Анализ ЕГЭ по биологии 2012 год в муниципальном образовании г. Усолье - Сибирское
методическая разработка по биологии по теме
Анализ ЕГЭ по биологии в 2012 году. МО учителей биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_ege_biolog_2012.doc | 862 КБ |
Предварительный просмотр:
Всего несколько дней отделяют нас от начала учебного года.Каким он будет?Я хочу поздравить всех учителей с этим замечательным праздником,и пожелать........Перед Вами необычное поздравление,которое я позаимствовала на сайте www.tapuz.co.il ,перевела его с иврита,и посвящаю всем.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ В г. УСОЛЬЕ – СИБИРСКОЕ,2012г.
Проведение единого государственного экзамена связано с необходимостью создания государственной федеральной системы управления качеством образования, оценивающей его соответствие утвержденным требованиям и нормативным показателям. Единый государственный экзамен служит важным элементом общероссийской системы оценки качества выпускников.
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 №17-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 2009 года Единый Государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации (ПОЛОЖЕНИЕ о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом МО и науки РФ от «28» ноября 2008 г. - http://www1.ege.edu.ru ).
Общие сведения о ЕГЭ 2012г. по биологии в РФ, Иркутской области и г. Усолье - Сибирское
- Число участников ЕГЭ по биологии
в Иркутской области – 2549
г. Усолье – Сибирское – 118, что составило 19,25% от общего числа
выпускников
Россия – 20 % |
- Средний тестовый балл: Иркутская область – 46,8
г. Усолье – Сибирское – 49,9
- В России минимальную границу ЕГЭ по биологии (36 баллов) преодолели 92% участников, не преодолели - 8%,
Иркутская область преодолели 83,98% участников, не преодолели –
16,02%
г.Усолье - Сибирское - 90,68%, не преодолели 9,32%
- Более 80 тестовых баллов набрали
Иркутская область – 17 участника
г. Усолье - Сибирское - 0
- 100 баллов (чел.): РФ – 57
Иркутская область – 0
г. Усолье - Сибирское - 0
- Максимальный тестовый балл
Иркутская область – 91
г. Усолье - Сибирское – 77
Основной целью ЕГЭ является получение объективной картины уровня биологической подготовки выпускников.
Его введение способствует созданию условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов об образовании, которые должны иметь одинаковый вес и могут быть признанными на всем образовательном пространстве РФ.
КИМ ЕГЭ по биологии формируются на основе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказам Минобразования России №1236 от 19.05.98, №56 от 30.06.1999), а также федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России №1069 от 05.03.2004).
Модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ
На протяжении 9 лет экзаменационная работа сохраняла свою структуру. КИМ по биологии состоят из трех частей: 1(А), 2(В), 3(С), различающихся по своему назначению, форме представления, содержанию и уровню сложности включенных в них заданий.
Структура и содержание КИМ ЕГЭ по биологии
Часть 1(А) содержит задания с выбором одного верного ответа и предназначена для проверки достижений выпускниками базового и повышенного уровня биологической подготовки.
Часть 2(В) включает задания с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и на определение последовательности объектов, процессов и явлений природы.
Часть 3(С) содержит задания со свободным развернутым ответом повышенного и высокого уровня сложности. Все задания третьей части требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений.
Распределение заданий по уровням сложности в вариантах КИМ по биологии
Таблица 1
Годы | Время (в мин) | Общее число заданий | Число заданий в различных частях | Макс. первич. балл | ||
А (Б/П) | В (П) | С (Б/П/В) | ||||
2009 | 180 | 50 | 36 (26/10) | 8 | 6 (-/1/5) | 69 |
2010 | 180 | 50 | 36 (26/10) | 8 | 6 (-/1/5) | 69 |
2011 | 180 | 50 | 36 (26/10) | 8 | 6 (-/1/5) | 69 |
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий
Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков, представленных в кодификаторе. Содержание этих блоков направлено на проверку знания экзаменуемым основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики (таблица 2).
Таблица 2
Распределение заданий по основным содержательным блокам
курса биологии
Содержательные блоки | Общее число заданий | Число заданий в каждой части | Максимальный первичный балл | ||
Часть 1 А | Часть 2 В | Часть 3 С | |||
1. Биология как наука. Методы научного познания | 1 | 1 | 1 | ||
2. Клетка как биологическая система | 8 | 5 | 1 | 1 | 10 |
3. Организм как биологическая система | 9 | 8 | 2 | 1 | 14 |
4. Система и многообразие органического мира | 7 | 6 | 2 | 1 | 13 |
5. Организм человека и его здоровье | 10 | 7 | 1 | 1 | 12 |
6. Эволюция живой природы | 8 | 5 | 1 | 1 | 10 |
7. Экосистемы и присущие им закономерности | 7 | 4 | 1 | 1 | 9 |
Итого | 50 | 36 | 8 | 6 | 69 |
Экзаменационная работа предусматривает проверку различных видов умений и способов действий у участника ЕГЭ (таблица 3).
