Тесты для подготовки к ГИА.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) по теме
Предлагаемые тесты позволят учащимся проверить свои знания по биологии, выявить проблемы, которые на консультациях можно отработать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_gia_v-1.docx | 27.26 КБ |
gia_9_kl.docx | 573.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная итоговая аттестация 9 класс. 1 вариант.
При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А24) обведите кружком
номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Классификацией живых существ на основе сходства и родства занимается наука
- зоология
- систематика
- цитология
- анатомия
А2. Плесневые грибы человек использует в
1) выпечке хлеба
2) силосовании кормов
3) получении сыров
4) приготовлении столового вина
А3. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют
1) клубнем
2) корнеплодом
3) корневищем
4) ягодой
А4. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш
4) осуществляется двойное оплодотворение
А5. Поступление кислорода в тело гидры происходит через
1) жаберные щели
2) дыхальца
3) клетки щупалец
4) всю поверхность тела
А6. Органами выделения у ракообразных являются
- почки
- мальпигиевы сосуды
- пара зеленых желез
- нет органов выделения
А7. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
1) строение передних конечностей
2) уровень обмена веществ
3) общий план строения
4) забота о потомстве
А8.Что из перечисленного является органом тела человека?
1) сердечная мышца
2) прямая кишка
3) реснитчатый эпителий
4) нефрон
А9. Нервные узлы в нервной системе человека относят к
1) периферическому отделу
2) центральному отделу
3) коре больших полушарий
4) подкорковым ядрам
А10. Какое соединение между костями черепа
1) подвижное
2) неподвижное
3) полуподвижное
4) суставы
А11. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем.
Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого
инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый
2) естественный приобретённый
3) искусственный активный
4) искусственный пассивный
А12. У птиц сердце
1) трехкамерное
2) двухкамерное
3) четырехкамерное
4) трехкамерное с неполной перегородкой
А13. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале
человека?
1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения стенки кишечника с пищей
А14. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже
человека?
1) защищает организм от ультрафиолетового излучения
2) служит резервным питательным веществом для клеток
3) способствует сохранению тепла организмом
4) укрепляет клетки кожи
А15. Где расположены рецепторы, позволяющие сохранять равновесие человеку?
1) полукружные каналы
2) гипоталамус
3) сетчатка
4) улитка
А16. В XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в
положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует
поставить на место пропуска?
1) характер
2) память
3) эмоция
4) потребность
А17. Дальнозоркость у человека корректируется с помощью
1) двояковогнутых линз
2) хирургической операции на сетчатке
3) специальных упражнений для глаз
4) двояковыпуклых линз
А18.Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет,
то кровотечение у пострадавшего
1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку
2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
3) артериальное, и необходимо наложить жгут
4) венозное, и необходимо наложить жгут
А19. Многие учёные считают археоптерикса ископаемой переходной
формой между древними
1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами
А20. Химические реакции в живых организмах протекают с участием
1) гормонов
2) ферментов
3) витаминов
4)углеводов
А21. Клетки всех царств живой природы имеют
- ядро и цитоплазму
- ядро и плазматическую мембрану
- плазматическую мембрану и цитоплазму
- цитоплазму и митохондрии
А22.Искусственные экосистемы, в которых осуществляется деятельность человека,- это
1) биоценозы
2) агроценозы
3) заповедники
4) экосистемы
А23. Из какого вещества в процессе фотосинтеза образуется кислород?
1) углекислого газа
2) хлорофилла
3) глюкозы
4) воды
А24.Рахит возникает при недостатке витамина:
1) А 2) D 3) С 4) В6
А25. С чего начинается рефлекторная дуга
1) вставочного нейрона
2) чувствительного нейрона
3) рецептора
4) рабочего органа
А26. В состав внутреннего уха входит:
1) слуховой проход;
2) улитка;
3) наковальня;
4) слуховая труба
А27. Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество
энергии увеличивается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть В. При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В2)
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они
указаны.
В1. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование одним шприцем
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки
В2. Оптическая система глаза состоит из
1) хрусталика
2) стекловидного тела
3) зрительного нерва
4) желтого пятна на сетчатке
5) роговицы
6) белочной оболочки
В3. Установите соответствие между признаком и классом животных, для
которого он характерен.
ПРИЗНАК КЛАСС
А) у части представителей в развитии имеется стадия куколки
Б) подавляющее большинство представителей – хищники
В) тело состоит из головы, груди и брюшка
Г) имеют одну пару усиков
Д) 4 пары ходильных ног
Е) на голове могут располагаться простые и сложные глаза
1) Насекомые
2) Паукообразные
В4. Установите последовательность малого круга кровообращения.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
А) левое предсердие
Б) движение крови по легочной вене
В) движение крови по легочной артерии
Г) обогащение крови кислородом в легких
Д) правый желудочек
Часть С запишите вначале номер задания, а затем ответ к нему. Дать развернутый ответ
С1. Что такое закаливание, факторы и правила закаливания
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны и исправьте их.
1.У человека два легких. 2. Они расположены в брюшной полости. 3. Они покрыты оболочкой - легочной плеврой. 4. Легкие образованы мышечной тканью. 5. Плевральная полость заполнена плевральной жидкостью. 6. В грудной клетке всегда высокое давление.
С3.Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности белок в лесу?
Ответы
Часть А Выбрать один правильный ответ ( за правильный ответ 1 балл)
- -2
- -1
- -4
- – 4
- – 4
- – 3
- – 1
- – 2
- – 1
- – 2
- – 2
- – 3
- – 4
- – 1
- – 1
- – 2
- – 4
- - 3
- – 2
- – 2
- – 3
- – 2
- - 4
- – 2
- - 3
- – 2
- - 2
Всего: 27 б
Часть В (за полностью выполненное задание 2 балла. Если одна ошибка, ставим один балл)
В1-В2 Выбрать три правильных ответа
В1:456 (2б)
В2:125 (2б)
В3 (Установить соответствие между объектом и процессом)
В3: 121121 (2б)
В4. Определить правильную последовательность
ВДВГБА (2б)
Всего: 8 баллов
Часть С
С1.
