетке?

Микроскоп

Перед началом работы проводят инструктаж о работе с микроскопом, класс в зависимости от численности делится на 3 или 6 групп. Каждая группа получает один из вариантов работы.

По результатам работы групп делают вывод о сходстве клеток.

Слайд №27

Отвечают на вопросы.

- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента,  искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);

 - генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита:  при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);

 - размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);

 - клонирование (генная инженерия);

 - искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.

Предметные:

Приведение доказательств отличия и сходства растительной и животной клеток. 

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Личностные: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание значения клеточной теории.

Регулятивные: действовать умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

умение работать в составе групп, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

V. Закрепление

6 мин.

Слайд №28-29

Работа с тестовыми заданиями из ЕГЭ.

Программируемый опрос

индивидуальная

- А теперь мы проверим, как вы поняли материал сегодняшнего урока? Выполните тестовую  работу.

-Исправьте ошибки и поставьте оценки, согласно критериям:

 “5”-  всё  правильно, “4”- одна  ошибка, “3”- две  ошибки, “2”- три ошибки.

Поднимите, пожалуйста, руки кто получил «5», «4», «3», «2»

Выполняют тестовые задания.

Обмениваются работами, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.

Регулятивные: Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Домашнее задание

1 мин.

Слайд №30

Прочитать параграф 5.5 учебника.

Выписать и выучить основные положения клеточной теории.

Найти другие методы изучения клетки.

Обязательный уровень

Особое задание

Фронтальная,

индивидуальная

Формулирует задание, комментируя его по необходимости.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

VI.Рефлексия

2 мин.

Слайд №31

Подведение итогов урока.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

самооценка

фронтальная

-Закончите предложение:

«Знания полученные на уроке мне необходимы…»

«Я получил полезную информацию о том, что…»

Затем, комментируя, выставляет оценки в журнал.

Урок завершен, успехов вам!

Продолжают.

Делают выводы урока.

Выставляют оценки в дневник.

Личностные: способность к самооценке своих действий, делать обобщения, выводы.

Приложение №1

Таблица «История изучения клетки»

Год

Ученый

Открытие

Приложение №2

Лабораторная работа «Изучение клеток растительной и животной клеток».

Инструктивная карта.

Цель работы: Познакомиться со строением растительной и животной клетки.

Научиться сравнивать их строение.

Оборудование: Микроскоп, микропрепарат “Кожицы чешуи лука”, микропрепарат крови.

1. Рассмотрим микропрепарат кожицы чешуи лука, сопоставьте увиденное с изображением растительной клетки под микроскопом и на таблице, впишите название органоидов в тетрадь.

2. Рассмотрите микропрепарат живой ткани, сопоставьте увиденное с изображением на таблице,   сравните с клеткой растений и выпишите в тетрадь основные органоиды клетки животного.

3. На основе анализа записей сделайте вывод: о чём свидетельствует сходство клетки растений и животных? Каковы их различия, о чём они свидетельствуют?

Тип клеток

Отличия

Сходства

Клетки растений

Клетки животных

Выводы:

Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы лука».

Инструктивная карта.

Цель работы: Познакомиться со строением растительной клетки.

Оборудование: Микроскоп, луковица, раствор йода, пипетка, покровные и предметные стекла.

1.      Снять пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую луковицы с внутренней стороны. Положить кусочек пленки на предметное стекло, капнуть пипеткой каплю раствора йода, накрыть покровным стеклом и рассмотреть при малом увеличении микроскопа.

2.      На препарате видны клетки вытянутой формы, тесно прилегающие друг к другу. В клетке можно видеть округлое ядро, окрашенное йодом в коричневый цвет.

3.      Рассмотреть препарат при большом увеличении. Найти  двухконтурную оболочку клетки и обратить внимание на ее толщину. Отметить зернистую структуру цитоплазмы. В ядре видны 1-2 ядрышка. В цитоплазме некоторых клеток  видны вакуоли.

4.      Зарисовать в тетради несколько клеток, обозначить: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

5.      На основе анализа своих записей и своих товарищей сделайте вывод: о чём свидетельствует сходство клетки растений и животных? Каковы их различия, о чём они свидетельствуют?

