Инновационное обучение на уроках биологии
статья по биологии на тему

Соколова Лариса Николаевна

Выступление на конференции "Образовательные технологии 21 века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на конференции

 «Образовательные технологии 21 века»

Инновационное обучение на уроках биологии.

Все мы ,собравшиеся в этом зале , выбрали себе трудную профессию, профессию учителя. И сколько бы ни ругали школу и учителей за консерватизм , именно благодаря учителям человечество движется по пути социальной и научно- технической революции, преобразует мир, достигает тех высот человеческой мысли, которые кажутся непостижимыми с точки зрения обывателя. Разве возможно это было , если бы в школе не работали люди, стремящиеся во что бы то ни стало раскрыть творческий потенциал ребёнка, развить его интеллектуальные способности, помогающие поверить в себя, дарящие радость познания.

Ситуация в образовании меняется также стремительно, как и в других областях современной жизни. Это требует перемен в характере совместной научно- практической деятельности ученых и педагогов. Сейчас в ней равноправно сосуществуют две стратегии организации и обучения: традиционная и инновационная. Эти термины были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г., обратившему внимание мировой научной общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию её познавательных возможностей. Инновационное обучение трактовалось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству; к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.  

Наша школа в своей работе давно использует наряду с традиционными методиками обучения и инновационные. В инновационных технологиях школы можно выделить несколько компонентов. На них я сейчас остановлюсь подробнее, подкрепляя конкретными примерами.

Прежде всего, изменился характер взаимоотношений между учителем и учеником. Из носителя информации, хранителя норм и традиций учитель стал помощником, сотрудником, вдохновителем, стимулирующим на активное взаимодействие между учеником и его товарищами. Мы знаем, что в последнее время в силу различных  причин социального и экономического характера, большинство семей имеют одного ребёнка, круг общения которого ограничивается взрослыми. Этим детям трудно наладить отношения партнерства с товарищами. Снять проблему помогает организация групповых форм работы. Например, при рассмотрении темы «Отдел Покрытосеменные» можно дать опережающее задание, связанное со значением этих растений. Дети делятся на группы , каждая из них составляет план работы, распределяет обязанности. Результатом может быть стенгазета, плакат, посвященный охраняемым растениям, тематические папки по техническим и культурным растениям или конкурс блюд, приготовленных из пищевых растений с приложением рецептов. Ребенку, работавшему  в малой группе, по сравнению с классом, ему легче заявить о себе, своих возможностях. Объединенные общей целью, дети сплачиваются и переносят партнерские отношения  на взаимоотношения в классе.

Вторым компонентом стал отказ от рутинного заучивания, репродукции. Вместо этого мы  стараемся организовать процесс творческого поиска информации в самых различных сферах человеческой деятельности (СМИ, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещении музеев, лекций в Политехническом музее, экологического центра в МосГорСЮНе). Незаменим биологам Дарвиновский и  Тимирязевский музей. Обширные экспозиции этих музеев позволяют использовать фактический и наглядный материал в курсе общей биологии ( эволюция, генетика. селекция). В этом случае ребята начинают понимать, что образование не имеет возрастных , временных и пространственных границ, а представляет собой невероятно широкий круг общения, полезного и приятного. Для расширения кругозора и актуализации знаний учителя нашего методического объединения организуют межпредметные конференции и семинары, в которых участвуют учащиеся разных возрастных групп. Проводились межпредметные конференции по темам: «Кровь и кровообращение», »Чернобыль: 15 лет спустя», «Россия в окружающем мире». С помощью таких конференций расширяются рамки познавательного интереса, творческого мышления, кругозора. Сегодня в рамках программы «Глобальное мышление» будет проводиться конференция »Биосфера и человечество за 100 лет».