Закаливание- это способность организма быстро реагировать на изменение температуры окружающей среды.
Основными факторами закаливания является:
солнце (солнечные ванны),
воздух ( воздушные ванны, прогулки, сон при открытой форточке)
вода ( обтирание водой, обливание, купание, моржевание)
Правила закаливания:
- учет индивидуальных особенностей организма, постепенность, систематичность, комплексность (3б. если указаны все, если только два 2б, если 1 то 1б.)
С2. Ошибки в предложениях:
№2- Легкие расположены в грудной полости.
№4 – легкие не образованы мышечной тканью, они образованы легочными пузырьками
№6. В грудной клетке давление низкое (отрицательное)
(3б если все указана, если только указаны предложения где ошибки, но не исправлены, то ставим 1 балл)
С3. На повышение численности белок влияют следующие биотические факторы:
- Увеличение кормовой базы (урожай грибов, семян хвойных растений и т.д.)
- Сокращение численности хищников ( лисиц, куниц)
- Сокращение численности паразитов, микроорганизмов, вызывающих болезни белок. (3б. если указаны все 3 фактора, если 1 то 1б., если 2 то 2б)
Всего за часть С: 9 баллов Всего за работу : 43 балла
Перевод баллов в отметку:
36 - 43 балл---«5»
25 - 35 баллов--- «4»
- – 24 балла – «3»
0 -12 баллов – «2»
Предварительный просмотр:
Государственная итоговая аттестация (9 класс) 2 вариант
Часть А
А1. Наука о строении и функциях клетки называется:
- Эмбриология
- Цитология
- Генетика
- Морфология
А2. В процессе исторического развития животного мира на Земле начало млекопитающим дали древние:
1) птицы;
2) земноводные;
3) пресмыкающиеся;
4) земноводные и пресмыкающиеся.
А3. Химические соединения,молекулярные связи которых обладают большой энергией:
1) белки;
2) гликоген;
3) ДНК;
4) АТФ.
А4. Роль производителей органических веществ в биогеоценозах играют
1) бактерии
2) животные
3) грибы
4)растения
А5. Из названных позвоночных животных грудная клетка не развита у:
1) земноводных;
2) пресмыкающихся;
3) птиц;
4) млекопитающих.
А 6. Эритроциты, помещённые в 9%-ый раствор поваренной соли:
1) набухают и лопаются;
2) сморщиваются;
3) остаются без внешних изменений;
4) слипаются друг с другом.
А7, Хорошо выраженное межклеточное вещество характерно для ткани:
1) нервной;
2) мышечной;
3) соединительной;
4) эпителиальной.
А8. Ткани, участвующие в образованиикак растительного, так и животного организма:
1) соединительные;
2) покровные;
3) механические;
4) образовательные.
А9. Нервные центры, регулирующие деятельность дыхания, расположены в мозге:
1) промежуточном;
2) продолговатом;
З) среднем;
4) спинном.
А10. Яйцеклетка в семязачатке завязи пестика цветка оплодотворяется:
1) двумя спермиями;
2) ядром пыльцевого зерна;
3) генеративной клеткой пыльцевого зерна;
4) одним из спермиев, образовавшихся при делении генеративного ядра.
А11. В послезародышевом развитии изменения в строении кровеносной и дыхательной систем происходят у личинок:
l) хрящевых рыб;
2) костных рыб;
3) земноводных;
4) пресмыкающихся.
А12. Отличительной особенностью животных от растений является то, что они:
1) состоят из клеток;
2) перестают расти, достигнув зрелого возраста;
3) дышат кислородом;
4) поглощают воду и минеральные соли.
А13. В основе энергетического обмена лежит процесс окисления:
1) витаминов;
2) минеральных солей;
З) углекислого газа;
4) органических веществ.
А14. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначен правый желудочек?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А15. В организме человека соединение гемоглобина с кислородом происходит в капиллярах:
1) кожи;
2) легких;
3) печени;
4) стенок носовой полости.
А16. В состав среднего уха входит:
1) слуховой проход;
2) улитка;
3) наковальня;
4) полукружные каналы.
А17. В состав желудочного сока входит кислота
1) молочная
2) соляная
3) серная
4) уксусная
А18. Иммунитет, возникший после введения лечебной сыворотки, получил название:
1) естественный врожденный;
2) естественный приобретенный;
3) искусственный активный;
4) искусственный пассивный.
А19. Отношения между волком и лисицей в природе принято называть:
1) нахлебничеством;
2) хищничеством;
3)конкуренцией;
4) паразитизмом.
А20. Дизентерийная амеба - это обитатель:
1) наземно-воздушной среды жизни;
2) почвенной среды жизни;
3) водной среды жизни;
4) внутренней среды организмов.
А21. Многие шляпочные грибы в лесах образуют с корнями деревьев микоризу и:
1) ведут паразитический образ жизни;
2) вступают с деревьями во взаимовыгодное сожительство;
3) не приносят им ни пользы, ни вреда;
4) извлекают пользу для себя, не причиняя деревьям вреда.
А22. Для обогащения почвы азотом на полях выращивают:
1) тимофеевку и мятлик;
2) клевер и люцерну;
3) горчицу и дикую редьку;
4) ромашку лекарственную и ромашку пахучую.
А23. Характерное заболевание почек:
1) гастрит;
2) нефрит;
3) цирроз;
4) пневмония.
А24. Куриная слепота возникаетпри недостатке витамина:
1) А 2) D 3) С 4) В6
А25. Недостаток ростового гормона у человека и млекопитающих вызывает:
1) карликовость;
2) гигантизм;
3) акромегалию;
4) микседему.
А26. Рефлекторная дуга образована элементами в количестве:
1) 3 2) 5 3) 2 4) 6
А27. Исходными веществами для фотосинтеза являются
1) глюкоза и кислород
2) кислород и вода
3) белки и углеводы
4) углекислый газ и вода
Часть В
В заданиях Вl и В2выберите цифры только трех правильных характеристик.
В1. К признакам папоротниковидного растения относятся:
1) наличие корней ипобегов;
2) наличие ризоидов, стеблей и листьев;
3) мешочки со спорами образуются на нижней поверхности листьев;
4) коробочки со спорами образуются на верхушках женских особей;
5) послепрорастания спор образуются зелёные сердцевидныепластинки – заростки
6) после прорастания спор образуются ветвящиеся нити - предростки, а на них -почки.
