рабочие программы
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Солохина Галина Анатольевна

рабочие программы по биологии и химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon biologiya.zip192.26 КБ

Предварительный просмотр:


«Утверждено»

Директор  МКОУ «ООШ

с. Холманка»

___________/Тюлюгенева Г.Е./

Приказ № ___ от «__»____2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МКОУ «ООШ с.Холманка      

_______     / Бровкова Т.В.

 «__»____________2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога

первой квалификационной категории

Солохиной Галины Анатольевны

по биологии

для 6-х классов

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2012г.

2012-2013 учебный год.


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2006. – 72с.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме
1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение в объёме
1 часа в неделю (всего за год 34 часа).
Рабочая программа для 6  класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли как результата эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется
тетрадь с печатной основой:
И.Н. Пономарёва, О, А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6класс. Часть 1,2 - М.: Вентана-Граф, 2007.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения
узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Содержание  тем учебного курса

Наименование темы

Количество часов

1

Введение. Общее знакомство с растениями

3

2

Клеточное строение растений

2

3

Органы цветковых растений

9

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

5

Основные отделы царства растений

5

6

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле

2

7

Царство Бактерии

1

8

Царство Грибы. Лишайники

2

9

Природные сообщества. Заключение по курсу биологии 6 класса

3

Итого                                                                                                        34 ч

Урок 1. Мир растений. Наука о растениях — ботаника.

(Весь § 1, а также 4-й, 9-й, 11-й и 12-й абзацы из введения.)

Урок 2. Строение растений. (Весь § 2. Урок начать с лабораторной работы «Знакомство с цветковым и споровым растениями», где и раскрыть особенности строения растений.)

Урок 3. Условия жизни растений на Земле. (Весь § 4).

Урок 4. Строение растительной клетки и ткани. (Весь § 7, а также 2-й, 3-й и итоговый абзацы §9.)

Урок 5. Процессы жизнедеятельности клетки» (Весь § 8.)

Урок 6. Семя, его строение и значение для растения. (Весь § 10, а также итоговый абзац из § 12, на с. 50.)

Урок 7. Корень, его внешнее и внутреннее строение. (§ 13 и 14. Из § 13 опустить абзацы 7-й, 8-й, 12-й и 13-й. Из § 14 взять для изучения 3-й, 4-й, 5-й, 8-й и итоговый абзацы.)

Урок 8. Побег. Строение и значение его для растения. (§ 16 и 17. Из § 16 взять для изучения весь текст. Из § 17 взять лишь первые 4 абзаца на с, 63. Лабораторную работу о строении почек растения проводить по усмотрению учителя.)

Урок 9. Лист — часть побега. Значение листа для растения. (§ 18 и 19. Из § 18 взять все 4 абзаца на с. 67; 7-й, 8-й, 9-й и 10-й абзацы на с, 68 и 11-й абзац на с. 69 о кожице, устьице, мякоти и фотосинтезе; итоговый абзац. Из § 19 взять тексты только об испарении, газообмене и листопаде, а также итоговый абзац.)

Урок 10. Стебель — часть побега. Его внешнее и внутреннее строение. (Весь § 20.)

Урок 11. Многообразие стеблей. (§ 21 и 22. Из § 21 взять только первые 4 абзаца на с. 79 и итоговый абзац. § 22 взять полностью и проработать этот материал в процессе проведения лабораторной работы.)

Урок 12. Цветок. Его строение и значение для растения. (§ 23 и 24. Из § 23 следует опустить текст об однодомности и двудомности растений, но сохранить следующий абзац о соцветии. Далее весь текст, кроме итогового абзаца, опустить. Из § 24 взять для изучения только 2-й, 3-й, 4-й и 5-й абзацы на с. 91, а также 11-й и 14-й абзацы о ветроопыляемости и самоопыляемости. Все остальное, кроме итогового абзаца, опустить.)

Урок 13. Плод. Его значение и многообразие форм. (Весь §25.)

Урок 14. Обобщение по теме. (Провести обобщение по теме на материале § 26 о том, что растительный организм является живой системой.)

Урок 15. Корневое питание растений. (Весь § 27.)

Урок 16. Воздушное питание растений. Фотосинтез. (Весь § 28.)

Урок 17. Дыхание растений и обмен веществ. (Весь § 30.)

Урок 18. Значение воды в жизни растений. (Весь § 31.)

Урок 19. Размножение и оплодотворение растений. (§ 32 и 34. Весь § 32. Из § 34 первые 4 абзаца на с. 123 об использовании вегетативного размножения в сельском хозяйстве.)

Урок 20. Рост и развитие растительного организма. (§ 35 и 36. Весь § 35, По желанию учителя можно добавить к тому уроку краткий текст из § 36 о суточных и сезонных ритмах в росте и развитии растений.)

Урок 21. Обобщение и повторение материала по теме.

Урок 22. Понятие о систематике растений. (Весь § 37.)

Урок 23. Водоросли. Общая характеристика. (§38 и 39. Из § 38 опустить весь текст о хроматофорах и хламидомонаде на с. 139 — это абзацы 8-й, 9-й, 10-й и 11-й. Из § 39 взять для изучения только краткий текст о бурых и красных водорослях и итоговый абзац.)

