Организация фенологической работы в школе.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
В работе представлена цель организации фенологической работы в школе, основные задачи, которые решаются в ходе реализации фенологических наблюдений. Организация и проведение фенологических наблюдений является неотъемлемой частью изучения курса биологии в школе, методом расширения кругозора учащихся, интереса к изучению природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация фенологической работы в школе
1. Задачи фенологической работы в школе
Программа фенологических наблюдений и методические указания могут служить пособием по фенологии для учителей начальных классов, биологии и географии. Фенологическая работа в школе должна строится в тесном сочетании с учебным процессом и различными формами внеклассной работы. Такими формами могут быть создание фенологического кружка, опытничество на пришкольной территории, сбор ботанических и зоологических коллекций, участие в заготовках растительного сырья, работа на школьной метеоплощадке и т.д.
Многолетняя повторяемость наблюдений является важным условием изучения природы. Это условие должно считаться непременным в организации фенологических наблюдений в школах, независимо от того, для чего они проводятся – в целях учебно-воспитательной работы или в целях привлечения учащихся к накоплению фенологических данных для решения научно-практических задач фенологии.
Основные задачи фенологической работы в школе:
- расширить и углубить знания учащихся о природе родного края;
- научить раскрывать закономерности в развитии природы;
- способствовать экологическому образованию;
- воспитывать у учащихся любовь к природе и бережное отношение к ней;
- развивать наблюдательность, любознательность, интерес к изучению природы;
- способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Но, как показывает опыт, фенологическая работа в школе лишь тогда становится результативной и полезной, когда учитель постоянно руководит ею, привлекает к наблюдениям всех учащихся.
Наблюдения за сезонным развитием объектов живой и неживой природы в течение нескольких лет дают возможность составить календарь природы своего района. На основании данных многолетних фенологических наблюдений, учащиеся могут получить представление о синхронности развития растений, их реакциях на условия окружающей среды. Способны в дальнейшем устанавливать причины, обусловливающие темпы развития, выявлять надёжные фенологические указания сроков проведения различных сезонных работ (например, по борьбе с вредителями, уходу за садом, сбору лекарственных растений и т. п.).
Фенологические наблюдения дают преподавателям экологии ценнейший материал для конкретизации и закрепления знаний, полученных учащимися на уроках природоведения, географии и биологии.
2. Использование фенологических наблюдений в курсах природоведения, географии, биологии.
Фенологические наблюдения касаются многих тем школьных программ. Вот несколько примеров.
В теме «Гидросфера» по природоведению учащиеся знакомятся с реками и озёрами. Учитель имеет возможность вместе с учащимися проанализировать сроки ледохода, половодья, полного схода льда на водных объектах своей местности в различные годы и выявить взаимосвязи в природе.
В теме «Атмосфера» формируется понятие о погоде, о местных приметах и предсказаниях погоды. Учащимся может быть предложено задание проверить достоверность народных примет.
Большие возможности работать с данными фенонаблюдений имеются при изучении темы «Биосфера». Основные морфологические и физиологические особенности растений и животных раскрываются на объектах местной природы, а материал о сезонных изменениях в растительном и животном мире даётся на основе многолетних наблюдений за природой. Пользуясь многолетним календарём местной природы, учитель может познакомить учащихся с синхронностью в природе, т. е. явлением, когда одна и та же фаза наступает у нескольких видов растений одновременно или, определённому моменту развития одних видов соответствует наступление определённых моментов других. Одна из причин синхронного развития в том, что растения одинаково реагируют на термический фактор. Синхронное развитие наблюдается ежегодно. Приведём несколько примеров.
Зацветает ольха серая – набухают почки у многих деревьев и кустарников.
Зацветает черёмуха – развёртываются листья у липы и дуба.
Цветение лиловой сирени совпадает с началом рассеивания плодов осины и ивы козьей.
Знание последовательности и синхронности в развитии природных явлений очень важно для практической деятельности человека.
