Урок-зачет по теме: "Химическая организация клетки", биология, 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Урок разработан с целями:
- Осуществить контроль знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении темы.
- Закрепить знания учащихся о химической организации клетки; проверить знания о содержании и роли химических элементов и веществ (неорганических и органических) в клетке; проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот; проверить прочность усвоения понятий: «химический состав клетки», «водородные связи», «полипептид»; уровни структурной организации молекул белка; денатурация и ренатурация; каталитическая роль фермента; моно- ди- и полисахариды; азотистые основания; нуклеотиды; комплементарные соединения; генетический код.
- Формировать умения: работать с тестовыми заданиями, давать ответы на вопросы с опорой на таблицы, умение схематично изображать механизм передачи наследственной информации, заложенной в молекулах ДНК, умение устанавливать связь между строением и функциями веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zachyot_10_kl.rar | 402.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 4»
Учебно-консультационный пункт
Урок – зачёт:
предмет: биология
класс: 10 заочный
учитель: Ященко Н.Г.
2010-2011 учебный год
Цели урока:
- Осуществить контроль знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении темы.
- Закрепить знания учащихся о химической организации клетки; проверить знания о содержании и роли химических элементов и веществ (неорганических и органических) в клетке; проверить осознание учащимися роли водородных связей в образовании структур молекул белков и нуклеиновых кислот; проверить прочность усвоения понятий: «химический состав клетки», «водородные связи», «полипептид»; уровни структурной организации молекул белка; денатурация и ренатурация; каталитическая роль фермента; моно- ди- и полисахариды; азотистые основания; нуклеотиды; комплементарные соединения; генетический код.
- Формировать умения:
работать с тестовыми заданиями,
давать ответы на вопросы с опорой на таблицы,
умение схематично изображать механизм передачи наследственной информации, заложенной в молекулах ДНК,
умение устанавливать связь между строением и функциями веществ.
Оборудование:
таблицы, иллюстрирующие строение ДНК и РНК,
строение молекул белка,
пространственная модель ДНК,
таблица с изображением генетического кода,
таблица строения растительной и животной клеток.
Урок-зачёт по теме «Химический состав клетки».
1 вариант.
I задание. Выполнить тест
1. Наука цитология изучает:
а) строение органов и систем органов многоклеточных организмов
б) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов
в) фенотип организмов разных царств
г) морфологию растений и особенности их развития.
2. Укажите пример биоценотического уровня организации жизни:
а) ландыш майский б) косяк трески
в) нуклеиновая кислота г) сосновый бор
3. О единстве органического мира свидетельствует:
а) наличие ядра в клетке всех живых организмов
б) клеточное строение организмов всех царств живой природы
в) объединение организмов всех царств в систематические группы
г) разнообразие организмов, населяющих Землю.
4. К микроэлементам клетки относятся:
а) углерод, кислород, азот б) натрий, магний, калий
в) фосфор, йод, кальций г) марганец, молибден, медь
5. Укажите основной источник энергии в организме:
а) витамины б) ферменты в) гормоны г) углеводы
6. Белки в клетке не выполняют функцию:
а) информационную б) энергетическую
в) каталитическую г) запасающую
7. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания б) рибоза и дезоксирибоза
в) нуклеотиды г) аминокислоты
8. Какое азотистое основание не содержится в РНК:
а) цитозин б) аденин в) тимин г) урацил
9. Две дезоксирибофосфатные цепочки, азотистые основания которых соединены
водородными связями, образуют молекулу:
а) белка б) РНК в) ДНК г)АТФ
10. ДНК выполняет функцию:
а) хранение информации о строении белка
б) переписывание информации о строении белка
в) транспорт аминокислот для образования белка.
11. Мономером крахмала и гликогена является:
а) сахароза б) глюкоза в) рибоза
12. Постройте вторую цепь молекулы ДНК по принципу
комплементарности, если известна первая цепь:
А-Т-Г-Ц-Г-А-Т-Ц-Т.
Урок-зачёт по теме «Химический состав клетки».
2 вариант.
I задание. Выполнить тест:
1. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого:
а) окраска объектов б) форма объектов
в) обмен веществ и превращение энергии
г) разрушение объектов под воздействием среды.
2. Укажите пример популяционно-видового уровня организации:
а) нервная ткань б) нуклеиновая кислота
в) болото г) лежбище котиков
3. Клеточное строение организмов всех царств живой природы, сходство строения клеток и их химического состава служат доказательством:
а) единства органического мира
б) единства живой и неживой природы
в) эволюции органического мира
г) происхождения ядерных организмов от доядерных.