Третьим компонентом будет отказ от репрессивной, подавляющей роли отметок. Необходимо культивировать у детей адекватную самооценку. Без этого не создается внутренняя свобода и психологическая устойчивость с ситуациях, требующих инициативы. Поэтому при подведении итогов урока мы часто просим ребят оценить свой ответ не отметкой, как привычнее, а  анализом ответа, раскрытием его положительных и негативных сторон. Интересно наблюдать, как желание обличать и указывать сменяется желанием помочь увидеть слабые стороны работы. В классах среднего звена успешно проходит оценивание ответа с помощью разноцветных карточек. Каждый цвет означает хороший, не очень хороший и слабоватый ответ. По преобладанию  карточек определенной цветовой гаммы выставляется отметка по итогам урока. Это игра, поэтому и нет опасения, что будет плохо.

В- четвёртых, школа не остается в стороне и от повального использования информационных технологий. Длительный срок школа работает по проектной технологии. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Учителями методического объединения на протяжении последних двух лет были созданы тематические проекты:

 --  Грибы Подмосковья (биология, экология - учитель Соколова Л.Н., информатика - учитель Павлова Т.П.)                                                              

--Экологический плакат (география — учитель Луканина И.Г., экология —

учителя Соколова Л.Н., Душкина Т.А.)

--  Заповедники России (биология - учитель Соколова Л.Н., география - учитель Луканина И.Г., русский язык - учитель Янковская Т.И., информатика - учитель Павлова Т.П.)

--  Реконструкция палеоландшафтов на территории России в различные  геологические периоды (география - учитель Луканина И.Г., биология - учитель Соколова Л.Н., математика - учитель Зайцева O.K., русский язык - учитель Янковская Т.И., информатика - учитель Павлова Т.П., библиотекарь Дашимова И.М.)

 Сначала действовали по старинке, собирая информацию, обрабатывая и размещая на стендах. Но как- то раз  ученики предложили дополнительно сделать компьютерный вариант проекта. Было страшновато, т.к. с данной техникой мы были на «Вы». Спасибо ребятам, они не боялись нас учить, не стеснялись помогать. Нам ничего не оставалось, как пойти на курсы, чтобы быть с ними на равных. Сейчас мы уже можем использовать компьютерные программы для различных форм работы. Конечно, недостаточное количество техники сдерживает темпы работы, но есть надежда, что школы будут обеспечиваться АРМ. Тогда преподавание станет еще более интересным и актуальным. Плестись в хвосте  современных технологий учитель не имеет права.

Много внимания уделяется нашими учителями работе с разнообразными источниками информации. Актуальность такой работы мы поняли не сразу. Но когда периодически возникал вопрос: « А зачем мне это надо?», возникла острая  необходимость актуализации знаний и поиску её отражения в реальной жизни. Вот тут мы обратились к СМИ. Сказать, что в качестве источника информации используем лишь печатную продукцию, было бы неверно. Да, без книг и периодических изданий  не обходимся. Но что греха таить, основную часть времени дети проводят у телевизора. Пришлось задуматься, как переключить внимание подростков на просмотр научно- популярных, литературных и публицистических программ. Получая домашнее задание о поиске, каких либо фактов или явлений жизни, учащиеся могут принести и видеоматериалы. Они активно используются, причем один и тот же   фрагмент может просматриваться под тем углом зрения, который актуален в данный момент.

Осветить в своем небольшом выступлении все наши наработки, я, конечно, не смогу. Но мне очень хочется, чтоб вы поняли, какие творческие, профессиональные, талантливые, порядочные люди работают у нас в школе, стремясь сохранить и вырастить Личность в каждом нашем ученике. Ведь будущее планеты сидит за школьной партой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Использование инновационных технологий на уроках биологии" реализация темы самообразования

У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки. Моя основная методика – это практикоориентированное обучение. На мой взгляд, самую важную и запоминающуюся информацию ученики добывают свои...

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Использование инновационных технологий на уроках биологии

Использование инновационных технологий на уроках биологии это  средство повышения эффективности образовательного процесса....

О возможностях использования инновационных методов на уроках биологии в 10 классе

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесней...

Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии.

Инновационные технологии обучения на уроках биологии, химии и географии....


 

Комментарии

Соколова Лариса Николаевна

Взгляд на преподавание биологии в современной школе