В курсе физической географии изучаются темы, в которой даётся определение фенологии, рассказывается о фенологических сроках наступления сезонов, об их продолжительности. В тексте учебника приводятся фенологические сведения, явления природы, зависимость от географической широты, характеристика разнообразных растительных зон и т.д. Фенологические наблюдения на территории своей местности учениками, могли бы стать хорошим материалом для изучения этих тем, расширить их теоретическую базу, повысить интерес к изучаемым темам.
В курсе биологии в разделе «Растения» рассматривается ряд вопросов фенологии. В теме «Общее знакомство с цветковыми растениями» изучаются явления в жизни растений, в теме «Лист» - листопад, в теме «Стебель» - развитие побега из почки. При изучении темы «Птицы», рассматривают сезонные явления в жизни птиц – гнездование, кочёвки, перелёты. В разделе «Общая биология» включены следующие вопросы: факторы, управляющие сезонными явлениями живой природы; фотопериодизм, приспособления растений и животных к сезонному ритму внешних условий, состояние зимнего покоя и т. д.
К некоторым темам фенологические наблюдения не имеют прямого отношения, но их использование на уроках также необходимо. Например, при изучении темы «Семя» целесообразно привести сводки о весенних полевых работах, сравнив их с фенологическими наблюдениями учащихся. При изучении многообразия цветковых растений важно знать сроки роста и развития важнейших из них. При изучении насекомых-вредителей сельского и лесного хозяйства необходимо знать сроки развития этих насекомых, чтобы вести наиболее эффективную борьбу с ними.
Обязательным элементом являются фенологические наблюдения во время весенних и осенних экскурсий в природу. Так, в ходе осенней экскурсии учитель организует наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений (изменение окраски листьев, листопад, образование и распространение плодов и семян), а также наблюдения за насекомыми и птицами.
Весенних экскурсий рекомендуется проводить как минимум две. Первая проводится ранней весной. Учащиеся отмечают образование первых проталин, изменение окраски коры у деревьев и кустарников (предвесенний «загар»), изменения в поведении зимовавших птиц, появление первых насекомых и др. Вторая весенняя экскурсия проводится в период зелёной весны, в мае. Учитель знакомит учащихся с раннецветущими растениями, обращая внимание на преобладание золотисто-жёлтой окраски их цветков. Учащиеся наблюдают за насекомыми, слушают пение птиц.
Эффективным методом при изучении фенологических явлений является практическая работа учениками на пришкольной территории по благоустройству территории и его художественным оформлением при высадке рассады цветов, составлении цветочных композиций.
Таким образом, сезонные экскурсии конкретизируют знания учащихся о местной природе, способствуют формированию у них научного мировоззрения, а также их экологическому и эстетическому воспитанию.
3. Фенология и внеклассная работа
Большое место занимают фенологические наблюдения во внеурочной и внеклассной работе, при выполнении летних заданий, на занятиях кружков и в работе школьных лесничеств.
В состав фенологического кружка рекомендуется вовлекать, начиная с пятого класса, учеников с хорошо выраженными натуралистическими склонностями.
Главные задачи кружка – научить детей наблюдать, вызвать у них интерес к изучению природы, углубить и расширить знания о природе своей местности, воспитать любовь к природе и стремление к её охране. Главная часть работы фенологического кружка должна состоять в проведении регулярных фенологических наблюдений всеми его членами, оформление полученных материалов в виде календарей природы, таблиц, рисунков и т. п. В круг работы кружка может входить изготовление наглядных фенологических пособий для использования на уроках. Большую часть занятий кружка фенологов составляют экскурсии и походы. Во время их проведения учащиеся наблюдают за сезонными изменениями, описывают фенологическое состояние растений, изучают влияние микроклимата на развитие растений, знакомятся со следами деятельности животных, учатся распознавать следы зверей и птиц на снегу зимой, различать птиц весной по голосам и т. д.
Перед началом работы в природе необходимо провести ряд занятий, на которых члены кружка знакомятся с предстоящей работой, объектами наблюдений, их биологией, порядком ведения записей, готовят таблицы для последующего заполнения соответствующих граф, распределяют обязанности.
Работу по организации фенологических наблюдений в учебно-воспитательном плане лучше всего начать зимой. Учащимся, приступающим к работе впервые, даётся задание – завести фенологические тетради, которые будут служить им до окончания школы. Кроме того, следует рекомендовать учащимся завести карманные записные книжки для записи наблюдений по пути в школу и в других местах с последующим переносом записей в тетрадь.
