Статья «Воспитание природой»
статья по биологии по теме

Фоменко Ольга Николаевна

Природа обладает большими познавательными возможностями: она безмерно расширяет кругозор ребенка, формирует умение сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности, делать выводы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospitanie_prirodoy.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Статья  «Воспитание природой»

Природа обладает большими познавательными возможностями: она безмерно расширяет кругозор ребенка, формирует умение сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности, делать выводы. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которой трудно соперничать…» - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он же называл логику природы самой доступной логикой для детей.

Традиционное биологическое образование это прежде всего получение школьниками определенного объема соответствующих знаний, которые чаще всего пассивны.  Творческие возможности учащихся если и проявляются, то «сами по себе», то есть стихийно. Такое образование называется предметным.

Для того чтобы биологическое образование носило развивающий характер необходимо показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природой.

Воспитание природой – это создание творческого пространства, то есть образовательной среды для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворение его познавательных, эстетических потребностей, развитие образного мышления, самоутверждения, к чему  стремится современная школа.

В нынешних условиях для большинства людей природа – это окружающая среда, разные объекты которой можно использовать для собственного блага. Понятно, что такое взаимодействие не обладает развивающим потенциалом. Как никто это понимает учитель биологии; для него природа это конкретные природные объекты, потребность в общении с которыми испытывает ребенок.

Формами взаимодействия школьников с природой являются не только экскурсии, походы, рейды, экспедиции, «живые» экспозиции и уголки, общение с домашними животными, но и познавательно-игровые занятия, которые применимы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Создавая условия для взаимодействия учащихся с природой, учитель должен помнить, что желание ребят должно быть осознанным, взаимовыгодным, развивающим.

Предлагаемые занятия для школьников среднего звена могут проводиться в кабинете биологии с соответствующим оформлением (или в зоопарке, «живом» уголке, и т.п.). И тогда порой не очень приятные животные, например земноводные или пресмыкающиеся будут восприниматься совсем по-другому. Каждое занятие состоит из трех блоков:

- научно-познавательная информация по теме;

- игры – тренинга с участием природных объектов;

- психологический комментарий.

До занятия класс, по желанию ребят, делится на три группы, каждой из которых отведена определенная роль. Под руководством учителя группы подбирают нужную информацию, посещают зоопарк, океанариум, и т.п., готовят итоговые вопросы и комментарии. Атмосфера доброжелательности на таких занятиях позволяет учащимся не просто самореализоваться, но и воспитывает у детей доброту, чуткость, сопереживание, ответственность, гуманизм, т.е. важное нравственное качество – любовь к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание навыков творческого мышления на уроках литературы."

Методы творческого обучения на уроках литературы....

Статья "Воспитание чувства гражданственности, патриотизма у обучающихся на уроках музыки».

Современное понимание патриотизма, гражданственности характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоа...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)"

Сегодня очень много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общ...

Статья:"Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...

статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...

статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...