Приспособление растений к среде обитания
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Данный конспект разработан для интегрированного урока биологии и ИЗО, во время которого учащиеся не только изучают особенности растений различных климатических зон, но и имеют возможность проявить себя в роли исследователей, отобразив адаптацию растений к изменившимся условиям среды обитания в творческих графических работах. На данном уроке используется презентация, которая является дидактическим материалом и используется на протяжении всего урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Приспособления растений к среде обитания" | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии 6 класс
Тема «Приспособления растений к среде обитания»
Дата проведения: 14 марта 2012 год
Цели урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы; используя метод проблемного обучения рассмотреть совместно с учащимися приспособления растительных организмов к различным условиям сред обитания.
Задачи урока:
Образовательные:
- Актуализировать знания о различных группах растений (низшие растения: водоросли, лишайники; высшие растения: покрытосеменные). Кратко ознакомиться с их разнообразием.
- Познакомить учащихся с участками земли (тропики, пустыня, тундра) и условиями среды, характерными для них.
- Объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли.
- Экспериментальным путем познакомиться с эволюцией растительного мира.
- Познакомиться с растениями-хищниками.
Воспитательные:
Продолжить воспитательный процесс в плане развития у учащихся бережного отношения к природе (экологическое воспитание), формирование креативного мышления, путем выполнения творческих заданий, формирование активной жизненной позиции школьников, а также эстетического отношения к окружающему миру.
Развивающие:
Продолжить развития внимания школьников, памяти, неординарное мышление, речь при ответе на проблемные вопросы.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока по биологии теме
«Приспособления растений к среде обитания»
Этап урока, длительность | Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент (1 мин) | Приветствует учащихся. Сообщает о том, что урок сегодня необычный. Здравствуйте, мы рады вас видеть на нашем уроке. Тема урока «Приспособление растений к среде обитания»(слайд1) | Внимательно слушают учителя. | |
Актуализация (2 мин) | Рассказ | Есть, есть душа у каждого цветка, Свой взгляд и стать у каждой есть травинки, Цвет и рисунок венчика, листка И лепестка, и пестика с тычинкой. У каждого цветка есть жизни срок, Есть время детства, юности, цветенья, Плодоношенья, старости порог, Есть время сна и время пробужденья. Таинственен, красив цветочный мир. Войди в него – услышишь утром рано, Как светлой музыкой наполнился эфир: Поют луга, овраги и поляны… Звучит Симфония Цветов! В дали оркестр – Глядят «антенны» в Космос повсеместно Земля – концертный зал, Цветы – оркестр, Цветок – волшебный инструмент оркестра. (Сенькова А.А.) | Внимательно слушают учителя. |
Изучение нового материала (22 мин) | Рассказ, сопровождаемый мультимедийной демонстрацией. | Урок у нас будет несколько необычным, т.к. нам предстоит не только изучить особенности строения растений и их приспособление к среде обитания на различных участках Земли, но и экспериментальным путем познакомиться с эволюцией растительного мира (слайд3) Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов живых организмов и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев-рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров. В царство Растения входят водоросли, лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения. Низшие растения – водоросли – имеют сравнительно простое строение. Они могут быть одноклеточными (например, диатомеи-14 или хламидоманады-15) или многоклеточные (например, бурые водоросли-16, морские макрофиты-17 – самые крупные водоросли), их тело (слоевище) не расчленено на органы. Следующая группа низших растений – лишайники (слайд 18). Лишайники состоят из двух организмов – гриба и водоросли, которые находятся в сложном взаимодействии – симбиозе. Лишайники не прихотливы и живут в самых бесплодных местах, казалось бы совершенно неподходящих для жизни: 19 – листоватый лишайник 20 – накипный лишайник 21 – кустистый лишайник. Последнее время ученые высказывают сомнение в том, что лишайники относятся к царству Растений к высшим растениям относятся мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные. Их тело расчленено на органы, каждый из которых выполняет определенные функции. Покрытосеменные растения имеют наиболее высокую организацию, и, поэтому вызывают наибольший интерес (слайд 22). Они широко распространены в природе и являются господствующей группой растений на нашей планете (показ слайдов 23-55) Ребята, обратите внимание, на формы размеры, окраску листьев, цветов. Они поражают нас своим многообразием и разнообразием. И вызывают у нас восхищение. Ученые предполагают, что покрытосеменные растения произошли от древних голосеменных. Это самая молодая и в тоже время самая многочисленная группа царства Растения. Она включает около 250 тысяч видов, произрастающих во всех климатических поясах. Растения конечно же приспособились к условиям окружающей среды. А вот как они это сделали мы и рассмотрим на нашем уроке. Мы выделим несколько групп растений произрастающих в разных климатических участках нашей планеты (56) и узнаем как растения приспособились к той или иной среде обитания, какие изменения произошли, т.е. как в процессе эволюции растения приспособились к различным условиям (56). Мы с вами, ребята, рассмотрим следующие участки Земли: тропики, пустыня, тундра. Но не просто познакомимся с представителями царства Растений данного участка Земли, а попытаемся выяснить и ответить на вопрос: «Какие черты характерны для растений, занимающих определенный участок Земли с определенными условиями?» Первый участок «Тропики» характеризуется высокой влажностью и высокой температурой. Познакомитесь с представителями тропических растений (58-65). А теперь назовите черты растений, который, по вашему мнению, характерны для тропических растений. (Работа с классом) Заполнение первого столбика с комментариям. (66) Второй участок «Пустыня». Для него характерны низкая влажность и высокая температура(Знакомство с пустыней 67-73). Теперь, ребята, вам нужно назвать черты растений, которые, как вы считаете, характерны для растений пустыни. (Работа с классом) Заполнение второго столбика с комментариями (74). Третий участок «Тундра» характеризуется высокой влажностью и низкой температурой Знакомство с тундрой (75-81). Опять возвращаемся к нашему вопросу и называем черты , характерные для растений тундры. (Работа с классом) Заполнение третьего столбика с комментариями (82) Мы познакомились, ребята, с представителями царства Растения, произрастающих на разных участках Земли с разными условиями и узнали, как изменялись растения, приспосабливаясь к разным условиям. Но у меня появился вот такой вопрос: «А кто такие хищники?» (Работа с классом). А вы знаете, что и среди растений встречаются такие, которые непрочь полакомиться другими организмами. Это растения-хищники (83). И опять перед нами стоит вопрос «Какими приспособлениями должны обладать представители данной группы растений?» (Работа с классом, ответы записываются кратко на доске) Хорошо, а сейчас мы познакомимся с нашими «героями» - растениями-хищниками, и узнаем какие они на самом деле (84-105) (Просмотр слайдов с комментариями) Как видим, зубов, клыков, когтей и т.п. у этих растений нет. (Подводим итог, что есть) (106). А сейчас, у нас начинается самая интересная часть урока.(107) Это «Эксперимент» по эволюции покрытосеменных растений. | Внимательно слушают учителя. |
Первичное закрепления знаний (12 мин.) | Рассказ Объяснение | Итак, мы с вами познакомились с различными представителями флоры, произрастающих в тундре, пустыне и тропиках. Узнали, какими приспособлениями «обзавелись» в ходе эволюции данные растения. А теперь, давайте представим, что вы ученые исследователи в области биологии и эволюции. И перед вами стоит важная задача: доказать что приспособления к определенным условиям среды обитания формируются у представителей флоры в ходе эволюции. Для выполнения данного исследования мы проведем эксперимент. Предположим, что в качестве исходного образца мы возьмем тропическое растение. Обратите внимание на ваши столы. Какие растения тропиков вы на них видите? Совершенно верно. А теперь эти растения мы пересаживаем в условия пустыни, то есть высокой температуры и крайне низкой влажности. Эволюция это очень длительный процесс. Поэтому к сожалению такой эксперимент в реальности поставить практически не возможно. НО! Мы сделаем его гипотетически. Что станет с растением тропиков если мы его пересадим в условия пустыни? Верно. Какие растения пустыни стоят на ваших столах? Перед вами лежат карточки для проведения нашего гипотетического эксперимента. В первом квадрате вы зарисовываете первоначальный образец, в последнем то, что получится в ходе эволюции. Промежуточные квадраты вы заполняете промежуточными формами. На проведение данной работы у вас 5-7 мин. По истечении времени работы собираются и прикрепляются к доске. | Внимательно слушают учителя. Отвечают: фикусы, монстеры. Отвечают: Растения приобретут приспособления к условиям пустыни. Отвечают: Кактусы. Внимательно слушают учителя. Выполняют творческое задание. Поясняют какие приспособления появляются у растений. |
Подведение итогов урока (5 мин) | Фронтальная беседа | Учитель совместно с учениками подводят итоги урока.
| |
Домашнее задание (3 мин) | Объяснение | Параграф 25; Творческое задание: изобразить «эволюцию» пустынных растений, высаженных в условия тундры. | Записывают домашнее задание в дневник, внимательно слушают комментарии учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Приспособленность организмов к среде обитания"
Урок-лекция «Приспособленность организмов к среде обитания»...
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания"
Презентация к уроку "Приспособленность организмов к среде обитания" может быть использована на уроках биологии в 9 и 11 классах....
"Приспособленность организмов к среде обитания"
"Приспособленность организмов к среде обитания"Цели:1.Спобствовать усвоению учащимися знаний о возникновении приспособлений.2.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания.3...
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Занятие "Приспособление растений к среде обитания"
Занятие комбинированного типа, направлено на изучение условий среды и приспособлений растений к ним. Ориентировано на обуающихся 5-6 класса....
Методическая разработка открытого урока по биологии в 11 классе "Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности"
Классический урок по программе, предусматривает различные формы работы,используются карточки, таблица,схемы,прилагается два варианта тестирования по теме....
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...