4. К макроэлементам клетки относятся:
а) углерод, водород, сера б) азот, сера, йод
в) водород, кислород, железо г) сера, кислород, марганец
5. При окислении каких веществ освобождается больше энергии:
а) белков б) жиров в) глюкозы г) крахмала
6. Жиры в организме ряда животных защищают их от холода за счет:
а) высокой энергетической ценности
б) нерастворимости в воде
в) низкой теплопроводности
г) высокой теплопроводности
7. Из аминокислотных остатков построены молекулы:
а) углеводов б) липидов в) белков г) нуклеиновых кислот
8. Для ДНК характерны азотистые основания:
а) АГЦУ б) АЦТУ в )АГЦТ г) ТЦГУ
9. Транспортная РНК выполняет функцию:
а) переписывание информации о строении белка
б) доставка аминокислот для образования белка
в) хранение наследственной информации о строении белка
10. В составе ДНК постоянными являются отношения:
а) А±Г б) А±Т в) А_, Т
Т+Ц Г+Ц Г Ц
11. Какие органические вещества входят в состав хромосом:
а) белок и ДНК б) глюкоза и АТФ
в) т-РНК и аминокислота г) и-РНК и полисахарид
12. Постройте вторую цепь молекулы ДНК по принципу
комплементарности, если известна первая цепь:
Т-А-Ц-Ц-Т-Т-Г-А.
Урок- игра по теме «Химический состав клетки».
1. Решите чайнворд - кроссворд "Спираль".
1. "Силовая станция" клетки.
2. Регуляторный центр клетки.
3. Поступление питательных веществ в клетку, выделение продуктов распада
4. Латинское название ядра.
5. Пищевой продукт, состоящий почти на 100 % из углеводов.
6. Место синтеза белка.
7. Полное название АТФ.
8. Азотистое основание молекулы ДНК. 9. Нуклеиново-белковый комплекс ядра.
10.Внутренняя складка митохондрии.
11.Полупроницаемая пленка в клетке .
2. Постройте систему из понятий.
1) ДНК;
2) органические вещества;
3) химические вещества;
4) белки;
5) углеводы;
6) азотистые основания;
7) неорганические вещества;
8) минеральные соли;
9) жиры;
10) вода;
11) АТФ
3. Биологический диктант по теме
« Строение и функции белков».
(заполните пропуски в тексте)
В результате взаимодействия различных ..... и образования ...... связей спирализованная молекула белка образует ...... структуру, которая в свою очередь, зависит от ....... структуры белка, т.е. от ......аминокислот в молекуле полипептида.
Белки, помимо общих для всех биополимеров функций, выполняют еще и 1 ....... , 2 ........ , 3 ........ , 4........ , 5....... , 6 ........ , 7........ функции.
Так защитные белки называются ......... .
Они связываются с ......... , попадающими в организм, и уничтожают их.
Такой механизм сопротивления возбудителям заболеваний называется ......... .
4. Конструирование сборки белковой молекулы, закодированной в ДНК.
1. Запишите любую последовательность триплетов (сочетания 3-х нуклеотидов) в первой цепи молекулы ДНК. Затем постройте вторую цепь молекулы ДНК по принципу комплементарности.
2. Изобразите транскрипцию - переписывание информации путем синтеза одноцепочечной молекулы ( и - РНК ) .
3. Изобразите трансляцию - перевод последовательности нуклеотидов в молекуле и - РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи белка ( используя таблицу генетического кода).
ДНК 1 цепь 2 цепь | ТРАНСКРИПЦИЯ | |
И- РНК | ||
Т- РНК | ТРАНСЛЯЦИЯ | |
Полипептидная цепь белка |
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс
Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...
Контрольная работа по теме "Химические реакции"(9 или 11 класс)
Контрольная работа включает вопросы о классификации химических реакций, скорости химических реакций, смещении химического равновесия, расстановке коэффициентов методом электронного баланса, задачу на ...
План урока по теме: "Химические свойства карбоновых кислот" 10 класс
Материал к уроку по химии 10 класс с презентацией....
Тест по теме: "Химический состав. Строение клетки", 5 класс
Тест для 5 кл. составлен на 2 варианта, состоит из 3 частей. УМК "Линия жизни", В.В. Пасечник. Можно использовать для обобщения материала по разделу или использовать, как дидактический материал,распеч...
Самостоятельная работа по химии на тему "Химические уравнения" (Два варианта) 8 класс
Работа предлагается на закрепление темы "Химические уравнения" на уроке химии в 8 классе. Содержит два задания: 1- расставить коэффициенты в пяти представленных схемах реакций, 2- написать у...
Самостоятельная работа по теме "Химические свойства воды". Химия , 8 класс
Работа состоит из двух вариантов, в каждом из которых два задания, проверяющие умения определять химические свойства воды и составлять характеризующие их уравнения реакций....
Контрольная работа №1 «Химическая организация клетки» 9 класс ФГОС
оценить уровень усвоения учащимися знаний, умений, навыков по данной теме...