Таблица 3
Распределение заданий по видам умений и способам действий
Основные умения и способы действий | Число заданий / число баллов за выполнение заданий (процент от максимального балла за выполнение заданий) | |||
Вся работа | Часть 1 А | Часть 2 В | Часть 3 С | |
1. Требования: «Знать/понимать» | 19 / 19 (27%) | 19 / 19 (27%) | 0 (0%) | 0 (0%) |
2. Требования: «Уметь» | 28 / 46 (67%) | 15 / 15 (22%) | 8 / 16 (23%) | 5 / 15 (22%) |
3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» | 3 / 4 (6%) | 2 / 2 (3%) | 0 (0%) | 1 / 2 (3%) |
Итого: | 50 / 69 (100%) | 36 / 36 (52%) | 8 / 16 (23%) | 6 / 17 (25%) |
Задания экзаменационной работы направлены на проверку не только знаний, но и умений объяснять биологические процессы и явления, устанавливать взаимосвязи, решать биологические задачи, распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (см. кодификатор).
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности, которые отличаются по степени трудности (таблица 4). Интервал выполнения заданий базового уровня составляет 60 – 90%, повышенного – 30%-60%, высокого – 5%-30%.
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх. Задания повышенного уровня требуют: выбора одного или нескольких верных ответов, установления соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определения их последовательности. Кроме того, одно задание части 3 (С) предполагает развернутый свободный ответ практико-ориентированного характера.
Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный ответ и направлены на проверку умений экзаменуемых самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимальный первичный балл ( % первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу) | |||
Всего | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | ||
Базовый | 26 | 26 | - | - | 26 (38%) |
Повышенный | 19 | 10 | 8 | 1 | 28 (49%) |
Высокий | 5 | - | 5 | 15 (22%) | |
Итого | 50 | 36 | 8 | 6 | 69 (100%) |
Задания базового уровня предполагают знание биологической терминологии и символики, основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез, строения и признаков биологических объектов, сущности биологических процессов и явлений, особенностей строения организма человека; оперирование следующими учебными умениями: распознавать биологические объекты по их описанию или изображению, устанавливать родство организмов, решать простейшие биологические задачи.
Задания повышенного уровня сложности проверяют сформированность более сложных умений: устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, сравнивать биологические объекты и процессы, выявлять общие и отличительные признаки, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в изменённой ситуации.
Задания высокого уровня сложности требуют умения применять знания в новой ситуации и предусматривают оперирование такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний в практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности.
Задания экзаменационной работы направлены на проверку освоения выпускниками содержания биологического образования в соответствии с ведущими идеями курса биологии: разноуровневой организацией живой природы, взаимосвязи ее систем, эволюции органического мира. Они предусматривают проверку усвоения знаний и умений выпускников на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается 1 баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до
2 баллов. Задание части 3 С1 повышенного уровня оценивается от 0 до
2 баллов, С2–С6 высокого уровня – от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальное число баллов за всю работу – 69.
Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1.
Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.
В соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утверждаемым приказом Минобрнауки России (п.53), «баллы за ответы участника ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом определяются, исходя из следующих положений:
- если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сторону;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ЕГЭ… третьим экспертом.»
Существенным считается расхождение в 2 и более баллов оценки за выполнение любого задания.
Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.
Продолжительность ЕГЭ по биологии
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
- для каждого задания части 1 (А) – 1–2 минуты;
- для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут;
- для каждого задания части 3 (С) – 10–20 минут.
Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г.
В целом сохранена структура экзаменационной работы 2011 г.
Внесены следующие изменения.
1. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения.
2. Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания.
3. В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений учащихся на клеточно-организменном и надорганизменных уровнях организации жизни, что позволит более полно оценить качество освоения материала за старшую школу.
4. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.
Оценка, которая фиксируется в сертификате для поступления в вузы, подсчитывается по 100-балльной шкале на основе результатов выполнения всех заданий из всех частей работы.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) установила минимальное количества баллов единого государственного экзамена по биологии, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2010 году, составляет 36 баллов.
Минимальное количество баллов ЕГЭ – биология
2012г - 36 баллов ( 02.06.2012 - № 1888-10 )
2011г - 36 баллов ( 03.06.2011 - № 1780-10 )
2010 г. - 36 баллов ( 01.06.2010 - № 1495-10 )
2009 г. - 35 баллов ( 01.06.2009 - № 1219-10 )
2008 г. - 35 баллов ( 30.05.2008 - № 1136-08 )
2007 г. - 29 баллов ( 19.06.2007 - № 1352-08 )
2006 г. - 32 балла ( 31.05.2006 - № 964 -08 )
2005 г. - 32 балла ( 01.06.2005 - № 880 -08 )
2004 г. - 35 баллов ( 04.06.2004 - № 6 -08 )
Основные результаты ЕГЭ по биологии в 2011 г.
