классный час "Елочка в лесу живи"
классный час по биологии по теме

Полухина Любовь Ивановна

 

  • познакомить с разными видами хвойных деревьев (ель, сосна), с их ролью в природе и жизни человека;
  • убедить детей, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней;
  • развивать экологическую культуру учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon живи елка64.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЕЛОЧКА В ЛЕСУ ЖИВИ!»

Цели: 

  • познакомить с разными видами хвойных деревьев (ель, сосна), с их ролью в природе и жизни человека;
  • убедить детей, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней;
  • развивать экологическую культуру учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Новый год уже совсем близко. Елочка - символ и неотъемлемый атрибут этого радующего взрослых и детей праздника. Жаль, что многие пытаются приобрести этот "символ" путем самостоятельной вырубки деревьев в запрещенных местах. Этим они не только наносят ущерб природе, но и вредят себе накануне такого прекрасного события, ведь нарушителям леса может грозить не только штраф, но и уголовное наказание

      Новый год – любимый праздник взрослых и детей. Символом Нового года является ёлочка, и каждый человек старается принести лесную красавицу в дом. В нашем селе ёлочек растёт мало, и поэтому селяне вместо ели украшают сосны. Они вырубают их в лесопосадках, нанося этим огромный ущерб природе.

“Где и как празднуют Новый год?”

В Новый год сказка приходит в дом: в комнате вдруг появляется ёлка, да не просто зеленое деревце, а украшенное игрушками и мишурой чудо! В дом приходят волшебники: Дед Мороз и Снегурочка. Всё это создаёт необычайную сказочную атмосферу, делая праздник особо неповторимым и ожидаемым.

С незапамятных времён отмечают во всём мире этот праздник. Все радуются Новому году. А вот встречают его разные народы по-своему.

Обычай приносить в дом и украшать новогоднюю ёлку родился в Германии в XVII веке. Ну а ещё раньше обходились еловыми ветками.

В Германии уже украшали ёлку, а в России в то время праздновали Новый год 1 сентября. Торжественно отмечали этот день. На площади в Кремле царь восседал на престоле, окруженный боярами. А патриарх кропил собравшихся святой водой и поздравлял народ с Новым годом.

Только 1 января 1700 года по специальному указу царя Петра I Новый год стал в России зимним праздником. Тогда впервые все дома были украшены еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветками. В Москве палили из пушек и мушкетов, жгли костры на площадях, устраивали пышные фейерверки.

Новый год в Австралии начинается 1 января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки налегке – в купальных костюмах.

В Индии целых восемь дат, которые отмечаются как Новый год. Вот, например, есть такой день – Гуди Павда. Тут уж непременно надо отведать листьев дерева ним – ним. Ох! Какие же горькие и противные эти листья. Но, по старому поверью они оберегают человека от болезней и бед, обеспечивают, как говорится, сладкую жизнь.

В октябре Новый год приходит в Индонезию. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинили в прошедшем году.

Если вы под Новый год окажетесь в Италии, не подходите близко к стенам домов. Так уж повелось, что итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи – летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги…

Случается, что и громадный деревянный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Чем больше выбросишь вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесёт Новый год.

Кто-то ждет 1 апреля, кто-то дожидается 1 октября, кто-то 1 января. А эскимосы ждут, не дождутся, когда выпадет первый снег. Как выпал, так и наступил Новый год.

Новый год в Казахстане отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда просыпается природа. И называется этот праздник Наурыз. Но и по старой традиции празднуют Новый год 1 января.

А многое ли мы знаем о сосне?

      Сосна – это величавое и целебное дерево, достигающее порой сорокаметровой высоты.

      «Преизрядное от цинготных болезней лекарство»,- писал в 1785 году о сосновой хвое П.-С. Паллас. Во время своего путешествия по северу Сибири он сам не раз пил целебный хвойный настой, спасавший землепроходцев и мореходов от мучительной, смертельно опасной болезни, которую так и называли: «пагуба моряков». Тогда ещё никто не знал, что болезни вызывались отсутствием в организме человека жизнетворных веществ – витаминов, которыми богата хвоя. Но никого не удивляла её целительная сила. Казалось, иной хвоя и быть не могла – сосна всегда поражала людей своей жизнестойкостью. Латинское название сосны – «пинус», что значит – скала. Может быть она названа потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть, потому, что считали её твёрдой и не уязвимой, как скала. У сосны действительно твёрдый «характер». Это дерево способно выдерживать испытания, которые другим не под силу.

      Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и у других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.

      Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой плёнкой покрывает окрестные озёра и пруды. Шишечки поначалу и не заметишь среди хвоинок, они чуть больше булавочной головки.

      Семена сосны тоже летучие. Но они, конечно, больше и тяжелее пылинок. И чтоб держаться в воздухе, обзавелись специальными приспособлениями – крылышкам. На этих крылышках с помощью ветра они часто улетают далеко от материнского дерева. Им неважно, на какую почву попадут,- всюду приживутся. И появиться росточек, в котором трудно узнать будущую сосну,- стебелёк короче спички и не толще швейной иглы. Не вериться, что из такой крохотули поднимется дерево-великан. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.

      Как говорили в старину: «Где сосна взросла, там и в дело пошла». А дел для неё всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса. Из сосновых брёвен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы, служившие безотказно до полутораста лет. С каждым годом прибавлялось число «профессий» у сосновой древесины, она становилась всё более необходимой. Ведь сосна – это ещё крепёжный лес в шахтах, и телеграфные столбы, и шпалы, и мебель. Углублялись знания людей, а вместе с ними открывались и новые возможности древесины. Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе целлюлозу, искусственную кожу и шёлк, пластические массы… Это – из древесины. А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств и канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила – превратится в промокашку. Даже трудно перечислить всё, что получают из сосновой смолы. Не пропадает и кора сосны – она содержит дубильные вещества. Из сосновых семян получают ценное иммерсионное масло. И конечно, не забыты целительные свойства хвои. Как и встарь, она служит источником получения витаминов, всевозможных хвойных экстрактов и настоев. Ни одна частичка сосны не пропадает, всё идёт в дело. Даже сосновый воздух - драгоценность. У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, делать его здоровым. Поэтому с давних пор санатории для лёгочных больных стараются строить там, где много сосен.

     Вот такую пользу приносит это могучее дерево. И очень больно видеть, что после весёлых новогодних праздников по свалкам, вдоль дорог и у оврагов лежат в снегу никому не нужные, ещё вчера радовавшие нас молоденькие сосенки. Это происходит каждый год, и десятки сосен уничтожаются. А ведь сосна растёт очень медленно. Поэтому я хочу призвать всех жителей села: «Не губите «жизни» молодых сосенок! Они вырастут большими, могучими деревьями и будут радовать нас много лет, и приносить неоценимую пользу!»

Роль хвойных деревьев в природе и жизни человека.

1 ученик (читает стихотворение И. Токмаковой “Ели”):

Ели на опушке –
До небес макушки –
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки, -
У лесных ворот
Водят хоровод.

(Вешает табличку “Ель”.)

2 ученик (показывает рисунок елового леса):

Ель – тенелюбивое растение. В еловом лесу кроны деревьев переплетаются и плохо пропускают солнечный свет. Поэтому в таких лесах встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, кислица и другие. (вешает табличку “теневыносливое растение”.)

3 ученик (держит в руке ветку голубой ели):

Ель как любое другое зеленое растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому. К сожалению, лесные красавицы не могут расти в городах с грязным воздухом. Менее чувствительна к загрязнению голубая ель (показ веточки голубой ели, вешает табличку “очищает воздух”).

4 ученик:

Люди не только вдыхают свежий воздух, очищенный растениями, не только любуются красотой леса. Они используют древесину, полученную из ели, для производства, самых разных изделий.

Знаете ли вы, сколько лет надо расти ели, чтобы ее можно было с пользой применить? 100-120 лет.

Учитель:

- Изделий из древесины ели много, но остановимся на одном – необычном. (Звучит музыка – скрипка.)

- Какой инструмент прозвучал? (Скрипка.) (Учитель показывает инструмент и вешает табличку “скрипка”.)

- Правильно. Скрипку очень сложно изготовить, для этого подходят лишь немногие деревья, среди них – ель. Древесина ели белая, прочная, мягкая, а инструмент, изготовленный из нее дает хороший звук.

