Классный час "Сохраним первоцветы"
классный час по биологии по теме

Антонова Людмила Васильевна

Данный классный час был подготовлен в рамках проведения экологической операции "Первоцвет -2012"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №8»

города Губкина Белгородской области

Сохраним первоцветы

(классный час)

   

                                                             

                                                         Подготовили: учащиеся 8 класса

Кл. руководитель: Антонова Л.В.

                                                         учитель химии и биологии  

 Губкин 2012

     Цель классного часа: привлечение внимания школьников и общественности к проблемам сохранения южных и местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих на Кавказе, в Крыму и в Белгородской области, воспитание бережного отношения  к окружающей среде.

       Предварительная подготовка

1. Учащимся заранее предлагается найти материал по заданной теме и подготовить сообщения.

2. Изготовление учащимися листовок на тему «Не губи первоцветы».

     Эпиграф

     Мы все должны понять, что Красная книга - это тревожный «индикатор» состояния живой природы. Это последний сигнал, который должен остановить всех желающих «взять от природы по максимуму»...

Е.С. Савченко, губернатор Белгородской области

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

     Давно известно, что самый лучший подарок женщине - это цветы. Тепличные, луговые, лесные - все они принимаются с благодарностью, потому, что это прежде всего знак внимания и заботы со стороны мужчин. Пышные каллы, гвоздики, гордые тюльпаны, скромные и нежные подснежники, ароматные ландыши - вот далеко не полный перечень представителей цветочной стихии, которых нам предлагают по разным ценам предприимчивые торговцы. Что купить? Многие мужчины преподносят женщинам дикие цветы, которые относительно дешевые, но символизируют приход весны.

     Если бы те, кто протягивает руку за ароматным букетиком, знали, во что превратилась лесная поляна, где росли эти цветы. Может быть, задумались над своей скромной ролью в деле уничтожения природы...

II. Сообщения учащихся.

1. Удивительно привлекательны просторы нашего любимого Белогорья: плавные склоны холмов и причудливые изгибы балок, спокойное течение рек и живое журчание чистейших родников, белоснежные меловые кручи и «мягкие» изумрудные луга, кудрявые «чубы» заповедных дубрав и прозрачная нежность березовых рощ. Это наша прекрасная малая Родина.

     А еще - бесценное плодородие наших черноземов, несметные богатства, которые таят в себе наши недра. Но чтобы умело распоряжаться этими богатствами, нужна человеческая мудрость, необходимо бережное, предельно аккуратное отношение к той красоте, которой так щедро одарила природа нашу землю ( выдержка из выступления Е. Савченко).

2. Впервые проблема исчезновения видов животных и растений была поставлена перед общественностью в 1934 году в Брюсселе, когда по частной инициативе ученых было создано Международное бюро охраны природы. В 1973 году была принята Конвенция об ограничении торговли редкими видами животных и растений. Конвенцию подписало свыше 80 стран. В 1976 году ее ратифицировал и СССР. В настоящее время Россия является участницей более чем 80 многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов.

3. Важную роль в сохранении редких видов животных и растений на территории нашей страны сыграло учреждение в 1974 году «Красной книги СССР» (первое издание - в 1978 г., второе - в 1984-1985 гг.) Одновременно стали учреждаться и региональные Красные книги.

     Из 1400-1500 видов растений и 10000-12000 видов животных, распространенных в Белгородской области, более 30 видов растений и около 100 видов животных можно видеть на страницах Красной книги России. Сначала появляется Постановление главы Администрации Белгородской области № 91 от 24.02.1998 г. «Об охране редких и исчезающих дикорастущих растений», а 22 апреля 2002 года постановлением главы администрации области утверждено положение о Красной книге Белгородской области. Из выступлений заведующего кафедрой зоологии и экологии, профессора БелГУ А.Присного, его коллеги, заведующего кафедрой ботаники профессора А.Колчанова, заместителя руководителя управления Росприроднадзора по Белгородской области Е.Глазунова и многих других стало ясно, что "Красная книга Белгородской области" - результат почти 20-летней работы учёных Белгородского, Санкт-Петербургского государственных и Харьковского национального университетов, Главного ботанического сада (Москва), НИИ природы, специалистов государственного природного заповедника "Белогорье", управления Росприроднадзора, краеведов и многих других.

