Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по курсу химии основной школы ПО ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Алла Алексеевна
Программа курса химии
для 8—9 классов общеобразовательных
учреждений
Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
( некоторые разделы программы)
Результаты изучения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
- владение универсальными естественнонаучными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
• давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодическая система, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
- формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов, строение простейших молекул.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием веществ;
- разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;
- строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
- В трудовой сфере:
- планировать и проводить химический эксперимент;
- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению.
- В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений.
Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем.
Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты в уравнениях химических реакций как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ. Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Водород. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов
и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений. Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены.
Добавлено 12 часов на проведение конфренций (2 часа); на проектную деятельность (3 часа); на углубленное изучение тем «Химические реакции и условия их протекания», «Химические уравнения и расчёты по химическим уравнениям с понятием «количества вещества», «молярная масса», «молярный объём газа», «Классы химических соединений и генетическая связь между ними» (7 часов)
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Добавлено 5 часов на углубленное изучение тем «Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов» (1 час), «Строение атома: ядро и электронная оболочка» (2 часа), на практические работы и тесты по теме «Химическая связь» (2 часа)
Раздел 3. Многообразие химических реакций.
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Добавлено 3 часа на углубленное изучение тем «Классификация химических реакций» (1час) «Растворы» (1 час), «Реакции ионного обмена в растворах электролитов» (1 час)
Раздел 4. Многообразие веществ.
Естественные семейства химических элементов металлов и неметаллов. Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов — простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств металлов — простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов. Амфотерные соединения алюминия. Общая характеристика железа, его оксидов и гидроксидов
Добавлено 8 часов на углубленное изучение тем «Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе» (2 часа), «Аллотропия кислорода, серы, углерода» (1 час), «Амфотерные соединения» (1 час), «Общая характеристика металлов» (1 час), «Химические свойства металлов (решение задач)» (1 час), «Способы получение металлов» (1 час), конференция «Применение неметаллов» (1 час).
Раздел 5.Экспериментальная химия
(На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов примерной программы).
Демонстрационный эксперимент.
- Примеры физических явлений.
- Примеры химических реакций с ярко выраженными изучаемыми признаками.
- Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
- Реакции, иллюстрирующие свойства и взаимосвязи основных классов неорганических соединений.
- Опыты, иллюстрирующие закономерности изменения свойств щелочных металлов и галогенов.
- Опыты, иллюстрирующие закономерности изменения свойств гидроксидов и кислородсодержащих кислот элементов одного периода.
- Примеры окислительно-восстановительных реакций.
- Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
- Примеры эндо- и экзотермических реакций.
- Сравнение электропроводности растворов электролитов и неэлектролитов.
- Реакции ионного обмена.
- Опыты, иллюстрирующие физические и химические свойства изучаемых веществ.
Лабораторный эксперимент.
- Примеры физических явлений.
- Примеры химических реакций.
- Разделение смесей.
- Признаки и условия течения химических реакций.
- Типы химических реакций.
- Свойства и взаимосвязи основных классов неорганических соединений.
- Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
- Свойства солей, кислот и оснований как электролитов.
- Опыты, иллюстрирующие физические и химические свойства изучаемых веществ.
- Опыты по получению изученных веществ.
Расчетные задачи.
1. Вычисление относительной молекулярной и молярной массы вещества по его химической формуле. 2. Расчет массовой доли химического элемента в соединении. 3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. 4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из участвующих или получающихся в реакции соединений по известной массе или количеству вещества другого соединения.
Примерные объекты экскурсий. Музеи минералогические, краеведческие, художественные, мемориальные музеи выдающихся ученых-химиков. Химические лаборатории образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (учебные и научные), научно-исследовательских организаций. Водоочистные сооружения. Экскурсии в природу.
Примерные направления проектной деятельности обучающихся. 1. Работа с источниками химической информации — исторические обзоры становления и развития изученных понятий, теорий, законов; жизнь и деятельность выдающихся ученых-химиков. 2. Аналитические обзоры информации по решению определенных научных, технологических, практических проблем. 3. Овладение основами химического анализа. 4. Овладение основами неорганического синтеза.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общеобразовательный курс
(2 ч в неделю в 8 классе, 2 ч в неделю в 9 классе, всего за два года обучения 140 ч)
Темы, раскрывающие данный раздел программы, число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (47 часов)+12 часов |
1. Предмет и методы химии (6 часов)+2 часа | Предмет химии как науки. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Описание хода эксперимента и результатов наблюдений. Оборудование школьной химической лаборатории. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Очистка веществ. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. Демонстрации. 1. Образцы лабораторного оборудования и приемы безопасной работы с ним. 2. Чистые вещества: сера и железо и их смесь. 3. Разделение смеси серы и железа 4. Разделение смеси речного песка и поваренной соли, 5. Нагревание сахара. 6. Нагревание парафина. 7. Горение парафина. 8. Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты. 9. Взаимодействие растворов сульфата меди (П) и гидроксида натрия. 10. Взаимодействие свежеосажденного гидроксида меди (П) с раствором глюкозы при обычных условиях и при нагревании. Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение веществ с разными физическими свойствами. 2. Примеры физических явлений: плавление парафина, испарение воды. 3. Примеры химических реакций: окисление меди при нагревании, действие соляной кислоты на мрамор. Практические занятия, 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.2.Очистка загрязненной поваренной соли. 3.Изучение строения пламени. | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Разделять смеси. Изучать строение пламени. |
2.Основные понятия химии (15 часов)+4 часа | Атом, химический элемент. Знаки химических элементов. Металлы и неметаллы. Молекула. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Валентность: определение валентности по формуле бинарных соединений и составление формул бинарных соединений по валентности. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям с использованием понятия «количество вещества». Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Демонстрации. 11. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. 12. Шapoстержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV). 13. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Лабораторные опыты. 4. Ознакомление с образцами простых (металлов и неметаллов) и сложных веществ, минералов и горных пород. 5. Составление шаростержневых моделей молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода (IV). | Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент». Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул; простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Моделировать строение молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода. Рассчитывать относительную молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формулам веществ, количество вещества одного из участников химической реакции по известному количеству вещества другого участника. |
3.Важнейшие классы неорганических веществ ( 22 ч)+5 часов | История открытия кислорода. Состав воздуха. Кислород как химический элемент и простое вещество. Озон. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, медью, железом, метаном. Горение и медленное окисление. Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия и пероксида водорода. Методы собирания газов: вытеснением воздуха, вытеснением воды. Оксиды: состав, номенклатура. История открытия водорода. Водород - химический элемент и простое вещество. Меры безопасности при работе с водородом. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди (П), оксидом железа (III). Оксид водорода – вода. Вода как растворитель. Растворы. Очистка воды. Аэрация воды. Химические свойства воды: реакции с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора (V). Кислоты: состав, номенклатура. Классификация кислот по основности, наличию атомов кислорода в молекуле, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус. Окраска индикаторов в кислой и нейтральной среде. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Средние соли: состав, номенклатура. Растворимость солей в воде Основания: состав, номенклатура. Классификация оснований по кислотности, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин, универсальный индикатор. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной среде. Химические свойства оснований: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании. Амфотерные гидроксиды. Генетические связи между классами неорганических веществ. Демонстрации. 14. Ознакомление с физическими свойствами кислорода. 15. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. 16. Условия возникновения и прекращения горения. 17. Ознакомление с физическими свойствами водорода. 18. Горение водорода на воздухе и в кислороде. 19. Взрыв смеси водорода и кислорода. 20. Взаимодействие водорода с серой и хлором. 21. Восстановление меди из оксида меди (П) водородом. 22. Меры безопасности при работе с кислотами. Действие концентрированной серной кислоты на органические вещества (целлюлоза, сахароза). 23. Образцы солей. 24. Разложение гидрокарбоната натрия при нагревании 25. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом угле- рода(1У), оксидом фосфора(У) и испытание полученных растворов индикатором. 26. Образцы оснований. 27. Опыты, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических веществ. Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с образцами оксидов. 7. Проверка водорода на чистоту. 8. Сравнение окраски индикаторов в разных средах. 9. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов. 10. Взаимодействие солей с металлами. 11. Взаимодействие оснований с кислотами. 12. Получение нерастворимых оснований. 13. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Практические занятия 4. Получение кислорода и изучение его свойств. 5.Получение водорода и изучение его свойств. 6. Получение раствора медного купороса из оксида меди (II) и серной кислоты. 7. Определение характера нерастворимого гидроксида. 8. Генетические связи между классами неорганических веществ. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и и лабораторного экспериментов. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. |
4.Количественные отношения в химии (4 часа)+1 час | Количественные характеристики вещества: масса, объем, молярная масса, молярный объем. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Расчеты по химическим уравнениям с использованием понятий «молярная масса», «молярный объем» | Определять понятия «молярная масса», «молярный объем». Объяснять закон Авогадро. Рассчитывать молярные массы веществ по химическим формулам. Проводить расчеты по химическим уравнениям с использованием понятий «молярная масса» и «молярный объем» |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества (20 часов)+ 5 часов |
5. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (12 ч)+3 часа | Первые попытки классификации химических элементов. Сопоставление изменения химической активности галогенов и щелочных металлов. Основания классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Две формы представления периодической системы: вербальная (периодический закон) и графическая (таблица). Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»:А- и Б-группы, периоды. Ядерная (планетарная) модель строения атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Физический смысл порядкового (атомного) номера. Современное содержание понятия «химический элемент». Массовое число, изотопы, относительная атомная масса. Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого — третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Научный подвиг Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования не открытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Демонстрации. 28. Физические свойства щелочных металлов. 29. Взаимодействие натрия с водой. 30. Взаимодействие калия с водой (в видеозаписи). 31. Физические свойства галогенов. 32. Взаимодействие алюминия с хлором и йодом. 33. Модели атомов элементов первого – третьего периодов. Лабораторные опыты. 14. Вытеснение галогенами друг друга из раствора их солей. Практические занятия. 9. Изучение кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных химическими элементами третьего периода. | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды, А- и Б-группы. Моделировать строение атома. Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности. |
6. Химическая связь (8часов)+2 часа | Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Металлическая связь. Заряд иона. Степень окисления. Ионные, молекулярные и атомные кристаллические решетки Демонстрации. 34. Модели ионных, молекулярных и атомных кристаллических решеток. Лабораторные опыты. 15. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей. | Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка». Определять понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «металлическая связь», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». Моделировать строение веществ с кристаллическими решетками разного типа. |
Раздел 3. Многообразие химических реакций (13 ч )+3 часа |
7. Химические реакции (13 часов)+3 часа | Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Первоначальное представление о катализе на примере разложения пероксида водорода. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Растворы. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Уравнения электролитической диссоциации. Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Демонстрации. 35. Примеры экзо- и эндотермических реакций. 36. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 37. Взаимодействие гранулированного цинка и цинковой пыли с соляной кислотой. 38. Взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой разной концентрации при разных температурах. 39. Горение угля в концентрированной азотной кислоте 40. Горение серы в расплавленной селитре. 41. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. 42 Демонстрация движения ионов в электрическом поле. 43. Опыты по выявлению условий течения реакций в растворах электролитов до конца. Лабораторные опыты. 16. Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV). 17. Разложение пероксида водорода на сыром картофеле. Примеры экзо- и эндотермических реакций. 18. Реакции 19. Опыты по выявлению условий течения реакций обмена в растворах электролитов до конца. Практические занятия. 10. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость. 11. Свойства кислот, оснований и солей как электролитов. | Наблюдать и описывать химические реакции в помощью естественного языка и языка химии. Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. |
