Урок биологии в 8 классе "Элементы жизни"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Урок обобщает знания учащихся об обмене веществ в организме человека. В игровой форме учащиеся совершают путешествие по океану по маршруту: Остров Математический, Мыс Продуктовый, Атолл Медицинский, Архипелаг Занимательный, Остров Витаминный, Порт Знаний. На каждой стоянке команда сообща выполняет определённое задание, итогом урока является тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_8_klasse.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе
Тема урока: Элементы жизни
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об обмене веществ в организме человека
Задачи урока:
Образовательные:
- показать взаимосвязь пластического и энергетического обмена
- показать роль витаминов и химических элементов в обмене веществ
- сформировать знания о нормах питания
Развивающие:
- развивать навыки работы с источниками информации
- развивать культуру речи, логическое мышление
- развивать навыки работы в группе.
Воспитательные:
- воспитывать культуру умственного труда,
- воспитывать умение слушать, умение работать в группах, оценивать работу одноклассников
- продолжить формирование критического мышления.
Использованные технологии: игровая технология, технология развития критического мышления
Формы работы на уроке:
Групповая работа с учебными текстами
Исследовательская деятельность: практическая работа по исследованию продуктов питания.
Составление синквейна
Игровая деятельность
Тестирование
Оборудование: маршрутный лист урока, таблица «Витамины», план синквейна, учебные тексты, карточки к игре «Витаминное домино»
Ход урока
- Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Формирование 4 команд. Организация игры-путешествия «Элементы жизни» по океану Знаний по маршруту: Остров Математический, Мыс Продуктовый, Атолл Медицинский, Архипелаг Занимательный, Остров Витаминный, Порт Знаний. На каждой стоянке команда сообща выполняет определённое задание, озвучивает свой ответ для других команд. По месту прибытия в Порт Знаний каждый учащийся индивидуально отвечает на вопросы теста и составляет синквейн.
- Ход игры: учитель на маршрутном листе, красочно оформленном и расположенном на доске, перемещает кораблик на первый пункт путешествия - Остров Математический, ученики выполняют задания и отправляются к следующему пункту – мысу Продуктовому и так далее до Порта знаний.
Остров Математический.
Каждая команда получает конверт, в который вложена таблица «Суточная потребность (в мг) некоторых элементов» и тексты задач.
возраст | Ca | P | Mg | Fe | Zn | I (мкг) |
11-14 лет | 1200 | 1200 | 350 | 18 | 15 | 150 |
15-18 лет | 1200 | 1200 | 400 | 18 | 15 | 150 |
19 лет и старше | 800 | 800 | 350 | 10 | 15 | 150 |
1 задача: В куске белого хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков хлеба нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе?
2 задача: Можно ли одной порцией картофельного пюре удовлетворить суточную потребность в микроэлементе йоде, если в порции его содержится 15 мг? Как обеспечивают в нашей стране население этим жизненно важным элементом, необходимым для щитовидной железы?
3 задача: Рассчитайте, сколько вам потребуется кальция и фосфора в год. Почему норма потребления этих элементов для подростков выше, чем для взрослых?
4 задача: Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента?
Мыс Продуктовый.
Исследование продуктов питания. Поиск ответа на вопрос: Соответствуют ли данные продукты нормам питания? Группам выдаются упаковки от продуктов питания – чипсов, шоколада, йогурта, батончиков, мороженого, орешков, семечек и т.д.. Зная суточные потребности для своего возраста (калорийность – 2500 ккал, белки- 125-150 г, жиры – 100 г, углеводы – 450-500 г) и исследуя информацию на упаковке, они делают вывод о том, в чём вред постоянного питания данными продуктами.
Атолл Медицинский
Командам раздаются таблицы «Элементный состав пищи». Пользуясь этой таблицей. Они должны ответить на задания – каких химических элементов не хватает в организме людей, отдыхающих на острове?
Таблица «Элементный состав пищи»
элемент | источник | функция | внешние признаки недостаточности |
Ca | Молоко, молочные продукты, рыба, приготовленная с костями | Образование костной ткани, зубов. Регулирование передачи зубов по нервам, мышечное сокращение, свёртывание крови, образование коллагена | Рахит у детей. Остеопороз (размягчение и хрупкость костей) у взрослых |
K | Апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель | Обеспечение сердечной деятельности, водного баланса и целостности клеток; необходим для передачи нервного сигнала, метаболизма углеводов и белков | Плохая передача нервных сигналов, аритмия сердечных сокращений. Внезапная смерть при увеличении нагрузок |
Mg | Орехи, морская пища, шоколад | Участвует в расслаблении мышц, в синтезе белков и в энергетических процессах | Потеря жидкости, сердечные спазмы |
Mn | Печень, почки, орехи, чай | Кофермент витаминов | Потеря веса, дерматоз |
F | Морская пища | Участвует в построении костей и зубов | Разрушение зубов |
Fe | Печень, мясо, зелёные листья овощей, зерно, хурма, гранаты | Составная часть белков – переносчиков кислорода – гемоглобина и миоглобина | Железодефицитная анемия, усталость и апатия |
1 задание: В группе туристов-англичан, отдыхающих на атолле, особенно выделялся один – с бледной кожей, вялый и уставший, равнодушный ко всем красотам острова. В чём дело? Как правильно ему питаться?
