Элективный курс "Генетика человека" 9 класс
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Демидович Ирина Аркадьевна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika_cheloveka.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

                  МАОУ СОШ № 40

Программа элективного курса

для предпрофильной подготовки

" Генетика человека "

( 9 классы )

Составила : учитель биологии

Демидович И.А.

Директор школы : Грабцевич И.Б.

Томск 2012 г.

Пояснительная записка .

В связи с переходом на профильное обучение старшей ступени общего образования и предпрофильную подготовку возникла необходимость разработки программы элективного курса для учащихся 9 класса. Актуальность изучения данного курса диктуется возрастающей тревогой, вызванной экологическими проблемами, влияющими на здоровье человека. Рост наследственных аномалий, рождение детей с патологическими отклонениями и рождение мёртвых детей, увеличение количества бесплодных супружеских пар - все эти явления требуют к себе самого пристального внимания, изучения и целого комплекса срочных мер со стороны здравоохранения и государства в целом. Молодое поколение пристрастилось к курению, к распитию спиртных напитков, особенно пива, к наркотикам, что влияет на снижение физического и нравственного уровня состояния общества. Поэтому задача современного человечества заключается в том, чтобы сохранить здоровье и жизнь ныне живущих людей и оградить будущие поколения от вредных мутаций, которые могут вызывать генетические изменения. Таким образом , сохранение здоровья нации стало первостепенной задачей. В связи с важностью этих проблем и появился курс "Генетика человека".

Цели: 1) показать значимость генетических знаний для сохранения генофонда человечества; 2) помочь ученику сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения. 

Задачи:

познавательная:

  1. познакомить с достижениями современной генетики;
  2. показать влияние разнообразных факторов на генетический аппарат и развитие эмбриона;
  3. показать роль генетики в раннем выявлении и предупреждении наследственных заболеваний.

воспитательная:

  1.  сформировать ответственное отношение к своему здоровью.

        развивающая:

  1. повысить интерес к биологии , как предмету естественнонаучного профиля;
  2. способствовать формированию у учащихся здоровьесберегающей, коммуникативной и информационной компетенций.

   

Формы: Лекция с элементами беседы, эвристическая беседа, проблемная ситуация, круглый стол, практикум по решению задач, работа в группах , экскурсия .

   

 Методы: словесно-наглядный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый.

   

Средства обучения: иллюстративный материал, взятый из сети Интернет, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, видеофильмы: "Половые хромосомы", "Вредные привычки", слайды: "Наследственные заболевания" , "Патологии развития".

  Программа рассчитана на 18 часов при 1 часе в неделю. Продолжительность курса - одно полугодие.

  Материальные ресурсы, необходимые для освоения курса: оплата экскурсии в анатомический музей при СГМУ.

Генетика человека

(18 часов, 1 час в неделю)

Содержание программы

  1. Введение (1 час)

     Предмет и задачи курса. Знакомство с формой отчётности. Мониторинг обученности учащихся на входе.

  1. Наследование признаков у человека  (16 часов)

     Роль отечественных учёных и учёных г. Томска (Пузырёв В. П., Назаренко С. А., Назаренко Л. П., Степанов В. А., Кучер А. Н., Одинокова О. Н., Островерхова Н. В. и др.) в развитии генетики человека.

Геном человека. Закономерности изменчивости. Генные и хромосомные мутации как причина наследственных заболеваний. Причины появления генных и хромосомных мутаций. Виды мутагенных факторов. Химические мутагены. Раннее выявление наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование. Меры профилактики наследственных заболеваний (поиск антимутагенов).

Сперматогенез и оогенез. Влияние вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания) на развитие половых клеток. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие эмбриона. Патологии развития зародыша в результате мутаций и вредных факторов окружающей среды.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Новейшие открытия в генетике.

Закономерности наследования признаков у человека при моногибридном скрещивании.

Генетическое определение пола. Особенности наследования признаков, расположенных в половых хромосомах.

Мониторинг обученности учащихся на выходе.

Презентация творческих работ.

Практикум по решению задач

Моногибридное скрещивание.

1. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей.

2. Определение генотипа и фенотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков.

3. Определение вероятности появления потомства с заданным признаком.

4. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Демонстрации

1. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

2. Патологии развития зародыша в результате мутаций и вредных факторов окружающей среды.

Экскурсии

1. В институт медицинской  генетики. Наследственные заболевания человека и способы их диагностики.

2. В институт медицинской генетики. Определение генных заболеваний. Метод выделения ДНК и анализ ДНК.

3. В анатомический музей при СГМУ. Патологии развития эмбриона в результате мутаций и вредных факторов окружающей среды.

Резервное время (1 час).

Межпредметные связи: экология, химия.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают знания:

  1. об отечественных учёных и учёных г. Томска, внёсших вклад в развитие генетики;
  2. о влиянии вредных привычек  на развитие половых клеток и эмбриона;
  3. о причинах возникновения наследственных заболеваний;
  4. о мерах профилактики наследственных заболеваний;
  5. генетической терминологии и символики;
  6. алгоритмов решения задач на моногибридное скрещивание.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

  1. записывать схемы скрещивания;
  2. определять генотипы родительских форм и потомства;
  3. составлять таблицы;
  4. составлять творческий отчёт (по экскурсии);
  5. представлять результаты творческой  работы в виде презентации;
  6. отстаивать свою точку зрения.

При изучении данного курса используются элементы технологии проблемного обучения для активизации мыслительной деятельности учащихся и формирования интереса к изучаемому материалу. В начале занятия ставится проблемный вопрос, на который в ходе урока учащиеся ищут ответ, выдвигая свои предположения. Обсуждая  их, мы приходим к решению данного вопроса. Например, перед решением задачи ставится проблемный вопрос: "А что получится, если ... ?", рассматриваются всевозможные варианты решения, отбирается нужное и записывается ответ.

Критерии эффективности реализации программы:

  1. выбор учащимися медико-биологического профиля дальнейшего обучения на старшей ступени;
  2. количественный анализ творческих работ, представленных на презентации;
  3. анкетирование учащихся с целью исследования уровня удовлетворённости;
  4. результаты участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
  5. отказ от вредных привычек.

Формы контроля:

входная диагностика (тест), заполнение таблиц, составление творческого отчёта (по экскурсии), самостоятельная работа по решению задач, доклады, итоговый контроль (тест).

Форма итоговой отчётности:

Презентация творческой работы (реферата).

В ходе написания рефератов закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию. Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению рефератов. Эти общеучебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы. Презентация творческих работ способствует развитию у учащихся коммуникативной компетенции, умения отстаивать свою точку зрения, умения работать на аудиторию и не бояться её.

Итоговая система оценивания

По завершении прохождения курса учащиеся получают баллы. Система оценивания 3-х бальная: 1 балл - исходя из посещённых занятий и ведения тетради;

2 балла - если учащийся выполнил индивидуальную творческую работу (реферат, доклад);

3 балла - если учащийся провёл презентацию своей творческой работы на итоговом занятии.

Литература

1. Шевцов И. А. Популярно о генетике. -  Киев: Наукова думка, 1989.

2. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. - Саратов: Лицей, 2005.

3. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 1986.

4. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -  М.: Просвещение, 1982.

5. Гагдиси Д. Т. Экология и здоровье. - М.: Знание, 1985.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

  1. Введение (1 час)
  1. Вводный урок         1 час

  1. Наследование признаков у человека (16 часов)

  1. Роль отечественных учёных и учёных г. Томска в развитии генетики.        1 час
  1. Генные мутации.         1 час
  1. Экскурсия. Определение генных заболеваний.         1 час
  1. Хромосомные мутации.        1 час
  1. Экскурсия. Наследственные заболевания и способы их диагностики.         1 час
  1. Влияние вредных привычек на развитие половых клеток и эмбриона.        1 час
  1. Экскурсия. Патологии развития эмбриона.         1 час
  1. Профилактика нарушений в генетическом аппарате.         1 час
  1. Новейшие открытия в генетике.         1 час
  1. Синквейны по генетическим понятиям.         1 час
  1. Практикум. Решение задач по определению генотипа и фенотипа потомков.         1 час
  1. Практикум. Решение задач по определению генотипа и фенотипа родителей.         1 час
  1. Практикум. Определение вероятности появления потомства.         1 час
  1. Генетическое определение пола.          1 час
  1. Практикум. Решение задач на наследование признаков , сцепленных с полом.         1 час
  1. Круглый стол. Презентация творческих работ.         1 час

Резервное время         1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...