Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО Глухова Г.Е./________/ «___» _________20__г. | Согласовано Зам. директора по УВР Автайкина С.Д./ _______/ «___» _______20__г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения Видясова С.А./ ______/ «___» _________20__г. |
Рабочая программа
Учебного курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию» в 9 классе
(наименование предмета)
Составитель: Краснова Светлана Андреевна
2013г.
Пояснительная записка
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Краткая характеристика
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
На основе какой программы составлена
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010.
Общий объем часов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Место учебного предмета.
В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Природоведение» в 5 классе отводится 2 часа в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс – 1 час в неделю, 7-9 классы – по 2 часа в неделю, 10-11 классы – 2 час в неделю на базовом уровне.
Результаты освоения курса.
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Тематическое планирование по дисциплине «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоя тельная работа, ч. | |||
| Введение | 3 | 3 | 1 | |||
1 | Молекулярный уровень | 9 | 9 | 1 | 2 | ||
2 | Клеточный уровень | 14 | 12 | 2 | 1 | 2 | |
3 | Организменный уровень | 15 | 13 | 2 | 1 | 2 | |
4 | Популяционно-видовой уровень | 2 | 2 | 1 | |||
5 | Экосистемный уровень | 6 | 4 | 2 | 1 | ||
6 | Биосферный уровень | 5 | 4 | 1 | 1 | ||
7 | Эволюция | 7 | 5 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Возникновение и развитие жизни. | 5 | 5 | 1 | |||
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | ||||
Резерв | 1 | 1 | |||||
Итого | 68 | 43 | 8 | 7 | 1 | 9 |
Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (51 час)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (9 часов)
Молекулярный уровень. Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень»
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Контрольная работа №2 по теме «Клеточный уровень»
Тема 1.3. Организменный уровень (15 часов)
Организменный уровень. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Контрольная работа №3 по теме «Организменный уровень»
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (2 часа)
Популяционно-видовой уровень. Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)
Экосистемный уровень. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Контрольная работа № 4 по темам «Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень»
Тема 1.6. Биосферный уровень (5 часов)
Биосферный уровень. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Контрольная работа №5 по теме «Биосферный уровень».
Демонстрация
модели клетки;
микропрепаратов митоза в клетках корешков лука;
хромосом;
моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.
микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
моделей экосистем.
моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток растений и животных
Изучение клеток прокариот
Решение генетических задач
Выявление изменчивости организма
Сортавление схем передачи веществ и энергии
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной среде
Экскурсия: в биогеоценоз.
Раздел 2. Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
живых растений и животных,
гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособленности к среде обитания
Экскурсия: причины многообразия видов в природе.
Контрольная работа № 6 по теме «Эволюция»
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Итоговая контрольная работа
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно - тематическое планирование курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9класс (68) (Базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
Введение | 3 | |||||
Биология – наука о жизни. | Вводный | Работа с текстом | 4.09.13 | 4.09.13 | ||
Методы исследования | Комбинированный | 6.09.13 | 6.09.13 | |||
«Сущность жизни и свойства живого». | Комбинированный | Самостоятельная работа | 11.09.13 | 11.09.13 | ||
1. | Молекулярный уровень. | 9 | ||||
1.1 | Молекулярный уровень | Вводный | Работа с текстом | 13.09.13 | 13.09.13 | |
1.2 | Углеводы. Липиды. | Комбинированный | 18.09.13 | 18.09.13 | ||
1.3 | Состав и строение белков | Комбинированный | Работа с рисунками | 20.09.13 | 20.09.13 | |
1.4 | Функции белков | Комбинированный | 25.09.13 | 25.09.13 | ||
1.5 | «Нуклеиновые кислоты» | Комбинированный | Самостоятельная работа | 27.09.13 | 27.09.13 | |
1.6 | АТФ и другие органические вещества | Комбинированный | 2.10.13 | |||
1.7 | «Биологические катализаторы». | Комбинированный | Самостоятельная работа | 4.10.13 | ||
1.8 | Вирусы | Комбинированный | 9.10.13 | |||
1.9 | Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень» | Контрольно-обобщающий | Тесты | 11.10.13 | ||
2 | Клеточный уровень | 14 | ||||
2.1 | Основные положения клеточной теории. | Вводный | Работа с текстом | 18.10.13 | ||
2.2 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Комбинированный | 23.10.13 | |||
2.3 | Органоиды цитоплазмы | Комбинированный | Работа с рисунками | 25.10.13 | ||
2.4 | Органоиды цитоплазмы | Комбинированный | Работа с рисунками | 30.10.13 | ||
2.5 | Ядро. | Комбинированный | Работа с рисунками | 29.10.12 | ||
2.6 | Практическая работа №1 «Изучения клеток растений и животных» | Комбинированный | Практическая работа | 30.10.12 | ||
2.7 | Практическая работа№2 «Строение прокариот» | Комбинированный | Практическая работа | 13.11.13 | ||
2.8 | «Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция». | Обобщение | Самостоятельная работа | 15.11.13 | ||
2.9 | Энергетический обмен | Комбинированный | Работа с таблицей | 20.11.13 | ||
2.10 | Питание клетки. Хемосинтез. | Комбинированный | Работа с рисунками | 22.11.13 | ||
2.11 | Фотосинтез. | Комбинированный | 27.11.13 | |||
2.12 | Биосинтез белка. | Комбинированный | 29.11.13 | |||
2.13 | «Деление клетки. Митоз» | Обобщение | Самостоятельная работа | 4.12.13 | ||
2.14 | Контрольная работа №2 «Клеточный уровень» | Контрольно-обобщающий | Тесты | 6.12.13 | ||
3 | Организменный уровень | 15 | ||||
3.1 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Вводный | 11.12.13 | |||
3.2 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | Комбинированный | Работа с рисунком | 13.12.13 | ||
3.3 | Онтогенез. Эмбриональный период. | Комбинированный | Работа с таблицей | 18.12.13 | ||
3.4 | Постэмбриональный период. | Комбинированный | Работа с текстом | 20.12.13 | ||
3.5 | Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Обобщение | Самостоятельная работа | 25.12.13 | ||
3.6 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Комбинированный | Решение задач | 27.12.13 | ||
3.7 | Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | Комбинированный | Решение задач | 15.01.14 | ||
3.8 | Взаимодействие генов. | Комбинированный | Решение задач | 17.01.14 | ||
3.9 | Сцепленное наследование. | Комбинированный | Решение задач | 22.01.14 | ||
3.10 | Практическая работа №3 «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование». | Комбинированный | Практическая работа | 24.01.14 | ||
3.11 | Модификационная изменчивость. | Комбинированный | Работа с текстом | 29.01.14 | ||
3.12 | Практическая работа №4 «Мутационная изменчивость». | Комбинированный | Практическая работа | 31.01.14 | ||
3.13 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | Комбинированный | 5.02.14 | |||
3.14 | Основные методы селекции | Комбинированный | Работа с текстом | 7.02.14 | ||
3.15 | Контрольная работа №3 «Организменный уровень». | Контрольно-обобщающий | Тест | 12.02.14 | ||
4 | Популяционно-видовой уровень. | 2 | ||||
4.1 | Критерии вида. | Вводный | 14.02.14 | |||
Популяции. | Комбинированный | 19.02.14 | ||||
5 | Экосистемный уровень | 6 | ||||
5.1 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | Комбинированный | Самостоятельная работа. | 21.02.1 | ||
5.2 | Состав и структура сообщества. | Комбинированный | 26.02.14 | |||
5.3 | Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии». | Комбинированный | Практическая работа | 28.02.14 | ||
5.4 | Саморазвитие экосистемы. | Комбинированный | 5.03.14 | |||
5.5 | Практическая работа №6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме». | Комбинированный | Практическая работа | 7.03.14 | ||
5.6 | Контрольная работа №4 «Популяционно-видовой. Экосистемный уровень» | Контрольно-обобщающий | Тест | 12.03.14 | ||
6 | Биосферный уровень | 5 | ||||
6.1 | Биосфера. Эволюция биосферы. | вводный | Работа с текстом | 14.03.14 | ||
6.2 | Круговорот веществ в биосфере. | Комбинированный | Работа с рисунком | 19.03.14 | ||
6.3 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 21.03.14 | ||||
6.4 | Практическая работа №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах. | Комбинированный | Практическая работа | 2.04.14 | ||
6.5 | Контрольная работа №5 «Биосферный уровень» | Контрольно-обобщающий | Тест | 4.04.14 | ||
7 | Эволюция | 7 | ||||
7.1 | Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. | Вводный | Работа с текстом | 9.04.14 | ||
7.2 | Борьба за существование и естественный отбор. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе». | Экскурсия | 11.04.14 | |||
7.3 | Формы естественного отбора. | Комбинированный | Работа с рисунками | 16.04.14 | ||
7.4 | Практическая работа №8 «Выявление приспособленности к среде обитания». | Комбинированный | Практическая работа | 18.04.14 | ||
7.5 | Видообразование. | Комбинированный | Работа с текстом | 23.04.14 | ||
7.6 | Направления эволюции. Общие закономерности эволюции. | Комбинированный | 25.04.14 | |||
7.7 | Контрольная работа №6 «Эволюция». | Контрольно-обобщающий | Тесты | 30.04.14 | ||
8 | Возникновение и развитие жизни. | 5 | ||||
8.1 | Современные гипотезы происхождения жизни. | Вводный | Работа с текстом | 2.04.14 | ||
8.2 | Основные этапы развития на Земле. Эра древнейшей жизни. | Комбинированный | Работа с рисунком | 7.05.14 | ||
8.3 | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | Комбинированный | 9.05.14 | |||
8.4 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Комбинированный | Работа с рисунками | 14.05.14 | ||
8.5 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. | Комбинированный | Самостоятельная работа. | 16.05.14 | ||
Итоговая контрольная работа | Контрольно-обобщающий | 1 | Тест | 21.05.14 | ||
Резервное время | 1 | 23.05.14 |
Материально-техническое обеспечение.
Печатные издания
- Комплект таблиц по курсу биологии 9 класса
- Геохронологическая таблица
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Комплект лабораторного оборудования
- Набор муляжей плодов различных культурных растений
- Микроскопы
Натуральные объекты
- Комнатные растения
- Гербарии
- Коллекции насекомых
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 9 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных презентаций, уроков, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/)
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 304 с.;
тетради с печатной основой:
В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2005;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Дополнительная литература для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;
4) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.
5) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
6) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Пименов А.В., Пименова Е.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
для учащихся:
1 В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии для 9 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 9 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит:учебник «Введение в общую био...
Рабочая программа по биологии для 10 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 10 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит учебник Общая биология...
Рабочая программа по биологии для 11 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по биологии для 11 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. В УМК входит учебник Общая биология...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по биологии 5 кл "Линия жизни" - 1 ч. Пасечник В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В. Биология. Основные закономерности жизнедеятельности организмов...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...