"В мире животных"
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

Катренко Ольга Александровна

Программа факультативного курса по зоологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                

        В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №17 на проведение факультативных занятий в 7 классах выделяется 34 часа (1 час в неделю). Необходимость разработки программы данного факультативного курса вызвана повышением интереса учащихся к изучению раздела «Животные» и возможностью более глубокого его изучения.

Цели курса:

-на основе расширенного изучения курса «Животные» раскрыть и развить творческие способности учащихся;

-систематизировать их знания  о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
  2. развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепаратами), компьютером (создание презентаций);
  3. воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

Программа составлена для учащихся 7 классов. Срок реализации - один год, общее количество часов – 34. Режим занятий: 1 час в неделю

    Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.

   

   В конце факультативного курса предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны

знать:

  1. классификацию животного мира
  2. жизненные формы животных
  3. организацию животных
  4. значение животных и меры их защиты

уметь:

  1. самостоятельно выполнять творческую работу
  1. работать с различными информационными источниками
  2. анализировать и делать выводы из полученной информации
  3. творчески подходить к решению задачи

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч.)

 Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания.  Взаимоотношения животных в природе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, паразитизм, хищничество, конкуренция. Человек и животные. Классификация животных.

Тема 2. Одноклеточные, или Простейшие (1 ч.)

Особенности организации. Органеллы – структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.

Тема 3. Многоклеточные. Тип губки (1 ч.)

 Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Теории происхождения многоклеточных Э.  Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок.

Тема 4. Тип Кишечнополостные. Гидра (2 ч.)

Гидра – низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.  

Тема 5. Тип Плоские черви. Белая планария (2 ч.)

 Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

Тема 6. Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.)

 Круглые черви – представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.  

Тема 7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (2 ч.)

Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя.  Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

Тема 8. Тип Моллюски (2 ч.)

 Моллюски – мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков (беззубки, перловицы, европейской жемчужницы). Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.

 

Тема 9. Тип Иглокожие (1 ч.)

Особенности внешнего строения – радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

Тема 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак (2 ч.)

 Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).

Тема 11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик (2 ч.)

Паукообразные – хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.

Тема 12. Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.)

 Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).

Тема 13. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)

 Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

Тема 14. Надкласс Рыбы.(Костные и Хрящевые рыбы) (2 ч.)

Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия – гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

Тема 15. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.)

 Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки – головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.

Тема 16. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.)

 Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.

Тема 17.  Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.)

 Птицы – первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.

Тема 18. Класс Млекопитающие. Собака (3 ч.)

 Млекопитающие – высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих.

Тема 19. Эволюция животного мира (1 ч.)

 Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 20. Природные сообщества (2 ч.)

 Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

Рекомендуемая литература

Список литературы для учителя

1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994.

2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.

3. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984.

4. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000.

5. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.

6. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999.

Список литературы для учащихся

1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978

2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962.

3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981

4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971

5. Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967.

6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999.

Дополнительные информационные ресурсы

  1. http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html
  2. http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp
  3. http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии
  4. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии
  5. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии
  6. http://mega.km.ru/animals/ -всё о домашних животных.


Тематический план

Раздел

Темы

Количество часов

1

Введение

Многообразие животного мира.

1

2

Простейшие

Одноклеточные животные.

1

3

Многоклеточные.

Тип Губки

Особенности организации многоклеточных животных.  Губки.

1

4

Тип Кишечнополостные.

Гидра -  низшее многоклеточное животное.

1

5

Медузы и полипы.

1

6

Тип Плоские черви.

 

Белая планария.

1

7

Паразитические плоские черви.

1

8

        

Тип Круглые черви.

 Аскарида.

1

9

Тип Кольчатые черви.

Особенности строения дождевого червя.

1

10

Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

1

11

Тип Моллюски.

Моллюски – мягкотелые животные.

1

12

Паразитизм, как стадия развития моллюсков.

1

13

Тип Иглокожие.

Особенности строения иглокожих.

1

14

Тип Членистоногие.  

Класс Ракообразные.

Особенности строения ракообразных

1

15

Многообразие ракообразных.

1

16

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные.

Особенности строения паукообразных.

1

17

Многообразие паукообразных.

