Урок биологии в 10 классе "Закономерности наследования признаков"
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме

Сердюк Ольга Романовна

Урок позволяет закрепить знания генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10-klass-genetika.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме:

 Закономерности наследования признаков (10 класс)

Цель урока: закрепить прочность знаний генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.

 Использованные технологии: технология развития критического мышления, технология коллективного способа обучения

Оборудование: печатные таблицы по генетике, тексты задач,  таблица с алгоритмом написания синквейна.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя о ходе урока.

Технологическая схема урока представлена в таблице, куда выставляются четыре оценки, на их основании выводится общая оценка за урок:

Восстановление логической

 цепочки

Решение

задач

Составление «тонких» и «толстых» вопросов

Составление синквейна

Общая оценка

        В течение  занятия  ученик выполняет четыре задания – восстанавливает логическую цепочку, решает задачи, составляет вопросы разного уровня сложности и выполняет творческое задание – составление синквейна. Каждый вид деятельности оценивается, на основе этого выводится общая оценка. Такое построение урока позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе, устраняет тревожность, боязнь ошибиться, так как выведение общей оценки на основе четырёх даёт некоторый резерв допустимости ошибок, которые ученик учитывает и осознанно не допускает в последующих заданиях, таким образом, данные задания носят не только контролирующую, но и коррегирующую функцию.

        1 задание –  несколько  событий  представлено в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи – логической цепочки.

Определите последовательность операций, проведённых Г.Менделем, при постановке эксперимента по моногибридному скрещиванию:

  1. Перекрёстное опыление растений гороха
  2. Выведение или отбор чистых линий
  3. Самоопыление
  4. Получение гибридов в соотношении 3:1
  5. Статистический анализ гибридов второго поколения
  6. Получение единообразия гибридов

        2 задание решение генетических задач. Задачи решаются в парах сменного состава. Сначала каждому ученику даётся одна задача. После того, как он её решит, учитель проверяет решение и далее организуется работа по решению остальных задач (1-3 задачи в зависимости от потенциала класса) коллективным способом обучения в парах сменного состава, то есть ученики обмениваются задачами, решают их и осуществляют взаимопроверку. Этот метод даёт возможность формировать у учащихся не только учебно-познавательные, но и коммуникативные компетентности, создаёт условия психологического комфорта на уроке. Отпадает необходимость в сдерживании темпа одних и в понукании других учащихся; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного  труда; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение знаний; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Примеры генетических задач:

  1. У свиней чёрная окраска шерсти доминирует над рыжей, длинная щетина над короткой. Определите генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании животных:

а)чёрного длиннощетинистого гетерозиготного по первой аллели с гетерозиготным чёрным короткощетинистым;

б)дигетерозиготного чёрного длиннощетинистого с гомозиготным чёрным короткощетинистым.

  1. Какими признаками будут обладать гибридные томаты, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой жёлтоплодных карликовых томатов? Все исходные растения гомозиготны, красный цвет плодов – доминантный признак, карликовость – рецессивный признак. Каков результат дальнейшего скрещивания гибридов и желтоплодных карликовых растений? Какова вероятность появления среди гибридов второго поколения красных карликовых растений?
  2. У голубей чёрная окраска перьев и гладкая форма головы доминируют над белой окраской перьев и хохлатой формой головы. Каков результат скрещивания чистопородной самки с белым оперением и гладкой головой с чёрным самцом, имеющим хохлатую голову? Гибридную самку затем скрестили с отцом какова вероятность рождения во втором поколении голубей с фенотипом отца? С его генотипом?
  3. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой над леворукостью, причём гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: когда юноша гомозиготен по обоим признакам, и когда он гетерозиготен.
  4. У голубей гладкая форма головы доминирует над хохлатой, длинный клюв – над коротким. Каков результат скрещивания самки с хохлатой головой и коротким клювом с дигетерозиготным самцом, имеющим гладкую голову и длинный клюв? Какова вероятность рождения голубя с генотипом матери?
  5. У человека ген праворукости и нормальной пигментации кожи доминируют над леворукостью и альбинизмом. В брак вступают дигетерозиготный мужчина, праворукий с нормальной пигментацией кожи и гетерозиготная женщина – левша с нормальной пигментацией. Какова вероятность рождения альбиносов? Альбиносов  левшей?
  6. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в х хромосоме. Отец девушки страдает дальтонизмом. Мать, как и все её предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно о наследовании дальтонизма у их будущих сыновьях и дочерях?
  7. У человека гены тёмных кудрявых волос доминирует над генами светлых и прямых волос. В брак вступают темноволосая кудрявая женщина, гетерозиготная по первой аллели и темноволосый гетерозиготный мужчина с прямыми волосами. Какова вероятность рождения кудрявых детей? Кудрявых темноволосых?
  8. Известно, что нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Все исходные растения гомозиготны. Какими признаками будут обладать гибриды раннеспелого овса нормального роста с позднеспелым гигантского? Каков результат дальнейшего скрещивания гибридов и растений позднеспелых гигантского роста? Какова вероятность появления растений раннеспелых нормального роста?
  9. Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемости крови) находится в х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, тогда как мать её в этом отношении здорова и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать о их будущих сыновьях, дочерях?
  10. При скрещивании двух кремовых свинок в потомстве происходит расщепление: 1 жёлтая, 1 белая.2 кремовые. Какой тип взаимодействия аллельных генов имеет место в данном случае? Какое потомство следует ожидать при скрещивании кремовой свинки с белой?
  11. У человека рецессивный ген определяет развитие врождённой глухонемоты.

а) Глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Ребёнок имеет нормальный слух. Можно ли определить генотип матери?

б) Глухонемой мужчина женился на женщине с нормальным слухом. Родился глухонемой ребёнок. Определить генотип матери.

  1. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность рождения ребёнка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этим заболеванием.
  2. У человека альбинизм (отсутствие пигментации) и дальтонизм (цветовая слепота) наследуются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с х – хромосомой. Родители не страдают ни тем, ни другим недостатком, но их первый сын оказался дальтоником и альбиносом. Какой из этих признаков может с большей вероятностью носить второй сын?
  3. У человека рецессивный ген гемофилии находится в х - хромосоме, а рецессивный ген светлых волос – в аутосоме. У темноволосой женщины и светловолосого мужчины, не больных гемофилией, родился светловолосый сын, кровь которого не сворачивалась. Каковы генотипы родителей?

        3 задание – составление «тонких» и «толстых» вопросов. Вопросы, составленные учащимися, могут быть применены учителем на последующих уроках в «Ромашке вопросов»

Толстые  вопросы?

Тонкие вопросы ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?

   Объясните, почему...?

   Почему Вы думаете ...?

   Почему Вы считаете ...?

   В чем различие ...?

   Предположите, что будет, если... ?

   Что, если ... ?

   Кто..?
   Что..?
   Когда..?
   Может...?
   Будет ...?

   Мог ли ...?

   Как звать ...?

Примеры «тонких» вопросов»:

  1. Как читается 1 закон Менделя?
  2. Что такое ген?
  3. Когда были переоткрыты генетические законы?
  4. Кто открыл закономерности наследования признаков, расположенных в одной хромосоме?

Примеры «толстых» вопросов»:

  1. Каково биологическое значение обмена аллельными генами между гомологичными хромосомами?
  2. Благодаря каким особенностям организации работы Менделю удалось открыть законы наследования признаков?
  3. Почему для своих исследований Мендель выбрал именно горох?
  4. В чём различие гомозиготных и гетерозиготных организмов?

        4 задание – творческое, написание синквейна по теме «Генетика». Правила синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать ёмкие понятия, учат обобщать, выделять главное. По сути синквейн – это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Классический синквейн – это пятистрочная строфа, составленная по таким правилам:

  1. Первая строка содержит одно слово  - термин, фамилия, понятие.
  2. Вторая строка содержит два слова – определения предмета, темы стихотворения.
  3. Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции «героя» синквейна.
  4. Червёртая строка содержит предложение из 4 строк, раскрывающих смысл главного слова синквейна.
  5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна либо ключевое слово темы.

Пример синквейна по теме

«Закономерности наследования признаков»:

1. Мендель

Трудолюбивый, обстоятельный

Скрещивал, наблюдал, анализировал

Определил механизмы передачи наследственности

Гений!

  1. Ген

Доминантный, мутантный

Программирует, определяет,  проявляется

Молекула ДНК – код жизни

Невероятно!

2. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

Обобщение уроков очень важно, это не только повторение, закрепление материала...

урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данная презентация  является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной  информации и наглядности.Цель урока:   Создать условия для ...

презентация по теме:"Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем", урок биологии в 9 классе

Презентация содержит материал по законам Менделя, видам скрещивания и решению генетических задач на полное и неполное доминирование, а также анализирующее скрещивание. Имеется интерактивное действие...

Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш...