Презентация. Знакомство с ротовой полостью.
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Андреева Елена Сергеевна

Материал можноиспользоать на уроках биологии в 8 классе и предпрофильных элективных курсах биологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rotovaiapolost.ppt2.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с ротовой полостью Подготовила :учитель биологии высшей квалификационной категории Андреева Е.С. МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева

Слайд 2

Цель: ознакомиться со строением, заболеваниями и профилактикой болезней полости ротовой.

Слайд 3

Давайте вспомним, на что мы обращаем наше внимание прежде всего, когда мы смотрим на человека? Конечно, привлекают улыбка и белые ровные зубы. Люди с красивой улыбкой обаятельны, располагают к общению, они, как правило, более удачливы в жизни.

Слайд 4

Профилактика болезней органов полости рта и лица является приоритетным направлением современной стоматологии. В настоящее время заболевание зубов особенно распространены среди детей: 96 % страдают кариесом, 70 % - пародонтозом и зубочелюстными аномалиями.

Слайд 5

Зубочелюстные аномалии – это отклонения от нормы формы и размера челюстей. В норме челюсти имеют полукруглую форму, но под влиянием разных причин могут приобретать неправильную форму(например, трапеции), отличаются большим размером или, наоборот, остаться недоразвитыми и маленькими.

Слайд 6

Как предотвратить развитие зубочелюстных аномалий? Нельзя сосать палец (В этом случае верхняя челюсть «выталкивается вперед); нельзя прикусывать губу (в этом случае нижняя челюсть приобретает форму трапеции и зубам не хватает места); нельзя прокладывать язык между зубами(в этом случае зубы не будут смыкаться и между ними образуется щель); Нельзя сидеть за столом, подперев голову рукой или кулаком (в этом случае нижняя челюсть может сместиться вбок).

Слайд 7

Прикус – это соотношение верхних и нижних зубов при их смыкании. Лечением неправильного прикуса занимаются специальные врачи-ортодонты. Открытый прикус Глубокий прикус Перекрестный прикус

Слайд 8

Виды прикуса Нормальный прямой Нормальный бипрогнатический Нормальный прогенический

Слайд 9

Постоянные зубы формируют у человека постоянный прикус. Основные признаки правильного прикуса Правильная форма зубных дуг; Расположение верхней челюсти относительно нижней; Совпадение средней линии, проходящей между центральными зубами верхней челюсти, с линией нижней челюсти и со срединной линией лица; Перекрывание на 1/3 коронок нижних передних зубов верхними передними зубами.

Слайд 10

Нарушения прикуса

Слайд 11

Подросткам с постоянным прикусом и взрослым проводится сложное аппаратурное лечение. Для проведения такого лечения врачи используют брекет-систему , которая относится к несъемным аппаратам для лечения патология прикуса. Брекет-система состоит из брекетов и дуги. Брекеты - это специальные замки, которые фиксируются к зубам с помощью композитного материала. Каждому зубу соответствует свой брекет .

Слайд 12

Дуга имеет определенную форму, к которой она всегда стремится (память формы), прикрепляется к каждому брекету, и таким образом вытягивает зубы в правильное положение. Раньше в основном применялись металлические брекеты и дуги, сейчас все большее распространение получают керамические брекеты и тефлоновые дуги, т.к. имеют более эстетичный вид и достаточную прочность.

Слайд 13

Средства гигиены полости рта Зубная щетка очищает зубы от зубного налета. Зубной щеткой люди пользуются очень давно. Древние люди мастерили зубные щетки из деревянных палочек, расщепляя их на конце, в результате чего получались специальные «веники». Потом зубные щетки стали делать из щетины животных, например свиной щетины.

Слайд 14

Основные критерии выбора (покупки) зубной щетки и правила ухода за ней. Необходимо выбрать щетку с более мягкой щетиной; Длина щетины должна быть равна ширине двух-трех зубов; До и после чистки зубов необходимо тщательно вымыть щетку; Хранить щетку необходимо в индивидуальном стакане щетиной вверх; Щетка – это индивидуальное средство гигиены, нельзя передавать её другим лицам; Нельзя использовать щетку в других целях, кроме чистки зубов; Зубную щетку необходимо менять каждые 1,5-2 месяца, т.к. щетина изнашивается.

