Урок и презентация на тему: Особенности строения и функции клеток крови
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Смирнова Светлана Павловна

Конспект урока и презентация разработаны для учащихся 8 класса.

Цели:

обучающие – продолжить изучение состава внутренней среды организма, её компонентов,   значение постоянства ее состава для жизнедеятельности.          Изучить состав крови, как компонента внутренней среды организма, сформировать понятие о сложном составе крови, её функциях. Продолжить формирование исследовательских навыков, умение работать с        микроскопом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_krovi.rar735.79 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Светлана Павловна

учитель биологии

МБОУ СОШ №20 г. Краснодара  

Класс 8

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, «кровь лягушки», «кровь человека», таблица» «Кровь. Состав крови», презентация «Состав крови»

Тема: Особенностей строения и функций клеток крови.

Цели:

обучающие – продолжить изучение состава внутренней среды организма, её компонентов,   значение постоянства ее состава для жизнедеятельности.          Изучить состав крови, как компонента внутренней среды организма, сформировать понятие о сложном составе крови, её функциях. Продолжить формирование исследовательских навыков, умение работать с        микроскопом.

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Ход урока.

1.Орг. момент

2. Введение в тему урока

Слайд 2.

Сосуды наши, артерии, вены

Кровью наполнены неизменно.

Кругами бежать она не устала,

За кругом большим сразу следует малый.

Красные шарики-эритроциты

Цепочкой бегут и бегут деловито.

Питание органам и кислород

Каждая крошка такая несет.

Крови не будет — не будет и жизни,

Очень важна она в организме!

Итак, назовите тему нашего урока? (Тему урока называют учащиеся)

Ученики записывают тему в тетрадь, учитель - на доске  )

2. Актуализация знаний 

Слайд 3.

 Итак, что мы знаем о крови, перед вами таблица, ее мы будем заполнять по ходу урока. Сейчас, мы сможем заполнить, только 1 колонку таблицы, ответив на вопрос:

Слайд 4.Что мы знаем о крови? (заполнение первой колонки таблицы ученики с помощью учителя)

Слайд 5.Что хотим узнать о составе крови на этом уроке? (Заполнение 2 колонки), а 3 колонка будет заполняться по ходу урока.

3. Изучение нового материала 

Что мы знаем о крови

Что хотим узнать

Что узнали

1.Ткань

2.Состоит из клеток и жидкого межклеточного вещества

3.Красного цвета, переносит О2 , питательные вещества

4.Бесцветная у насекомых гемолимфа переносит питательные вещества

5.Бесцветная у моллюсков или голубая, по составу похожа на морскую соль

1.Из каких клеток состоит

2.Функции крови и клеток крови

1.Состав: эритроциты,

лейкоциты,   тромбоциты

2.Их количество

3. Состав плазмы крови, 4.Функции, строение форменных элементов крови.

Кровь-жидкость красного цвета, представляет собой вид соединительной ткани, состоит из клеток и межклеточного вещества – плазмы. Общее количество крови 6-8% от массы. В кровеносной системе 60-70%-это циркулирующая кровь, 30-40% депонированная  или резервная (печени, селезенки).

Работаем в группах по 4 человека,

ЗАДАНИЕ №1.Работа в группах

1. Прочитайте текст в учебнике

2. Рассмотрите  рисунки.

3.Обсудите в группе прочитанную информацию.

4. Составьте опорную схему на альбомном листе: « Состав и функции крови» 

По окончании работы все опорные схемы закрепляются на доске и 1 представитель каждой группы рассказывает о составе крови по своей схеме.

Заполняется начало 3 колонки в тетради.

 Слайд 6.

Итак, подводим итог. Итог подводит наиболее подготовленный ученик самостоятельно или по вопросам учителя.

Кровь — это разновидность соединительной ткани, состоящей из жидкого межклеточного вещества сложного состава — плазмы и взвешенных в ней клеток — форменных элементов крови: эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок). В 1 мм3 крови содержится 4,5–5 млн. эритроцитов, 5–8 тыс. лейкоцитов, 200–400 тыс. тромбоцитов.

В организме человека количество крови составляет в среднем 4,5–5 л или 1/13 массы его тела. Плазма крови по объему составляет 55–60%, а форменные элементы 40–45%. Плазма крови представляет собой желтоватую полупрозрачную жидкость. В ее состав входит вода (90–92%), минеральные и органические вещества (8–10%), 7% белков. 0,7% жиров, 0.1% — глюкозы, остальная часть плотного остатка плазмы — гормоны, витамины, аминокислоты, продукты обмена веществ.

Слайд 7.

Кровь, беспрерывно циркулирующая в замкнутой системе кровеносных сосудов, выполняет в организме важнейшие функции: транспортную, дыхательную, регуляторную и защитную. Она обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.

ЗАДАНИЕ №2  Работа  «в парах»

Лабораторная работа «Изучение препарата мазка крови »

 Рассмотрите препарат мазка крови под микроскопом.

Ответьте на вопросы:

Какие клетки вы видите?

Каковы особенности каждого типа клеток?

Сколько клеток каждого типа находится в поле зрения?

Зарисуйте препарат.

Обсудите результаты.