1

18

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые.

Особенности строения насекомых.

1

19

Одомашненные насекомые.

1

20

Тип Хордовые.

Низшие хордовые животные.

1

21

Надкласс Рыбы.

 

Класс Хрящевые рыбы.

1

22

Класс Костные рыбы.

1

23

Класс Земноводные.

Особенности строения земноводных.

1

24

Многообразие земноводных.

1

25

Класс Пресмыкающиеся.

Особенности строения пресмыкающихся.

1

26

Промысел и разведение черепах и крокодилов.

1

27

Класс Птицы.

Особенности строения птиц.

1

28

Экологические группы птиц.

1

29

Класс Млекопитающие.

Особенности строения млекопитающих.

1

30

Класс Млекопитающие.

Общая характеристика основных отрядов млекопитающих.

1

31

Животноводство. Охрана млекопитающих.

1

32

Эволюция животного мира.

Доказательства эволюции животного мира.

1

33

Природные сообщества.

Взаимосвязь организмов в природных сообществах.

1

34

Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

1

Итого 34 часа




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                

        В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №17 на проведение факультативных занятий в 7 классах выделяется 34 часа (1 час в неделю). Необходимость разработки программы данного факультативного курса вызвана повышением интереса учащихся к изучению раздела «Животные» и возможностью более глубокого его изучения.

Цели курса:

-на основе расширенного изучения курса «Животные» раскрыть и развить творческие способности учащихся;

-систематизировать их знания  о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
  2. развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепаратами), компьютером (создание презентаций);
  3. воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

Программа составлена для учащихся 7 классов. Срок реализации - один год, общее количество часов – 34. Режим занятий: 1 час в неделю

    Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.

   

   В конце факультативного курса предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны

знать:

  1. классификацию животного мира
  2. жизненные формы животных
  3. организацию животных
  4. значение животных и меры их защиты

уметь:

  1. самостоятельно выполнять творческую работу
  1. работать с различными информационными источниками
  2. анализировать и делать выводы из полученной информации
  3. творчески подходить к решению задачи

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч.)

 Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания.  Взаимоотношения животных в природе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, паразитизм, хищничество, конкуренция. Человек и животные. Классификация животных.

Тема 2. Одноклеточные, или Простейшие (1 ч.)

Особенности организации. Органеллы – структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.

Тема 3. Многоклеточные. Тип губки (1 ч.)

 Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Теории происхождения многоклеточных Э.  Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок.

Тема 4. Тип Кишечнополостные. Гидра (2 ч.)

Гидра – низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.  

Тема 5. Тип Плоские черви. Белая планария (2 ч.)

 Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

Тема 6. Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.)

 Круглые черви – представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.  

Тема 7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (2 ч.)

Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя.  Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

Тема 8. Тип Моллюски (2 ч.)

 Моллюски – мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков (беззубки, перловицы, европейской жемчужницы). Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.

 

Тема 9. Тип Иглокожие (1 ч.)

Особенности внешнего строения – радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

Тема 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак (2 ч.)

 Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).

Тема 11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик (2 ч.)

Паукообразные – хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.

Тема 12. Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.)

 Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).

Тема 13. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)

 Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

Тема 14. Надкласс Рыбы.(Костные и Хрящевые рыбы) (2 ч.)

Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия – гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

Тема 15. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.)

 Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки – головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.

Тема 16. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.)

 Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.

Тема 17.  Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.)

 Птицы – первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.

Тема 18. Класс Млекопитающие. Собака (3 ч.)

 Млекопитающие – высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих.

Тема 19. Эволюция животного мира (1 ч.)

 Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 20. Природные сообщества (2 ч.)

 Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

Рекомендуемая литература

Список литературы для учителя

1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994.

2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.

3. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984.

4. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000.

5. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.

6. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999.

Список литературы для учащихся

1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978

2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962.

3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981

4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971

5. Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967.

6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999.

Дополнительные информационные ресурсы

  1. http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html
  2. http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp
  3. http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии
  4. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии
  5. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии
  6. http://mega.km.ru/animals/ -всё о домашних животных.


Тематический план

Раздел

Темы

Количество часов

1

Введение

Многообразие животного мира.

1

2

Простейшие

Одноклеточные животные.

1

3

Многоклеточные.

Тип Губки

Особенности организации многоклеточных животных.  Губки.

1

4

Тип Кишечнополостные.

Гидра -  низшее многоклеточное животное.

1

5

Медузы и полипы.

1

6

Тип Плоские черви.

 

Белая планария.

1

7

Паразитические плоские черви.

1

8

        

Тип Круглые черви.

 Аскарида.

1

9

Тип Кольчатые черви.

Особенности строения дождевого червя.

1

10

Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

1

11

Тип Моллюски.

Моллюски – мягкотелые животные.

1

12

Паразитизм, как стадия развития моллюсков.

1

13

Тип Иглокожие.

Особенности строения иглокожих.

1

14

Тип Членистоногие.  

Класс Ракообразные.

Особенности строения ракообразных

1

15

Многообразие ракообразных.

1

16

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные.

Особенности строения паукообразных.

1

17

Многообразие паукообразных.

1

18

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые.

Особенности строения насекомых.

1

19

Одомашненные насекомые.

1

20

Тип Хордовые.

Низшие хордовые животные.

1

21

Надкласс Рыбы.

 

Класс Хрящевые рыбы.

1

22

Класс Костные рыбы.

1

23

Класс Земноводные.

Особенности строения земноводных.

1

24

Многообразие земноводных.

1

25

Класс Пресмыкающиеся.

Особенности строения пресмыкающихся.

1

26

Промысел и разведение черепах и крокодилов.

1

27

Класс Птицы.

Особенности строения птиц.

1

28

Экологические группы птиц.

1

29

Класс Млекопитающие.

Особенности строения млекопитающих.

1

30

Класс Млекопитающие.

Общая характеристика основных отрядов млекопитающих.

1

31

Животноводство. Охрана млекопитающих.

1

32

Эволюция животного мира.

Доказательства эволюции животного мира.

1

33

Природные сообщества.

Взаимосвязь организмов в природных сообществах.

1

34

Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

1

Итого 34 часа




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                

        В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №17 на проведение факультативных занятий в 7 классах выделяется 34 часа (1 час в неделю). Необходимость разработки программы данного факультативного курса вызвана повышением интереса учащихся к изучению раздела «Животные» и возможностью более глубокого его изучения.

Цели курса:

-на основе расширенного изучения курса «Животные» раскрыть и развить творческие способности учащихся;

-систематизировать их знания  о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия

Задачи:

  1. расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
  2. развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепаратами), компьютером (создание презентаций);
  3. воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.

Программа составлена для учащихся 7 классов. Срок реализации - один год, общее количество часов – 34. Режим занятий: 1 час в неделю

    Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия, практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.

   

   В конце факультативного курса предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений.

Ожидаемый результат:

учащиеся должны

знать:

  1. классификацию животного мира
  2. жизненные формы животных
  3. организацию животных
  4. значение животных и меры их защиты

уметь:

  1. самостоятельно выполнять творческую работу
  1. работать с различными информационными источниками
  2. анализировать и делать выводы из полученной информации
  3. творчески подходить к решению задачи

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч.)

 Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания.  Взаимоотношения животных в природе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, паразитизм, хищничество, конкуренция. Человек и животные. Классификация животных.

Тема 2. Одноклеточные, или Простейшие (1 ч.)

Особенности организации. Органеллы – структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.

Тема 3. Многоклеточные. Тип губки (1 ч.)

 Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Теории происхождения многоклеточных Э.  Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок.

Тема 4. Тип Кишечнополостные. Гидра (2 ч.)

Гидра – низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.  

Тема 5. Тип Плоские черви. Белая планария (2 ч.)

 Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.

Тема 6. Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.)

 Круглые черви – представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.  

Тема 7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (2 ч.)

Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя.  Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

Тема 8. Тип Моллюски (2 ч.)

 Моллюски – мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков (беззубки, перловицы, европейской жемчужницы). Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.

 

Тема 9. Тип Иглокожие (1 ч.)

Особенности внешнего строения – радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.

Тема 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак (2 ч.)

 Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).

Тема 11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик (2 ч.)