Выводы:

Лабораторная работа «Клетки клубня картофеля».

Инструктивная карта.

Цель работы: Познакомиться со строением растительной и животной клетки.

Научиться сравнивать их строение.

Оборудование: Микроскоп, клубень картофеля, раствор йода, пипетка, предметное и покровное стекла.

1.      Поместите соскоб  поверхности клубня картофеля на предметное стекло, добавьте каплю воды и накройте покровным стеклом. Рассмотрите под микроскопом.

2.      При малом увеличении видны сферические зерна крахмала. При большом увеличении видны крупные прозрачные клетки с тонкими  двухконтурными оболочками. В клетках находятся крахмальные зерна.

3.      Если нанести на край стекла каплю йода, крахмальные зерна окрашиваются в синий цвет.

4.      Зарисуйте 3-4 клетки, обозначьте: оболочку, крахмальные зерна.

5.      На основе анализа своих записей и своих товарищей сделайте вывод: о чём свидетельствует сходство клетки растений и животных? Каковы их различия, о чём они свидетельствуют?

Выводы:

Лабораторная работа «Клетки слизистой оболочки полости рта человека».

Инструктивная карта.

Цель работы: Познакомиться со строением растительной и животной клетки.

Научиться сравнивать их строение.

Оборудование: Микроскоп, стеклянная палочка, раствор чернил,  пипетка, предметное и покровное стекла.

1.     Кончиком стеклянной палочки взять соскоб с внутренней поверхности щеки человека. Размешать соскоб в капле раствора чернил на предметном стекле.

2.     Накрыть препарат покровным стеклом, рассмотреть под микроскопом.

3.     Найти клетки, отметить плоскую форму клеток, округлую форму ядра и зернистую структуру цитоплазмы.

4.     Зарисовать несколько клеток, отметить:  ядро, цитоплазму.

5.      На основе анализа своих записей и своих товарищей сделайте вывод: о чём свидетельствует сходство клетки растений и животных? Каковы их различия, о чём они свидетельствуют?

Выводы:

Приложение №3

Задания для закрепления материала (задания уровня А  ЕГЭ)

1. Впервые увидел и описал клетки растений:

1. Р. Вирхов

2. Р. Гук

3. К. Бэр

4. А. Левенгук

2. Усовершенствовал  микроскоп и впервые увидел одноклеточные  организмы …

1. М. Шлейден

2. А. Левенгук

3. Р. Вирхов

4. Р. Гук

3. Создателями клеточной  теории  являются:

1. Ч. Дарвин и А. Уоллес;

2.  Т. Шванн и М. Шлейден;

3.  Г. Мендель и Т. Морган;

4.  Р. Гук и Н. Грю

4. Клеточная  теория неприемлема для:

1. грибов и бактерий

2. вирусов и бактерий

3. животных и растений

4. бактерий и растений

5. Клеточное  строение всех живых организмов свидетельствует о…

1. единстве химического  состава

2. многообразии живых  организмов

3.  единстве  происхождения  всего живого

4.  единстве живой и неживой природы

ОТВЕТЫ: 1 – 2; 2 – 2; 3 – 2; 4 – 2; 5 – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "История изучения клетки. Клеточная теория"

Презентация к уроку "История изучения клетки. Клеточная теория", 10 класс...

Клеточная теория.

История открытия клетоной теории. Основные положения клеточной теории....

Методы цитологии. Клеточная теория.

Методы цитологии. Клеточная теория....

Методы цитологии. Клеточная теория.

Методы цитологии. Клеточная теория....

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс

Итоговая работа "«Биология как наука. Методы научного познания. Клеточная теория» 10 класс...

Клеточная теория. Методы изучения клетки.

Урок по теме "Клеточная теория. Методы изучения клетки"....

Биология 9 класс. Тестовые задания. Тема: Клетка. Положения клеточной теории. Типы клеточной организации. Строение клетки.

Тестовые задания предназначены для обучающихся 9 класса для подготовки к ОГЭ по биологии....