4. 7 марта 2007г. в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке прошла презентация «Красной книги Белгородской области: сохранение первоцветов».  На страницах иллюстрированного издания содержатся сведения об исчезающих животных и растений Белгородчины, рассказывается об особо охраняемых природных территориях, а также приведены   нормативно- правовые акты, которые определяют порядок взысканий за причиненный природе ущерб физическими или юридическими лицами, за незаконную добычу растений и животных, занесенных в Красную книгу. Например,  штраф за провоз, торговлю и покупку редких растений занесенных в Красную книгу Белгородской области составляет  до двух тысяч рублей.  Кроме того, дополнительно к штрафу взыскивается сумма ущерба. Напомню, что к первоцветам, занесенным в Красную книгу Белгородской области, относятся: ветреница лесная и дубравная, пролеска двулистная, хохлатка Маршалла, адонис весенний и волжский, прострел луговой и раскрытый.

III. Слово классного руководителя.

     Основными регионами сбора раннецветущих растений являются Крым, западные области Украины, республики Закавказья и Краснодарский край России. Для реализации поток этих растений распределяется следующим образом: западноукраинские цветы - по городам севера и центра Украины, крымские - по югу, Донбассу и по всем украинским и российским городам, расположенным вдоль железнодорожной магистрали Крым - Москва, краснодарские - по южным и центральным областям России.

     В  канун 8 марта было изъято у граждан Украины 313.234 экземпляра Подснежника складчатого и белоснежного, 31.870 экземпляров Крокуса Гейфеля, 475 экземпляров Белоцветника весеннего и 88 экземпляров Цикламена Кузнецова; по подсчетам природоохранников это составило около одной десятой всего украинского привоза.

     Крымским отрядом по охране природы был проведен рейд по пресечению незаконного сбора редких растений в заказнике "Кубалач" в Белогорском районе Республики Крым. Малочисленной рейдовой группе организованными сборщиками было оказано активное сопротивление. Удалось лишь задержать 5 групп непрофессиональных сборщиков, составить 4 протокола и изъять более 500 букетов и более 2000 цветов. Выявлен новый вид нарушения: для заготовки листа плюща (в который заворачиваются букеты подснежников) спиливается или срубается дерево-опора - чаще всего дуб, бук, граб. Сами нарушители не обнаружены.  

          Еще в 1996 году российские и украинские дружины решили скоординировать свои действия по спасению первоцветов Украины и России. Как и в прошлые годы силами инспекторских групп будет проводиться охрана мест обитания раннецветущих растений, борьба с незаконной торговлей первоцветами на рынках городов (что преследует ту же цель - сокращение сбора за счет потери рынка сбыта), агитация и пропаганда.         

IV. Подведение итогов классного часа.

     Но проблему сохранения первоцветов не решить только проведением, пусть даже и прекрасно подготовленных, акций в нескольких городах. Необходимы более широкие действия, особенно агитационно-прогандистские. Именно поэтому ежегодно во всех образовательных учреждениях проводится операция «Первоцвет». Формы ее проведения  самые различные. Статьи в газетах, теле- и радиопередачи, конкурсы рисунков и плакатов, расклеивание разъяснительных листовок, проведение бесед и т.д. и т.п. И мы с вами можем принять самое активное участие в пропагандистской кампании. Те листовки, которые сегодня были вами подготовлены к классному часу, будут размножены и развешены в местах предположительной продажи первоцветов.

     Огромное спасибо всем ребятам, подготовившим интересный материал. В заключении нашего классного часа мне хочется опять привести слова нашего губернатора«...природа - это настоящий животворящий храм и вести себя в храме необходимо должным образом».

     



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №8»

Номинация «Эко-просвещение»

Сохраним первоцветы

(классный час)

   

                                                             

                                                            Подготовили: учащиеся 1-5 классов

                                                      Руководитель: Антонова Людмила                                                                          Васильевна, учитель химии и биологии  

Губкин 2013

Цель классного часа: изучение первоцветов, занесённых в Красную книгу РФ и в Красную книгу Белгородской области; привлечение внимания школьников и общественности к проблемам сохранения редких и исчезающих видов раннецветущих растений; воспитание бережного отношения  к окружающей среде; развитие познавательного интереса к природе родного края и проблемам ее охраны.

     

     Предварительная подготовка

1. Учащимся заранее предлагается выучить стихотворения о первоцветах и подготовить небольшие сообщения о них.