Слайд 15

Зубная паста удаляет мягкий зубной налет. Зубные пасты делят на взрослые и детские. Они отличаются друг от друга различными ингредиентами.

Слайд 16

Кроме того, зубные пасты подразделяются на гигиенические, которые не обладают лечебно-профилактическим эффектом, а лишь очищают зубы от налета, и лечебно-профилактические, которые не только хорошо очищают поверхности зуба от налета, но и обладают противокариозным и/или противовоспалительным эффектом, а также способны отбеливать зубы и снижать их чувствительность.

Слайд 17

Методика чистки зубов. Зубы чистят при разомкнутых челюстях. Сначала чистят зубы верхней челюсти. Чистку начинают с внешней поверхности зубов.

Слайд 18

Щетку располагают под углом 45 к поверхности зуба. На каждом участке, состоящем из двух зубов, выполняют 10 движений по направлению от десны к режущему краю зуба. Таким же образом чистят внутреннюю поверхность зубов.

Слайд 19

При чистки передних зубов щетку направляют перпендикулярно режущим краям и чистят щеткой к переду. Затем чистят жевательную поверхность малых и больших коренных зубов, делая по 10 «скребущих», «сметающих» движений на каждом участке.

Слайд 20

Далее в том же порядке чистят зубы нижней челюсти. Завершают чистку массажем десен верхней и нижней челюсти. Процедура осуществляется при сомкнутых зубах. Для этого в области зубов и десен щеткой совершают круговые движения. Щетку моют и ставят в стакан щетиной вверх.

Слайд 21

Ополаскиватель для полости рта оказывает дезинфицирующее действие, удаляет с поверхности зубов остатки пищи, питает зубы, освежает дыхание. После чистки зубов нужно прополаскать рот водой или специальным ополаскивателем, они бывают разных цветов и содержат много питательных веществ, полезных для эмали.

Слайд 22

В рекламе жевательной резинки «Дирол» говорится, что она очищает зубы после еды, сохраняет их белизну, восстанавливает кислотно-щелочной баланс и предохраняет зубы от заболеваний. В состав этой жвачки входят красители, консерванты, которые отрицательно влияют на организм. Кроме этого, от жвачки пломбы разрушаются и выпадают.

Слайд 23

Зубные нити – флоссы – удаляют налет и остатки пищи из промежутков между зубами. Поскольку щеткой налет из межзубных промежутков удалить полностью не удается, то очищение зубных поверхностей флоссом является необходимой процедурой. Использовать флосс рекомендуется после каждой чистки зубов и после каждого приема пищи.

Слайд 24

Правила использования флосса: Из кассеты вытягивают 30-40 см флосса; Большую часть флосса наматывают на средний палец левой руки, оставшуюся часть накручивают на средний палец правой руки, чтобы промежуток нити между пальцами составлял примерно 10 см;

Слайд 25

Флосс аккуратно вводят между десной и зубом и плотно примыкают к его поверхности; Поверхность зуба чистят движениями вперед-назад и по направлению к режущему краю зуба; Процедуру повторяют на всех зубах.

Слайд 26

Болезни зубов и тканей, окружающих зубы. Кариес (от лат. Caries – гниение) – заболевание твердых тканей зуба, которые развиваются под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов и приводит к разрушению зуба.

Слайд 27

Разрушение тканей зуба происходит в результате воздействия органических кислот, которые вырабатываются микроорганизмами. Идеальной пищей для этих микроорганизмов является сахар. Они перерабатывают углеводы, получая энергию, выделяют при этом органические кислоты, которые и разрушают ткани зуба.

Слайд 28

При постоянном накапливании зубных отложений появляется очаг деминерализации (пониженной минерализации) эмали – кариес в стадии мелового пятна.

