Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Митоз"
методическая разработка (биология, 10 класс) на тему

Сердюк Ольга Романовна

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Митоз" соответствует требованиям ФГОС второго поколения и реализует системно-деятельностный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mitoz.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18

Тема

Деление клетки. Митоз

Целевые ориентации урока

  1. Предметные:  способствовать формированию знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли; раскрытию особенностей протекания каждой фазы митоза
  2. Метапредметные:  способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, с демонстрационным материалом
  3. Личностные:  создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы

Основное содержание темы

Деление клеток. Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК, митоз. Фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза

Термины и понятия

Жизненный цикл клетки,  интерфаза, редупликация (удвоение ДНК), митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления, хроматиды, центромера.

Планируемые результаты

Личностные умения:


формирование познавательных интересов;

осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

формирование личностного отношения к изучению материала.




Метапредметные умения

Познавательные:

Общеучебные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации

Логические: поиск и выделение необходимой информации;  установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки

Коммуникативные: умение слушать учителя, строить эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении заданий, умение находить общее решение

Предметные умения

Ученик должен знать: сущность митоза как биологического процесса,  определение ключевых понятий


Ученик должен уметь:

пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения органоидов клетки с процессом непрямого деления; использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста, развития, регенерации

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Экология человека, информатика,

математика

Информационный материал:   информационные тексты, таблицы, рисунки учебника, видеофрагменты.

Демонстрационный материал:  таблица «Митоз», таблица «Редупликация ДНК», динамическая модель «Митоз»

Интерактивный материал:  Мультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень» (издательство ООО «Дрофа»,2011)

Раздаточный материал:  учебные тексты, карточки с тестовыми заданиями

Фронтальная

индивидуальная  

групповая

парная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

I этап. Мотивация к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

-мотивировать учащихся к изучению темы «Деление клетки. митоз»;

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи;

- проявлять позитивное отношение к процессу;


-помочь осознать необходимость приобретения новых знаний о делении клетки

 Задание 1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает  - от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет. 
2.  Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы.

 Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов?

 -  Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз) 

Задание 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия, например: хромосомы, ядро, рост, размножение и т.д.).

 Задание 3.  Как вы думаете, какое отношение к теме нашего урока имеет стихотворение:

23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.

Какова, на ваш взгляд цель нашего урока?

Итак, в ходе работы над заданиями появились вопросы, поэтому  я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы

Личностные умения:

вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.






  1. Определение темы урока






2. Обсуждение целей урока


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А.

Цели:

  1. Актуализировать знания учащихся  о делении клеток, о видах животных и растительных тканей;
  2. Ввести понятия дифференцировки клеток и жизненного цикла клеток

Задание 1.(ЗП) Посмотреть видефрагменты 1-3.  Рост 1-клеточных и многоклеточных организмов. Жизненный цикл клетки. Схема митоза.  Прочесть текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр. 124  и  ответить на вопросы:

1 группа: Почему говорят: Береги себя! Нервные клетки не восстанавливаются?

2 группа: Почему после заживления у  человека тяжёлых рваных ран образуются глубокие рубцы, уродующие тело человека?

3 группа: Лист растения состоит из основной ткани, клетки которой не делятся, тем не менее листья растут. За счёт чего происходит рост листовой пластинки?

Познавательные умения:

поиск и выделение необходимой информации; умение устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные умения:  знаний сущности процесса деления клеток и  процесса дифференцировки клеток в многоклеточном организме

Блок Б.

Цели:


  1. актуализировать знания о строении клетки
  2. ввести понятия:

  интерфаза, редупликация (удвоение ДНК), профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления, хроматиды, центромера.

Задание 1.(ЗП) Послушать объяснение учителем материала о ходе митоза, посмотреть видефрагменты 4.5. Редупликация. Митоз.

Найти ключевые процессы, характерные для профазы, метафазы, анафазы и телофазы:

1.Расположение хромосом по экватору(М)

2.Растворение ядерной оболочки(П)

3. Формирование  ядерной оболочки(Т)

4. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам(М)

5. Исчезновение нитей  веретена деления(Т)

6. Расхождение хромосом к полюсам клетки(А)

7. Спирализация хромосом(П)

8. Расхождение центриолей к полюсам(П)

9. Появление в цитоплазме перетяжки(Т)

10. Образование хроматина(Т)

Познавательные умения: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного

Регулятивные умения: осознание учащимся качества и уровня усвоения

Коммуникативные умения: умение слушать учителя, эффективно взаимодействовать со сверстниками при выполнении заданий

Предметные умения:  знание сущности митотического цикла: интерфазы, редупликации ДНК, митоза, фаз митотического деления и преобразования хромосом

Блок В.

