Рабочая программа
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Учебник " : Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб.
для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _________/Латыпова З.Л._/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР филиал МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район РБ________/Бикбулатова Р.М/. подпись ФИО «__»____________2012г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с.Абзаново _________ /Тимербулатова Г.М./ ФИО Приказ № ___ от «__ »__________2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Назаровой Флюры Юмагужевны
Ф.И.О
высшая
по биологии 6
Предмет, класс
2012 - 2013 учебный год
Учебно– тематическое планирование
по биологии _
предмет
Класс 6
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы( авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) - Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2007г________________________________________
программа
Учебник " : Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб.
для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2010
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература :Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)
Парфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование: К учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод, пособие. / Л.Д. Парфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.
Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» автор Пасечник В.В. для общеобразовательных учреждений, рассчитана на 1 час в неделю (35 часа). В ней содержатся разделы и темы, изучаемые в общеобразовательной школе, и соответствуют содержанию действующей программе. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В связи с особой важностью для предмета биологии таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение опытов, измерений, в программах по биологии выведена рубрика «Лабораторные и практические работы», «Экскурсии». Колонка оценок ставится в журнале только за лабораторные и практические работы обобщающего типа. За лабораторные работы при изучении нового учебного материала оценка ставится выборочно.
Рабочая программа по биологии для учащихся 6-х классов составлена исходя из целей обучения биологии в основной школе.
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работая с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природе, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;
- изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;
- дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.
Основные типы учебных занятий.
- урок нового материала;
- комбинированный урок;
- урок обобщения по отдельным разделам;
- урок контроля знаний;
- лабораторные и практические работы.
Виды контроля.
- текущий (поурочный);
- итоговый по разделам;
- по полугодиям.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.
2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.
3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Программой курса предусмотрено проведение лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних работ.
Основное содержание
1. Введение. Клеточное строение организмов (4 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
2. Царство бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (8 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (10 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение макро- и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (4ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия: зимние явления в жизни растений.
7. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
8. Развитие растительного мира (1 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Нормы оценок
Устный ответ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Письменный ответ
Оценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:
Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организмов растений, грибов, лишайников;
- значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
- влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
- строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
- особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
- отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений
- основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
- правила и нормы поведения в природе.
- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Республики Татарстан ; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее рапространённые растения Республики Татарстан, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
- выявлять приспособления организмов в среде обитания;
- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мир профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Методических пособий для учителя:
1) Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений. - М: Дрофа, 2009. – 304с.
2) Парфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование: К учебнику «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод, пособие. / Л.Д. Парфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.
3) Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.-352с.
4) Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника / авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2007
5) Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. -М.: Дрофа, 2004, - 128с;
6) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, -96с.
2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т..Бровкиной и др. М.: Дрофа;
3) Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил. - (Дидактические материалы);
4) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с;
для учащихся:
1) Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь, 6 кл. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 80 с;
2) Акимушкин И. И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. - 304с. 6 ил.;
3) Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (по страницам Красной книги СССР): Кн.1. –М. : Агропромиздат, 1989. 383с: ил.;
4) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. 336с;
5) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995.- 528 с.
6) Биология. Энциклопедия для детей. - М.: «Авента+», 1994, с. 92-684.;
7) Верзипин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с;
8) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М.: 1997. 350с;
9) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с;
10) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.:
1996. - 556с;
11) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. - 320с: ил.;
12) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. 381с: ил.;
13) Новиков В. С, Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991.- 240с: ил.
МULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
№ | Тема урока | Дата проведение | Количество часов | Наглядные материалы | Планируемые результаты | ||
предполагаемая | фактическая | Теоретическое | лабораторная | ||||
Биология – наука о живой природе § | Комнатные растения, гербарный материал растений, муляжи корнеплодов, овощей, плодов, открытки с изображением растений из Красной книги, букет из осенних цветов | Использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать | |||||
Лабораторная работа№1 «Строение растительной клетки» Строение растительной клетки | Микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука, таблица «Строение растительной клетки» | Знать устройство увеличительных приборов | |||||
2 (3) | Жизнедеятельность клетки | Таблица «Строение растительной клетки, таблицы со схемами деления клетки | Знать строение растительной клетки и функции ее органоидов | ||||
Ткани | Микроскоп, готовые микропрепараты «Поперечный разрез жилки листа», «Поперечный разрез корневища орляка», «Продольный разрез проводящей и образовательной тканей стебля ели» | Знать основные процессы жизнедеятельности клетки | |||||
Строение и жизнедеятельность бактерий | Таблица «Бактерии», микроскоп, пипетка, предметное стеклышко, культура бактерии сенная палочка | Знать строение, питание, рост и развитие бактерий, роль в природе и жизни человека, разнообразие | |||||
Роль бактерий в природе и жизни человека | Пробирка с почвой, влажный препарат «Корни бобового растения с клубеньками» гербарные листы с растениями гороха, фасоли, сои, люпина, пакет с кефиром | Знать строение и жизнедеятельность грибов, значение. | |||||
Общая характеристика грибов | Муляжи шляпочных грибов, хлеб или апельсиновая корка с плесневыми грибами, таблица «Строение шляпочных грибов» | Знать строение, условия жизни грибов, болезни растений и животных, вызванные грибами - паразитами | |||||
Лабораторная работа №2 «Строение шляпочных грибов» Шляпочные грибы | Муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», открытки, фото, рисунки ядовитых грибов, живые объекты | Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников. значение | |||||
Лабораторная работа №3 «Изучения строения плесневых грибов Грибы–паразиты. Плесневые грибы и дрожжи | Культуры белой плесени, пробирки с дрожжами в питатель-ном растворе, лупы, микроскоп, предметные стекла, препаровальная игла,таблица«Плесневые грибы», плодовое тело трутовика, яблоко с пятнами парши, гербарий с головней, спорыньей, хлебной ржавчиной | Знать строение, условия жизни грибов, болезни растений и животных, вызванные грибами - паразитами | |||||
1 (10) | Общая характеристика царства Растения | Таблица «Природное сообщество лес»; таблица «Одноклеточное водоросли» ;гербарий, мох, кукушкин лен, папоротник, сосна, черемуха | Знать методы изучения растений, общую характеристику растений, роль в биосфере. | ||||
2 (11) | Водоросли Лабораторная работа №4 Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей | Таблица «Одноклеточ-ные водоросли», «Зеленые нитчатые водоросли», «Бурые и красные водоросли», гербарный материал; | Строение и жизнедеятельность водорослей, значение | ||||
Лишайники | Табл. «Лишайники», гербарный материал с образцами различных видов лишайников | Знать строение, жизнедеятельность, размножение лишайников. значение | |||||
4 (13) | Споровые растения Лабораторная работа №5 Изучение строения мха Лабораторная работа №6 Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). | Таблицы «Зеленый мох кукушкин лен», «Болот-ный мох сфагнум», «Папоротник. Цикл развития папоротника», «Хвощи. Плауны», гербарный материал с образцами мхов, папоротника, хвоща коллекция «Торф и продукты его переработ» | Знать строение мхов, папоротников, хвощей, плаунов | ||||
Голосеменные Лабораторная работа №7 Изучение строения хвои и шишек хвойных | Гербарный материал: ель, сосна, пихта, кипарис, можжевельник; шишки ели, сосны, кипариса, туи. Репродукции картин И. Шишкина «Еловый лес» « Корабельная роща» | Знать строение и разнообразие, среду обитания, размножение, распространение голосеменных. | |||||
6 (15) | Лабораторная работа № 8 «Изучения органов цветкового растения» Общая характеристика строения покрытосеменных растений | Комнатные растения (кактусы, фикус, гибискус, молочай), гербарные экспонаты злаков, сахарной свеклы, гречихи, гороха, модели цветков, муляжи плодов, таблицы «Типы плодов», «Соцветия», | Знать признаки цветковых растений, многообразие | ||||
7 (16) | Обобщающий урок по теме «Царство растений» | ||||||
1 (17) | Лабораторная работа №9 «Строение семян растений» Строение семян | Набухшие и сухие семена фасоли, гороха, пшеницы коллекция семян двудольных , проростки двудольных и однодольных растения, таблица «Строение семени растения | Знать строение семян однодольных и двудольных растений. | ||||