Информация о числе участников ЕГЭ по биологии представлена в таблице
Таблица 5
Число участников ЕГЭ по биологии
Год | Число экзаменуемых | Процент успеваемости |
2007 | 49 | 78,8 |
2008 | 53 | 86,8 |
2009 | 107 | 89,4 |
2010 | 120 | 88,3 |
2011 | 35 | 82,9 |
2012 | 118 | 90,68 |
В 2010 г.Усолье – Сибирское – 120, что составило 16% от общего числа
Выпускников выбрали биологию;2011г - 35, что составило 18% от общего числа выпускников; 2012 – 118- 19,25% от числа выпускников
Можно констатировать, что из года в год увеличивается число выпускников, участвующих в ЕГЭ, который признается в качестве важного способа педагогических измерений, позволяющего получить объективные данные об учебных достижениях экзаменуемых. С каждым годом укрепляется доверие к новой форме экзамена. По числу участников ЕГЭ по биологии занимает 5 место среди всех школьных предметов.
В едином экзамене участвовали выпускники образовательных учреждений различных типов. Основную массу составили выпускники государственных общеобразовательных школ (98,3%).
Среди всех участников ЕГЭ по биологии в городе подтвердили усвоение программы 90,68% учащихся, по сравнению с прошлогодними показателями наблюдается отрицательная динамика (+ 6,4) при снижении сдававших экзамен по биологии.
Средний тестовой балл по области 46,8; по городу 49,4( +3,1), минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 36баллов.
Исходя из имеющихся данных, 100 успеваемость по результатам ЕГЭ продемонстрировали: Лицей №1,Гимна зияя №1,9 СОШ №2,6, 10,12,13,16,17
Опираясь на изложенные данные, можно сделать вывод о том, что за последние три года наблюдается положительная динамика в выполнении экзаменационных тестов выпускниками; увеличивается средний тестовой балл. Результаты выше чем по Иркутской области
Распределение тестовых баллов (%) отражено на рис.1.
Наибольшее количество обучающихся (38%) имеют результаты от 40 до 49 баллов, при условии что проходной балл – 36. До преодоления порога в интервале от 30 до 36 баллов оказалось 9 человек (7%). Достаточно большой процент выпускников (20%) имеют проходной балл выше 50.
Сравнение показателей ЕГЭ по биологии 2010, 2011,2012 годов
Тестовый балл
Рисунок 2
Анализ сравнения результатов 2010, 2011 и 2012 года, представленных на рис. 2, показывает, что большинство участников экзамена набрали от 31 до 70 баллов. Это свидетельствует об усвоении ими основного содержания курса биологии. 80 и более тестовых баллов получают из года в год около 3% экзаменуемых по России, в 2012 году в г. Усолье – Сибирском нет учащихся, набравших 80 и выше тестовых баллов
При анализе результатов ЕГЭ 2012 г. учитывались достижения сильных и слабых учащихся. Группа «сильных» состояла из выпускников, показавших по данной работе наилучшие результаты по сравнению с остальными учащимися и получившими высокий тестовый балл. К группе «слабых» были отнесены экзаменуемые, продемонстрировавшие наиболее низкие результаты по всей работе и получившие низкий тестовый балл. Около 80% всех участников ЕГЭ составили выпускники, получившие средние баллы. Перевод тестового балла в отметки в 2012 году не осуществлялось. Лучшего всего справились с заданиями учащиеся МБОУ СОШ №13,«Лицей №1», МБОУ СОШ №17 хуже МОУ «СОШ №15»
Лучшие результаты по ЕГЭ
таблица 6
№ п/п | Ф.И.О. учащихся | балл | МБОУ | Ф.И.О. преподавателя |
Рассказова Виктория Владимировна | 77 | Лицей №1 | Тюкавкина М.Г | |
Казаков Никита Петрович | 77 | Гимназия№1 | Зеленова Е.В | |
Евдокимов Илья Сергеевич | 76 | Лицей №1 | Тюкавкина М.Г | |
Бархотова Анна Александровна | 75 | МБОУ СОШ №16 | Голикова Т.А. | |
Артамонова Виктория Сергеевна | 72 | МБОУ СОШ №13 | Зубарева Л.Ю.. | |
Спешилова Анастасия Дмитриевна | 72 | Гимназия №9 | Осипенко К.В. | |
Богданова Анна Павловна | 72 | МБОУ СОШ №10 | Соколова Э.Э. |
Сформированность умений и навыков участников ЕГЭ-2011 по биологии.
В тестах ЕГЭ по биологии используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности ( таблица 7).