Слайд 29

Дальнейшее воздействие кислот приводит к разрушению эмали, а затем и дентина. В зубе образуется отверстие – кариозная полость. Поначалу она очень маленькая и находится в эмали – это поверхностный кариес.

Слайд 30

Со временем отверстие в зубе постоянно увеличивается. Углубляясь, кариес повреждает не только эмаль, но и дентин – развивается средний кариес. Появляется боль от сладкого, кислого или холодного.

Слайд 31

Поскольку дентин мягче эмали, он разрушается гораздо быстрее, поэтому кариозная полость углубляется и развивается глубокий кариес. В таком случае зуб болит уже чаще и сильнее.

Слайд 32

Разрушение зубов кариесом приводит к таким последствиям: Затруднению жевания; развитию различных хронических заболеваний; раннему удалению зубов; неприятному запаху изо рта; нарушению речи.

Слайд 33

Пульпит – воспаление пульпы. При остром пульпите ведущий признак – приступообразная боль, возникает чаще в вечернее или ночное время. Лечение осуществляется при помощи удаления пульпы из корня зуба с последующем пломбированием канала и кариозной полости.

Слайд 34

Периодонтит – воспалительный процесс в периодонте (периодонт – пространство между корнем зуба и лункой, заполненной связками, сосудами и нервами). В корне зуба образуется воспалительный очаг – гранулема. Периодонтит лечат с помощью удаления из корня зуба распавшейся пульпы.

Слайд 35

Гингивит – воспаление десны, которое характеризуется кровоточивостью десен. Если своевременно обратится к врачу, гингивит можно вылечить без дальнейших неприятных последствий.

Слайд 36

Пародонтит – воспаление пародонта (комплекс тканей, удерживающих зуб в кости, включающий: корень, лунку зуба, периодонт и десну). В результате зуб начинает расшатываться вплоть до выпадения.

Слайд 37

Простейшие правила для сохранения здоровья зубов Сладкую пищу лучше запивать несладким чаем или молоком, а можно просто ополоснуть рот водой; После завтрака, обеда или ужина полезно съесть яблоко, морковь или другие жесткие овощи и фрукты, так как они помогают очистить зубы от остатков пищи, а также содержат витамины и минеральные соли; Зубы обязательно надо чистить пастой утром после завтрака и вечером после ужина, тогда вредные микроорганизмы останутся голодными; Посещать врача-стоматолога два раза в год.

Слайд 38

Практическая работа Ход работы Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало. Осмотрите ротовую полость. Изучите внешний вид зубов, порядок их расположения в челюсти. Найдите и рассмотрите резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Определите какие зубы отсутствуют. Тщательно вымойте небольшое карманное зеркальце, введите его в ротовую полость и с помощью системы из двух зеркал и рассмотрите зубные коронки с наружной и внутренней стороны. Определите какие зубы повреждены, какие запломбированы.

Слайд 39

Заполните таблицу «Мои зубы» (наличие зубов – цифра 1, запломбированные – звездочка, удаленные «-»).

Слайд 40

зубочелюстная система Левая сторона Правая сторона резцы резцы клыки клыки малые коренные малые коренные большие коренные большие коренные итого верхняя нижняя

Слайд 41

Сделайте общий вывод о состоянии ваших зубов. Дайте рекомендации по улучшению их состояния .

Слайд 42

Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация к уроку "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли фермен...

Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".

Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...

Презентация "Пищеварение в ротовой полости"

Фрагмент урока по биологии: "Пищеварение в ротовой полости" 8 класс....

Презентация урока биологии для 8 класса по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Данный урок является вторым в теме «Пищеварительная система»Тип урока – комбинированный, согласно тематическому планированию для учащихся 8 классов. Класс имеет высокие учебные возможности....

Презентация к уроку Пищеварение в ротовой полости

Презентация к уроку  содержит ЭОР....

Презентация. Биология. 8 класс. Пищеварение в ротовой полости.

Презентация. Биология. 8 класс. Пищеварение в ротовой полости....