Урок биологии в 10 классе "Закономерности наследования признаков"
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме
Урок позволяет закрепить знания генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-klass-genetika.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме:
Закономерности наследования признаков (10 класс)
Цель урока: закрепить прочность знаний генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.
Использованные технологии: технология развития критического мышления, технология коллективного способа обучения
Оборудование: печатные таблицы по генетике, тексты задач, таблица с алгоритмом написания синквейна.
Ход урока
- Вступительное слово учителя о ходе урока.
Технологическая схема урока представлена в таблице, куда выставляются четыре оценки, на их основании выводится общая оценка за урок:
Восстановление логической цепочки | Решение задач | Составление «тонких» и «толстых» вопросов | Составление синквейна | Общая оценка |
В течение занятия ученик выполняет четыре задания – восстанавливает логическую цепочку, решает задачи, составляет вопросы разного уровня сложности и выполняет творческое задание – составление синквейна. Каждый вид деятельности оценивается, на основе этого выводится общая оценка. Такое построение урока позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе, устраняет тревожность, боязнь ошибиться, так как выведение общей оценки на основе четырёх даёт некоторый резерв допустимости ошибок, которые ученик учитывает и осознанно не допускает в последующих заданиях, таким образом, данные задания носят не только контролирующую, но и коррегирующую функцию.
1 задание – несколько событий представлено в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи – логической цепочки.
Определите последовательность операций, проведённых Г.Менделем, при постановке эксперимента по моногибридному скрещиванию:
- Перекрёстное опыление растений гороха
- Выведение или отбор чистых линий
- Самоопыление
- Получение гибридов в соотношении 3:1
- Статистический анализ гибридов второго поколения
- Получение единообразия гибридов
2 задание – решение генетических задач. Задачи решаются в парах сменного состава. Сначала каждому ученику даётся одна задача. После того, как он её решит, учитель проверяет решение и далее организуется работа по решению остальных задач (1-3 задачи в зависимости от потенциала класса) коллективным способом обучения в парах сменного состава, то есть ученики обмениваются задачами, решают их и осуществляют взаимопроверку. Этот метод даёт возможность формировать у учащихся не только учебно-познавательные, но и коммуникативные компетентности, создаёт условия психологического комфорта на уроке. Отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение знаний; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Примеры генетических задач:
- У свиней чёрная окраска шерсти доминирует над рыжей, длинная щетина над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании животных:
а)чёрного длиннощетинистого гетерозиготного по первой аллели с гетерозиготным чёрным короткощетинистым;
б)дигетерозиготного чёрного длиннощетинистого с гомозиготным чёрным короткощетинистым.
- Какими признаками будут обладать гибридные томаты, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой жёлтоплодных карликовых томатов? Все исходные растения гомозиготны, красный цвет плодов – доминантный признак, карликовость – рецессивный признак. Каков результат дальнейшего скрещивания гибридов и желтоплодных карликовых растений? Какова вероятность появления среди гибридов второго поколения красных карликовых растений?
- У голубей чёрная окраска перьев и гладкая форма головы доминируют над белой окраской перьев и хохлатой формой головы. Каков результат скрещивания чистопородной самки с белым оперением и гладкой головой с чёрным самцом, имеющим хохлатую голову? Гибридную самку затем скрестили с отцом какова вероятность рождения во втором поколении голубей с фенотипом отца? С его генотипом?
- У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: когда юноша гомозиготен по обоим признакам, и когда он гетерозиготен.
- У голубей гладкая форма головы доминирует над хохлатой, длинный клюв – над коротким. Каков результат скрещивания самки с хохлатой головой и коротким клювом с дигетерозиготным самцом, имеющим гладкую голову и длинный клюв? Какова вероятность рождения голубя с генотипом матери?
- У человека ген праворукости и нормальной пигментации кожи доминируют над леворукостью и альбинизмом. В брак вступают дигетерозиготный мужчина, праворукий с нормальной пигментацией кожи и гетерозиготная женщина – левша с нормальной пигментацией. Какова вероятность рождения альбиносов? Альбиносов левшей?
- Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом. Мать, как и все её предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно о наследовании дальтонизма у их будущих сыновьях и дочерях?
- У человека гены тёмных кудрявых волос доминирует над генами светлых и прямых волос. В брак вступают темноволосая кудрявая женщина, гетерозиготная по первой аллели и темноволосый гетерозиготный мужчина с прямыми волосами. Какова вероятность рождения кудрявых детей? Кудрявых темноволосых?
- Известно, что нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Все исходные растения гомозиготны. Какими признаками будут обладать гибриды раннеспелого овса нормального роста с позднеспелым гигантского? Каков результат дальнейшего скрещивания гибридов и растений позднеспелых гигантского роста? Какова вероятность появления растений раннеспелых нормального роста?
- Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемости крови) находится в х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать её в этом отношении здорова и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать о их будущих сыновьях, дочерях?
- При скрещивании двух кремовых свинок в потомстве происходит расщепление: 1 жёлтая, 1 белая.2 кремовые. Какой тип взаимодействия аллельных генов имеет место в данном случае? Какое потомство следует ожидать при скрещивании кремовой свинки с белой?
- У человека рецессивный ген определяет развитие врождённой глухонемоты.
а) Глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Ребёнок имеет нормальный слух. Можно ли определить генотип матери?
б) Глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Родился глухонемой ребёнок. Определить генотип матери.
- Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность рождения ребёнка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этим заболеванием.
- У человека альбинизм (отсутствие пигментации) и дальтонизм (цветовая слепота) наследуются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с х – хромосомой. Родители не страдают ни тем, ни другим недостатком, но их первый сын оказался дальтоником и альбиносом. Какой из этих признаков может с большей вероятностью носить второй сын?
- У человека рецессивный ген гемофилии находится в х - хромосоме, а рецессивный ген светлых волос – в аутосоме. У темноволосой женщины и светловолосого мужчины, не больных гемофилией, родился светловолосый сын, кровь которого не сворачивалась. Каковы генотипы родителей?
3 задание – составление «тонких» и «толстых» вопросов. Вопросы, составленные учащимися, могут быть применены учителем на последующих уроках в «Ромашке вопросов»
Толстые вопросы? | Тонкие вопросы ? |
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? | Кто..? Мог ли ...? Как звать ...? |
Примеры «тонких» вопросов»:
- Как читается 1 закон Менделя?
- Что такое ген?
- Когда были переоткрыты генетические законы?
- Кто открыл закономерности наследования признаков, расположенных в одной хромосоме?
Примеры «толстых» вопросов»:
- Каково биологическое значение обмена аллельными генами между гомологичными хромосомами?
- Благодаря каким особенностям организации работы Менделю удалось открыть законы наследования признаков?
- Почему для своих исследований Мендель выбрал именно горох?
- В чём различие гомозиготных и гетерозиготных организмов?
4 задание – творческое, написание синквейна по теме «Генетика». Правила синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать ёмкие понятия, учат обобщать, выделять главное. По сути синквейн – это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Классический синквейн – это пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:
- Первая строка содержит одно слово - термин, фамилия, понятие.
- Вторая строка содержит два слова – определения предмета, темы стихотворения.
- Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.
- Червёртая строка содержит предложение из 4 строк, раскрывающих смысл главного слова синквейна.
- Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна либо ключевое слово темы.
Пример синквейна по теме
«Закономерности наследования признаков»:
1. Мендель
Трудолюбивый, обстоятельный
Скрещивал, наблюдал, анализировал
Определил механизмы передачи наследственности
Гений!
- Ген
Доминантный, мутантный
Программирует, определяет, проявляется
Молекула ДНК – код жизни
Невероятно!
2. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)
Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...
Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"
Обобщение уроков очень важно, это не только повторение, закрепление материала...
урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Данная презентация является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....
урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"
Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной информации и наглядности.Цель урока: Создать условия для ...
презентация по теме:"Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем", урок биологии в 9 классе
Презентация содержит материал по законам Менделя, видам скрещивания и решению генетических задач на полное и неполное доминирование, а также анализирующее скрещивание. Имеется интерактивное действие...
Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...
урок биологии 10 класс "Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы"
Презентация для освоения темы...