В период схода снежного покрова очень полезно провести экскурсию на выбранный для наблюдений участок или маршрут и показать учащимся объекты будущих наблюдений или места, где их можно будет найти (для травянистых растений). Весной, когда оживление природы идёт быстро, и сезонные явления сменяют друг друга в очень сжатые сроки, некоторые объекты распределяются для наблюдений между фенологами. Так, одни отмечают начало сокодвижения берёзы, другие следят за ледоходом, третьи – за цветением определённых деревьев и т. п. При этом все кружковцы стараются пронаблюдать и за другими объектами, указанными в программе.
Руководитель кружка, имея опыт и данные многолетних наблюдений, подсказывает, какие явления должны наблюдаться в ближайшее время, на какие явления и события следует обратить внимание.
Бланки наблюдений за явлениями в жизни растений.
Таблица 1.
Явления в мире растений
(деревья, кустарники, кустарнички, наиболее обычные травы)
В бланк-программу наблюдений включаются растения, растущие на территории своего региона, места нахождения учебного заведения. Например:
№ | Растение, отмечаемое явление | Последняя дата, когда явление не наблюдалось | Дата | ||
начала | массового | окончания | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Берёза бородавчатая сокодвижение* облиствение цветение (пыление) рассеивание плодов осенняя раскраска листьев листопад | ||||
2 | Мать-и-мачеха цветение (в городе) цветение (в поле) | ||||
3 | Липа мелколистная облиствение цветение осенняя раскраска листопад | ||||
4 | Дуб черешчатый облиствение пыление (цветение) опадение желудей | ||||
5 | Черёмуха обыкновенная облиствение цветение | ||||
6 | Рябина облиствение цветение созревание | ||||
7 | Ландыш майский облиствение цветение | ||||
И т.д. (перечень растений своего региона, района) |
Таблица 2.
Явления в мире растений (травянистые растения)
Например:
№ | Растение | Дата | |||
начала вегетации | начала цветения | массового цветения | окончания цветения | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | Ежа сборная Тимофеевка луговая Кислица обыкновенная Колокольчик сборный Кошачья лапка Любка двулистная Первоцвет весенний Тысячелистник обыкновенный Чина лесная Чина луговая Вероника дубравная Герань лесная Герань луговая Зверобой продырявленный И т.д. (перечень растений своего региона, района) |
Фиксируемые явления в жизни растений.
Начало цветения. У травянистых растений (мать-и-мачеха, одуванчик, калужница) отмечается датой, когда на исследуемом участке обычного произрастания данного вида встречено несколько первых зацветших растений. У деревьев, кустарников, кустарничков с выраженным околоцветником (вишня, черёмуха, сирень, рябина) началом цветения считается день, когда у первых (2-3) экземпляров данного вида на отдельных соцветиях появились первые цветки с раскрывшимися венчиками. У серёжкоцветных (берёза, ольха, тополь) и хвойных – появление лёгкого облачка пыльцы при лёгком встряхивании веток.
Массовое цветение. Отмечается датой, когда на участке наблюдений зацвело большинство растений (более 50%) данного вида.
Обилие цветения. Определяется глазомерно по прилагаемой ниже шкале; показатели, выраженные в баллах, заносятся в графу «количественная оценка».
Начало появления листвы. Отмечается датой выхода листа из-под почечных чешуй.
Массовое облиствение. Отмечается датой, когда у нескольких растений на растущих побегах появились первые мелкие, только что обособившиеся листья со сморщенной (как у берёзы) или гладкой (как у осины) пластинкой – «зелёная дымка».
Начало созревания плодов. Отмечается датой, когда у нескольких первых экземпляров данного вида на участке обычного их произрастания встречено хотя бы по одному зрелому плоду. У растения с сочными плодами (малина, крыжовник, смородина, земляника, брусника, черника и др.) признаки созревания следующие: плоды становятся мягкими, сочными и приобретают свойственную зрелому состоянию окраску. Сухой плод считается зрелым, когда после достижения полного роста он подсох и приобрёл свойственную зрелому состоянию окраску, а семена приобрели свойственную окраску и твёрдую консистенцию. Созревание плодов-летучек (осина, тополь, ива и др.) определяется по появлению в воздухе летящих плодов и семян – «пуха».
