рабочие программы
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Предварительный просмотр:
«Утверждено» Директор МКОУ «ООШ с. Холманка» ___________/Тюлюгенева Г.Е./ Приказ № ___ от «__»____2012г. |
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МКОУ «ООШ с.Холманка
_______ / Бровкова Т.В.
«__»____________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
первой квалификационной категории
Солохиной Галины Анатольевны
по биологии
для 6-х классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2012г.
2012-2013 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко // Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф,2006. – 72с.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение в объёме 1 часа в неделю (всего за год 34 часа).
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразии в природе Земли как результата эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой:
И.Н. Пономарёва, О, А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6класс. Часть 1,2 - М.: Вентана-Граф, 2007.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Содержание тем учебного курса
№ | Наименование темы | Количество часов |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 3 |
2 | Клеточное строение растений | 2 |
3 | Органы цветковых растений | 9 |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 |
5 | Основные отделы царства растений | 5 |
6 | Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле | 2 |
7 | Царство Бактерии | 1 |
8 | Царство Грибы. Лишайники | 2 |
9 | Природные сообщества. Заключение по курсу биологии 6 класса | 3 |
Итого 34 ч |
Урок 1. Мир растений. Наука о растениях — ботаника.
(Весь § 1, а также 4-й, 9-й, 11-й и 12-й абзацы из введения.)
Урок 2. Строение растений. (Весь § 2. Урок начать с лабораторной работы «Знакомство с цветковым и споровым растениями», где и раскрыть особенности строения растений.)
Урок 3. Условия жизни растений на Земле. (Весь § 4).
Урок 4. Строение растительной клетки и ткани. (Весь § 7, а также 2-й, 3-й и итоговый абзацы §9.)
Урок 5. Процессы жизнедеятельности клетки» (Весь § 8.)
Урок 6. Семя, его строение и значение для растения. (Весь § 10, а также итоговый абзац из § 12, на с. 50.)
Урок 7. Корень, его внешнее и внутреннее строение. (§ 13 и 14. Из § 13 опустить абзацы 7-й, 8-й, 12-й и 13-й. Из § 14 взять для изучения 3-й, 4-й, 5-й, 8-й и итоговый абзацы.)
Урок 8. Побег. Строение и значение его для растения. (§ 16 и 17. Из § 16 взять для изучения весь текст. Из § 17 взять лишь первые 4 абзаца на с, 63. Лабораторную работу о строении почек растения проводить по усмотрению учителя.)
Урок 9. Лист — часть побега. Значение листа для растения. (§ 18 и 19. Из § 18 взять все 4 абзаца на с. 67; 7-й, 8-й, 9-й и 10-й абзацы на с, 68 и 11-й абзац на с. 69 о кожице, устьице, мякоти и фотосинтезе; итоговый абзац. Из § 19 взять тексты только об испарении, газообмене и листопаде, а также итоговый абзац.)
Урок 10. Стебель — часть побега. Его внешнее и внутреннее строение. (Весь § 20.)
Урок 11. Многообразие стеблей. (§ 21 и 22. Из § 21 взять только первые 4 абзаца на с. 79 и итоговый абзац. § 22 взять полностью и проработать этот материал в процессе проведения лабораторной работы.)
Урок 12. Цветок. Его строение и значение для растения. (§ 23 и 24. Из § 23 следует опустить текст об однодомности и двудомности растений, но сохранить следующий абзац о соцветии. Далее весь текст, кроме итогового абзаца, опустить. Из § 24 взять для изучения только 2-й, 3-й, 4-й и 5-й абзацы на с. 91, а также 11-й и 14-й абзацы о ветроопыляемости и самоопыляемости. Все остальное, кроме итогового абзаца, опустить.)
Урок 13. Плод. Его значение и многообразие форм. (Весь §25.)
Урок 14. Обобщение по теме. (Провести обобщение по теме на материале § 26 о том, что растительный организм является живой системой.)
Урок 15. Корневое питание растений. (Весь § 27.)
Урок 16. Воздушное питание растений. Фотосинтез. (Весь § 28.)
Урок 17. Дыхание растений и обмен веществ. (Весь § 30.)
Урок 18. Значение воды в жизни растений. (Весь § 31.)
Урок 19. Размножение и оплодотворение растений. (§ 32 и 34. Весь § 32. Из § 34 первые 4 абзаца на с. 123 об использовании вегетативного размножения в сельском хозяйстве.)
Урок 20. Рост и развитие растительного организма. (§ 35 и 36. Весь § 35, По желанию учителя можно добавить к тому уроку краткий текст из § 36 о суточных и сезонных ритмах в росте и развитии растений.)
Урок 21. Обобщение и повторение материала по теме.
Урок 22. Понятие о систематике растений. (Весь § 37.)
Урок 23. Водоросли. Общая характеристика. (§38 и 39. Из § 38 опустить весь текст о хроматофорах и хламидомонаде на с. 139 — это абзацы 8-й, 9-й, 10-й и 11-й. Из § 39 взять для изучения только краткий текст о бурых и красных водорослях и итоговый абзац.)