В2. Железы внешней секреции:
1) Печень, железы желудка и кишечника;
2) щитовидная железа, гипофиз, надпочечники;
3) выделяют образующиеся в них вещества через выводные протоки;
4) не имеют выводных протоков;
5) выделяют секреты в полость или во внешнюю среду;
6) вырабатывают вещества, которые поступают непосредственно в кровь.
В3. Установите соответствие между видами тканей и их расположением в растении:
Виды тканей растений | Находятся в |
1) Основная | А) плодах |
2) Проводящая | Б) жилках листа |
В) лубе | |
Г) сердцевине | |
Д) мякоти листа |
В4. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:
А) Правое предсердие
Б) Левый желудочек
В) Аорта
Г) Внутренние органы
Д) Верхняя и нижняя полые вены
Е) Артерии
Часть С.
С1. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?
С2. Найди в тексте предложения с ошибками и исправь их.
- Головной мозг человека состоит из заднего, среднего и переднего мозга.
2. Продолговатый мозг отвечает за терморегуляцию. 3. Кора больших полушарий головного мозга человека состоит из белого вещества. 4. Она поделена на доли: лобную, теменную, затылочную и височные. 5. В затылочной доле находится зрительная зона. 6. В височной доле – двигательная зона.
С3. Для уничтожения насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений применяют ядохимикаты. Почему с помощью этого метода не удается полностью уничтожить насекомых-вредителей?
Бланк ответов
Ф.И. __________________________________ класс ______вариант ________
Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 |
А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | |||
Часть В
В1_____________
В2______________
В3
А | Б | В | Г | Д |
Часть С
С1
С2
С3
Ответы:
Часть А
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
2 | 4 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 |
А11 | А12 | А13 | А14 | А15 | А16 | А17 | А18 | А19 | А20 |
3 | 2 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 |
А21 | А22 | А23 | А24 | А25 | А26 | А27 | |||
2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 |
Часть В
В1 – 1,3, 5
В2- 1, 3, 5
В3
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
В4. Б, В, Е, Г, Д, А
Часть С.
С1. 1. Через потовые железы
- Через кровеносные сосуды
С2. Ошибки в предложениях: 2, 3, 6
2: в продолговатом мозге центры дыхания, кровообращения и пищеварения
3: кора больших полушарий образована серым веществом
6: в височной доле – слуховая зона
С3.
- Ядохимикаты действуют только на взрослых насекомых или их личинок. В почве или в другом укромном месте могут остаться яйца.
- Ядохимикаты действуют короткое время, насекомые могут быстро размножаться или переселиться из других мест.
- У насекомых возникает устойчивость против ядохимикатов в результате движущего естественного отбора
Экзаменационная работа
для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по БИОЛОГИИ
Вариант №1
Фамилия ______________________Имя ______________Отчество__________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания. Часть 1 содержит 25 заданий (А1–А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 3 задания (С1–С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе или бланке.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения
всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как
можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
К каждому из заданий A1 – A25 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
A1 Ученый хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
1) экспериментальным
2) генеалогическим
3) наблюдения
4) гибридологическим
A2 Вид организма можно определить по
1) форме и числу клеточных ядер
2) форме, строению и числу хромосом в ядре
3) наличию и числу пластид в клетке
4) строению клеточной мембраны и составу цитоплазмы
A3 Общим признаком для большинства клеток прокариотических и эукариотических организмов является наличие
1) оформленного ядра
2) наследственного аппарата
3) митохондрий
4) хлоропластов
A4В цитоплазме бактерий находятся
1) рибосомы, кольцевая хромосома, включения
2) ядро, рибосомы, лизосомы
3) митохондрии, рибосомы, пластиды
4) аппарат Гольджи, ядро, митохондрии
A5 Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
1) Хвощевидные
2) Голосеменные
3) Покрытосеменные
4) Моховидные
A6 Исходными веществами для фотосинтеза являются
1) глюкоза и кислород
2) кислород и вода
3) белки и углеводы
4) углекислый газ и вода
A7 Важнейшими особенностями земноводных являются
1) разделение крови на венозную и артериальную,холоднокровность
2) голая кожа, трехкамерное сердце и наружное оплодотворение
3) жабры, боковая линия, органы чувств
4) легкие, поперечно-полосатая мускулатура, передний мозг
A8 Представитель какого типа царства Животные изображен на рисунке?
1) Кишечнополостные
2) Хордовые
3) Членистоногие
4) Моллюски
A9Одну популяцию составляют
1) личинки комара в пруду
2) разные виды синиц в городском парке
3) рыжие тараканы в многоквартирном доме
4) рабочие пчелы в улье
A10О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека?
1) о происхождении человека от других хордовых
2) о развитии с неполным превращением
3) об изменчивости организмов в период развития
4) об отклонениях в развитии
A11 Вегетативная нервная система регулирует
1) сокращения скелетной мускулатуры
2) управление речью
3) координацию движений
4) постоянство внутренней среды
A12 Пострадавшему от укуса бешеной собаки вводят
1) обезболивающие лекарства
2) антибиотики
3) готовые антитела
4) ослабленных возбудителей болезни
A13На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначен правый желудочек?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
A14С какой целью производители зубной пасты добавляют в ее состав соединения фтора? С целью
1) воздействия на болезнетворные бактерии
2) придания зубам большей прочности
3) снижения кровоточивости десен
4) нормализации деятельности слюнных желез
A15 Нормальный уровень содержания глюкозы в крови НЕ регулируется гормонами
1) щитовидной железы
2) поджелудочной железы
3) надпочечников
4) половых желез
A16Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы
1) железа 2) калия 3) кальция 4) магния
A17 Рецепторы, воспринимающие звуковые сигналы, находятся в
1) барабанной перепонке
2) наружном слуховом проходе
3) коре мозга
4) улитке
A18Укажите пример условного торможения.
