Дифференцированный урок "Органы слуха и равновесия"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Разработка урока "Органы слуха и равновесия" расчитана на подачу нового материала в 8 классе. На данном уроке учитель биологи совместно с учителем музыки знакомит учащихся со строением и функциями анализаторов слуха, волновыми свойсвами звука и различными видами музыки. Разработка формирует умение показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой; воспитывает бережное отношение к своему здоровью и любовь к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_8_klasse.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология. 8 класс.
Тема урока: Органы слуха и равновесия.
Цели урока: 1) ознакомить учащихся со строением и функциями анализаторов слуха и равновесия, волновыми свойствами звука; различными видами музыки;
2) формировать умение показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой; развивать чувство ритма;
3) воспитывать бережное отношение к своему здоровью; любовь к искусству, воспитывать через музыку эстетический вкус учащихся.
Оборудование: таблица «Строение уха», видеоматериал, диски с записями различных музыкальных и шумовых звуков, гитара, синтезатор,
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Учащиеся выполняют уровневые тестовые задания в 2-х вариантах. Уровень «А» оценивается на «3», уровень «А» и «В» на «4», выполнение всех трёх уровней на «5».
- Изучение новой темы.
Учитель биологии. Прежде чем мы начнем новую тему, я бы попросила ответить на вопрос: «Для чего человеку необходим слух?» (Ответы учащихся.)
Всю жизнь, с рождения и до самой смерти, нас окружают различные звуки. К ним относится человеческая речь и звуки, издаваемые животными, шум машин и звучание леса, гул больших городов и тихий шелест волн океана. Одним словом звуки издают все колеблющиеся тела. Существует версия, что особое звучание, не слышимое человеком, присуще даже колебанию атомов.
Самым наглядным доказательством колебательного источника звука является звучание струны. Сейчас учитель музыки расскажет вам о звуках и продемонстрирует их колебания.
Учитель музыки. Что же такое звук? Звук – это результат колебаний упругого тела
( например, струны, столба воздуха).
Демонстрация колебаний струны на гитаре.
- Какой это звук? (Музыкальный).
Демонстрация колебаний звуков на синтезаторе.
- Какие это звуки? (Музыкальные).
Учитель биологии. В газовой среде, а именно газовой средой является воздух, звуковая волна становится продольной – это единственный тип волны в этих условиях. Не всякая частота колебаний доступна человеку. Так, для того, чтобы мы могли слушать гудение, издаваемое взмахом руки, мы должны махать руками с частотой более 20 раз в секунду. В твердых и в жидких телах скорость звука иная по сравнению с воздушной средой. Кроме того, в таких средах колебания становятся и поперечными.
При изменении частоты колебания меняется тональность звучания.
- Что мы понимаем под тональностью?
Учитель музыки. Тональность – это высота лада. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации определяющими состав звуков, т. е. повышающими или понижающими отдельные звуки на полтона или целый тон.
Демонстрация на синтезаторе мажора, минора.
Мажорный лад – соответствует бодрым, жизнерадостным мелодиям, минорный лад – печальным, грустным.
- Все это – музыкальные звуки, но есть и звуки шумовые. Где вы наблюдали шумовые звуки?
Многие известные композиторы – классики и наши современники – слушая звуки природы, создали свои прекрасные произведения, слушая которые мы видим образы природы, которые пробуждают в нас чувства прекрасного, доброго светлого.
Прослушивание музыки Чайковского «Времена года».
- Закройте глаза. Какие картины проплывают перед вами?
- Какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку?
- Испытываете ли вы, какие либо неприятные ощущения?
- Как называется эта музыка? (Классическая).
О других типах музыки, мы поговорим позже.
Учитель биологии. А теперь ребята, перейдем к изучению новой темы и рассмотрим строение основного органа человека, воспринимающего звук, - уха.
Орган слуха человека включает в себя три основные составляющие:
1. Наружное ухо, состоящее из расположенной на черепной коробке хрящевой ушной раковины. Она помогает улавливать звуковые колебания и передавать их по специальному слуховому проходу длиной от 2,5 до 2,7 см. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Слуховой канал заканчивается эластичной, но плотной барабанной перепонкой, которая воспринимает колебания и передает их дальше. Для защиты от пыли и загрязнений нежной перепонки слуховой канал выстлан реснитчатым эпителием, задерживающим частицы пыли. Также эпителий выделяет ушную серу, необходимую для защиты.
2. Среднее ухо представляет собой узкую полость (1-2 куб. см.) заполненную воздухом и размещенную в черепной коробке. В ней располагаются слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, воспринимающие колебания перепонки и передающие их далее. Это самые маленькие косточки нашего тела, их масса всего около 0,5 гр.. Они образуют систему рычагов, которая в 50 раз усиливает слабые колебания барабанной перепонки и передает их во внутреннее ухо. Среднее ухо соединяется с носовой и ротовой полостью. Это необходимо для баланса давления на перепонку. Доказать это просто: достаточно попытаться выдохнуть при закрытых рте и носе – сразу начинает ощущаться давление внутри уха.
