Общая характеристика прокариот
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7 классе.
Тема « Общая характеристика прокариот».
Цель: Определить уровень представлений учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотических организмов, их мно- гообразии и месте в системе органического мира; продолжить формиро- вание навыков построения логико- смысловой модели.
Оборудование: Учебник, таблицы, культура бактерий.
Ход урока:
- Введение в тему.
Определить о каких организмах идет речь?
- эти организмы состоят из одной клетки
- клетки имеют стенку
- клетки не имеют ядер
- генетическая информация сосредоточена в единственной хромосоме
- появились 3,8 млрд. лет назад.
Это характеристика пркариотических организмов.
- Построение логико- смысловой модели.
Приступаем более подробному изучению темы для этого строим на доске, а вы на тетрадях логика смысловую схему. В центре пишем тему « Прока- риоты» от него отходят лучи. Эту схему дети назвали «солнышко».
1 луч – характерные признаки царства: строение клетки -1 узел, питание – 2 узел, дыхание – 3узел, размножение -4 узел, формы бактерий – 5 узел.
Л 2- строение клетки. 1 узел – оболочка. Клеточная стенка обычно покрыта упругим, как автомобильная шина, веществом муреином. 2 узел– ядерное вещество. Прокариоты не имеют обособленного ядра, генети -ческая информация сосредоточена в единственной хромосоме. 3 узел – вакуоли. 4 –цитоплазма. В цитоплазме мембран мало.В ней находятся рибосомы, осуществляющие синтез белков. 5 узел – поры.
Л3 – питание бактерий. Большинство бактерий гетеротрофы – 1 узел.
2 узел – автотрофы, часть из них способна к хемосинтезу, часть к фото -синтезу. Очень важную роль в формировании биосферы сыграли фото -автотрофные и хемоавтотрофные бактерии. Два миллиарда лет, пока не появились растения, они были единственными производителями органи- ческих веществ и свободного кислорода на нашей планете, а также участвовали в формировании многих горных пород.
Л4 – дыхание бактерий. По отношению к кислороду бактерии делятся на аэробов – 1 узел, и анаэробов – 2 узел.
Л 5 – размножение. Обычно бактерии размножаются делением надвое – 1 узел. После редупликации кольцевой хромосомы и удлинения клетки постепенно образуется поперечная перегородка, а затем дочерние клетки расходятся или остаются связанными в характерные группы – цепочки, пакеты и т.д. В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры – 2 узел. Споры бактерий в сухом состоянии очень устойчивы. В таком сос -тоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет, выдерживая резкие колебания температуры.
Л 6 – роль в природе. Они выполняют роль разрушителей органических веществ – 1 узел. Бактерии тем самым очищают поверхность планеты от гниющих остатков. В жизни человека роль бактерий огромна – получение пищевых и технических продуктов – 2 узел. Симбионты живут в организ- мах растений и животных принося им пользу – 3 узел. Велика и отрица -тельная роль бактерий ( порча пищевых продуктов). Наиболее опасны патогенные бактерии – источник различных заболеваний – 4 узел.
Л 7 – формы бактериальных клеток. 1 узел – кокки, имеющие шарообразную форму. 2 узел – диплококки, состоящие из попарно сближенных кокков, 3 узел – стрептококки, кокки сближенные в виде цепочки. 4 узел –сарцины – кокки, имеющие вид плотных пачек. 5 узел – стафилококки, кокки в виде виноградной грозди, поражает дыхательные пути у детей. 6 узел – бациллы, вытянутые в длину бактерии. 7 узел – спириллы, извитой формы.
8 луч - движение бактерий. 1 узел – жгутики, вращаясь как пропеллер, со скоростью 3000 оборотов в минуту, они тянут за собой клетку. За это время, например, холерный вибрион может переместиться на 3 тысячи длин своего тела. 2 узел – ворсинки. Некоторые бактерии перемещаются « реактивным» способом, выбрасывая слизь – 3 узел.
- Закрепление изученного материала.
Выбрать и записать в тетради верные утверждения.
- Бактерии – самые древние обитатели нашей планеты.
- Все бактериальные клетки имеют ядро.
- Бациллы – это округлые по форме бактерии.
- Все бактерии – гетеротрофы.
- Бактерии – аэробы обитают только в кислородной среде.
- Бактерии относятся к царству прокариот.
- Все бактерии размножаются половым путем.
- Процесс квашения пищевых продуктов связан с бактериальной деятельностью.
- Работа с учебником.
Рассмотрите рисунок на с.17 и назовите основные органоиды бактериальной клетки.
- Работа с тестами.
- К прокариотам относятся организмы:
а) клетки которых не имеют оформленного ядра
б) одноклеточные организмы
в) клетки которых имеют одно или несколько ядер
2) Выберите прокариотические организмы:
а) грибы
б) бактерии и цианобактерии
в) вирусы
3) Колонии шаровидных бактерий в форме гроздей называются:
а) стрептококки
б) диплококки
в) стафилококки
г) сарцины
4) Патогенными называются бактерии:
а) вызывающие заболевания живых организмов
б) живущие на теле других организмов или внутри их
в) вызывающие гниение пищевых продуктов
- Вопросы для обсуждения.
Могут ли дежурные по классу уменьшить процент заболевших одноклассников?
Достаточно ли информации в учебнике о роле бактерий в вашей повседневной жизни?
Домашнее задание: Ответить на вопросы с.16 1- 11. обсудить с родителями, в какой части вашей квартиры вероятность нахождения бактерий наиболее велика? Построить ЛСМ по теме «Грибы», «Значение грибов в жизни человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая характеристика металлов (проверочная работа)
Проверочная работа состоит из 2-х частей. Часть А- химический диктант. Часть В- нужно написать уравнения реакций....
Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»
Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...
Сравнительная характеристика прокариот и эукариот
Конспект урока биологии для 10 класса, включающего в свой состав исследовательскую работу, выполненную классным коллективом....
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...
Презентация "США. Общая характеристика. Практическая работа: "Характеристика экономического района США" 10 класс
Презентация предназначена для обеспечения наглядности и организации деятельности обучающихся на 2-х уроках географии в 10 классе по изучению США. На первом уроке после общей характеристики страны...
Конспект урока по биологии _6кл._на тему "ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТ"
Тема урока: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКАРИОТЗадачи урока:– раскрыть особенности организации прокариот на примере бактерий;– объяснить функциональные особенности прокариот;– продо...