Презентация "Вирусы"
презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока : Неклеточные формы жизни. Вирусы. Возможно, вирус – это первая форма жизни на Земле и по своей простоте самая совершенная.
История открытия вирусов Открыты в 1892 году р усским ботаником Дмитрием Ивановским. Долгое время оставались н еисследованными из-за т ого, что имели мельчайшие р азмеры (от 20 до 300 нм) Только появление э лектронного микроскопа п озволило изучить эти существа. Ивановский Д.И. 1864 - 1920гг.
1892г. – Д.И.Ивановский описал возбудителя мозаичной болезни у растений табака (ВТМ) 1897г. – Ф.Леффлер и Фрош обнаружили возбудителя болезни ящура у животных. 1898г. – Бейеринг ввёл понятие «вирус». 1917г. – Ф. де Эррель открыл бактериофаги. 1935г. – У.Стенли выделил вирус ТМ в кристаллической форме и доказал его молекулярную природу. 6. 1939г. – Изобретён электронный микроскоп и впервые получены изображения вирусов
ФОРМА ВИРУСОВ Бактериофаг сложный Вирус гриппа спиральный Герпес-вирус сферический Аденовирус кубический Вирус полиомиелита кубический
Классификация вирусов по типу нуклеиновых кислот. ДЕЗОКСИВИРУСЫ РИБОВИРУСЫ 1.ДНК двунитчатая 2.ДНК однонитчатая 1.РНК двунитчатая 2.РНК однонитчатая Аденовирусы Герпес-вирусы Бактериофаги Оспенные вирусы Вирус гепатита В Крысиный вирус Вирусы раневых опухолей растений ВИЧ Вирус полиомиелита Энтеровирусы Риновирусы Вирус табачной мозаики Вирусы гриппа бешенства Онкогенные РНК вирусы Корь Краснуха Гепатит А
Простые Состоят из нуклеиновой кислоты – ДНК или РНК и белковой оболочки ( капсида ) Сложные Состоят из нуклеиновой кислоты ДНК или РНК, белковой оболочки, содержат липопротеиновую мембрану, углеводы и ферменты Вирусы Классификация вирусов по химическому составу ВТМ ВИЧ
Работа с учебником Стр.181 «Взаимодействие вируса с клеткой » работаем с использованием специальных символов: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы Рецепторный механизм – связывание с особыми белками, у каждого вируса свои клетки-мишени 2) У бактериофагов – впрыскивание генома через специальный стержень
Характеристика заболеваний ГРИПП Возбудитель: Источник заражения : Способ передачи : Цикл развития : Профилактика : Особенности : СПИД Возбудитель: Источник заражения : Способ передачи : Цикл развития : Профилактика : Особенности :
Есть ли польза от вирусов ? В биотехнологических методах генной инженерии вирусы используют для переноса генов от одного организма к другому.
Синквейн - CING - на французском языке значит 5, Синквейн - это пятистрочная строфа. Синквейн является быстрым, мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. 1 строка - 1 ключевое слово, определяющее содержание синквейна. 2 строка - 2 прилагательных, характеризующих данное понятие. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действие. 4 строка - короткое предложение (из 4 слов). 5 строка - синоним ключевого слова (существительное).
Вирус Грозный, коварный, Мутирует, изменяется, приспосабливается. Неужели совсем нет спасения ? Ужас! Вирус. Вездесущий, неуязвимый. Спрятался, затаился, выжидает. Может не всё так страшно ? ! Бактериофаг. Вирус Опасный, жестокий Пугает, заражает, уничтожает. Необъяснимая загадка природы Враг Примеры синквейнов :
Формы вирусов
Задачи урока Познакомиться с открытием вирусов ; Изучить особенности строения и классификацию ; Рассмотреть жизненный цикл вируса, способы проникновения вирусов в клетку ; Выяснить роль вирусов в природе и практическое значение ; Дать характеристику ВИЧ, вирусу гриппа, акцентировать внимание на правилах безопасного поведения
Предыстория открытия вирусов 1887 год. Крым, юг России, Бессарабия. Плантации табака. Растения поражены неизвестной болезнью. На листьях появляются светло-зелёные пятна и отмирают верхушки побегов. Сельское хозяйство несёт колоссальные убытки… Представьте себе, мы на табачной плантации, где растения поражены неизвестной болезнью. Как выявить возбудителя ? Предложите пути решения проблемы.