Раздел 4. Многообразие веществ (30 ч)+8 часов |
8. Неметаллы (18 ч)+5 часов | Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие и особенные свойства простых веществ неметаллов, образованных химическими элементами второго – третьего периодов. Аллотропия кислорода, серы, углерода. Водородные соединения неметаллов. Изменение кислотно-основных свойств водородных соединений неметаллов в периодах и группах. Оксиды неметаллов: физические и химические свойства, биологическое действие оксидов серы, азота, фосфора, углерода. Высшие гидроксиды неметаллов: серная, азотная, ортофосфорная, угольная, кремниевая кислоты и их важнейшие соли. Неметаллы в природе. Применение важнейших соединений неметаллов человеком. Демонстрации. 44. Простые вещества, образованные неметаллами второго и третьего периодов'. 45. Получение водородных соединений хлора, серы, азота и испытание индикатором их водных растворов. 46. Получение оксида серы (VI) и ознакомление с его свойствами. 47. Особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами. 48. Горение оксида углерода (II). Лабораторные опыты. 20. Взаимодействие соляной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния. 21. Взаимодействие раствора серной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния. 22. Качественная реакция на хлорид-ион.23. Качественная реакция на сульфид-ион. 24. Качественная реакция на сульфат-ион. 25.Качественная реакция на карбонат-ион.. Практические занятия. 12. Получение хлороводорода и изучение его своймств.13. Получение аммиака и изучение его свойств. 14. Получение углекислого газа и изучение его свойств. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе |
9. Металлы (12 часов)+3 часа | Общая характеристика металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие физические и химические свойства металлов-простых веществ. Изменение активности щелочных и щелочноземельных металлов с увеличением зарядов атомных ядер. Важнейшие соединения натрия, калия, кальция. Алюминий. Оксид и гидроксид алюминия. Железо как представитель металлов VIIIБ – группы. Оксиды и гидроксиды железа (II) и железа (III). Соли. Металлы в природе. Применение металлов и их соединений человеком. Демонстрации. 49. Простые вещества, образованные металлами второго и третьего периодов. 50. Сравнение условий взаимодействия с водой: а) натрия и магния; б) магния и кальция. 51. Сравнение отношения к воде оксидов магния и кальция. 52Механическая прочность оксидной пленки алюминия. 53.Восстановление железа алюминием. Лабораторные опыты. 26. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей. 27. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с растворами кислот и солей. 28. Изменение окраски пламени солями щелочных металлов.29. Изменение окраски пламени солями щелочно-земельных металлов. 30. Сравнение отношения к растворам кислот и щелочей гидроксида натрия и гидроксида алюминия. 31.. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Практические занятия. 15. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Выпускник научится:
- описывать свойства твердых, жидких и газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений:
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты и соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
- описывать состав, свойства и значение простых веществ – кислорода и водорода;
- давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
- пользоваться лабораторным оборудованием химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами;
Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Строение вещества.
Выпускник научится:
- классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные газы для осознания важности упорядоченности научных знаний;
- раскрывать смысл периодического закона Д.И.Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решеток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения в периодической системе и особенностей строения их атомов;
- описывать основные этапы открытия Д.И.Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность ученого;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
- осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
- объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химических реакций к определенному типу по одному из классификационных признаков: 1). По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (разложения, соединения, замещения, обмена); 2). По выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3). По изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4). По обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, солей, щелочей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям продуктов реакций;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности(«цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- Проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ
Выпускник научится:
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;
- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять вещество-окислитель, вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
- составлять окислительно-восстановительных баланс по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- проводить лабораторные опыты, по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество – оксид – гидроксид – соль;
- характеризовать особые свойства концентрированной серной и азотной кислот;
- приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна, стали;
- описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
- организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...