1) при виде яблока текут слюнки
2) спортсмен после соревнований идет спать
3) в ответ на удар боксер атакует соперника
4) невольник забыл родной язык
A19После приема антибиотиков врачи рекомендуют есть кисломолочные продукты потому, что они
1) усиливают действие антибиотиков в организме
2) активизируют деятельность пищеварительных ферментов
3) создают благоприятную среду для размножения бактерий кишечника
4) ослабляют действие вредных бактерий
A20 Роль производителей органических веществ в биогеоценозах играют
1) бактерии
2) животные
3) грибы
4) растения
A21 Целенаправленно созданное человеком сообщество называют
1) агроценозом
2) биогеоценозом
3) биосферой
4) биоценозом
A22 Роль клеточной теории в науке заключается в
1) открытии клеточного ядра
2) обобщении знаний о строении организмов
3) открытии клетки
4) выяснении механизмов деления клеток
A23 Открытие учеными ланцетника позволило подтвердить гипотезу о
1) существовании хордовых животных
2) единстве строения органического мира
3) приспособленности животных к жизни в водной среде
4) многообразии животных
A24 Структурной единицей почки является
1) нефрон
2) капсула
3) каналец
4) нейрон
A25Какой из методов лечения проводят врачи при лучевой болезни?
1) рентгенотерапию
2) вакцинацию
3) пересадку красного костного мозга
4) лечение антибиотиками
Часть 2
При выполнении задания B1 выберите три верных ответа из шести. Обведите номера верных ответов и запишите выбранные цифры в порядке возрастания в указанном месте.
B1Выберите три верных ответа из шести. Признаками покрытосеменных растений являются
1) приспособления к разным видам опыления
2) размножение спорами
3) двойное оплодотворение
4) присутствие вегетативных органов
5) наличие цветков и плодов
6) внешнее оплодотворение
Ответ:
B2Установите соответствие между признаком и форменным элементом, к которому этот признак относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А) имеет ядро на всех стадиях развития
Б) в зрелом состоянии ядра не имеет
В) способен к фагоцитозу
Г) способен к самостоятельному движению
Д) содержит гемоглобин
Е) придает крови красный цвет
ФОРМЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ
1) эритроцит
2) лейкоцит
Ответ:
А Б В Г Д Е
B3Установите последовательность процессов, вызывающих листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А) листопад
Б) пожелтение листьев
В) образование пробкового слоя у основания черешка листа
Г) уменьшение длины светового дня
Д) прекращение минерального питания листа
Ответ:
B4Вставьте в текст «КОЛЕБАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСОБЕЙ» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
КОЛЕБАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСОБЕЙ
Численность особей в популяциях непостоянна. Еепериодические колебания называются __________ (А). Ихзначение для эволюции состоит в том, что при ростечисленности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то ее __________ (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате __________ (В) из него могут исчезнуть особи с определенными __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) популяционные волны
2) борьба за существование
3) изменчивость
4) генофонд
5) естественный отбор
6) генотип
Ответ:
А Б В Г
Часть 3
Для ответов на задания этой части (C1 – C3) используйте отдельный лист (бланк). Запишите сначала номер варианта. Затем номер выполняемого вами задания (С1 и т.д.) и ответ к нему.
C1Объясните, почему маленьких детей следует одевать теплее, чем взрослых. Приведите два объяснения.
Экзаменационная работа
для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по БИОЛОГИИ Вариант №2
Фамилия_______________________ Имя______________________ Отчество______________________
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.
Часть 1 содержит 25 заданий (А1–А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного
ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа
зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 3 задания (С1–С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе или бланке.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения
всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как
можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
К каждому из заданий A1 – A25 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
A1 Селекция как наука решает задачи
1) сохранения биосферы
2) создания агроценозов
3) создания новых удобрений
4) выведения новых пород и сортов
A2Впрокариотических клетках есть
1) рибосомы
2) ядро
3) аппарат Гольджи
4) митохондрии
A3Любая клетка организма человека, содержащая ядро,
способна к
1) обмену веществ
2) сокращению
3) делению
4) проведению нервного импульса
A4 Клубеньковые бактерии, обитающие в корнях бобовых
растений, являются
1) симбионтами
2) автотрофами
3) конкурентами
4) паразитами
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 4
A5 Представители какого отдела царства Растения изображены
на рисунке?
1) Голосеменные
2) Моховидные
3) Покрытосеменные
4) Папоротниковидные
A6 Зеленые водоросли – это группа растений, образующая
систематическую категорию
1) семейство 2) отдел 3) класс 4) тип
A7Заразиться аскаридами можно,
1) искупавшись в стоячем водоеме
2) съев немытые овощи или фрукты
3) съев непрожаренное мясо
4) отравившись скисшим молоком
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 5
A8 Представитель какого типа царства Животные изображен на
рисунке?
1) Кишечнополостные
2) Кольчатые черви
3) Моллюски
4) Членистоногие
A9 Второй круг кровообращения появился у ближайших предков
1) земноводных
2) птиц
3) пресмыкающихся
4) хрящевых рыб
A10 Важнейшим социальным приобретением в эволюции
человека было
1) хождение на двух ногах
2) увеличение объема головного мозга
3) стереоскопическое зрение
4) добывание и использование огня
A11 Корой головного мозга у человека контролируется
1) чихание 2) кашель 3) ходьба 4) моргание
A12 Длительный иммунитет не вырабатывается против
1) кори
2) ветрянки
3) скарлатины
4) гриппа
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 6
A13В момент сокращения сердца максимальное давление крови
наблюдается в
1) правом желудочке
2) легочной артерии
3) верхней полой вене
4) левом желудочке
A14На рисунке изображена схема строения пищеварительной
системы человека. Какой буквой на ней обозначен орган,
вырабатывающий пищеварительный сок и гормоны
одновременно?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
A15 Накопление в организме мочевины говорит о нарушениях
функций
1) почек 2) сердца 3) легких 4) желудка
A16 Гладкие мышцы желудка сокращаются под влиянием
1) желез эндокринной системы
2) соматической нервной системы
3) вегетативной нервной системы
4) коры головного мозга
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 7
A17 Максимально усиливает звуковые колебания
1) жидкость улитки
2) наружный слуховой проход
3) слуховой нерв
4) система слуховых косточек
A18Какое из свойств характеризует условные рефлексы? Они
1) одинаковы у всех млекопитающих
2) у всех позвоночных животных одинаковы
3) индивидуальны для каждой особи вида
4) передаются по наследству
A19Для лечения какого нарушения строения скелета врач
предложит пациенту использовать супинаторы?