2. Изготовление учащимися листовок на тему «Не губи первоцветы».

Ход классного часа.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
  Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!

Вступительное слово классного руководителя.

     Как только кое-где сходит снег, тут же к свету тянутся первые весенние растения, белые, желтые, розовые, голубые. Это первоцветы - удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли. После каждой долгой зимы, истосковавшиеся по солнцу и теплу, люди радуются каждому зеленому ростку. Выезжая в апрельский лес, горожане непременно хотят привезти домой букетик первоцветов. Но такие букетики быстро вянут, а вокруг городов этих замечательных растений становится все меньше. Первоцветы - очень нежные и уязвимые растения, они требуют к себе бережного отношения. Они - украшение наших весенних лесов, но численность их неуклонно сокращается. Поэтому в настоящее время особенно остро встает проблема охраны раннецветущих растений. С каждой весной первоцветов становится всё меньше и меньше. Растение беззащитно. Накрепко связанное с почвой, оно не может ни убежать, ни постоять за себя. В ряде мест эти растения могут и вовсе исчезнуть.                   Первоцветам нужно помочь, они ждут охраны и защиты.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки...

Это мы срывали без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

"Наслаждайтесь нашей красотою —

Только очень просим нас не рвать!"

                                     И. Абдулаева

     Ребята! Послушайте, пожалуйста, сказку и ответьте на вопросы.

     

     Жили - были отец с сыном. Домик их был расположен около леса. А недалеко была лужайка, на которой начали появляться первые весенние цветы-пролески. Однажды, когда пригрело солнышко, они раскрыли свои небесные головки. Эти цветы были похожи на голубое небо. Глядя на них, люди приходят в восторг и радуются наступлению весны. Ведь  недаром говорят, что пролеска - это первый весенний цветок. С приходом весны они появляются на лужайках, как этот. И люди любуются ими. А на лужайке, что находилась невдалеке от дома, где жили отец с сыном, всё произошло наоборот. Они радовались цветам по-своему. Эти люди не смогли любоваться цветами на лужайке. И решили порвать все цветы и поставить их у себя в доме, чтобы было красиво. Эту красоту могли видеть только они, но не другие люди. Красиво ли так будет? Ведь лужайка стала просто клочком земли, на котором теперь пусто. Раньше у людей аж пела душа, что рядом с ними был прекрасный уголок. А теперь стало пусто и голо, даже не осталось ни одного цветочка. А ведь они тоже живые, как люди! Пролески тоже поняли, что их весёлая жизнь закончилась и им предстоят муки и гибель. Всё как у людей: человек рождается, растёт, пока молодой, цветущий, но вот, когда человек начинает стареть, у него появляются болезни, и человек понимает, что жизнь его подходит к концу - так и у цветков. Только цветы цветут до тех пор, пока их никто не трогает, а если их рвут охапками, цветы погибают и даже вымирают, то есть уже встречаются мало в нашей местности. Отец с сыном живут в своё удовольствие и не обращают внимание на других. Они радуются цветам, которые были достоянием всех, а теперь украшают только их дом. И вот, однажды, отец заболел. Сын испугался и побежал за врачом, но врач не смог им помочь. Эта болезнь стала у отца развиваться и укрепляться от старости, и вылечить её уже было невозможно. Когда отцу стало сильно плохо, он перед своей смертью сказал сыну, что его мучила совесть и угнетала долгие годы за тот поступок. Он сказал: «Мы просто варвары, так как лишили людей прекрасного». Он завещал сыну беречь природу и охранять её. «Я перед смертью, - сказал отец, - читал книгу поэта Самида Вургуна, и у него есть такое стихотворение о природе:

        ...Давай пройдёмся медленно по лугу,

         И «здравствуй» скажем каждому цветку,

Я должен над цветами наклониться

      Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

                                       И доброе лицо им показать».

     И сын стал жить один, но на всю жизнь запомнил те слова, что завещал ему отец. Он стал бережно относиться к природе и охранять её. И говорил всем, что лес - это краса нашей земли, олицетворяющая мудрую вечность природы, помогающая нам постигать тайны жизни и всякий раз с немым удивлением заново открывать то прекрасное, что казалось давно открытым. Лес и то, что в нём растёт - красота извечно любимая и уважаемая русским человеком и извечно великолепная во все времена года.

Вопросы к сказке:

1. Что вы узнали из сюжета сказки?