Паукообразные – хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.

Тема 12. Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.)

 Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).

Тема 13. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)

 Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.

Тема 14. Надкласс Рыбы.(Костные и Хрящевые рыбы) (2 ч.)

Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия – гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.

Тема 15. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.)

 Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки – головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.

Тема 16. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.)

 Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.

Тема 17.  Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.)

 Птицы – первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.

Тема 18. Класс Млекопитающие. Собака (3 ч.)

 Млекопитающие – высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих.

Тема 19. Эволюция животного мира (1 ч.)

 Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.

Тема 20. Природные сообщества (2 ч.)

 Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

Рекомендуемая литература

Список литературы для учителя

1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994.

2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.

3. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984.

4. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000.

5. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.

6. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999.

Список литературы для учащихся

1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978

2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962.

3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981

4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971

5. Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967.

6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999.

Дополнительные информационные ресурсы

  1. http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html
  2. http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp
  3. http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии
  4. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии
  5. http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии
  6. http://mega.km.ru/animals/ -всё о домашних животных.


Тематический план

Раздел

Темы

Количество часов

1

Введение

Многообразие животного мира.

1

2

Простейшие

Одноклеточные животные.

1

3

Многоклеточные.

Тип Губки

Особенности организации многоклеточных животных.  Губки.

1

4

Тип Кишечнополостные.

Гидра -  низшее многоклеточное животное.

1

5

Медузы и полипы.

1

6

Тип Плоские черви.

 

Белая планария.

1

7

Паразитические плоские черви.

1

8

        

Тип Круглые черви.

 Аскарида.

1

9

Тип Кольчатые черви.

Особенности строения дождевого червя.

1

10

Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.

1

11

Тип Моллюски.

Моллюски – мягкотелые животные.

1

12

Паразитизм, как стадия развития моллюсков.

1

13

Тип Иглокожие.

Особенности строения иглокожих.

1

14

Тип Членистоногие.  

Класс Ракообразные.

Особенности строения ракообразных

1

15

Многообразие ракообразных.

1

16

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные.

Особенности строения паукообразных.

1

17

Многообразие паукообразных.

1

18

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые.

Особенности строения насекомых.

1

19

Одомашненные насекомые.

1

20

Тип Хордовые.

Низшие хордовые животные.

1

21

Надкласс Рыбы.

 

Класс Хрящевые рыбы.

1

22

Класс Костные рыбы.

1

23

Класс Земноводные.

Особенности строения земноводных.

1

24

Многообразие земноводных.

1

25

Класс Пресмыкающиеся.

Особенности строения пресмыкающихся.

1

26

Промысел и разведение черепах и крокодилов.

1

27

Класс Птицы.

Особенности строения птиц.

1

28

Экологические группы птиц.

1

29

Класс Млекопитающие.

Особенности строения млекопитающих.

1

30

Класс Млекопитающие.

Общая характеристика основных отрядов млекопитающих.

1

31

Животноводство. Охрана млекопитающих.

1

32

Эволюция животного мира.

Доказательства эволюции животного мира.

1

33

Природные сообщества.

Взаимосвязь организмов в природных сообществах.

1

34

Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.

1

Итого 34 часа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия

Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...

План урока английского языка по теме "В мире животных"

Учащиеся отправляются в увлекательное путешествие по сафари парку. Цель урока: развитие навыков аудирования и говорения, активизация знаний учащихся по теме урока и развитие навыков работы с инт...

материал к уроку зоологии самые самые в мире животных

материал к уроку зоологии самые самые в мире животных...

Конспект и презентация внеклассного материала по биологии "В мире животных"

Конспект и презентация внеклассного материала по биологии для учащихся 7 класса "В мире животных", в форме конкурсной программы. Включает конкурсы "Загадки", "Ребусы", "Покажи животное", а также рубри...

Методическая разработка урока "В мире животных"

Урок с применением ИКТ и перекрестного чтения...

Обобщающий урок по математике в 5 классе."Математика в мире животных и животные в математике"

Данный урок сопровождается показом презентации. Презентация  используется в качестве иллюстрации к уроку математики в 5 классе при повторении курса математики.Цели: развитие вычислительных навыко...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...