1) перелома
2) сколиоза
3) вывиха
4) плоскостопия
A20 Взаимовыгодные отношения между организмами
называются
1) конкуренцией
2) мутуализмом
3) паразитизмом
4) хищничеством
A21 Исходным источником энергии в биогеоценозе является
энергия
1) органических соединений
2) солнца
3) неорганических соединений
4) воды, ветра
A22В результате фотосинтеза в растениях образуются
1) белки и жиры
2) углеводы и кислород
3) углекислый газ и вода
4) вода и кислород
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 8
A23 Яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как
приспособление к жизни в условиях
1) жесткой конкуренции
2) водной среды
3) умеренного климата
4) жаркого климата
A24 Ранение, нарушившее герметичность плевральной полости,
приведет к
1) увеличению подвижности легких
2) торможению дыхательного центра
3) ограничению движения легких
4) избытку кислорода в крови
A25Какая особенность скелета характерна для человека, в
отличие от млекопитающих?
1) большой палец образует прямой угол со всеми
остальными
2) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно
3) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и
кисти
4) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим
пальцем
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 9
Часть 2
При выполнении задания B1 выберите три верных ответа из
шести. Обведите номера верных ответов и запишите выбранные
цифры в порядке возрастания в указанном месте.
B1Выберите три верных ответа из шести. Какова роль
дождевых червей в природе?
1) рыхлят почву
2) повреждают корни растений
3) улучшают дыхание корней
4) распространяют возбудителей заболеваний растений
5) перерабатывают перегной
6) подавляют развитие почвенных бактерий
Ответ:
B2Установите соответствие между железой и характеристикой,
которая ей соответствует. Для этого к каждому элементу
первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗА
А) недостаток вырабатываемого
гормона вызывает сахарный
диабет
Б) вырабатывает гормон инсулин
В) железа смешанной секреции
Г) вырабатывает гормон адреналин
Д) состоит из коркового и мозгового
слоя
Е) железа парная
1) надпочечник
2) поджелудочная
Ответ:
А Б В Г Д Е
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 10
B3В какой последовательности вы бы написали инструкцию по
работе с фиксированным микропрепаратом ткани? В ответе
запишите соответствующую последовательность букв.
А) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
Б) зажмите препарат лапками-держателями
В) положите микропрепарат на предметный столик
Г) глядя в окуляр, настройте свет
Д) медленно приближайте тубус микроскопа к
микропрепарату, пока не увидите четкое изображение
ткани
Ответ:
B4Вставьте в текст «ПОПУЛЯЦИИ» пропущенные термины из
предложенного перечня, используя для этого цифровые
обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов,
а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту)
впишите в приведенную ниже таблицу.
ПОПУЛЯЦИИ
В популяциях происходит __________ (А), который
обеспечивает выживание наиболее приспособленных к
условиям среды особей. Генетической основой этого
процесса является __________ (Б). Конкуренция между
особями в популяциях за ресурсы среды приводит к
__________ (В), которая особенно обостряется в популяциях с
__________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) наследственность особей
2) естественный отбор
3) наследственная изменчивость особей
4) стабильность численности особей
5) избыточная численность особей
6) борьба за существование
Ответ:
А Б В Г
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 11
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ
В медицинской практике используют следующие методики
переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотранс-
фузию.
Наиболее распространенный метод – непрямое переливание
цельной крови и ее компонентов. Кровь и ее компоненты обычно
вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью
специальной аппаратуры непосредственно от донора больному
внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при
внезапной массовой кровопотере, в случае отсутствия
свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае
переливают только цельную кровь без консерванта.
Аутогемотрансфузия – переливание собственной крови,
заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При
этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и
приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента,
исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови,
переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к
аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и
невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у
больных с нарушениями функции печени и почек; противопоказа-
ния – воспалительные процессы, сепсис, поражение печени и почек.
Переливание цельной крови представляет определенную
опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови –
эритроцитов, реципиент получает ненужные для его организма
разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела,
которые могут явиться причиной осложнений.
Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови
остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и
лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки
крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено
внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания, в
зависимости от дефицита, отдельных клеточных или белковых
фракций крови.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (C1 – C3) используйте
отдельный лист (бланк). Запишите сначала номер варианта.
Затем номер выполняемого вами задания (С1 и т.д.) и ответ к
нему.
C1Объясните, почему одежда человека должна быть свободной,
но не слишком длинной и широкой.
Прочитайте текст «Современные методики переливания крови»
и выполните задания C2, C3.
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
Биология. 9 класс Вариант 945 - 12
C2Прочитайте текст. Заполните в таблице «Современные
методики переливания крови» графы, обозначенные
цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу не
обязательно. Достаточно записать номер графы и
содержание пропущенного элемента.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВУХ
МЕТОДИК ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ
Признаки для
сравнения
Прямое
переливание
крови
Аутогемотрансфузия
Кто при перели-
вании является
реципиентом?
Посторонний
человек с под-
ходящей
группой крови
1
В каком случае
прибегают к та-
кой форме пере-
ливания?
2 Наличие редкой группы
крови, невозможность под-
бора доноров. Операции у
больных с нарушениями
функций печени и почек
3 Консерванты в
состав не вхо-
дят
Консерванты в состав вхо-
дят
C3Используя содержание текста «Современные методики
переливания крови» и знания курса, ответьте на следующие
вопросы. Дефицит каких элементов крови при анемии,
вызванной большой потерей крови, будет восполняться в
первую очередь? Какие особенности крови человека
учитываются при ее переливании?
© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ_____________________________________________________________________________________________________________________
Итоговое тестирование 9 класс 2 вариант
Часть А
А 1. Белки в клетке синтезируются:
1) в цитоплазме;
2) в лизосомах;
3) на рибосомах;
4) в комплексе Гольджи.
А2. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:
1) гормональную;
2) сигнальную;
3) ферментативную;
4) информационную.