2. Что можете сказать о её главных героях?

3. Чему учит сказка?

4. Ваше отношение к героям?

5. Как бы вы поступили на месте героев сказки?

6.Что вы узнали о первых весенних цветах?

7. Что завещал отец сыну?

     А теперь мы с вами разгадаем кроссворд.

По мере отгадывания кроссворда демонстрируются фотографии с видами отгаданных первоцветов (слайд-шоу).

      В вертикальном столбце написано слово «первоцветы». Чтобы убедить меня в том, что вы их знаете, вы должны будете отгадать 8 слов – названий первоцветов. Кстати, а почему это их так назвали?

Дети. Эти цветы называются так потому, что они цветут первыми.

1.  Ну что ж, слушайте мои вопросы. Какое растение называют «цветок-светофор» или «цветок-букетик»? Почему?

Дети. Это медуница. Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Это прозвище недаром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте,
Медунице поклонится.

Е.Кожевников.

2.  Какое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров?

Дети. Это растение называется ветреница.

 3.  Видела я однажды по весне в лесу, как медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют?

Дети. Медведь выкопал корень сон-травы (прострела), который обладает снотворным действием. Поэтому он и заснул.

 Стихотворение И. Токмаковой «Усни-трава»

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.

4. Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

Дети. Это растение называется хохлатка.

5. Какое растение называют «золотыми ключиками весны»?

Дети. Первоцвет.  

 Стихотворение «Первоцвет весенний»

Первоцвет весенний,
Желтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний –
Ключик от весны,
Не тебе ли снятся
Золотые сны?
Будь же осторожен,
Не сорви его,
Мягкого, душистого
Друга моего.

6. Какое травянистое растение без листьев цветет? За что его так прозвали?

Дети. Это растение мать-и-мачеха. Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

Первым вылез из землицы,
на проталинке,
Он мороза не боится,
хоть и маленький.

7. А это растение выглядит этаким крепышом: бодрым, свежим, умытым, полным здоровья.

Дети. Это растение называется чистяк.

8. Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

Дети. Ландыш.

 Стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш»:

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на кончиках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Дети.

Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.

      А что это за Красная книга такая?

 Дети. В Красную книгу природы заносят названия тех растений и животных, которые находятся на грани вымирания. Под угрозой исчезновения – сон-трава, гусиный лук, ветреница, хохлатка, медуница, ландыш. Все они взяты под охрану! Но это вовсе не означает, что все остальные растения можно спокойно рвать и вытаптывать.

 Фиалки, ландыши для нас
Веселый лес весной припас.
Но мы их рвать не будем –
Пусть дарят радость людям!

Заключительное слово классного руководителя.

     Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с видами первоцветов, узнали, что они нуждаются в охране. Собирая первоцветы, мы губим их, а покупая — поощряем браконьеров. К природе надо относиться с исключительной бережливостью! Мы с вами выяснили, что редкие весенние цветы лучше не трогать: они красивее в естественной среде. Не стоит рвать их на букеты, лучше любоваться ими в природе, этим мы сохраним красоту для будущего поколения. Охрана первоцветов - дело каждого из нас!

Не рви цветов, не надо!


Их нежный аромат, наполнит воздух сада,


Они так красят сад!

...Дерево, цветок, трава и птица,


Не всегда умеют защититься,


Если будут уничтожены они,


На планете мы останемся одни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите первоцветы!

Собранный материал поможет в проведении экологических занятий, классных часов....

Акция "Берегите первоцветы"

Участнии акции "Берегите первоцветы!" воспитанники Детского дома...

Виртуальная экскурсия "Первоцветы Павловского парка"

Экскурсия знакомит слушателей с раннецветущими первоцветами Павловского парка-заповедника. Рассказыет о биологических особенностях и причинах исчезновения. В конце экскурсии проходит конкурс  для...

Первоцветы зацветут - разноцветным станет луг.

Материал о первоцветах зоны Урала....

Игротека по теме "Первоцветы"

По каждой лексической теме стараемся подобрать или сделать свою мультимедийную презентацию либо на ознакомление с материалом, дибо новыми интересными фактами, или же играми на внимание, память. Предст...

классный час "Весенние первоцветы"

презентация к классному часу  "Весенние первоцветы"...

Классный час «Первоцветы Белгородской области»

На примере окружающих лесов показать растения-первоцветы; воспитывать бережное отношение к окружающей природе....