Цель:

С помощью смыслового чтения научить учащихся определять нужную и второстепенную информацию, выполнять логическое свёртывание фактов, связанных с митозом

  Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы (П)


1 группа: задание «Нарушение митоза»
Составить логические пары:
тип воздействия – последствия.

«Правильное течение митоза может быть нарушено различными внешними факторами: высокими дозами радиации, некоторыми химическими веществами. Например, под воздействием рентгеновских лучей ДНК хромосомы может разорваться, хромосомы также при этом разрываются. Такие хромосомы не способны двигаться например в анафазе. Некоторые химические вещества, не свойственные живым организмам (спирты, фенолы) нарушают согласованность митотических процессов. Одни хромосомы при этом двигаются быстрее, другие медленнее. Некоторые из них вообще могут не включаться в дочерние ядра. Есть вещества, которые препятствуют образованию нитей веретена деления. Их называют цитостатиками, например, колхицин и колцемид. Воздействуя ими на клетку можно остановить деление на стадии прометафазы. В результате такого воздействия в ядре возникает удвоенный набор хромосом »

2 группа: задание «Различие митоза у растений и животных». 

Проанализировав текст, найдите отличия в протекании митоза у растений и животных. Заполните таблицу.

 

Вопросы для сравнения

Митоз в растительной клетке

Митоз в животной клетке

Наличие центриолей



Особенности цитокенеза



Место протекания




Самое главное событие, происходящее во время митоза – это равномерное распределение удвоившихся хромосом между двумя дочерними клетками. Митоз в клетках растений и животных протекает почти одинаково, но отличия всё- таки имеются. Так, например, в растительных клетках нет центриолей. В конце телофазы в растительных клетках из нитей веретена деления в экваториальной части формируется фрагмопласт, в эту же область перемещаются рибосомы, митохондрии, ЭПС. Всё это приводит к формированию клеточной пластинки, которая в последствии разделит клетку надвое. Этого процесса не наблюдается у животных. Есть и различия в цитокинезе, например, только у животных образуется перетяжка. Митозы у животных происходят в различных тканях и участках организма, чего не скажешь о растениях. Там митоз происходит в строго определённых местах, где расположена образовательная ткань, то есть в меристемах. Например, на кончиках корня (зона роста), в почке (конус нарастания), камбии.


3 группа: задание «Амитоз»
Выделите из текста «опорные» точки, т.е.
в 4-5 положениях укажите главные признаки амитоза.

 «Митоз – наиболее распространённый, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариот обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе не происходит конденсация хромосом и не образуется веретена деления, а ядро делится перетяжкой или фрагментацией, оставаясь в интерфазном состоянии. Цитокинезис всегда следует за делением ядра, в результате чего формируется многоядерная клетка. Амитотическое деление характерно для клеток, которые заканчивают развитие: отмирающих эпителиальных, фолликулярных клеток яичников. Так же амитоз встречается при патологических процессах: воспалении, злокачественном новообразовании, после него клетки не способны к митотическому делению ».


Познавательные умения: умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений, достраивать недостающие компоненты, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные умения:  контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выра
ботке общей (групповой) позиции; умение   устанавливать   и   сравнивать   разные   точки
зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор


Предметные умения: умения применять знания о митозе для объяснения сущности биологических процессов

Блок Г.  Дополнение

Цели:

  1. Показать биологическое значение митоза
  2. Показать практическое использование процесса деления клеток в жизни человека


Задание 1.(П) Посмотреть видефрагмент 6. Значение митоза. Ответить на вопрос:  Как с позиций знаний, полученных на уроке, вы оцените ситуацию?

Их нечаянно подслушанного разговора двух девушек, сидящих в очереди в парикмахерской,  следует, что одна из девушек жалуется другой, что ей часто приходится посещать мастера, тратить время и деньги на стрижки и маникюр. Обращается она к мастеру примерно в два раза чаще, чем подруга, так как у неё быстрее растут волосы и ногти, и этим она крайне недовольна и находится в недоумении, почему так происходит. Что могла ответить ей подруга?