Распределение заданий экзаменационной работы по частям
Таблица 7
№ | Части работы | Число зада-ний | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Тип заданий |
1 | Часть 1 (А) | 36 | 36 | 52 | с выбором ответа |
2 | Часть 2 (В) | 8 | 16 | 23 | с кратким ответом |
3 | Часть 3 (С) | 6 | 17 | 25 | с развернутым ответом |
Итого | 50 | 69 | (100%) |
Задания базового уровня составляют 38% от максимального первичного балла, повышенного – 40%, высокого уровня – 22%. Распределение заданий по уровням сложности в тесте выглядит следующим образом:
Базовый уровень – А1 – А-26;
Повышенный уровень – А27 – А36 и В1 – В8 и С1;
Высокий уровень – С2 – С6.
Содержательный анализ результатов выполнения экзаменационной работы по биологии
Анализ выполнения заданий части А,В, С представлен на рисунке 2.
Рисунок 3
Рис.2. Процент выполнения заданий по частям.
Анализ результатов выполнения заданий по части А
Содержание заданий части А единого государственного экзамена по биологии и результаты их выполнения
| Обозначение задания в работе | Содержание задания | Процент правильных ответов | |
2011г. | 2012г. | |||
1 | А1 | Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни | 65 | 57 |
2 | A2 | Клеточная теория. Многообразие клеток | 60 | 64 |
3 | A3 | Клетка: химический состав, строение, функции | 57 | 66 |
4 | A4 | Деление клеток | 74 | 57 |
5 | A5 | Разнообразие организмов. Вирусы | 54 | 57 |
6 | A6 | Воспроизведение организмов. Онтогенез | 65 | 75 |
7 | A7 | Основные генетические понятия | 68 | 68 |
8 | A8 | Закономерности наследственности. Генетика человека | 85 | 65 |
9 | A9 | Закономерности изменчивости | 51 | 44 |
10 | A10 | Многообразие организмов. Бактерии. Грибы | 65 | 55 |
11 | A11 | Растения. Строение, жизнедеятельность | 42 | 57 |
12 | A12 | Многообразие и классификация растений | 80 | 53 |
13 | A13 | Беспозвоночные животные. Классификация, строение, жизнедеятельность | 54 | 57 |
14 | A14 | Хордовые животные. Классификация, строение, жизнедеятельность | 45 | 57 |
15 | A15 | Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение, дыхание, кровообращение | 68 | 72 |
16 | A16 | Человек. Органы, системы органов. Опорно-двигательная, покровная, выделительная системы. Размножение и развитие | 57 | 60 |
17 | A17 | Внутренняя среда, иммунитет, обмен веществ | 51 | 72 |
18 | A18 | Строение и функции нервной и эндокринной систем. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 57 | 71 |
19 | A19 | Факторы здоровья и риска. Гигиена человека | 62 | 72 |
20 | A20 | Надорганизменные системы: популяция, вид | 42 | 64 |
21 | A21 | Движущие силы эволюции | 74 | 72 |
22 | A22 | Результаты эволюции: приспособленность организмов, видообразование, многообразие видов | 71 | 58 |
23 | A23 | Эволюция органического мира. Происхождение человека | 68 | 56 |
24 | A24 | Среды обитания. Экологические факторы. Взаимоотношения организмов | 62 | 66 |
25 | A25 | Экосистема и ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы | 60 | 52 |
26 | A26 | Круговорот веществ в биосфере. Биосфера. Глобальные изменения в биосфере | 60 | 51 |
27 | A27 | Структурно-функциональная и химическая организация клетки | 25 | 39 |
28 | A28 | Метаболизм | 42 | 27 |
29 | A29 | Деление клетки. Размножение организмов | 62 | 51 |
30 | A30 | Организм как биологическая система. Генетические закономерности | 37 | 34 |
31 | A31 | Селекция. Биотехнология. Искусственный отбор | 34 | 49 |
32 | A32 | Многообразие и классификация организмов | 60 | 62 |
33 | A33 | Человек. Анализаторы. ВНД | 48 | 29 |
34 | A34 | Человек. Процессы жизнедеятельности, их нейрогуморальная регуляция | 48 | 48 |
35 | A35 | Эволюция органического мира. Движущие силы. Пути и направления эволюции | 40 | 42 |
36 | A36 | Общебиологические закономерности | 48 | 57 |
Выполнено в среднем | 55,5 | 59 |
Задания части А выполнены в среднем на 59 % (2011г. – 55,5 % ). При этом
А1 - А26 (базовый уровень) – 57,1 % (2010г. - 66,5% )
А27 – А36 (повышенный) – 44,4% (2010г. - 50% )
Не кто из выпускников верно не выполнил все задания части А.