А3. Почему бактерии выделяют в особое царство:
1) у бактерий нет оформленного ядра, митохондрий;
2) клетка бактерий не имеет цитоплазмы и рибосом;
3) среди них есть только одноклеточные формы;
4) они являются возбудителями заболеваний.
А4. Растения, грибы, животные - это эукариоты, так как их клетки:
1) содержат хлоропласты;
2) не делятся митозом;
З) имеют оформленное ядро;
4) гетеротрофы.
А5. В современной системе животного мира моллюски относят к:
1) подцарству;
2) типу;
З) классу;
4) отряду.
А6. Растения, как правило, запасают вещества, богатые энергией, в форме:
1) гликогена;
2) глюкозы;
3) крахмала;
4) липидов.
А 7.К типу кишечнополостных относятся:
1) медузы;
2) слизни;
3) пескожилы;
4) дождевые черви.
А8. Клубень картофеля – это:
1) видоизмененный подземный побег;
2) плод;
3) видоизмененный корень;
4) корневая шишка.
А9. Щитовидная железа вырабатывает гормон:
1) вазопрессин;
2) инсулин;
3) тироксин;
4) тестостерон.
А 10. Бактерии -симбионты обитают в норме в:
1) пищеводе;
2) желудке;
3) печени;
4) толстом кишечнике.
А 11. У сосны отсутствуют:
1) плоды;
2) семена;
3) пыльцевые зерна;
4) семязачатки.
А12. Белки, вырабатывающиеся в организме при проникновении в него бактерий или вирусов, выполняют функцию:
1) регуляторную;
2) сигнальную;
3) защитную;
4) ферментативную.
А13. К одноклеточным организмам, сочетающим в себе признаки животных и растений, относится:
1) амеба;
2) эвглена;
3) малярийный паразит;
4) радиолярии.
А14. Корень, растущий от стебля или листа, называется:
1) главным;
2) боковым;
3) придаточным;
4) добавочным.
А15. Начальным отделом тонкого кишечника является:
1) слепая кишка;
2) желудок;
3) тощая кишка;
4) двенадцатиперстная кишка.
А 16. У большинства млекопитающих в шейном отделе позвоночника:
1) 6 позвонков;
2) 7 позвонков;
3) 9 позвонков;
4) 12 позвонков.
А 17. Животные не создают органические вещества из неорганических, поэтому их относят к:
1) автотрофам;
2) гетеротрофам;
3) прокариотам;
4) хемотрофам.
А 18. Самая крупная железа в организме человека:
1) поджелудочная;
2) слюнная;
3) печень;
4) надпочечники.
А 19. К классу паукообразных из названных животных относятся:
1) клещи;
2) мокрицы;
3) креветки;
4) богомолы.
А20. Органы выделения у насекомых представлены:
1) почками;
2) легочными мешками;
3) зелёными железами;
4) мальпигиевыми сосудами.
А21. Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:
1) ионы железа;
2) ионы хлора;
3) аскорбиновая кислота;
4) ионы кальция.
А22. В головном мозге млекопитающих наиболее развит:
1) мозжечок;
2) полушария переднего мозга;
3) средний и промежуточный мозг;
4) продолговатый мозг и мозжечок.
А23. Сердце у птиц:
1) четырехкамерное;
2) трехкамерное с перегородкой желудочка;
3) трехкамерное без какой-либо перегородки в желудочке;
4) двухкамерное.
А24. Витамин С в значительных количествах содержится в:
1) капусте;
2) белом хлебе;
3) молоке;
4) печени.
А25. Кровь является примером ткани:
1) нервной;
2) эпителиальной;
3) соединительной;
4) мышечной.
26. Мельчайшими кровеносными сосудами являются:
1) капилляры;
2) вены;
3) артерии;
4) лимфатические сосуды.
А27. Какую роль в организме выполняет инсулин:
1) регулирует уровень сахара в крови;
2) повышает частоту сердечных сокращений;
3) влияет на содержание кальция в крови;
4) вызывает рост организма.
А28. Каменный уголь образовался из:
1) костей древних животных;
2) покрытосеменных растений;
3) папоротникообразных растений;
4) железных руд.
А29. Ферменты являются:
1) белками;
2) липидами;
3) углеводами;
4) аминокислотами.
АЗ0. Наружный покров у членистоногих образован:
1) рогоподобным веществом;
2) минеральными солями;
З) известью и красящими веществами;
4) органическим веществом хитином.
АЗ1. Все органоиды клетки расположены в:
1) цитоплазме;
2) комплексеГольджи;
3) ядре;
4) В ЭГIС.
А32. Какую функцию выполняет корневой волосок?
1) всасывающую;
2) защитную;
3) покровную;
4) проводящую.
АЗЗ. Желчь образуется в:
1) желчном пузыре;
2) железах желудка;
3) клетках печени;
4) поджелудочной железе.
А34. Прививочная сыворотка содержит:
1) яды, выделяемые возбудителями;
2) ослабленных возбудителей;
3) готовые антитела;
4) убитых возбудителей.
А35. Чтобы обеспечить доступ кислорода к корням растений, почву надо:
1) удобрять солями кальция;
2) удобрять азотными солями;
3) рыхлить после полива;
4) рыхлить до полива и во время полива.
А36. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:
1) транспорта веществ;
2) внутренней среды;
3) фотосинтеза;
4) осуществления связи между ядром и органоидами.
АЗ7. Заболевание СПИДом может привести к:
1) повышенному содержанию холестерина в крови;
2) полному разрушению иммунной системы;
3) повышенному содержанию сахара в крови;
4) уменьшению эритроцитов и гемоглобина в крови.
АЗ8. Мономером белков являются:
1) аминокислоты;
2) нуклеиновые кислоты;
З) углеводы;
4) липиды.
АЗ9. Растения, у которых две семядоли в семени, стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, относятся к отделу и классу:
1) голосеменных, хвойных;
2) покрытосеменных, однодольных;
3) покрытосеменных, двудольных;
4) однодольным растениям.
А40. Шины накладывают при переломах:
1) костей черепа;
2) рёбер;
3) позвонков;
4) костей голени.