Урок 24. Моховидные я папоротниковидные как представители высших растений. (§ 40 и 41. Из § 40 опустить весь текст о печеночниках — это абзацы 3-й, 4-й и 5-й на с. 145. Кроме того, сиять весь текст на с. 146 и 147, начиная с 8-го абзаца. Из § 41 использовать только текст нас. 148 и 149. Текст на с. 150 и далее снять. Лабораторные работы по изучению мхов и папоротников не являются обязательными и потому могут проводиться по желании» учителя или на занятиях кружка юных натуралистов.)

Урок 25. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 42.)

Урок 26. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 43.)

Урок 26. Обобщение и повторение материала по теме.

Урок 27. Понятие об эволюции растительного мира. (Весь § 46, а также итоговый абзац из § 47.)

Урок 28, Многообразие и происхождение культурных растений. (Весь § 48.)

Урок 29. Царство Бактерии. Общая характеристика и значение» (§ 50, 51 и 52. Из § 51 взять тексты первых шести абзацев — до текста об аэробах на с. 189; далее все опустить. Из § 51 взять только текст на с. 191 — это абзацы 4-й, 5-й, 6-й о формах бактерий; далее все опустить. Из § 52 взять только текст начала параграфа на с. 194, включая начало абзаца о болезнетворных бактериях; далее все опустить.)

Урок 30. Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 53. Из § 54 только 3-й и 4-й абзацы о съедобных и ядовитых грибах.)

Урок 31. Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 55.)

Урок 32. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. (Весь § 56.)                                                                                                                                              

        Урок 33.  Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. (Весь § 5*7.)

        Урок 34, Обобщение материала по всему курсу. Его можно провести как экскурсию по теме «Многообразие природных сообществ» или на уроке по теме «Жизнь организмов в природе». Для того или другого вариантов можно использовать материалы § 59 или 60.



п/п

Название темы

Кол-во часов

сроки


Лабора

торные

работы

Тип, форма урока

Наглядные средства

Вид контроля

Введение (2ч)

1

Наука о растениях – ботаника..

1

Изучение нового

презентация

текущий

2

Разнообразие растений

1

л/р№1

практикум

презентация

текущий

Клеточное строение организмов (2ч)

3

Строение растительной клетки.

1

л/р№2

практикум

текущий

4

Ткани

1

Таблицы, ПК

текущий

Органы цветковых растений (9ч)

5

Строение семени

1

л/р№3

практикум

презентация

текущий

6

Корень.

1

л/р№4

практикум

текущий

7

Побег

1

л/р№5

практикум

презентация

текущий

8

Лист – часть побега.

1

л/р№6

практикум

Таблицы, ПК

текущий

9

Стебель.

1

л/р№7

практикум

Таблицы, ПК

текущий

10

Видоизменения подземных побегов

1

л/р№8

практикум

Таблицы, ПК

текущий

11

12

Цветок.

Плод.

1

1

л/р№9

л/р№;10

практикум

Таблицы, ПК

текущий

13

Взаимосвязь органов растения как организма

1

проект

Таблицы, ПК

текущий

Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч)

14

Корневое питание растений

1

проект

Таблицы, ПК

текущий

15

Воздушное питание растений

1

проект

Таблицы, ПК

текущий

16

Дыхание растений и обмен веществ

1

проект

Таблицы, ПК

текущий

17

Значение воды в жизни растений

1

л/р№11

практикум

Таблицы, ПК

текущий

18

Размножение и оплодотворение у растений

1

практикум

Таблицы, ПК

текущий

19

Бесполое размножение растений

1

л/р№12

практикум

Таблицы, ПК

текущий

20

Рост и размножение растений

1

Изучение нового

Таблицы, ПК

текущий

Основные отделы царства растений (7ч)

21

Водоросли

1

л/р№13

практикум

таблицы

текущий

22

Высшие споровые растения. Мхи

1

л/р№14

практикум

презентация

текущий

23

Папоротники

1

л/р№15

проект

презентация

текущий

24

Голосеменные

1

л/р№16

проект

текущий

25

Отдел Покрытосеменные.

1

л/р№17

практикум

Таблицы, ПК

текущий

26

Класс Двудольные.

1

л/р№18

практикум

Таблицы, ПК

текущий

27

Класс Однодольные.

1

л/р№19

практикум

Таблицы, ПК

текущий

Историческое развитие и многообразие растительного мира (2ч)

28

Понятие об эволюции растительного мира

1

Изучение нового

Таблицы, ПК

текущий

29

Многообразие и происхождение культурных растений

1

л/р№20

практикум

Таблицы, ПК

текущий

Бактерии (2ч)

30

Общая характеристика бактерий

1

проект

Таблицы, ПК

текущий

31

Многообразие и значение бактерий

1

проект

Таблицы, ПК

текущий

Грибы. Лишайники (3ч)

32

Общая характеристика грибов

1

л/р№21

практикум

Таблицы, ПК

текущий

33

Обобщение

1

л/р№22

практикум

текущий

34

Резерв.

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии  ученик 6-ого класса должен:
Знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

  1. наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
  1. объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Саратовской  области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Саратовской области;
  2. изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  4. приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
  5. сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
  6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  7. давать характеристику растениям различных систематических групп;
  8. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
  9. оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
  10. формулировать выводы на основе собранного материала;
  11. прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Саратовской области;
  12. применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
  13. использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Саратовской области.

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005; 
  2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007; 
  3. Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.; 

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2006.
  2. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  3. Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2008.

 



Календарно-тематический план


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...