Здоровьесберегающие технологии на уроках.
статья по биологии по теме
Статья содержит материал по применению здоровьесберегаюших технологий на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchee_obrazovanie_vasilevskaya_shkola.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающее образование
«Здоровье - дело не только личное, но и общественное»
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Работая в школе учителем биологии и химии на протяжении 19 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе тех, кто идет в первый класс.
Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
Понятие “образ жизни” включает следующие составляющие: питание, физическую активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
В формировании представлений о здоровом образе жизни, о здоровье мы можем участвовать не только через воспитательную работу, но и через образовательный процесс. При этом нам необходимо направить свои усилия на создание условий, позволяющих отодвинуть усталость и избежать переутомления учащихся.
Учебный день ребенка насыщен умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и продолжительное нахождение в статическом положении приводит к переутомлению.
Выявление причины такого развития детей, привело к решению – надо обратить внимание на их здоровье и на образ жизни.
Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной
системе.
. По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ – инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт алкоголизм в возрасте до 14 лет. Низок уровень физической подготовки. А ведь это будущее поколение России.
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Западное общество создало систему неприятия и отчуждения всего того, что мы называем «нездоровым образом жизни». Курение, употребление алкоголя, ожирение да просто нездоровый внешний вид расцениваются как пороки и вызывают сугубо отрицательную реакцию не только в общественном мнении, но и в работодательных структурах. На Западе за пристрастие к пиву или из-за невинной привычки покурить можно лишиться престижной работы.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения).
на 50% – от образа жизни;
на 25% – от состояния окружающей среды;
на 15% – от наследственной программы;
на 10% – от возможностей медицины.
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
игровых ситуаций на уроке;
разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);
наглядности;
занимательных упражнений;
фантазирования;
загадок по различным темам.
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности
– опрос учащихся
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– решение задач.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток
– расслабление кистей рук. Устаёт рука – устаёт ребёнок;
– на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
– предупреждение утомления глаз;
– на регуляцию психического состояния.
“Успокоение” (Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.)
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным стать пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
(После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.)
Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудичстую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы.
г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
“Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, надо проводить это упражнение. Учитель говорит строчку и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти слова)
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
3. Экологическое пространство
– озеленение кабинета;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.
4. Социализация личности ребёнка
– экскурсии;
– интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Назову основные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формиро– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее60% и не более 75-80%;
ванию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;
– количество видов учебной деятельности должно быть несколько;
– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;
– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ
Физкультурные минутки (ФМ) – способствуют снятию локального утомления. Комплекс включает
3-4 упражнения, выполняется 1,5-2 минуты, выполняется непосредственно на уроке. По содержанию ФМ различны, так как предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма. Предлагаются следующие разновидности обязательных физкультурных минуток:
ФМ общего воздействия может применяться вместо физкультурной паузы, когда по каким-либо причинам её выполнять нет возможности.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения. Движения головой (наклоны, повороты), включенные в комплекс, оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражения вестибулярного аппарата, связанные с выполнением этих движений вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга; дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает их интенсивность, а, следовательно, облегчает умственную деятельность человека.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровоснабжение, снимают напряжение.
ФМ для снятия утомления с туловища и ног. Физические упражнения для снятия утомления с мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела, чем способствуют предотвращению развития застойных явлений крово- и, а также отечности в нижних конечностях.
Принципы здоровьесбережения:
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...
Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)
Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Это важно!...
методические рекомендации "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках технологии"
материал, цель которого обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить...
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии
Цель технологииОбеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии, как средство предупреждения психосоматических расстройcтв
статья по теме Здоровьесберегающие технологии в школе....
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.
Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к св...