- У ели все идет в дело: и хвоя, и ветки, и кора, и даже пни.

Из хвои, например, делают муку для домашних животных (вешает табличку “мука для животных”). С помощью различных обработок из ели изготавливают шёлковую ткань (вешает табличку “шелковая ткань”).

Учитель:

- Не менее интересно и уникально другое хвойное дерево.

5 ученик: (читает стихотворение И. Токмаковой “Сосны”):

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.

(Вешает табличку “Сосна”.)

Учитель (показ картин или слайдов):

Где только не встретишь красавицу сосну с красноватым стволом и тёмно – зеленой хвоей! И в бору, где прямые стволы ее, как колонны в прекрасном здании, стройно высятся над лиловым вереском, и на песках, и над оврагами.

6 ученик:

Сосенки не боятся ни морозов, ни влаги, ни засухи, ни ветров. Но сосне нужен солнечный свет. Если семена сосны попадут под ель с её широкими лапами, проросшие сосенки не смогут выдержать постоянной тени и погибнут. Вот почему ель, попав в сосновый бор, выживает сосну.

(Вешает табличку “светолюбивое растение”.)

7 ученик:

Старые сосны отмирают, а молодые под елью не вырастают и через десятки лет вместо соснового леса остается один еловый. Но сосна поселяется и на новых открытых местах. Сосна живет 350 лет, достигая в высоту 35 метров. Известен случай, когда сосне было 584 года.

Учитель:

- Человек самым различным образом использует сосну. Ее сажают там, где нужно оказать противодействие вредным явлениям природы.

8 ученик:

Вдоль железных дорог сосенки задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.

(Табличка “не дают мелеть рекам”.)

9 ученик: (показывает рисунок корабля):

Высокие, тонкие, гладкие стволы сосен в течение многих столетий двигали бесчисленные корабли, поддерживая паруса, наполненные ветром.

10 ученик: (показывает рисунки телеграфных столбов):

Сосна -дерево – связист. Взгляни-ка на телеграфные столбы. Ведь они сделаны из сосны и не боятся ни жары, ни холода, устоят даже против сильного ветра.

(Табличка “мачты кораблей, телеграфные столбы”.)

11 ученик: (показывает янтарное ожерелье):

Из смолы древних хвойных деревьев образовался драгоценный янтарь, из которого делают красивое ожерелье.

(Табличка “янтарные ожерелья из смолы”.)

 Игра “Доскажи словечко”

Е. Благинина

Ёлка.

Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте.
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…. (Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от …. (ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …. (блестят!)
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки… (хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики, … (шары!)
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,… (снегурки!)
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед … (мороз!)
И, верхушки украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая … (звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как … (красива!)
И теперь зажглись на ней,
Сотни крошечных … (огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в … (пляске!)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех…
Поздравляю с … (Новым годом!)
С новым счастьем сразу … (всех!)

Народные поверья, связанные с елью


Ель — дерево, используемое в похоронных ритуалах, а также известное в качестве обрядового деревца. Относящиеся к Ели мифологические представления, и обряды получили Зимняя ель развитие преимущественно у восточных и западных славян. Согласно легендам, Ель укрыла Богородицу во время ее бегства с Христом в Египет или Христа, прятавшегося от чумы, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой.
На Украине еловые ветки (вместе с ветками шиповника и крапивой) втыкали в канун купальской ночи перед воротами, хлевом, в стреху крыши и другие места, чтобы уберечь скот от ведьм, свиней — от болезней.
Поляки при первом удое процеживали молоко через положенные крест-накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось. Еловые ветки широко использовались для защиты строений и культурного пространства от непогоды.
Ель — по грамматическому роду названий в славянских языках — по преимуществу дерево женское. Вероятно, именно с «женской» символикой Ели связан запрет сажать и вообще иметь около дома Ель, которая якобы «выживает» из дома мужчин.  

В Белоруссии Ель не сажали из опасения, что «в доме ничего не будет вестись», «ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома». Особенно избегали держать Ель у домов молодоженов, чтобы те не остались бездетными.

В России Ель могла быть священным деревом. Известны легенды о явлении на елях чудотворных икон и о постройке часовен и церквей в местах, где росли такие ели. В верованиях восточных славян Ель имеет отношение также и к области народной демонологии. Согласно владимирской быличке, домовой живет в большой сосновой или еловой ветке, подвешенной где-нибудь во дворе. Дети лесовых духов лежат в люльках, висящих на Елях и соснах, а дети русалок — под Елью. По елям черти водят проклятых и утащенных ими в лес детей, под Ель леший укладывает спать заблудившихся детей.


Большая крона до небес

Ёлка  мечтаний и чудес!

Ёлка любимица дней

Нет на свете зеленей.

           Когда осень к нам придёт

           Листва с деревьев упадёт

           А ель стоит, всё зелена

           Красавица лесов она!

Берегите природу люди

И про ёлку не забудьте

Охраняйте лес всегда

Не рубите никогда!

            Искусственные ёлки?

            Какие ж там иголки?

            Пусть не настоящие они

            Но живые ели не губи!

Не рубите  дети елки –

Для природы это вред.

Ведь на Новый год природе

Достаётся  больше всех.

                 Если любим мы природу,

                  Бережём её труды,

                  То на следующий год это

                   Принесёт свои плоды.

Наша ёлочка лесная,

Мы навек твои друзья.

Не порубим, не сломаем,

Не погубим мы тебя.

В снегу стояла ёлочка

В снегу стояла ёлочка-

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её !-

Так показалось ей.

Она была замечена, была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения-

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Да, рубить и наряжать елку к Новому году – это традиция. Но зародилась она очень давно, когда деревьев на планете было значительно больше, а людей – меньше, и когда Земля не задыхалась от недостатка чистого воздуха. Конечно, встреча Нового года – любимый и радостный праздник, а ёлка – символ этого праздника. Но ведь радость можно создать,  не принося вреда живому. Ведь символы мы можем смастерить сами, своими руками. А елочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой и выполняют бесценную работу – очищают нашу планету от последствий неразумных действий человека.

НЕ рубите её, а оставьте в лесу,-

Я вам запах еловый в горсти принесу,

А шаров разноцветных сверкающий звон

Пусть наполнит звучаньем хрустальный плафон.

Будут свечи, хлопушки, огни, серпантин

Ну, а елку мы сами в лесу навестим…

Погрустим в тишине, помечтаем о ней-

Там ,где россыпь иголок и множество пней.

«Из лесу елочку взяли мы домой. Бусы повесили, встали в хоровод…» А дальше? А дальше елочку  вместе с мусором отправляем в ближайший мусорный бак. Каждый год для праздничных забав губят миллионы зеленных красавиц. А надо ли? Если можно смастерить елочку из шишек, композиции из побегов тростника или камыша, украсив композицию елочными украшениями.

Приближается Новый год. Символом этого праздника является зеленая красавица, которую вы после 14 января выбросите. Возле наших домов будут опять образованы целые кладбища убитых лесов. Зачем? Ведь хвойные деревья растут десятки и более лет. Не лучше ли собрать деньги на искусственную елку, зато встречать новогодние праздники она будет с вами всю жизнь и перейдет по наследству. Или сделать букет из сосновых веток, который придает комнате аромат, а оригинальность композиции будет соответствовать вашим фантазиям.

Сберегите зеленую красавицу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем..."

Мой классный час занял 37 место из 144 в конкурсе "Самый классный классный час". Я очень рада!...

Классный час «Всё чем живем, начинается с мамы»

Классный час «Всё чем живем, начинается с мамы»...

Классный час "Сохраним леса России"

Привлечение внимания обучающихся к охране, изучению и восстановлению лесных насаждений....

Классный час День леса

На данном классном часе используется презентация, в которую необходимо добавить картинки по смыслу слайда....

Классный час о лесе

Данный классный час посвящен международному Дню леса и предназначен для учащихся 5-6 классов....

Классный час "Сохраним леса от пожаров"

Классный час для учащихся 1- 4 и 5 - 11 классов...

Классный час "Сохраним леса родные!"

Данный материал позволяет в интересной и познавательной форме учить школьников понимать, что лес – наше богатство, его надо беречь и приумножать....