А41. Насекомые дышат при помощи:
1) воздушных мешков;
2) лёгких;
3) трахей;
4) лёгочных мешков.
А42. Хлоропласты в отличие от митохондрий есть в клетках:
1) грибов;
2) животных;
3) водорослей;
4) всех бактерий.
А43. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань:
1) эпителиальная;
2) нервная;
3) соединительная;
4) гладкая мышечная.
А44.Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате:
1) их поедания животными;
2) чрезмерного использования папоротников человеком;
3) понижения температуры и влажности воздуха;
4) повышения температуры и влажности воздуха.
А45. Над теорией иммунитета работал:
1) Мичурин И.В.;
2) Павлов И.П.;
3) Мечников И.И.;
4) Сеченов И.М.
А46. Человеку, имеющему повышенное давление, ставят диагноз:
1) гипотония;
2) гипертония;
3) малокровие;
4) лейкемия.
А47. Распространению клещевого энцефалита способствует:
1) чесоточный клещ;
2) паутинный клещ;
3) таёжный клещ;
4) ушной клещ.
А48. Только насекомые имеют ног по:
1) 2-3 пары;
2) 3 пары;
3) 4 пары;
4) 3-5 пар.
49. Лейкоциты по своему строению напоминают:
1) амёбу;
2) инфузорию;
3) нейрон;
4) эвглену.
А50. Земноводные дышат при помощи:
1) только кожи;
2) лёгких и кожи;
3) только жабр;
4) только лёгких.
А51. В коже млекопитающих имеются:
1) только сальные железы;
2) только потовые железы;
3) только молочные железы;
4) сальные, потовые, молочные и некоторые другие железы.
А52. Наибольшая скорость движения крови в сосудах в:
1) аорте;
2) венах;
3) капиллярах;
4) коронарных сосудах.
ЧастьВ
При выполнении заданий В1-В2 в бланке ответов записать номера 3-х правильных вариантов,а в ВЗ установить соответствие.
В 1. Близоруким людям необходимо использовать очки:
1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой;
2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки;
3) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов;
4) так как они плохо различают то, что расположено вдали;
5) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет;
6) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.
В2. Железы внешней секреции:
1) Печень, железы желудка и кишечника;
2) щитовидная железа, гипофиз, надпочечники;
3) выделяют образующиеся в них вещества через выводные протоки;
4) не имеют выводных протоков;
5) выделяют секреты в полость или во внешнюю среду;
6) вырабатывают вещества, которые поступают непосредственно в кровь.
В3. Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся:
1) фасоль;
2) пшеница;
3) рис;
4) соя;
5) кукуруза;
6) горох.
А- бобовые;
Б- злаки.
ЧастьС
При выполнении заданий необходимо закончить предложения в С1-С2. а в С3-С5 дать развёрнутый ответ на вопрос.
С1. Гортань на уровне 6-7 шейных позвонков переходит в трубку, состоящую из хрящевых полуколец, называемую. . .
С2. Симбиотическим организмом, состоящим из гриба и водоросли является. . .
С3. Почему человек теряет слух, если у него нарушены функции слухового нерва?
С4. Почему пищу надо тщательно пережёвывать?
С5. Чем клетки грибов отличаются от клеток растений? (перечислить не менее 3-х различий)
Итоговое тестирование (9 класс) 3 вариант
Часть А.
Аl. К органическим веществам клетки относится(ятся):
1) вода
2) хлорид калия
3) поваренная соль
4) углеводы
А2. Внутренняя среда клетки, обеспечивающая ее жизнедеятельность это:
1) ядро
2) вакуоль
3) цитоплазма
4) клеточная мембрана
А3. Цитоплазма клетки:
1) осуществляет связь между частями клетки
2) придает клетке форму
3) выполняет защитную функцию
4) обеспечивает поступление веществ в кровь
А4. К покровной ткани растений относится:
1) пробка
2) камбий
3) сосуды
4) пластиды
А5. У покрытосеменных растений(цветковых) листья НЕ имеют:
жилкование
1) сетчатое
2) волокнистое
3) дуговое
4) параллельное
А6. Укажите цифру, обозначающую соцветие подорожника:
А7. Плод пшеницы называется:
1) коробочка
2) семянка
3) зерновка
4) орешек
А8. Выделительную систему, представленную мальпигиевыми сосудами, имеет:
1) майский жук
2) речной рак
3) инфузория туфелька
4) большой прудовик
А9. Отделы опорно-двигательной системы позвоночных животных это:
1) кисть, кожа, сердце
2) легкие, кожа, плечо
3) плечо, предплечье, кисть
4) предплечье, аорта, бронхи
АI0. Орган позвоночных животных – это:
1) альвеола
2) почка
3) хрящ
4) эпителий
А11. Хитиновым покровом тела обладают:
1) моллюски
2) круглые черви
3) кольчатые черви
4) членистоногие
А12. Из крови голубя углекислый газ удаляется через:
1) жабры
2) трахеи
3) почки
4) легкие
А13. В организме обоеполых животных образуются:
1) мужские и женские половые клетки
2) только мужские половые клетки
3) только женские половые клетки
4) одинаковые по строению половые клетки, способные сливаться друг с другом
А14. В процессе фотосинтеза растения поглощают:
1) водород
2) углекислый газ
3) серу
4) кислород
А15. К царству грибов относится:
1) спирогира
2) инфузория-туфелька
3) спирохета
4) мукор
А16. Группа животных, включающая представителей только типа моллюсков:
1) жук, краб, кузнечик
2) слизень, перловица, беззубка
3) паук, краб, острица
4) кальмар, беззубка, пиявка
А17. К отделу цветковых растений (покрытосеменных) относится:
1) улотрикс
2) сфагнум
З) магнолия
4) лиственница
А18. К классу звери относится:
1) гадюка
2) варан
3) гриф
4) коза
А19. Представитель отряда китообразных - синий кит имеет зубы:
1) резцы, клыки, коренные
2) резцы, коренные
3) конические (100 - 240 шт.)