3. Внутреннее ухо представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри этого костного лабиринта заключен перепончатый лабиринт, повторяющий форму костного. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания – звуковые волны и положение тела в пространстве. Во внутреннем ухе выделяют орган слуха – улитку и орган равновесия – преддверие и три полукружных канала, которые взаимосвязаны друг с другом. Внутри перепончатого лабиринта находится жидкость – эндолимфа, а в щелевидном пространстве между стенками костного лабиринта и поверхностью перепончатого лабиринта также имеется жидкость – перилимфа. Улитка, похожая на речную улитку-прудовика, представляет собой спирально закрученный костный канал, образующий 2,5 завитка. Одна из стенок перепончатой части улитки состоит из 24 тыс. упруго натянутых волоконец разной длины. Каждое волоконце отвечает за свой звук. На волоконцах располагаются клетки с волосками на верхушке. Это слуховые рецепторы. Над рецепторами находиться покровная мембрана. К каждому рецептору подходят окончания слухового нерва.
Проведение физкультминутки.
Сейчас мы с вами посмотрим, как же работает слуховой анализатор и орган равновесия. (Просмотр видеофильма.)
- А вы знаете, что громкие звуки представляют наибольшую опасность для органа слуха? Я просила вас, приготовить небольшое сообщение о причинах, которые могут привести к утрате слуха.
Сообщение учащегося.
Учитель биологии. Действительно, человеческое ухо способно воспринимать волны частотой от 16 до 20 КГц. Остальное не воспринимается как звук. Гармонические колебания, одинаковые по частоте, воспринимаются как мелодичные или музыкальные. Шум, частотой свыше 130 дБ, может быть воспринят кожей и причиняет острую боль в области внутреннего уха.
Учитель музыки. Очень громкая музыка, так называемая клубная, постепенно, оказывая давление на барабанную перепонку, разрушает орган слуха. Особенно сильное и вредное воздействие на организм оказывает рок-музыка. Долгое слушание рок-музыки действует на организм как наркотик, оказывает разрушающее воздействие на нервную систему, влияет на эмоциональное состояние человека (он становится нервным, легковозбудимым, порой даже жестким, жестоким, злым).
Но есть и такие рок – группы, чьи композиции отмечает социальная направленность, обращение к интеллектуальным и духовным ценностям, рок – группы, которые можно назвать в некотором роде, классическими: группа А.Макаревича, Б. Гребенщикова, «Наутилус», «ДДТ» Ю.Шевчука, «Кино» В.Цоя, рок-опера «Юнона и Авось».
- Закрепление изученной темы.
В качестве подведения итогов я предлагаю всем вместе подумать над следующими вопросами:
1. Почему человек, способен воспринимать только продольные волны? (Перепонка не может передавать поперечные волны.)
2. Как человек, определяет направление, откуда пришел звук? (С помощью анализатора.)
3. Какие источники звука известны человеку? (Все колеблющиеся предметы, частота колебаний которых совпадает с частотой, воспринимаемой ухом.)
4. Как вы думаете, зачем при взлете и посадке самолёта раздаются леденцы? Чем их можно заменить? (Во время взлёта или посадки возникает давление на перепонку. Посасывание снимает это давление. Поэтому леденцы заменить практически нельзя.)
5. Сколько частей выделяют у органа слуха? Назовите их. (Три. Наружное, среднее и внутреннее.)
6. Где расположена барабанная перепонка, каково ее значение? (Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Она преобразует звуковые волны в механические колебания и передаёт их в среднее ухо.)
7. Какую роль играют слуховые косточки? (Слуховые косточки усиливают колебания и передают их через овальное окно во внутреннее ухо.)
V. Домашнее задание. Изучить текст учебника на стр. 80-83; выполнить рисунок, изображающий слуховой анализатор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализаторы слуха и равновесия.
Биология 8 класс. Презентация к обяснению нового материала....
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы
Урок биологии 8 класс. Данный урок раскрывает строение органов слуха и равновесия, их анализаторов, механизм прохождения звуковой волны....
Тестирование "Орган слуха и равновесия"
Тестирование "Орган слуха и равновесия" выполнено в форме мультимедийной презентации. Может оказаться полезным при фронтальном опросе, контроле знаний по теме. К каждому вопросе есть ответ(ответы), ко...
Анализаторы слуха и равновесия.
Разработка комбинированного урока по биологии в 8 классе с использованием современных технологий: разноуровневое обучение, фишбоун, технологиия критического мышления. Урок сопровождается показом...
Разработка урока по экологии "Орган слуха и равновесия"
Разработка урока с использованием методов кластера и мозговой штурм....
Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...
Презентация. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
Презентация по биологии для учащихся 8 класса. Содержит материал о значении и строении органа слуха и слухового анализатора....