Устный журнал: "Экология и мы"
классный час по биологии (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Устный журнал: "Экология и мы" | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал: "Экология и мы"
Цель: Ознакомление детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой и формирование соответствующих правил.
Расширение позитивного опыта взаимодействия с природой и социумом, формирование мотивационной сферы экологической деятельности.
Оформление и оборудование: Красочно оформляются страницы журнала, фотографии или иллюстрации редких, охраняемых видов растений и животных, сюжеты (фото, видео) об окружающей природной и городской среде. Можно использовать фонограмму (шум листвы, пение птиц, журчание ручья). Плакаты "Сохранить природу - сохранить жизнь", "От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней", "Если город в цветах, если город в цвету, значит, мы утверждаем его красоту!"
Страница первая "Из истории об охране природы"
Ведущий:
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли вез воды...
Всё меньше - окружающей природы.
Всё больше окружающей среды. Все мы, люди 21 века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электричество, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, отравляющие воздух, почву и воду, а огромные мегаполисы с их бедами... Чем это может обернуться для нас и для последующих поколений?
1-й ученик: Я думаю, что введение строгих ограничений помогло бы взять под контроль этот процесс. Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав Мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков ещё тысячу лет назад.
Пётр1 своим указом от 1718г. предписывал «преслушников», которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу». Этим же указом Пётр 1 строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
А вот следующий указ Петра 1 от 1719г. В нём царь высказывал озабоченность по иному поводу: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в некоторых странах просвещённой Европы того времени, например за незаконную рубку леса, палач отсекал руку обличённому преступнику. «О времена, о нравы!» Долгое время строгость закона торжествовала. И экосистема планеты оставалась в равновесии.
4
Страница вторая: "Экология Хакасии"
2-й ученик: Основными объектами охраны окружающей среды являются атмосферный воздух, вода, земля, её недра, растительный и животный мир. Согласно Закону "Об охране природы РСФСР", принятому ещё в 1960 г., все эти перечисленные объекты подлежат охране.
Территория Хакасии, её ресурсы являются собственностью республики, поэтому охрана её природы теперь в наших собственных интересах. Ведь от того, как мы будем относиться к природе, пользоваться её богатствами зависит наше благополучие и благополучие наших потомков.
Природа Хакасии примечательна тем, что она сохранила естественное состояние. Но этих уголков первозданного мира становится всё меньше и меньше, так как человек своей хозяйственной деятельностью так воздействует на него, что сейчас требуются неотложные меры по охране природы.
3-й ученик: Весна! Ручьи не умолкают: потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают и удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку - чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки, обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года по берегам озёр и рек,
И сокрушается Природа: - Зачем всё это, Человек?!
Иду таёжною долиной... и снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины, с берёз осыпалась листва,
На травах - чёрные болячки - беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно: - А что? Кислотные дожди...
Лес плакал точно в непогоду скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы: - Что натворил ты, Человек?!
4-й ученик:
Какова же в настоящее время экологическая ситуация в Хакасии? С вступлением в строй крупнейших предприятий, такие как "САЗ", "Абаканвагонмаш" и других - привело к загрязнению атмосферы. Другим источником загрязнения являются многие мелкие предприятия, котельные, автотранспорт. Выбросы в атмосферу вредных веществ Абакано-Черногорского промузла составляют более 80 тыс. т в год. Абакан - столица Хакасии входит в число 100 наиболее загрязнённых городов страны. В последние годы ведётся планомерная работа по снижению вредных выбросов. Так закрытие целого ряда котельных в Абакане позволило снизить выбросы почти на 500 т в год, а внедрение очистки на Абаканской ТЭЦ - ещё на 700 т. Однако загазованность остаётся высокой. Достаточно высокая загазованность в г. Саяногорске, где основным источником загрязнения является "САЗ" - до 33,8 тыс. тонн в год.
5-й ученик:
Раз в туристическом вояже я искупаться захотел.
Но прогуляться возле пляжа и, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой - шибали запахи волной.
Не море - сточная канава плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы, шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы - её созданье - Человек.
5
Интенсивное развитие промышленности значительно увеличило не только водопотребление, но и привело к росту сбросов в водоёмы различных загрязнений. Помимо промышленных сбросов, в реки и озёра попадают немало стоков от животноводческих ферм, а также поверхностные стоки с полей.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
6-й ученик: (использует карту Хакасии)
Как видно, методы ведения хозяйства в Хакасии не отвечают требованиям рационального природопользования. Сложившаяся ситуация диктует пересмотр всей системы хозяйствования. С этой целью 17.01.1989г. в Хакасии был создан Комитет по охране природы, а 27.02.1991г. он был преобразован в Комитет по экологии и природопользованию, основной задачей которого является разработка системы рационального природопользования. Для успешного выполнения экологической программы создан экологический фонд республики "Хакасия". В целях сохранения уникальных растительных комплексов хакасской степи в 1991г. создан государственный заповедник "Чазы". Этот заповедник призван сохранить в естественном состоянии ландшафты степного пояса растительного и животного мира. При заповеднике создан научный центр для изучения форм и методов восстановления нарушенной степной растительности и разработки методов рационального ведения хозяйства в этом самом уязвимом для Хакасии ландшафте. В зону заповедника входит и историко-культурный ландшафт, содержащий комплекс исторических памятников (курганы, наскальные рисунки и т.п.)
Государственный заповедник "Чазы" (совр."Хакасский") расположен на 6 участках: в Ширинском районе - 2участка, в Орджоникидзевском - 1 участок, Боградском - 1 участок и Усть-Абаканском - 2 участка. Общая площадь территории заповедника 24141 га, включая акваторию озёр Иткуль и Подлиственки.
7-й ученик:
Интенсивная вырубка лесов и, в первую очередь, наиболее ценных пород деревьев - привела к значительному сокращению площади кедровников, которые практически остались в самых недоступных участках Западного Саяна. Восстановление кедровых лесов - одна из основных задач природоохранной деятельности. При этом необходимо восстанавливать весь комплекс растительного мира с учётом почвенных и микроклиматических условий. С этой целью в Таштыпском районе был организован государственный заповедник "Малый Абакан" и три заказника местного значения: "Боградский", "Июсский", "Каратошско-Инейский". Позднее на базе заповедников "Чазы" и "Малый Абакан" был создан ГПЗ "Хакасский".
8-й ученик:
Велико историко-культурное наследие Хакасии. Степная зона буквально насыщена памятниками истории, подлежащими особой охране (могильники, комплексы курганов, писаницы, наскальные рисунки). Возраст многих исчисляется несколькими тысячелетиями. На сегодняшний день в Хакасии выявлено более 60 крупных археологических комплексов. Это захоронения - писаницы, крепости. Наиболее древние поселения датируются от 100 до 40тыс. лет назад. Вот что пишет в своей книге "Древнейшая Хакасия" профессор МГУ им. Ломоносова Кызласов Л.Р. – наш
земляк: «Теперь можно считать доказанным, что Хакасско-Минусинская котловина входила в территорию той прародины, где, вероятно, произошло становление человека современного типа...»
Т.о. ландшафт Хакасии можно назвать природно-историческим. Для охраны этого ландшафта созданы специальные органы: Комитет по экологии и природопользованию, спелеологическая и археологическая службы. В настоящее время любое новое строительство ведётся только после прохождения экологической экспертизы. Внедряются и новые формы охраны природы. К таким можно отнести организацию эколого-этнических и эколого-рекреационных зон
Однако, сложившаяся ныне система хозяйствования привела не только к экономическому, но и к экологическому кризису. Окрестности городов и крупных посёлков превратились в гигантские свалки, куда попадают и вредные для человека отходы, содержащие токсичные вещества.
От термоядерных реакций и от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить
Волна чудовищных мутаций грозит планету затопить.
Всё может быть, всё может статься...вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса и не подумает решить.
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. (Ф.Жолио-Кюри)
7
Страница третья: "Листаем Красную книгу"
Ученик: Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц
В марте 1974 года Министерство с/х учредило Книгу редких и исчезающих видов животных и растений - Красную книгу. Редкие виды животных и растений включены в Красную книгу международного Союза охраны природы. Это значит, что они охраняются каждой страной на территории, которой имеются.
В Красную книгу мира уже занесены более 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц, сотни видов рептилий, амфибий, моллюсков, насекомых. Появилась
Красная книга растений. Однотомник Красной книги превращается в многотомник. Из 20 000 дикорастущих трав в Красную книгу вошли свыше 600. И очень часто врагами растений становятся те, кто должен их защищать. Очень часто в выходные дни люди выезжают в лес. При этом часто вспыхивают пожары, с грибницей корчуются грибы, охапками рвутся цветы, которые затем выбрасываются.
Красный цвет книги - запрещающий цвет: "Стоп! Остановитесь! Дальше так нельзя!"
Ученик:
Красная книга состоит из цветных страниц.
На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. Остались от них чучела, скелеты, обрывки шкур, а то и совсем ничего. И нет даже уже тех людей, которые видели их живыми.
На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они ещё сохранились где-то, их ещё можно встретить, увидеть, но их так мало, что они могут исчезнуть совсем. Они - первая наша забота, нельзя допустить, чтобы их судьба решилась на чёрных страницах.
На жёлтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит "переселение" на красные страницы. Надо понять, почему их мало и поддержать.
На белых страницах те животные, численность которых всегда была невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчиво. Тут надо сохранять их места обитания. Часто это всегда один небольшой остров, одно озеро или район.
На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, малоизвестны, места их обитания труднодоступны и точно не установлены.
На зелёных страницах - те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено. В нашей стране это бобры, сайгаки, лоси, кабаны, белощёкие казарки и др.
К сожалению, многие взятые под охрану животные не только не увеличиваются в числе, а уменьшаются: каракул, манул, леопард, медоед, гиена, мраморный чирок, японский бекас, бухарский олень, джейран, жёлтая цапля. В Хакасии - сибирский горный козёл, красный волк, ирбис, кабарга, из растений - купальница алтайская, водосбор, адонис, Венерин башмачок, копытень, ясменник, кубышка, кувшинка белая, плаун булавовидный, горицвет весенний и др. Главная задача, чтобы ни одно существо - животное или растение - больше не попало в чёрные списки чёрных страниц. Красная книга пока что не очень зеленеет.
Ученик:
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки -
Ты береги нас, береги
В тревоги рощи и поля,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники -
Ты береги нас, береги.
Грустит глубокая река, Свои теряя берега.
И слышу голос я реки
Ты береги нас, береги. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас, береги.
Смотрю на глобус - шар земной
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы - не солгу,
Я сберегу вас, сберегу.
9
Ученик:
Страница четвёртая: "Экологический светофор"
Детям раздаются карточки красного, жёлтого и зелёного цвета. Далее разыгрываются ситуации в виде небольших инсценировок, либо сопровождаемых чтением текста "живых картинок" В зависимости от ситуации дети поднимают карточку красного, жёлтого или зелёного цвета и комментируется данный выбор.
Ситуация 1. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь - побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали землю и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некуда, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие расточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. "Не опоздал!" - радостно подумал Валера, (поднимаются карточки, и обсуждается ситуация)
Ситуация 2. Весна. Наступила пора, когда просыпаются деревья и в их стволах, ветвях начинается сокодвижение. Это происходит и у берёзы. Берёзовый сок очень полезен для человека, поэтому папа объявил Алёше и маме, что в воскресенье они всей семьёй поедут в берёзовую рощу собирать сок (ребята поднимают карточки и обсуждается ситуация).
Ситуация З.Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов календулы, бархоток ... Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах всё больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом (поднимаются карточки и обсуждается ситуация).
Ситуация 4. Напротив Таниного дома развернулось строительство. Каждый день появлялось что-то новое, и Таня с любопытством смотрела в окно. Всю территорию обнесли забором. Потом поехали разные большие машины, привезли сваи и огромные бетонные плиты. Интересно! Правда, чем дальше двигалось строительство, тем больше и больше Таня замечала сломанных веток, даже деревьев. Сломали молодой кудрявый клён у дороги и теперь ездили прямо по его сухим веткам. Жалко! Некоторые деревья спилили и на их место сложили какие-то плиты, поставили вагончик. Однажды Таня увидела у забора людей в специальной форме и спросила, зачем они ломают так много деревьев. "Ничего, - засмеялись они, - построим дом, потом посадите новые" (поднимаются карточки и обсуждается ситуация).
Ситуация 5. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нём могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно - они ещё не решили. "Посмотрим по дороге, - что понравится, то и будем срывать для гербария", - договорились между собой Катя и Света. (Ребята поднимают карточки и обсуждают ситуацию).
10
Ученик:
Страница пятая: «Нравственные принципы природопользования».
Те, кому небезразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. 22 апреля 1994 года Москва объявила Всемирным днём Земли. Во время сбора подписей россиян в защиту природы множество отрезков материи было пронесено по всей стране. Из этих кусков составили флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе ответственно. Это самый большой флаг, его площадь 660 кв.м.
Учёные нашей страны разработали «Экологический кодекс России». С одним из его разделов мы хотим вас сегодня познакомить. Называется он «Нравственные принципы природопользования» (зачитываются «Нравственные принципы природопользования», затем несколько учащихся раздают напечатанные на листках
"Нравственные принципы природопользования"
Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому.
А. Швейцер.
- Природа - общий Дом всего человечества. Поддержание природы в благоприятном для жизнедеятельности состоянии - общенародная задача. Осознание этой задачи - показатель нравственной зрелости общества.
- В мире всё связано со всем. Природная среда, человек и общество составляют единую систему. Урон, наносимый отдельным видам животных и растений, угрожает существованию современной биосферы. Поэтому бездумное отношение к природе, разрушение природных систем - безнравственно.
- Всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна. Осознание ответственности человека за всё живое, благоговение перед жизнью - основа нравственного воспитания и поведения. Суть этики природопользования: относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе!
- Целостность природы - гарантия существования человека как вида. Разрушая природу, мы причиняем ущерб не только самим себе, но и будущим поколениям, несём нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира.
- Культура народа и состояние природной среды взаимообусловлены. Нравственные отношения между людьми - необходимая предпосылка гуманного отношения к природе.
Учитель: Друзья, вот эта планета (показывает глобус) - колыбель человечества, наш дом. И пусть он всегда будет чистым и уютным домом для людей, животных, птиц и растений!
11
Используемая литература:
1. И.В. Цветкова "Экологический светофор"
Изд. Педагогическое общество России. Москва 2000г.
- Ж. "Биология в школе" №2 1999г.
- Ж. 'Воспитание школьников" №8 2005г.
- Кышпанаков В. А., Кустов Ю.И. "Экономическая и социальная география" Хакасское книжное издательство. Абакан 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам математики в 5 классе "Работаем устно"
Слайды презентации содержат задания для устной работы, развивающие вычислительные навыки, мышление, внимание, память....
Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"
Устный журнал был подготовлен с учениками 8 класса и их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Устная часть ЕГЭ - как стимул к овладению устной речью.
Сегодня, когда в связи с меняющимся содержанием ЕГЭ, внимание к обучению российских учащихся устному речевому общению на иностранном языке вновь возрастает, возникает необходимость активной разработки...
Презентация " Устная часть в формате ОГЭ. Стратегия выполнения заданий в устной части.
Для того, чтобы подготовиться к ОГЭ наилучшим образом, нужно изучить структуру экзамена: из каких заданий состоит экзамен и что проверяют в каждом конкретном задании. Второй важнейший момент - это стр...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и система упражнений для развития навыков и умений устной речи.
Пособие содержит теоретические материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и систему упражнений для развития навыков и умений устной речи.При написании п...