Работа со слабоуспевающими учащимися
статья по биологии по теме
Работа со слабоуспевающими учащимися.Пути решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.rabota_s_neuspevayushchimi.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Большетиганская СОШ Доклад Тема: «Работа со слабоуспевающими учащимися» Учитель биологии МОУ Большетиганская сош Хаметшин Марат Зиннурович 2010 год В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определенного количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость - многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам: - пропуски занятий по болезни. Болезнь ослабляет ребенка, ухудшает состояние его нервной системы; - слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; - задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; -педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др; - прогулы; - стрессовая тактика педагогических воздействий; - чрезмерная интенсификация учебного процесса; - несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям детей; - нерациональная организация учебного процесса. Кроме того, есть и другие причины, но, мне кажется, достаточно и этих. Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе. |
Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации (недопущения) отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной. Слабоуспевающих учащихся характеризуют следующие личностные свойства: неспособность к обобщению, слабая осознанность мыслительной деятельности; инертность, косность, пассивность, подражательность ума, явное несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления. |
Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли. Учителя не всегда учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности, временное психическое состояние.
Типы слабоуспевающих учащихся:
1 тип. Низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какой-нибудь деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в будущем.
Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей - списать, обмануть...; отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем.
Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое воспроизведение, на стремление искать способы решения. Надо учить жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить их рассуждать.
2 тип. Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к учению.
Подтипы:
А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью; в будущем хотели бы заниматься чем-то романтическим.
Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.
Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование положительных мотивов учения и иных видов деятельности.
3 тип. Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием учиться.
Подтипы:
А). Компенсируют практической деятельностью, с целью избежать учебы, работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.
Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные потребности.
Пути решения проблемы: проведение индивидуальной кропотливой и систематической работы, «потерянные дети».
Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.
1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия. |
|
Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка. В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем избежать сложной семейной обстановки.
Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны, определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой стороны - обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80% среди них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия. Педагогические причины указали всего 28% учителей.
По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников, живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества, кружках и т.п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость школьников в домашнем хозяйстве).
Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов. Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии, когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и соответствующие мотивы учения перестают действовать. Исходя из вышеизложенного даются рекомендации для последующей работы с учащимися: |
- в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику педагогического исследования причин слабой успеваемости;
- активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и школьниками "группы риска" - индивидуальную, групповую, общеклассную. |
- при опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- при опросе создаются специальные ситуации успеха.
- периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
- в ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
- концентрировать внимание на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы;
- даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах;
- домашняя работа для слабоуспевающих школьников подбирается на осознание и исправление ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания; дается задания на поиск в Интернете;
- контрольные работы проводить в трех уровнях сложности;
- каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих учащихся.
Десять правил работы со «слабоуспевающими»
- Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
- Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
- Каждый урок - продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
- Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
- Работy со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
- Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы со слабоуспевающими учащимися
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. Выделяют три основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни, общая слабос...
Выступление на педсовете "Работа со слабоуспевающими учащимися"
Причины отставания учащихся. План работы с отстающими учащимися. Приёмы работы....
Работа со слабоуспевающими учащимися
материал содержит краткое описание и план работы со слабоуспевающими учащимися...
«Управление качеством образования. Работа со слабоуспевающими учащимися.»
В связи с тем, чтовступил в силу закон об обязательном 11-летнем образовании, остро встает вопрос о работе с неуспевающими и слабоуспевающими учениками....
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка
Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке
Доклад на совещании...
Работа со слабоуспевающими учащимися (из опыта работы).
Рекомендации в работе со слабуспевающими учениками....