Наилучшие показатели выполнения заданий части А на базовом уровне:
А6 - «Закономерности наследственности. Генетика человека» (85%)
А15- «Человек. Ткани. Органы, системы органов. Пищеварение, дыхание, кровообращение «(72%);
А19 – «Факторы здоровья и риска. Гигиена человека» (72%)
А21 – «Движущие силы эволюции» (72%)
Наилучшие показатели выполнения заданий части А на повышенном уровне:
А32 - «Многообразие и классификация организмов» (60%)
А36 – «Общебиологические закономерности» (57 %)
Самые низкие показатели выполнения части А на базовом уровне (А1 – А26) – в заданиях А29 (44% выполнения) «Закономерности изменчивости» Самые низкие показатели выполнения части А повышенного уровня (А27 – А36) :
А28- «Метаболизм» - 27 % выполнения;
А33- «Человек. Анализаторы. ВНД» 29 %.
- В Задании А30 «Организм как биологическая система. Генетические закономерности» произошло понижение результата в сравнении с 2010 годом.
Анализ неуспешных заданий
Таким образом, в части А наилучшие результаты получены при выполнении заданий, предусматривающих проверку знаний главнейших биологических понятий и явлений, а также понимание основ строения и функционирования клеток и систем организменного уровня. Но следует больше внимания уделять вопросам из области систематики и многообразия организмов, которые изучались ещё в 6-8 классах. Вопросы о структуре и функционировании надорганизменных систем, нейрогуморальной регуляции в организме человека, метаболизме, селекции и биотехнологии вызвали у учащихся многочисленные затруднения. Эти разделы программы по существу трудны для понимания, и при этом на их изучение отводится совсем немного учебного времени.
Анализ выполнения учащимися заданий части 2(В)
Часть 2(В), как и в предыдущие годы, включала задание повышенного уровня разных типов:
с выбором нескольких верных ответов;
на установление соответствия процессов и объектов;
на определение их последовательности.
Все задания этой части оцениваются от 0 до 2 баллов.
В среднем по всем заданиям части 2(В) процент выполнения составил 40%, что в целом свидетельствует об освоении экзаменуемыми проверяемых знаний и умений.
Рассмотрим результаты выполнения заданий части 2(В) по каждой линии.
Результаты выполнения заданий с выбором нескольких ответов в %
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011 | 2012 |
В1 | Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни | 71 | 85 |
В2 | Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке | 48 | 73 |
В3 | Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира | 54 | 60 |
Полученные результаты наглядно показывают, что более половины всех участников ЕГЭ справились с заданиями данного типа и получили 1 или 2 балла. Полученные результаты совпадают с планируемой степенью трудности этих заданий. 40% экзаменуемых выполнили эти задания, что соответствует результатам предыдущих лет
Полученные результаты наглядно показывают, что более половины всех участников ЕГЭ справились с заданиями данного типа и получили 1 или 2 балла. Полученные результаты совпадают с планируемой степенью трудности этих заданий. 40% экзаменуемых выполнили эти задания, но результаты ниже результатов предыдущих лет.
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011 | 2012 |
В4 | Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира | 72 | 47 |
В5 | Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств | 60 | 53 |
В6 | Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека | 65 | 42 |
Лучшие результаты отмечены при выполнении заданий по общей биологии (В5). Это связано с тем, что вопросы общей биологии изучаются в старшей школе, на них обращается большее внимание при подготовке к экзамену и, естественно, они остаются в памяти учащихся.
Из всех заданий этого типа наибольшее затруднение вызвал материал об особенностях строения и функционирования организма человека. У школьников слабо сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов и систем органов человека, особенностями нервной и гуморальной регуляции.
Задания на установление соответствия (В4-В6) в среднем выполнили 42% экзаменуемых, что соответствует уровню прошлого года.
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011 | 2012 |
В7 | Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменных уровнях жизни | 68 | 54 |
В8 | Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений | 78 | 45 |
Средний результат выполнения заданий В7 и В8 составил, соответственно, 54% и 45%. В линии В8 вызвали затруднения задания на определение последовательности процессов видообразования и основных этапов антропогенеза.Так при выполнении задания на установление последовательности возможных процессов в водоеме, вызванных попаданием в него удобрений с полей, выпускники не сумели определить, что попадание удобрений в водоем приводит вначале к бурному размножению одноклеточных водорослей и цианобактерий, а потом - к их массовой гибели. В результате этих процессов резко снижается содержание кислорода в водоеме, что вызывает гибель рыб и других организмов.
Часть В включает исключительно задания повышенного уровня сложности: 3 задания с выбором нескольких верных ответов из шести предложенных (В1-В3), 3 задания – на соответствие (В4-В6) и 2 задания на определение последовательности биологических явлений и процессов (В7, В8). Задания, за исключением В5 и В8, успешно выполнены большинством участников экзамена: 1 или 2 балла получили более 50% участников. Наилучшие результаты получены при выполнении задания В1,В2,В3 (обобщение и применение знаний о клеточном и организменном уровнях организации жизни), В2 (организм человека) что согласуется с результатами выполнения заданий части А.