2 задание: Этот турист приехал отдохнуть на атолл на недельку после длительной, очень утомительной работы. По приезду почувствовал, что есть проблемы с сердцем – пульс неровный, учащённый, а реакция на всё происходящее вокруг замедленная. В чём дело?
3 задание: Вам встретился турист со сломанной рукой, больными зубами, с синяками на теле. Нехватка какого элемента является причиной его страданий? Чем бы вы порекомендовали питаться ему во время отдыха на острове?
4 задание: В одной семье отдыхающих на пляже острова бросалась в глаза мать семейства – худая измождённая женщина, кожа её была покрыта пятнами. В чём дело? Какого микроэлемента не хватало в её организме?
Архипелаг Занимательный
Каждая команда получает вопросы по обмену веществ.
1 вопрос: У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой, лишь для глаз остаётся щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему?
2 вопрос: В пищевом рационе жителей Севера эскимосов преобладает жирная пища – рыба, оленина. Какое это имеет значение?
3 вопрос: Одинаковое ли количество пищи надо употреблять лесорубу, трактористу, футболисту и человеку, работающему целый день за компьютером?
4 вопрос: У фермера были две возрастные группы поросят. Первая была постарше, в её рационе преобладал зерновой корм. Младшую группу поросят стали подкармливать молоком от только что отелившейся коровы, и они догнали в росте старших поросят. Почему?
Остров Витаминный
Организуется игра «Витаминное домино». Каждая группа получает набор карточек со сведениями о витаминах и должна как можно быстрее разложить их в определённом порядке согласно правилам игры в домино.
Бери-бери | Витамин Д |
Рахит | Витамин А |
Куриная слепота | Витамин С |
Цинга | Витамин В12 |
Анемия (малокровие) | Витамин В1 |
1,4 -2,4 мг | Шиповник, черная смородина |
Витамин С | Рыбий жир |
Витамин Д | 1 мг |
Витамин А | 0,2 мг |
Витамин В12 | Зерна злаков, печень |
Витамин В1 | морковь |
Витамин А | Поражение нервной системы |
Порт Знаний
1 задание - выполнение тестирования
- За счёт пластического обмена
А)расщепляются белки, жиры, углеводы
Б)организм получает энергию
В)поддерживается температура нашего тела
Г)происходит рост, развитие и деление клеток нашего тела
- Элемент кальций необходим
А)для переработки глюкозы
Б)для образования костной ткани
В)для улучшения зрения
Г)для образования гемоглобина
- Для того, чтобы не было анемии (малокровия) необходим элемент
А)Fe Б)Ca В)P Г)K
- Витамины в организме
А)служат источником энергии
Б)участвуют в образовании ферментов
В)являются строительным материалом клетки
Г)участвуют в передаче наследственных свойств
- Человеку в сутки необходимо
А)70 г углеводов, 125 г жиров, 450 г белков
Б) 125г углеводов, 450г жиров, 100г белков
В) 100г углеводов, 125г жиров, 125г белков
Г) 450 г углеводов, 100г жиров, 125 г белков
- Для нормального функционирования щитовидной железы необходим элемент
А)I Б)Ca В)K Г)Fe
- Какие продукты содержат много витамина С
А)печень и свежее мясо
Б)овощи и фрукты
В)рыбий жир и яйцо
Г)хлеб из муки с отрубями
- Авитаминоз развивается при
А)недостатке гормонов в организме
Б)недостатке ферментов в организме
В)недостатке витаминов в организме
Г)избытке витаминов в организме
2 задание – составление синквейна по темам: Витамины, Элементы
Пример:
1.Витамины
2.Важные, незаменимые
3.Участвуют, влияют, действуют
4.Регулируют обмен веществ и нормальное протекание процессов жизнедеятельности
5.Фермент
3. Подведение итогов урока. Оценка за урок важна для каждого, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75 % от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Конспект урока "Биология - наука о жизни"
урок биологии 9 класс...
Биологические термины к уроку "Биология - наука о жизни"
Приложение к уроку № 1...
Биологический диктант к уроку "Биология - наука о жизни"
Приложение к уроку № 2...
Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"
Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...
Разработка урока "Биология наука о жизни" 9 класс
Разработка урока по теме "Биология наука о жизни"...