4) отсутствие настоящих зубов
А20. К классу однодольных растений относится:
1) мятлик
2) роза
3) паслен
4) арбуз
А21. Папоротниковидные относятся к:
1) цветковым растениям
2) голосеменным растениям
3) высшим растениям
4) низшим растениям
А22. Грибы размножаются:
1) частью стебля
2) семенами
3) частью корня
4) спорами
А23. Для лишайников характерно:
1) наличие стеблей
2) размножение семенами
3) цветение один раз в год
4) поглощение воды всей поверхностью тела
А24. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:
1) человек
2) малый прудовик
3) крупный рогатый скот
4) комар
А25. Яйцеклетка у кукушкина льна созревает в специальном органе (архегонии), формирующемся:
1) на верхушке побега женской особи
2) на листьях в средней части побега
3) на тонкой зеленой нити (протонеме)
4) в основании побега женской особи
А26. Половые клетки делятся в организме человека:
1) митозом
2) не делятся
3) мейозом
4) прямым делением
А27. В процессе исторического развития семя впервые появилось у:
1) мхов
2) цветковых (покрытосеменных)
З) папоротниковидных
4) голосеменных
А28. Наука об ископаемых остатках организмов это:
1) палеонтология
2) сравнительная анатомия
3) эмбриология
4) биогеография
А29. Результаты эволюции это:
1) изоляция
2) сохранение признаков растениями
3) многообразие видов растений и животных
4) искусственный отбор
А30. Прямохождение человека привело к:
1) обострению слуха
2) уменьшению массы тела
3) появлению сводчатой стопы
4) выпуклой грудной клетки
А31. К абиотическому фактору относится:
1) влияние организмов друг на друга
2) влияние человека на рост растений
3) борьба за существование
4) состав почвы
А32. Взаимоотношения рыжего таракана и черного таракана - это пример:
1) симбиоза
2) паразитизма
3) конкуренции
4) хищничества
А33. Правильная пищевая цепь:
1) мальки рыб - водоросли - лягушка - аист
2) лягушка - водоросли - аист - мальки рыб
3) водоросли - мальки рыб - лягушка - аист
4) аист - мальки рыб - водоросли - лягушка
А34. Кисчерпаемым природным ресурсам относят:
1) солнечную радиацию
2) атмосферный воздух
3) воды мирового океана
4) животный мир
А35. К мышцам груди относится:
1) двуглавая
2) камбаловидная
3) икроножная
4) зубчатая
А3б. Импульсы от органа в мозг проводят:
1) чувствительные нейроны
2) двигательные нейроны
3) вставочные нейроны
4) чувствительные и двигательные нейроны
А37. Орган пищеварительной системы – это:
1) печень
2) трахея
3) гортань
4) аорта
А38. Внутреннюю среду организма образуют:
1) внутренние органы
2) полость тела
3) кровь, лимфа, тканевая жидкость
4) ткани, образующие внутренние органы
А39. Главные узлы автоматии сердца расположены в:
1) левом желудочке
2) правом желудочке
3) правом предсердии
4) левом предсердии
А40. Варикозное расширение веннижних конечностейнаиболеехарактерно для:
1) бегунов
2) пловцов
3) людей, стоящих у станка
4) гимнастов
А41. Функция носовой полости:
1) газообмен
2) прохождение воздуха
3) выделение
4) расщепление веществ
А42. Между тонкой кишкой и анальным отверстием находится:
1) желудок
2) ротовая полость
3) двенадцатиперстная кишка
4) толстая кишка
А43. Мочегонным свойством обладают плоды:
1) арбуза
2) вишни
3) клубники
4) сливы
А44. Нервные клетки, образующие нервную систему называются:
1) дендритами
2) медиаторами
3) аксонами
4) нейронами
А45. Поведение насекомых, основанное на последовательности рефлексов – это:
1) таксис
2) анабиоз
3) тропизм
4) инстинкт
А4б. Около мозолистого тела в коре больших полушарий находится зона
1) обоняния
2) зрения
3) устной речи
4) слуха
Задания А47 и А48 содержат более одного правильного ответа из предложенных.
А47. К заболеваниям органа зрения относятся
1) бельмо
2) «бери-бери»
3) рахит
4) конъюнктивит
5) отслоение сетчатки
А48. Заболевание человека вызывают организмы
1) малярийный плазмодий
2) карликовый цепень
3) белая планария
4) амеба обыкновенная
5) острицы
Часть В.
В1, В2 -установление соответствия;
ВЗ, В5-В7 - дописать определения;
В4 -установление последовательности.
В1. Установите соответствие между видами тканей и их расположением в растении:
Виды тканей растений | Находятся в |
1) Основная | А) плодах |
2) Проводящая | Б) жилках листа |
В) лубе | |
Г) сердцевине | |
Д) кожице листа |
В2. Установите соответствие между семействами растений и их характерными признаками:
Семейства | Признаки семейства |
1) Злаки | А) плод зерновка |
2) Лилейные | Б) луковицы, корневища |
В) стебель - соломина | |
Г) 02ТзП1 | |
Д) Л3+3Т3+3П1 | |
Е) плод ягода или коробочка |
ВЗ. Движение у позвоночных животных осуществляет _________ система.
В4. Определите правильнуюпоследовательность систематическихединиц животных:
1) отряд
2) семейство
З) класс
4) род
5) вид
6) тип
В5. Назовите структуру почки, в которой образуется вторичная моча, ________
В6. Материальной основой наследственности человека является_____________
В7. Заболевание человека - «стригущий» лишай – вызывают________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2.
Интерактивные тренажёры и тесты для подготовки к к ЕГЭ по русскому языку А1-А2. Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Задания тренажера имеют ссылки на сл...
тесты для подготовки к егэ
тренировочные тематические тесты по предмету для подготовки к егэ...
тесты для подготовки к егэ
тренировочные тематические тесты по предмету для подготовки к егэ...
Тесты для подготовки к ГИА
Этот материал я использую для подготовки к экзаменам....
Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)
Тест (примерный тест для подготовки к ОГЭ)...
Подготовка к ЕГЭ. Тест для подготовки к заданию №8 " Правописание безударных гласных в корнях слов".
Этот тест можно использовать на уроках подготовки к ЕГЭ. Он составлен с учётом спецификации и формулировок тестовой части ЕГЭ задания №*8....
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"
Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе....