Урок-аукцион "Дни Волги"
методическая разработка по биологии по теме

Вахромова Ирина Михайловна

 Внеклассное мероприятие, посвященное охране окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_aukcion_dni_volgi_2011.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-аукцион «Дни Волги» в Нижнем Новгороде      

Учитель биологии МБОУ СОШ № 117 Вахромова И. М.

Цель: формировать у детей чувства бережного, ответственного отношения к пресной питьевой воде, как невозобновляемому, жизненно важному ресурсу.

 Задачи:

Воспитывать чувство личной ответственности за чистоту и охрану наших водоёмов, родников, болот, лесов, растений и животных. Воспитывать стремление участвовать в созидательной деятельности во имя сохранения и процветания нашей Земли и своей малой родины

Опережающее задание: составить синквейны о воде (Презентация)

Основные направления деятельности:

  1. Проведение конкурсов и соревнования для детей и молодёжи (рисунков, проектов и др.);
  1. Научно-исследовательская деятельность;
  2. Кампании и пресс-туры для СМИ;
  3. Акции по охране и очистке водных объектов;
  4. Образование и просвещение;
  5. Восстановление водных объектов;
  6. Консолидация российского экологического движения, в т.ч в рамках «водных»программ и проектов

                                                                         «Вода – самое необыкновенное вещество о мире»                                                                                                                                             /И. В. Петрянов-Соколов/  

Просмотр видеоролика «Экологические проблемы»                                                                                                                   

(Слайд заставка на экране – голубая планета Земля № 1010062 –Пустынь, озеро, лилии)

Давайте взглянем на нашу карту. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится всего около 1/3 территории, а остальное – вода. Правильнее было бы назвать планету «Вода»!

Когда-то давно в этой воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу, приспособились к новой среде. Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать.

В это верится с трудом, возможно ли такое!? Это на нашей планете, где чуть ли не каждую неделю бывают страшные наводнения, когда вокруг разливаются реки, когда с небес низвергаются миллионы кубометров воды. Но беда в том, что для человечества нужна чистая вода, которой на земле и не хватает.

Вот мы сегодня и собрались поговорить о проблеме чистой воды в нашем Поволжье.

Общая площадь бассейна Волги – 1369000 км2           

3531 км – протяженность Волги плюс

 572000 км – длина всех притоков

9 водохранилищ с  гидроэлектростанциями

«Вода для жизни»

                                   Сысоева Елизавета, 9 «А»

                                                                           МБОУ СОШ 117, Сормовский район г. Н. Новгорода

Вода для жизни  очень важна,

Она человеку очень нужна:

Ведь он в основном состоит из воды,

С водою на кухне мы варим супы,

Мы плещемся в море - там тоже вода,

В сосульках на крышах и в лужах она,

А при нагреве она только пар,

И без воды не потушишь пожар.

Жаркое солнце осушит ее,

Но без воды на земле не житье!

АУКЦИОН        (См. условия аукциона)

Лот 1   Общие вопросы о воде

1.Почему планету Земля называют голубой планетой?

 (Она более чем на 70% состоит из воды)

2. Что такое вода?

 (Уникальный компонент природы на нашей планете)

3.  Много ли на Земле воды?

Опыт: Наливаемзаранее в 3л банку воды – это вся вода на Земле (моря, океаны, озера, реки, ручьи,родники, ледники, облака, подземные воды).

Отливаем из банки 1/3 стакана – это вся пресная вода на Земле.

Берем пипетку, отбираем из стакана немного воды и капаем 1 каплю на стеклышко – это пресная вода, которая содержится в реках, озерах и ручьях, т.е. та вода, которая доступна для человека, растений и животных

Вывод: Можно видеть, насколько мало количество воды на Земле и как ее нужно беречь.

( 16 млрд куб. км. В мире в год используется 600 куб км воды, 150 куб км теряется безвозвратно, 450 куб км отработанной сточной воды поступает обратно в водоемы, загрязняя их. Водный кризис угрожает человечеству не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что человек своей деятельностью загрязняет и портит огромное количество воды)

Лот 2  Вода – потребность человека

1. Сколько воды содержится в человеческом теле?

(Примерно 2/3. В организме человека массой 65 кг содержится 40 л воды. Человеческий мозг содержит 89% воды, кровь-90%, мышцы-70%, кости-20%)

2. Сколько человек может прожить без воды?

(Не более 6-7 суток)

3. Какова потребность человека в воде?

(За свою жизнь человек поглощает в среднем 25 т воды, в сутки – 2,5 л.  А с учетом работы промышленных предприятий, отопления и т.д. Потребность человека в воде равна 400 л в сутки. И не зря Леонардо да Винчи сказал: «Живой организм – это одушевленная вода». Без пищи человек живет несколько недель, а без воды погибнет через несколько суток. Потеря 20 – 25% воды для организма смертельна)

Лот 3   Вода в жизни человека

1. Откуда человек берет питьевую воду?

 (Из поверхностных и подземных источников)

2. Где используется вода человеком?

(В  с/х  для полива, в промышленных производствах, служит в качестве теплоносителя и охладителя в разных энергетических установках производственных процессах. В быту: для питья, личной гигиены, уборке, в системах отопления домов… А еще воду пьют растения и животные Земли)

3. Назовите крупные притоки Волги

(Кама, Ока, Самара, Ветлуга)

Лот 4   Виды источников воды

1. Что относится к поверхностным водам?

(Реки, озера и ледники)

2. Что мы относим к подземным водам?

(Верховодку, грунтовые и артезианские воды)

3. Какую пресную воду нельзя взять для промышленного использования?

(Воду ледников, снегов, болот…)

Лот 5   Проблемы водных богатств

1. На ком лежит ответственность за чистую воду?

(Т. к. все мы используем воду, то и ответственность за ее охрану лежит на нас)

2. Какие проблемы сохранения чистой воды стоят сегодня перед человечеством? (Нерациональное ее использование, загрязнение – так, всего лишь 1 капля нефти способна сделать непригодной для питья 25 литров воды)

Опыт: Наполнить пластмассовый лоток слоем сухого песка. Сделать в углу лотка углубление и насыпать в него немного перманганата калия – подобным образом загрязняется грунт. Такие места называют источником загрязнения. Приподнять лоток с той стороны где находится углубление с «мусором» имитируя неровную поверхность местности (склон). Опрыскать из пульвелизатора то место,где зарыт «мусор» имитируя дождь.

Пронаблюдайте за изменением цвета песка.

3. От чего может пострадать  качество воды при повышении уровня воды не Чебоксарской ГЭС?

(От сельскохозяйственной деятельности.  В водные источники смоются с полей пестициды и удобрения. С водой человек получает 25% суточной потребности химических веществ. И избыток и регулярный недостаток того или иного химического элемента может превращать воду в друга или заклятого врага)

Лот 6   Вода и энергия

1. Какие малые реки, питающие Волгу, Нижегородской области тебе известны?

(Ока, Теша, Сережа,   Юг, Узола,  Керженец, Вишня,    Линда, Кеза,  Сундовик,  Пьяна, Ежать,   Кудьма, Озерка,   Ветлуга, Вая, Уста,Черная, Ижма, Юранга ,  Лопшанга,  Урга, Изма.)

2. Как сэкономить воду в квартире?

1. Замените протекающие водопроводные прокладки: капающий кран может привести к потере 7000 л воды в год

2. Проверьте, не подтекает ли вода из сливного бачка в туалете, -  можно потерять 16000 л воды в год

3. Используйте наконечник для душа, позволяющий экономно использовать воду. Расход воды в минуту в обычном душе составляет 18 л, а в душе с низким напором – 9 л. Семья из четырех человек может сэкономить в год  до 80000л воды

4. На водопроводные краны поставьте аэраторы. Они помогут вам вдвое сократить расход воды)

3. Альтернативные виды энергии. Что это такое?

( Мы плохо учимся у наших предков. Это энергия солнца, ветра и воды (Естественно падающая, морской прибой) Экономия уже существующей энергии ГЭС за счет энергосберегающих лампочек и приборов или элементарного выключения ,например, телевизоров, который в данный момент никто не смотрит или лампочек в ясный солнечный день)

Лот 7   Праздники

1. Когда же день именин у Земли?

(22 апреля)

2. А день именин у воды?

(22 марта)

3. Какой день отмечают ежегодно 20 мая в рамках международного форума «Великие Реки»?

( День Волги с 2008 года)

Лот  8   Природная сохранность воды

1. Какую роль играют малые реки, ручьи?

(Питают большие реки, которые использует человек)

2. Зачем Земле нужны болота?

(Естественные фильтры воды, питающие малые притоки Волги)

3. Почему мелеют реки?

(Из-за осушения болот, деятельности человека, строительства дамб)

Лот  9  Фото - викторина «Био разнообразие водных объектов Нижегородской области»  (См. презентацию)

Вода, у тебя нет ни вкуса , ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.

