Приспособление растений к среде обитания
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Лазаренко Майя Валерьевна

Данный конспект разработан для интегрированного урока биологии и ИЗО, во время которого учащиеся не только изучают особенности растений различных климатических зон, но и имеют возможность проявить себя в роли исследователей, отобразив адаптацию растений к изменившимся условиям среды обитания в творческих графических работах. На данном уроке используется презентация, которая является дидактическим материалом и используется на протяжении всего урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по биологии 6 класс

Тема «Приспособления растений к среде обитания»

Дата проведения: 14 марта 2012 год

Цели урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы; используя метод проблемного обучения рассмотреть совместно с учащимися приспособления растительных организмов к различным условиям сред обитания.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Актуализировать знания о различных группах растений (низшие растения: водоросли, лишайники; высшие растения: покрытосеменные). Кратко ознакомиться с их разнообразием.
  • Познакомить учащихся с участками земли (тропики, пустыня, тундра) и условиями среды, характерными для них.
  • Объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли.
  • Экспериментальным путем познакомиться с эволюцией растительного мира.
  • Познакомиться с растениями-хищниками.

Воспитательные:

Продолжить воспитательный процесс в плане развития у учащихся бережного отношения к природе (экологическое воспитание), формирование креативного мышления, путем выполнения творческих заданий, формирование активной жизненной позиции школьников, а также эстетического отношения к окружающему миру.

Развивающие:

Продолжить развития внимания школьников, памяти, неординарное мышление, речь при ответе на проблемные вопросы.

Тип урока: изучение нового материала.

Конспект урока по биологии теме

«Приспособления растений к среде обитания»

Этап урока, длительность

Метод обучения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

(1 мин)

Приветствует учащихся. Сообщает о том, что урок сегодня необычный. Здравствуйте, мы  рады вас видеть на нашем уроке. Тема урока «Приспособление растений к среде обитания»(слайд1)

Внимательно слушают учителя.

Актуализация

(2 мин)

Рассказ

Есть, есть душа у каждого цветка,

Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,

Цвет и рисунок венчика, листка

И лепестка, и пестика с тычинкой.

У каждого цветка есть жизни срок,

Есть время детства, юности, цветенья,

Плодоношенья, старости порог,

Есть время сна и время пробужденья.

Таинственен, красив цветочный мир.

Войди в него – услышишь утром рано,

Как светлой музыкой наполнился эфир:

Поют луга, овраги и поляны…

Звучит Симфония Цветов! В дали оркестр –

Глядят «антенны» в Космос повсеместно

Земля – концертный зал, Цветы – оркестр,

Цветок – волшебный инструмент оркестра.                                                                                    (Сенькова А.А.)

Внимательно слушают учителя.

Изучение нового материала

(22 мин)

Рассказ, сопровождаемый мультимедийной демонстрацией.

Урок у нас будет  несколько необычным, т.к. нам предстоит не только изучить особенности строения растений и их приспособление к среде обитания на различных участках Земли, но и экспериментальным путем познакомиться с эволюцией растительного мира (слайд3)

 Царство Растений  удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов живых организмов и представлено самыми  разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев-рощ, занимающих площадь  в десятки квадратных метров. В царство Растения входят водоросли, лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения.

Низшие растения – водоросли – имеют  сравнительно простое строение. Они могут быть  одноклеточными (например,  диатомеи-14 или хламидоманады-15) или многоклеточные (например, бурые водоросли-16, морские макрофиты-17 – самые крупные водоросли), их тело (слоевище) не расчленено на органы.

Следующая группа низших растений – лишайники (слайд 18). Лишайники состоят из двух организмов – гриба и водоросли, которые  находятся в сложном взаимодействии – симбиозе.  Лишайники не прихотливы и живут в самых бесплодных местах, казалось бы совершенно неподходящих для жизни:

19 – листоватый лишайник

20 – накипный  лишайник

21 – кустистый лишайник.

Последнее время ученые высказывают сомнение в том, что  лишайники относятся к царству Растений к высшим растениям относятся мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. Их тело расчленено на органы, каждый из которых выполняет определенные функции. Покрытосеменные растения имеют наиболее высокую организацию, и, поэтому вызывают наибольший интерес (слайд 22). Они широко распространены в природе и являются господствующей группой растений на нашей планете (показ слайдов 23-55)

Ребята, обратите внимание, на формы  размеры, окраску листьев, цветов. Они поражают нас своим  многообразием и разнообразием. И вызывают у нас восхищение.

Ученые предполагают, что покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных. Это самая молодая и в тоже  время самая многочисленная  группа царства Растения. Она включает около 250 тысяч видов, произрастающих во всех климатических поясах. Растения  конечно же приспособились к условиям окружающей среды. А вот как они это сделали мы и рассмотрим на нашем  уроке. Мы выделим  несколько групп растений произрастающих в разных климатических участках нашей планеты (56) и  узнаем как растения  приспособились к той или иной среде обитания, какие  изменения  произошли, т.е. как в процессе эволюции растения  приспособились к различным условиям (56).