Заметим, что распределение баллов в некоторых заданиях имеет бимодальный характер: участники либо понимают существо затронутых проблем и полностью справляются с заданием (2 балла), либо не понимают и не справляются с ним вообще (0 баллов). Особенно резко бимодальность выражена в результатах по критериям В5 и В6. Немногие участники экзамена, получившие 1 балл, вероятно, случайно угадали часть правильной последовательности или сопоставления, поскольку «полупонимание» вряд ли возможно в контексте содержания заданий.
Задания части В представляют собой вопросы повышенного уровня сложности, которые требуют выбора нескольких правильных ответов из предложенных, установления соответствия между группами организмов или явлениями, выявления последовательности процессов или явлений. Исходя их материалов спецификации ЕГЭ по биологии, эта часть теста предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно – следственных связей, анализ обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывает наиболее существенные вопросы содержания.
Базируясь на полученных результатах, можно сделать вывод о том, что не более половины всех выпускников, принявших участие в ЕГЭ, успешно справились с поставленными задачами и проблемами.
Рис.4. процент выполнения заданий с выбором нескольких верных ответов части В.
Наилучшие показатели выполнения заданий части В в заданиях на обобщение и применение знаний В1,В2 и В3 :
- В3 «Обобщение и применение знаний об эволюции и экологических закономерностях» - 80% (2011 -68%)
- В2 «Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке», 82% (2011 -67%)
Самые низкие показатели выполнения части В
В6,5 «Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.», «Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на всех уровнях организации жизни».
Таким образом, анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом части 2 (В) позволяет констатировать, что из трех типов заданий наибольшие затруднения вызывают задания на установление соответствия. Они требуют от учащихся не только конкретных знаний, но и умений проводить определенные мыслительные операции (сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Не кто из выпускников не справился полностью с частью В.
Подводя итоги анализа результатов выполнения заданий с кратким ответом части 2(В), можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее высокие результаты получены за задания на установление соответствия (средний процент выполнения 42%). Лучше всего усвоен материал по разделу «Общая биология», который изучается на заключительном этапе обучения и лучше запоминается учащимися.
2. Результаты выполнения заданий части 2(В) 40% остались примерно на уровне 2011г, что объясняется постоянным использованием заданий этого типа в вариантах ЕГЭ и в определенной степени овладением учащимися умениями анализировать, сопоставлять, сравнивать, определять последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
Анализ выполнения учащимися заданий части 3(С)
При выполнении экзаменационной работы выпускники должны показать знание научных фактов, понятий, теорий, а также умения самостоятельно отвечать на вопросы, приводить доказательства (аргументация), применять полученные знания для решения познавательных задач. В части 3(С) предлагалось 6 заданий: 1 задание- повышенного и 5 заданий - высокого уровня сложности.
Задания этого типа дают возможность не только оценить знания участников ЕГЭ, но и выявить сформированность умений анализировать, обобщать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, приводить доказательства, применять полученные знания на практике. При выполнении этих заданий экзаменуемый должен продемонстрировать глубину своих знаний по биологии. В отличие от заданий с выбором ответа, эти задания исключают возможность угадывания правильного ответа.
Проанализируем результаты выполнения заданий по каждой линии.
Задания линии С1 предусматривали проверку умения применять биологические знания в практической ситуации по всем блокам содержания. Ответ состоял из двух элементов
Результаты выполнения этой части представлены на рис.5.
Рис. 4. Процент выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С)
Результаты выполнения заданий линии С1в %
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011г. | 2012г. |
С1 | Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) | 26 | 44 |
Самые низкие результаты получены при выполнении заданий, требующих объяснить, процессы обмена веществ в клетках мышечной ткани, гликолиз, отличие РНК- и ДНК-содержащих вирусов, действие разных температур на активность белков-ферментов, функции аппарата Гольджи и его содержание в клетках различных органов, симбиоз грибов и растений, его значение. Все эти задания объективно сложны и трудно усваиваются учащимися.
Задания линии С2 со свободным ответом высокого уровня сложности контролировали умения анализировать биологический текст, находить и исправлять ошибочную информацию, работать с рисунком, схемой по всем содержательным блокам.
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011г. | 2012г. |
С2 | Работа с текстом или рисунком | 37 | 42 |
Среди заданий с рисунком трудным оказалось задание по описанию признаков растения, строение и функции дыхательной системы (нахождение ошибок в тексте).
Сравнение результатов выполнения заданий С2 на протяжении нескольких лет показывает, что они сложны для экзаменуемых, поэтому в учебном процессе заданиям такого типа следует уделять больше внимания.