Массовое созревание плодов. Отмечается датой, когда у большинства растений данного вида большая часть плодов (на глаз более половины) созрела.
Плодоношение. Отмечается датой, когда созревшие семена отделяются от материнского растения.
Начало осеннего расцвечивания (пожелтения) листвы (хвои). Отмечается датой, когда в кроне нескольких деревьев данного вида замечены первые, по-осеннему раскрашенные листья или ветки с расцвеченными листьями (хвоей).
Примечание.
Не следует принимать за осеннее пожелтение случаи преждевременного отмирания части или всех листьев, возникающие в сильную засуху или от повреждения деревьев насекомыми и болезнями. Такие случаи, если они приобретают массовый характер, следует отмечать особо.
Шкала глазомерной оценки плодоношения ягодников
(оценка производится до начала массового созревания ягод)
0 – неурожай. Ягод практически нет.
1 – очень плохой урожай. Единичные ягоды встречаются очень редко. Большая часть ягодников без ягод.
2 – слабый урожай. Единичные ягоды или небольшие группы встречаются довольно часто, но большинство участков ягод не имеют.
3 – средний урожай. Местами имеется значительное количество ягод, но большинство участков имеют единичные ягоды или лишены их.
4 – хороший урожай. Участки с большим количеством ягод занимают не менее половины встречающихся площадей ягодников. Участки с неурожаем или слабым урожаем редки.
5 – очень хороший урожай. Повсеместно обильное плодоношение. Участки со слабым уровнем очень редки или отсутствуют. Неурожайные участки только в неблагоприятных условиях.
Шкала глазомерной оценки урожая шишек, плодов и семян древесных пород и кустарников
0 – полный неурожай. Шишек, плодов или семян нет.
1 – очень плохой урожай. Шишки, плоды или семена имеются в небольшом количестве – на единичных деревьях, а также на опушках и в ничтожном количестве – в глубине леса.
2 – плохой урожай. Шишки встречаются в основном на опушках, в глубине леса – на отдельных деревьях.
3 – средний урожай. Значительное плодоношение на отдельно стоящих деревьях, а также по опушкам и удовлетворительное – в глубине леса.
4 – хороший урожай. Обильное плодоношение на единично стоящих деревьях и по опушкам и хорошее – в глубине леса.
5 – очень хороший урожай. Обильное плодоношение как на единично стоящих деревьях и по опушкам, так и в глубине леса (Прогр. фен. набл. под ред. Аксёновой, 1993).
При составлении программы фенологических наблюдений рекомендуется воспользоваться научной литературой.
- Проничева Н. Н. Методические рекомендации по организации фенологических наблюдений в педагогических училищах. М.: Министерство просвещения РСФСР, 1984. С.17.
- Ромашова А. Т. Составление календарей природы. Сборник статей /под ред. Н. А. Аксёновой. М.: РАН, Русское Географическое общество, 1993. С.35.
- Хомченко С. И. Как организовать фенологические наблюдения.// Биология в школе, 1986, №2. С. 68-72.
- Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т. Я. Ашихлиной. М.: АГАР, 2000. С.271.
- Шульц Г. Э. Общая фенология. Л., Наука, 1981. 188 с.
- Шульц Г. Э., Шамраевский В. Б. Фенологические наблюдения. Практическое руководство к производству наблюдений над сезонными явлениями живой природы. Л., Наука, 1971. 86 с.
Яновский С. А. Программа организации и ведения фенологических наблюдений: Методическое пособие. М., Экосистема, 1996. 29 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников
Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....
Организация методической работы в школе
материалы районного семинара для заместителей директоров по УВР...
организация коррекционной работы в школе
В помощь воспитателям коррекционных школ...
Организация профилактической работы в школе
О профилактической работе в школе...
Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"
Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...
Статья "Организация кружковой работы в школе"
Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время. Предметные кружки -одна из основных форм внеклассной работы, важное средство профессиональной ориентации у...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....