 



Познавательные умения:  умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные умения: умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно

Коммуникативные умения: умение находить общее решение

Предметные умения:  понимание биологического смысла и значения митоза , умение  использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели


  1. обобщить знания учащихся о митозе
  2. установить степень усвоения учащимися темы

Задание 1.(П)Возвращаемся к числу 23, о котором говорилось в начале урока.)
23 пары включает
Маленький этот зал,
Музыка не играет,
но не смолкает бал.

Ребята, о чём идёт речь? (23 пары хромосом в соматических клетках и процессы деления клеток)
Задание 2. (П) Я прочту стихотворение, которое помогает запомнить последовательность фаз митоза.  Соотнесите знания, полученные вами сегодня на уроке с текстом. Помогут ли вам ключевые слова стиха: папа, мама, Аня, Толя усвоить материал урока? Нет ли биологических ошибок в стихотворении?

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),
И первая фаза митоза - профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления - 
Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта. 
Метафаза – вторая фаза митоза всегда. 
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.
Анафаза – третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам - 
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу 
Четвертая фаза митоза – телофаза.
Хромосомы раскручиваются, у них выход один - 
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки,
Появляются две прелестные, чудные детки.
Имеют диплоидный набор дочерние клетки и в точности похожи
На материнскую клетку.

Задание 3. (П) Вернёмся к кластеру, который мы составляли в начале урока. Какими новыми понятиями, освоенными на уроке, вы его дополните?

Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения.

Регулятивные умения:  внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном

Коммуникативные умения:

умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, владеть монологической и

 диалогической формами речи


Предметные умения:  

умение пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения органоидов клетки с процессом непрямого деления

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности


• научить школьников:

- применять полученные знания;

- оценивать результат учебной деятельности;

-развивать критическое мышление

Задание 1.(У) Ответить на вопросы теста (выбрать один ответ из четырёх) 

 1.Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток с


1) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке
2) уменьшенным вдвое набором хромосом
3) увеличенным вдвое набором хромосом
4) различающимся между собой набором хромосом

2. При делении клетки происходит формирование веретена деления в


1) профазе
2) телофазе
3) метафазе
4) анафазе

3.Редупликация ДНК в клетке происходит в


1) профазе
2) метафазе
3) интерфазе
4) анафазе

4.Профазу митоза можно определить по


1) спирализации хромосом, их беспорядочному расположению в цитоплазме
2) расположению хромосом в экваториальной плоскости клетки
3) расхождению хроматид к противоположным полюсам клетки
4) наличию двух ядер и перетяжки в клетке

5.Значение митоза состоит в увеличении числа


1) хромосом в половых клетках
2) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке
3) молекул ДНК по сравнению с материнской клеткой
4) хромосом в соматических клетках

6.По каким признакам можно узнать анафазу митоза?


1) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме
2) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки
3) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки
4) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер

7.Раны и царапины на коже заживают благодаря


1) митозу
2) мейозу
3) амитозу
4) простому делению

8. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают


1) рибосомы
2) хромосомы
3) митохондрии
4) лизосомы


Задание 2.(У)  Установить правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза.  Ответ записать буквами без пробелов. 

А) распад ядерной оболочки
 
Б) утолщение и укорочение хромосом
 
В) выстраивание хромосом в центральной части клетки
 
Г) начало движения хромосом к центру
 
Д) расхождение хроматид к полюсам клетки
 
Е) формирование новых ядерных оболочек


Задание 3.(У) Написать синквейн на тему «Митоз»

Познавательные умения: умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные умения: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные умения: умения работать индивидуально


Предметные умения:

умение пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения органоидов клетки с процессом непрямого деления

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности

Самоанализ

I. Задание на самоанализ.  1. Выделите не менее 4-х видов (форм)  деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»


Самооценка

II. Задание на самооценку.  И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Особенно хорошо я усвоил …

- Свой результат могу оценить так…


Домашнее задание: Домашнее задание:

  1. Параграф 18, ответить на вопросы после параграфа
  2. Задания 1-6 рабочей тетради на стр. 90-92


Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки

Предметные умения: умение пользоваться терминологией

Коммуникативные умения:

использование   адекватных  языковых   средств   для     отображения в  форме речевых высказываний  своих чувств, мыслей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

В технологической карте прописаны УУД учащихся, деятельность учителя, рефлексия....