Результаты выполнения заданий линии С3
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011г. | 2012г. |
С3 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов | 40 | 33 |
В линии С3 предусматривалась проверка умений выпускников обобщать и применять знания о многообразии организмов.
Необходимо выделить ряд вопросов, которые вызвали значительные затруднения у экзаменуемых. Хуже всего усвоен материал об анализаторах и нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Многие участники ЕГЭ не смогли определить периферическую и центральную часть анализаторов, их функции, установить роль отдельных структур органов слуха и зрения, начальным звеном рефлекторной дуги посчитали кожу вместо рецептора. Особенно сложными оказались задания, требующие развернутого ответа на вопросы о нейрогуморальной регуляции работы сердца, нервной регуляции мочеиспускания. Экзаменуемые не знают, как осуществляется безусловно- и условнорефлекторная регуляция процессов жизнедеятельности, где расположены центры этих рефлексов.
К числу проблемных заданий относятся вопросы о взаимосвязи строения и функций эпителиальной, соединительной и нервной ткани. В частности выпускники не знают о секреторной функции эпителиальной ткани, связывают выработку пота с функцией подкожной жировой клетчатки.
Задания линии С4 направлены на контроль умений обобщать и применять знания о биологических системах
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011г. | 2012г. |
С4 | Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях | 40 | 44 |
Показатели по числу участников, набравших 1 и 2 балла, не изменились. Низкие результаты освоения материала данного блока объясняются тем, что выпускники не могут обосновать эволюционные процессы, протекающие в природе, и привести соответствующие доказательства. Экзаменуемые часто отождествляют явления биологического прогресса в эволюции с морфофизиологическим прогрессом (ароморфозом), движущие силы эволюции с ее результатами, затрудняются объяснить роль того или иного фактора в микро- и макро эволюции.Это свидетельствует о том, что понятия о доказательствах, направлениях и путях эволюции недостаточно сформированы и требуют пристального внимания со стороны учителей.
Задания линии С5 предусматривали решение двух типов биологических задач по цитологии и молекулярной биологии: расчетные задачи с применением знаний о генетическом коде и задачи, требующие рассуждений, обоснований и доказательств. Такие задачи используются в ЕГЭ с 2004 г. С каждым годом растет число выпускников, которые выполняют их на максимальное число баллов.
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011г. | 2012г. |
С5 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | 28 | 29 |
В заданиях линии С6 экзаменуемым предлагалось решить генетическую задачу на применение знаний в новой ситуации: на дигибридное скрещивание, наследование признаков, сцепленных с полом, сцепленное наследование признаков, на анализ родословной.
Это одна из самых сложных содержательных линий экзаменационной работы. К выполнению заданий этой линии приступили в среднем 26% учащихся и 21% выполнили полностью. Наибольшие трудности у экзаменуемых вызвали задачи на сцепленное наследование признаков, при решении которых необходимо было определить генотипы потомков в двух случаях: при наличии кроссинговера и при его отсутствии.
№ задания | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | 2011г. | 2012г. |
С6 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | 37 | 37 |
Анализ результатов выполнения заданий части 3С
позволяет сделать следующие выводы:
1.Средний показатель выполнения заданий части С составил 15%. Это можно объяснить тем, что для выполнения заданий с развернутым ответом требуется специальная подготовка, они рассчитаны на учащихся профильных классов, поступающих в биологические вузы.
2. Наметилась тенденция повышения уровня биологической подготовки выпускников по материалу основной школы (результаты выполнения заданий линии С3 выше по сравнению с заданиями, обобщающими биологические знания по старшей школе).
3. У учащихся по–прежнему слабо сформированы умения применять теоретические знания для обоснования результатов эволюции, биохимических процессов, протекающих в клетке и организме (результаты заданий С4 и С5).
4. В части 3(С) лучше выполнены задания практико-ориентированного характера по сравнению с заданиями других линий (С1). Наблюдаются улучшения в овладении учащимися умениями решать типовые задачи по цитологии и генетике.
Выявленные проблемы
Довольно низкий уровень знаний по вопросам:
- «Структурно-функциональная и химическая организация клетки»,
- «Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность»,
- «Многообразие организмов».
Плохо сформированы умения:
- устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов, систем органов и организмов,
- применять биологические знания в некоторых практических
ситуациях;
- работать с рисунками;
- решать биологические задачи по молекулярной биологии и генетике
В целом анализ результатов по части 3 (С) показал, что у экзаменуемых по-прежнему слабо сформированы умения давать развернутые ответы в повествовательной форме, применять теоретические знания для обоснования результатов эволюции, биохимических процессов, протекающих в клетке и организме.
Результаты ЕГЭ 2012 года в г. Усолье - Сибирском отражают общие Российские тенденции. Из них видно, что основные проблемы касаются затруднений из блоков информации традиционно выделяемых в курсе биологии:
- В разделе «Организм как биологическая система» - решение разных типов генетических задач и сравнительная характеристика физиологических процессов.