 Рассмотрите эритроциты крови лягушки и крови человека. Зарисуйте рассмотренные эритроциты крови.

Ответьте на вопросы:

Что общего в строении эритроцитов?

Чем отличаются эритроциты крови человека и лягушки?

Обсуждение результатов лабораторной работы.

Итог подводит наиболее подготовленный ученик самостоятельно или по вопросам учителя.

Форменные элементы крови

Слайд 8

Эритроциты — безъядерные красные кровяные клетки, имеющие форму двояковогнутых дисков. Такая форма увеличивает поверхность клетки в 1.5 раза. Цитоплазма эритроцитов содержит белок гемоглобин — сложное органическое соединение, состоящее из белка глобина и пигмента крови гема, в состав которого входит железо.

Основная функция эритроцитов — транспортировка кислорода и углекислого газа. Эритроциты развиваются из ядерных клеток в красном костном мозге губчатого вещества кости. В процессе созревания они теряют ядро и поступают в кровь. В 1 мм3крови содержится от 4 до 5 млн. эритроцитов.

Продолжительность жизни эритроцитов 120–130 дней, затем в печени и селезенке они разрушаются, и из гемоглобина образуется пигмент желчи.

Слайд 9

Лейкоциты — белые кровяные тельца, содержащие ядра и не имеющие постоянной формы. В 1 мм3 крови человека их содержится 6–8 тысяч.

Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах; продолжительность их жизни 2–4 дня. Разрушаются они также в селезенке.

Основная функция лейкоцитов — защита организмов от бактерий, чужеродных белков, инородных тел. Совершая амебоидные движения, лейкоциты проникают через стенки капилляров в межклеточное пространство. Они чувствительны к химическому составу веществ, выделяемых микробами или распавшимися клетками организма, и передвигаются по направлению к этим веществам или распавшимся клеткам. Вступив с ними в контакт, лейкоциты своими ложноножками обволакивают их и втягивают внутрь клетки, где при участии ферментов они расщепляются.

Лейкоциты способны к внутриклеточному пищеварению. В процессе взаимодействия с инородными телами многие клетки гибнут. При этом вокруг чужеродного тела накапливаются продукты распада, и образуется гной. Лейкоциты, захватывающие различные микроорганизмы и переваривающие их, И. И. Мечников назвал фагоцитами, а само явление поглощения и переваривания — фагоцитозом (поглощающим). Фагоцитоз — защитная реакция организма.

Слайд 10

Тромбоциты (кровяные пластинки) — бесцветные, безъядерные клетки округлой формы, играющие важную роль в свертывании крови. В 1 л крови находится от 180 до 400 тыс. тромбоцитов. Они легко разрушаются при повреждении кровеносных сосудов. Тромбоциты образуются в красном костном мозге.

4. Закрепление.

Выполнение тестовых заданий части А  с самопроверкой.

Слайд 11,12, 13, 14

А1. Эти клетки крови лишены ядра и состоят из стромы, заполненной гемоглобином, и белково-липидной оболочки

1.Лейкоциты

2.Эритроциты

3.Тромбоциты

А2. Эти кровяные пластинки – плоские клетки неправильной округлой формы диаметром 2-5 мкм., не имеют ядер

1.Лейкоциты

2.Эритроциты

3.Тромбоциты

А3. В состав плазмы крови входит

1.50% воды

2.80% воды

3.90% воды

4.100% воды

А4. Эти белые кровяные тельца, представляют собой бесцветные клетки, содержащие ядро и протоплазму, размером от 8 до 20 мкм

1.Эритроциты

2.Тромбоциты

3.Лейкоциты

5. Итог урока. При подведении итога урока учителем, учащиеся отмечают умения сформировавшиеся на уроке, трудности возникшие при работе на уроке

6. Рефлексия.

7.Домашнее задание

Список использованных источников

  1. Стихи «Кровь»  http://etkovd.ucoz.ru/forum/54-303-1
  2. Тесты http://www.samsdam.net/anatomy/00016.php
  3. Биология 8 класс. Человек - А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, из-во «Вентана-Граф».
  4. Программа курса биологии под ред. проф. И.Н.Пономаревой, из-во «Вентана-Граф».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии на тему «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья»

Это обобщающий урок в форме занимательного путешествия, который можно провести в конце изучения темы "Опора и движение" в 8 классе....

Разработка урока и Презентация по теме "Особенности размножения птиц"

Урок с применением технологии критического мышления. Содержит красочную презентацию и Индивидуальный рабочий лист ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА на домашнее задание для студентов на практическое занятие №1. ТЕМА: «Изучение строения и функций клеток»

Цель: научиться распознавать на таблицах, в атласах и  микропрепаратах структурные элементы клетки, разновидность клеток, давать их характеристику....

Урок биологии 8 класс. Тема "Кожа. Строение и функции"

План -конспект урока. Методы: частично-поисковые, поблемные, исследовательские.Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, практическая работа. В приложении презентация к...

Презентация по теме: " Эволюция строения и функций органов и их систем"

Презентация  по теме: " Эволюция строения  и функций органов и их систем"...

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

Презентация на тему "Мышцы. Строение и функции" для 8 класса

Презентация на тему "Мышцы. Строение и функции" для 8 класса...