Мы с вами, ребята, рассмотрим следующие  участки Земли: тропики, пустыня, тундра. Но не просто познакомимся  с  представителями царства Растений  данного  участка Земли, а попытаемся выяснить и ответить на вопрос: «Какие черты характерны для растений, занимающих определенный участок Земли с определенными условиями?»

Первый участок «Тропики» характеризуется высокой влажностью и высокой  температурой. Познакомитесь  с представителями  тропических растений (58-65). А теперь назовите черты растений, который, по вашему мнению, характерны для  тропических растений. (Работа с классом)

Заполнение  первого столбика с комментариям. (66)

Второй участок «Пустыня». Для него характерны низкая влажность  и высокая температура(Знакомство с пустыней 67-73). Теперь, ребята, вам  нужно назвать черты растений, которые, как вы считаете, характерны для растений пустыни. (Работа с классом)

Заполнение второго столбика с комментариями (74).

Третий участок «Тундра» характеризуется высокой влажностью и низкой температурой Знакомство с тундрой (75-81). Опять возвращаемся  к нашему вопросу и называем черты , характерные  для растений тундры. (Работа с классом)

Заполнение третьего столбика с комментариями (82)

Мы познакомились, ребята, с представителями царства Растения, произрастающих   на разных участках Земли с разными условиями и  узнали, как изменялись растения, приспосабливаясь к разным условиям.

Но у меня появился вот такой вопрос: «А кто такие хищники?»

(Работа с классом).

А вы знаете, что и среди растений встречаются такие, которые непрочь полакомиться другими организмами. Это растения-хищники (83). И опять  перед нами стоит вопрос «Какими приспособлениями должны обладать представители данной группы растений?»

(Работа с классом, ответы записываются кратко на доске)

Хорошо, а сейчас мы  познакомимся с нашими «героями» - растениями-хищниками, и узнаем какие  они на самом деле (84-105)

(Просмотр слайдов с комментариями)

Как видим,  зубов, клыков, когтей и т.п. у этих растений нет. (Подводим итог, что есть) (106).

А сейчас, у нас начинается самая интересная  часть урока.(107)

Это «Эксперимент» по эволюции покрытосеменных растений.

Внимательно слушают учителя.

Первичное закрепления знаний

(12 мин.)

Рассказ

Объяснение

Итак, мы с вами познакомились с различными представителями флоры, произрастающих в тундре, пустыне и тропиках. Узнали, какими приспособлениями «обзавелись» в ходе эволюции данные растения.

А теперь, давайте представим, что вы ученые исследователи в области биологии и эволюции. И перед вами стоит важная задача: доказать что приспособления к определенным условиям среды обитания формируются у представителей флоры в ходе эволюции. Для выполнения данного исследования мы проведем эксперимент. Предположим, что в качестве исходного образца мы возьмем тропическое растение. Обратите внимание на ваши столы. Какие растения тропиков вы на них видите?

Совершенно верно. А теперь эти растения мы пересаживаем в условия пустыни, то есть высокой температуры и крайне низкой влажности. Эволюция это очень длительный процесс. Поэтому к сожалению такой эксперимент в реальности поставить практически не возможно. НО! Мы сделаем его гипотетически.

Что станет с растением тропиков если мы его пересадим в условия пустыни?

Верно. Какие растения пустыни стоят на ваших столах?

Перед вами лежат карточки для проведения нашего гипотетического эксперимента. В первом квадрате вы зарисовываете первоначальный образец, в последнем то, что получится в ходе эволюции. Промежуточные квадраты вы заполняете промежуточными формами. На проведение данной работы у вас 5-7 мин.

По истечении времени работы собираются и прикрепляются к доске.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают: фикусы, монстеры.

Отвечают:

Растения приобретут приспособления к условиям пустыни.

Отвечают:

Кактусы.

Внимательно слушают учителя.

Выполняют творческое задание. Поясняют какие приспособления появляются у растений.

Подведение итогов урока

(5 мин)

Фронтальная беседа

Учитель совместно с учениками подводят итоги урока.

  • Без сомнения, на планете Земля великое множество различных растений.
  • Каждый вид растительных организмов произрастает в определенных условиях окружающей среды.
  • В ходе эволюции растения определенного участка Земли выработали набор приспособлений к условиям, в которых они произрастают.
  • Растения-хищники произрастают в условиях нехватки азота в почве, поэтому они компенсируют его, поедая другие живые организмы.

Домашнее задание

(3 мин)

Объяснение

Параграф 25;

Творческое задание: изобразить «эволюцию» пустынных растений, высаженных в условия тундры.

Записывают домашнее задание в дневник, внимательно слушают комментарии учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"

Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"

Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....

"Приспособленность организмов к среде обитания"

"Приспособленность организмов к среде обитания"Цели:1.Спобствовать усвоению учащимися знаний о возникновении приспособлений.2.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.3...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Занятие "Приспособление растений к среде обитания"

Занятие комбинированного типа, направлено на изучение условий среды и приспособлений растений к ним. Ориентировано на обуающихся 5-6 класса....

Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"

Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...