билет 10
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Б 10 В.1.Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.
Автотрофное питание, когда организм сам синтезирует органические вещества из неорганических, включает фотосинтез и хемосинтез (у некоторых бактерий).
Фотосинтез протекает у растений, цианобактерий. Фотосинтез — это образование органических веществ из углекислого газа и воды, на свету, с выделением кислорода. У высших растений фотосинтез происходит в хлоропластах, при участии хлорофилла, который определяет окраску зеленых частей растения. У водорослей хлорофилл содержится в хроматофорах. У бурых и красных водорослей, обитающих на значительной глубине, куда затруднен доступ солнечного света, имеются другие пигменты.
Фотосинтез проходит в 2 стадии:
Световая – идет только на свету, запасается АТФ, идет разложение воды и выделение в атмосферу кислорода.
Темновая – из углекислого газа и воды идет образование органических веществ, на это затрачивается энергия АТФ.
Фотосинтез обеспечивает органическими веществами не только растения, но и животных, которые ими питаются. То есть является источником пищи для всего живого на планете.
Выделяющийся при фотосинтезе кислород, поступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы из кислорода образуется озон. Озоновый экран защищает поверхность Земли от жесткого ультрафиолетового излучения.
Кислород необходим для дыхания растений и животных.
Все это позволяет говорить о космической роли фотосинтеза и необходимости охраны лесов, которые называют «легкими нашей планеты».
2. Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи — к животным.
К царству животных относятся гетеротрофные организмы, которые, поглощают пищу заглатыванием более или менее крупных частей, «кусочками». В отличие от грибов, которые всасывают питательные вещества в виде растворов.
Для животных характерна подвижность, хотя некоторые кишечнополостные во взрослом состоянии ведут оседлый образ жизни. Животные обладают ограниченным ростом, т.е растут до определенного возраста.
На клеточном уровне клетки животных отличаются от остальных царств тем, что не имеют клеточной стенки.
Животные могут быть растительноядными, плотоядными и всеядными.
В природе животные являются консументами, потребляют готовое органическое вещество и участвуют в круговороте веществ в экосистемах и биосфере. Животные способствуют процветанию многих видов растений, являясь опылителями, распространяя семена, разрыхляя почву, обогащая ее экскрементами. Морским животным, обладающим известковым скелетом, мы обязаны образованием запасов мела, известняка, способствующих постоянной концентрации углекислого газа в атмосфере.
Эвглена зеленая, одноклеточное живое существо, занимает промежуточное положение в систематике, обладая особенностями, присущими царствам растений и животных. Она имеет хлоропласты и на свету питается с помощью фотосинтеза.
При наличии в воде растворенных органических веществ, особенно в темноте, она их поглощает, переходя на гетеротрофное питание. Наличие жгутика и светочувствительного глазка – стигмы роднит ее с животными.
3. Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлексов. Составьте схему рефлекторной дуги (безусловного рефлекса) и объясните, из каких частей она состоит. Приведите примеры безусловных рефлексов человека.
Учение о рефлексах связано с трудами отечественных физиологов Сеченова и Павлова.
Рефлекс - ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую при участии нервной системы. Рефлексы бывают безусловные — врожденные и условные — приобретенные в течение жизни.
Безусловные рефлексы обеспечивают выживание организма и вида в постоянных условиях среды и на ранних этапах жизни. К ним относятся защитные (мигание при попадании соринки в глаз), ориентировочные (изучение окружающего мира), пищевые (сосание у детей, выработка слюны). Инстинкты тоже носят врожденный характер, их иногда рассматривают как сложную последовательность безусловных рефлексов. Важнейшим инстинктом является продолжение рода.
Для приспособления к новым условиям служат условные рефлексы. Они образуются при наличии определенных условий и обеспечивают наилучшую ответную реакцию. Примером условного рефлекса является прилет птиц к знакомой кормушке, распознавание съедобного и несъедобного (поначалу птенец клюет все подряд), обучение собаки командам.
Рефлекторная дуга - это путь рефлекса в организме. Рефлекторная дуга включает:
- рецептор — окончание чувствительного нейрона,
- чувствительный нейрон, который передает сигнал в спинной мозг
- вставочный нейрон, передает сигнал в головном или спинном мозге (центральной нервной системе)
- исполнительный нейрон передает сигнал рабочему органу
- орган, производящий ответную реакцию, — мышца.
В некоторых рефлекторных дугах вставочные нейроны отсутствуют, например коленный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
билеты по физике -2011
Предлагаемый комплект билетов универсален по содержанию, поскольку опирается на требования федерального компонента стандарта основного (общего) образования и не зависит от особенностей методики препод...
билеты по физике
http://nsportal.ru/node/24372/edit...
Билеты по экономики за курс 9 класса
Все билеты по экономи за курс 9 класса, содержат полные ответы по вопросам, схемы, таблицы, простое и понятное объяснение, что поможет как учителям, так и учиникам, при подготовки к экзамену по эконом...
Билеты по геометрии за 9 класс.
Билеты по геометрии за курс 9 класса содержат 3 вопроса: два теоретических и один практический(решение задачи)....
Билеты для устного экзамена по геометрии.
Материалы для промежуточного экзамена по геометрии....
Экзаменационные билеты по программе "Подготовка младшего обслуживающего персонала"
Разработка билетов для итоговой атттестации учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида....
Билеты к итоговому зачёту по обществознанию 9 класс
Зачёт на основе последнего комплекта билетов к экзамену (3 вопроса)...