                                                                                                            / Антуан  де  Сент-Экзюпери/

Сегодня не надо гадать, чей стон раздается над великой русской рекой, то стонет сама Волга. Изрытая вдоль и поперек, с загрязненной различными бытовыми и промышленными стоками водой, перетянутая платинами гидростанции, распухшая от водохранилищ

Любовь к русской красавице – Волге сегодня требует активных действий, мы все в ответе за каждую каплю волжской воды.

Событием мирового масштаба стал регулярно проходящий с 1999 года международный научно-промышленный форум «Великие реки», проводимый у нас в Нижнем Новгороде. А с 2008 года мы отмечаем «Дни Волги»  Учитывая масштабность и уникальность экологических задач в программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна», мы призываем вас, ЛЮДИ!

 Экономно расходовать воду. Ставьте счетчики потребления воды. Не давайте капать воле из крана.

  1. На всех предприятиях необходимо строить эффективные очистные сооружения.
  2. Создавать безотходные производства с замкнутым циклом, исключающим сброс грязной воды в водоемы.
  3. Не оставлять мусор после отдыха на территории лесных массивов и  побережье водоемов.
  4. Участвовать в посадке зеленых насаждений т.к. лес бережет воду.
  5. Не мойте машин из открытых источников, т.к. бензиновые отходы и масла губят жизнь в водоемах.
  6. Вместе с нами участвуйте в акциях по уборке побережий водоемов.
  7. Разъясняйте детям и взрослым важность сохранения чистоты воды.
  8. Выключайте не используемые электроприборы
  9. Используйте энергосберегающие лампочки

Народный фольклор о воде

1. Вода о воде не плачет

2.Вода не мутит ума

3. Воду жалеть и каши не сварить

4. Вола путь найдет

5. Вода студена – тело ядрено

6. Под лежачий каменно вода не течет

7. Вода-то близко, да ходить склизко

8. Воду толочь – вода и будет

9. Водой мельница стоит, да от воды же и погибает.

10. Вода с водой – не как гора с горой – сливаются

11. Вода плотину рвет.

12. Вода  с гор, так и речки мутны

13. Воду варить – вода и будет

14. Вода и землю точит и камень долбит

«Вода»

                                                                    Балачандран Лолита – 7 «а» класс

                                                                   МБОУ СОШ № 117 Сормовского района г. Н. Новгорода

Её ты свежестью умойся

И ей ты в ноги поклонись

Воды характера не бойся

И в трудный час к реке явись

Ты расскажи ей своё горе,

Вода поймёт, ты только верь.

Вода везде: в тебе и в море,

И к помощи откроет дверь.

Вода … её ты береги

Вода ведь жизнь, в воде спасенье.

Без океана и реки

Вся жизнь умрёт, уйдёт в забвенье…

20. Просмотр Синквейнов о ВОДЕ

Народный фольклор о воде

1. Вода о воде не плачет

2.Вода не мутит ума

3. Воду жалеть и каши не сварить

4. Вола путь найдет

5. Вода студена – тело ядрено

6. Под лежачий каменно вода не течет

7. Вода-то близко, да ходить склизко

8. Воду толочь – вода и будет

9. Водой мельница стоит, да от воды же и погибает

10. Вода с водой – не как гора с горой – сливаются

11. Вода плотину рвет

12. Вода  с гор, так и речки мутны

13. Воду варить – вода и будет

14. Вода и землю точит и камень долбит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)

Татары на Волге(открытое мероприятие по толерантности)...

Презентация "Волга"

Презентация к уроку географии по теме  "Волга" 9 класс .По учебнику под редакцией А.И.Алексеева - Хозяйство и географические районы....

Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге"

Разработка урока литературы в 5 классе на тему: "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге". Урок знакомит с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», позволяет ...

Литературная композиция "...Нет, устье Волги сына не забудет".

Литературная композиция знакомит учащихся с поэтами-астраханцами участниками Великой Отечественной войны.Материал способствует развитию интереса к поэтическому творчеству, воспитанию патриотизма.Работ...

Тема: «Путешествие по России. По Волге».

Тема:  «Путешествие по России.  По Волге». Количество часов на изучение темы:  3 часа  Урок №1 Географическое положение, природа и народы Поволжья. История ...

Презентация "О, Волга! Колыбель моя..."

В презентации подробно отражена роль реки Волги для людей, проживающих на территории ее бассейна....

Конспект урока по теме"Обобщение.Растительность Волго-Ахтубинской поймы и дельты р.Волги"

Урок - обобщение по нескольким пройденным темам.Используется учебник "Растительность Астраханской области".В уроке предусмотрены задаания занимательного характера:загадки,анаграммы,вопросы-тесты,вопро...