Урок 24. Моховидные я папоротниковидные как представители высших растений. (§ 40 и 41. Из § 40 опустить весь текст о печеночниках — это абзацы 3-й, 4-й и 5-й на с. 145. Кроме того, сиять весь текст на с. 146 и 147, начиная с 8-го абзаца. Из § 41 использовать только текст нас. 148 и 149. Текст на с. 150 и далее снять. Лабораторные работы по изучению мхов и папоротников не являются обязательными и потому могут проводиться по желании» учителя или на занятиях кружка юных натуралистов.)
Урок 25. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 42.)
Урок 26. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 43.)
Урок 26. Обобщение и повторение материала по теме.
Урок 27. Понятие об эволюции растительного мира. (Весь § 46, а также итоговый абзац из § 47.)
Урок 28, Многообразие и происхождение культурных растений. (Весь § 48.)
Урок 29. Царство Бактерии. Общая характеристика и значение» (§ 50, 51 и 52. Из § 51 взять тексты первых шести абзацев — до текста об аэробах на с. 189; далее все опустить. Из § 51 взять только текст на с. 191 — это абзацы 4-й, 5-й, 6-й о формах бактерий; далее все опустить. Из § 52 взять только текст начала параграфа на с. 194, включая начало абзаца о болезнетворных бактериях; далее все опустить.)
Урок 30. Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 53. Из § 54 только 3-й и 4-й абзацы о съедобных и ядовитых грибах.)
Урок 31. Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. (Весь § 55.)
Урок 32. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. (Весь § 56.)
Урок 33. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. (Весь § 5*7.)
Урок 34, Обобщение материала по всему курсу. Его можно провести как экскурсию по теме «Многообразие природных сообществ» или на уроке по теме «Жизнь организмов в природе». Для того или другого вариантов можно использовать материалы § 59 или 60.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | сроки | Лабора торные работы | Тип, форма урока | Наглядные средства | Вид контроля | |
Введение (2ч) | ||||||||
1 | Наука о растениях – ботаника.. | 1 | Изучение нового | презентация | текущий | |||
2 | Разнообразие растений | 1 | л/р№1 | практикум | презентация | текущий | ||
Клеточное строение организмов (2ч) | ||||||||
3 | Строение растительной клетки. | 1 | л/р№2 | практикум | текущий | |||
4 | Ткани | 1 | Таблицы, ПК | текущий | ||||
Органы цветковых растений (9ч) | ||||||||
5 | Строение семени | 1 | л/р№3 | практикум | презентация | текущий | ||
6 | Корень. | 1 | л/р№4 | практикум | текущий | |||
7 | Побег | 1 | л/р№5 | практикум | презентация | текущий | ||
8 | Лист – часть побега. | 1 | л/р№6 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
9 | Стебель. | 1 | л/р№7 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
10 | Видоизменения подземных побегов | 1 | л/р№8 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
11 12 | Цветок. Плод. | 1 1 | л/р№9 л/р№;10 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
13 | Взаимосвязь органов растения как организма | 1 | проект | Таблицы, ПК | текущий | |||
Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч) | ||||||||
14 | Корневое питание растений | 1 | проект | Таблицы, ПК | текущий | |||
15 | Воздушное питание растений | 1 | проект | Таблицы, ПК | текущий | |||
16 | Дыхание растений и обмен веществ | 1 | проект | Таблицы, ПК | текущий | |||
17 | Значение воды в жизни растений | 1 | л/р№11 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
18 | Размножение и оплодотворение у растений | 1 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | |||
19 | Бесполое размножение растений | 1 | л/р№12 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
20 | Рост и размножение растений | 1 | Изучение нового | Таблицы, ПК | текущий | |||
Основные отделы царства растений (7ч) | ||||||||
21 | Водоросли | 1 | л/р№13 | практикум | таблицы | текущий | ||
22 | Высшие споровые растения. Мхи | 1 | л/р№14 | практикум | презентация | текущий | ||
23 | Папоротники | 1 | л/р№15 | проект | презентация | текущий | ||
24 | Голосеменные | 1 | л/р№16 | проект | текущий | |||
25 | Отдел Покрытосеменные. | 1 | л/р№17 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
26 | Класс Двудольные. | 1 | л/р№18 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
27 | Класс Однодольные. | 1 | л/р№19 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
Историческое развитие и многообразие растительного мира (2ч) | ||||||||
28 | Понятие об эволюции растительного мира | 1 | Изучение нового | Таблицы, ПК | текущий | |||
29 | Многообразие и происхождение культурных растений | 1 | л/р№20 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
Бактерии (2ч) | ||||||||
30 | Общая характеристика бактерий | 1 | проект | Таблицы, ПК | текущий | |||
31 | Многообразие и значение бактерий | 1 | проект | Таблицы, ПК | текущий | |||
Грибы. Лишайники (3ч) | ||||||||
32 | Общая характеристика грибов | 1 | л/р№21 | практикум | Таблицы, ПК | текущий | ||
33 | Обобщение | 1 | л/р№22 | практикум | текущий | |||
34 | Резерв. | 1 | ||||||
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен:
Знать/понимать
- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
Уметь
- наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;
- объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Саратовской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Саратовской области;
- изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
- распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
- сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- давать характеристику растениям различных систематических групп;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Саратовской области;
- применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
- использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Саратовской области.
Перечень учебно – методического обеспечения
- И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
- Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.;
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2006.
- Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
- Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2008.
Календарно-тематический план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...