- В разделе «Клетка как биологическая система» - знание этапов биосинтеза белка и процессов, протекающих в каждом этапе, особенно роль разных видов РНК в данном процессе; знание процессов изменения хромосомного набора на разных фазах митоза и мейоза; Сравнительная характеристика клеток, клеточных органоидов и органических веществ клетки.
- В разделе «Человек и его здоровье» - строение и функции анализаторов, круги кровообращения и движение крови по сосудам, клетки крови и их функции, вегетативная нервная система, строение отделов головного мозга и их функции, Рефлексы головного мозга, строение и функции опорно-двигательного аппарата.
- В разделе «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» - основные направления и этапы эволюции органического мира, макро- и микро- эволюция, селекция.
- В разделе «Многообразие организмов» - знание характеристик разных таксонов живой природы и процессов жизнедеятельности живых организмов разных царств живой природы.
Единый государственный экзамен по биологии показал удовлетворительные результаты, выполнение составило – 90,68% (2010 – 88,3%, 2009 – 89,4%, 2008 г. – 86,8%, 20067г. – 78,8%, ), что несколько выше результатов прошлых лет.
Основной блок информации по биологии н усвоен на уровне 59%, что говорит об удовлетворительном состоянии преподавания предмета. Это объясняется не только сдачей ЕГЭ «Биология по выбору», но также и существующей в г. Усолье - Сибирское системы мониторинговых исследований о состоянии преподавания общеобразовательных предметов, системной работой педагогов по подготовке выпускников к данному виду итоговой аттестации. Тестовый контроль знаний проводился и проводится при аттестации педагогических кадров при определении результативности работы учителя, в ходе аттестации и аккредитации образовательного учреждения, а также, при плановых мониторинговых исследований по предметам по области в целом. Такая система дала возможность уменьшить степень затруднений педагогов и учащихся при подготовке к итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Анализ результатов единого государственного экзамена по биологии в 2012 году позволяет сделать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания биологии
Проведенный анализ результатов выполнения заданий экзаменационной работы позволяет определить ряд общих рекомендаций для подготовки учащихся к ЕГЭ 2012 года.
1. Необходимо обеспечить освоение учащимися основного содержания биологического образования и развитие разнообразных умений, видов учебной деятельности, предусмотренных требованиями федерального компонента государственного стандарта.
2. Обратить особое внимание на повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников: о метаболизме и редукционном делении клеток; движущих силах, путях и направлениях эволюции, способах экологического и географического видообразования; об эмбриональном и постэмбриональном развитии организмов; иммунитете и нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека; характеристиках основных типов животных и отделов растений; признаках стабильности экосистем, роли живого вещества в биосфере.
3. Следует обеспечить в учебном процессе развитие у учащихся умений анализировать биологическую информацию, осмыслять и определять верные и неверные суждения, определять по рисункам биологические объекты и описывать их. Для достижения положительных результатов целесообразно увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной работе; акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий.
4. При текущем и тематическом контроле более широко использовать задания со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений кратко, обоснованно, по существу поставленного вопроса письменно излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике, объяснять результаты при решении задач по цитологии и генетике.
Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2012г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;
- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
- аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет;
- перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.
Исполнитель: Столярова С.В., руководитель ГМО учителей биологии
Список литературы и других источников
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика преступлений и правонарушений, пропаганда здорового образа жизни среди несовершеннолетних муниципального образования «Зырянский район» на 2012 год»
Ведомственная целевая программа...
План работы районного методического объединения учителей технологии муниципального образования Туапсинский район на 2011-2012 уч.год
Представлен подробный план работы районного методического объединения учителей технологии на 1 год...
Анализ результатов государственной аттестации по биологии 2012 -2013 уч. года
анлиз ГИА по биологии...
ПРИКАЗ № 2135 от 18.12.2012 об итогах муниципального этапа в 2012-2013 уч. год
В данном приказе представлены результаты муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году (победители и призеры)...
Статья для Книги Памяти г. Усолье-Сибирское. История одной семьи (Из воспоминаний Елены Степановны Сулим, участника Великой Отечественной войны)
История одной семьи (Из воспоминаний Елены Степановны Сулим, участника Великой Отечественной войны). Статья подготовлена для публикации в сборнике «Книга Памяти г. Усолье-Сибирское". В статье со...
Особенности планировки города Усолье-Сибирское
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена изучению планировки города Усолье-Сибирское. Даннная тема является актуальной, так как в настоящее время меня очень интересует взаимоу...
Анализ ОГЭ по биологии 9 кл муниципальный диагностический замер
Анализ ОГЭ по биологии 9 кл муниципальный диагностический замер...