2 (18) | Строение и функции корня Лабораторная работа №10 Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Лабораторная работа №11 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица). | Проростки фасоли, пшеницы, укоренившие-ся черенки смородины, комнатных растений, гербарий «Типы корневых систем», таблица «Строение стерж. и мочков. кор. с» | Знать виды корней, типы корневых систем, видоизмененные корни | ||||
3 (19) | Побег. Строение почки Лабораторная работа №12 Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. | Комнатные растения, однолетние побеги тополя бузины, смородины, клена; распустившиеся почки с вегетативными и генеративными побегами; таблицы «Листорасположение», «Расположение почек на побеге» ; «Конус нарастания» , микроскоп | Знать строение почки, рост и развитие побега | ||||
4 (20) | Лабораторная работа №13 «Строение кожицы листа» Строение и функции листа | Коллекции простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками и типами жилкования; микроскоп, микропрепарат «Попе-речный разрез листа камелии», таблица «Клеточное строение листа» | Знать строение листа, видоизмененные листья | ||||
5 (21) | Лабораторная работа №14 «Внутреннее строение ветки дерева» Строение стебля | Побеги древесных и травянистых растений, кусочки стеблей деревьев и кустарников, микроскоп, микропре-параты , поперечный разрез стебля ели», «Продольный срез стебля березы», таблица «Микроскопическое строение стебля», коллекция «Лен» | Знать строение, рост, многообразие и видоизменение стебля | ||||
6 (22) | Цветок. Соцветия. Лабораторная работа №15 Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий. | Цветущие комнатные растения; модели цветков вишни, картофе-ля, гороха; таблица «Строение цветка», «Соцветия простые и сложные», открытки с изображением цветущих растений, гербарий разт. | Знать строение цветка | ||||
7 (23) | Лабораторная работа №16 «Классификация плодов» Плоды. Распространение плодов и семян | Коллекция плодов и семян, распростра-няющихся разными способами; таблица «Способы распростране-ния плодов и семян», «Сухие плоды», «Сочные плоды», муляжи плодов; | Знать типы соцветий | ||||
1 (24) | Обмен веществ у растений Лабораторная работа №17 Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. | ||||||
2 (25) | Фотосинтез | Растения, выдержанные в темноте с фигурками Сакса; лабораторное оборудование: спирт, стакан с водой, йод, сухой спирт; таблица «Фотосинтез»; лучинки стеклянные колпаки, раствор едкой щелочи, вазелин; стеклянные банки с притертыми стеклянными крышками, | Знать механизм фотосинтеза и дыхания | ||||
3 (26) | Дыхание растений | Лабораторное оборудование для опытов; таблица «Схема процессов дыхания и воздушного питания» | Знать причины испарения воды и листопада | ||||
4 (27) | Прорастание семян | Коллекция семян, проросшие семена фасоли и пшеницы, оборудование для проведения опыта, таблицы «Стадии развития проростков пшеницы», «Развитие проростка фасоли» | Знать, как происходит рост растений | ||||
5 (28) | Способы размножения растений Практическая работа Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. | Таблицы «Цикл развития мха», «Цикл развития папоротника», «Вегетативное размножение растений», Половое размножение хламидомонады» | Знать о размножении споровых растений | ||||
1 (29) | Систематика и классификация растений | Живые растения, гербарный материал | Знать основные систематические категории | ||||
2 (30) | Сравнительная характеристика семейств класса Двудольные Лабораторная работа№18 Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. | Таблицы «Растения семейства Крестоцвет-ные», «Семейство Розоцветные», «Семейство Сложно-цветные», гербарный материал растений | Знать морфологические признаки растений указанных семейств | ||||
3 (31) | Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные | Живые комнатные растения:, луковицы чеснока, лука, тюльпана, ;набор открыток с изображением растений семейства Лилейные; таблица «Семейство Злаковые», гербарий | Знать морфологические признаки растений указанных семейств | ||||
1 (32) | Экологические факторы и их влияние на растения | Комнатные растения: колеус, папоротник, сансевиерия, кактусы; гербарий; сосна, береза, акация белая, ель, май-ник двулистный, ветре-ница дубравная, лесная земляника, черника | Знать, как влияют основные экологические факторы на растения | ||||
2 (33) | Растительные сообщества | Таблицы с изображе-нием леса, луга, степи; карта «Растительные зоны России», набор открыток «Редькие растения», гербарный материал растений различных растительных сообществ | |||||
3 (34) | Редкие и охраняемые растения | Набор открыток «Редькие растения», гербарный материал, открытки, «Растения Красной книги» | |||||
1 (35) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Таблицы «Одноклеточ-ные водоросли», «Нитчатые зеленые водоросли», «Зеленый мох кукушкин лен», «Хвощи, плауны», «Папоротники», «Цикл развития сосны», «Строение цветка»; гербарный материал: водоросль зеленая, бурая, красная, мхи, хвощи, папоротник, сосна, шиповник; окаменелости раститель-ного происхождения | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...