Дидактический материал "Законы Менделя"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Дидактический материал отражает основные понятия генетики, цитологическую основу законов Менделя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 806.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Генетика. Законы наследственности
Задание 1. «Основные термины и понятия»
Заполните таблицу:
Понятия | Характеристика |
Задание 2. «Моногибридное скрещивание»
- Как в данном опыте получены гибриды от растений с желтыми и зелеными семенами?
- Каковы генотипы Р, F1, F2.
- Сформулируйте первый закон Менделя.
- Сформулируйте второй закон Менделя.
Задание 3. «Неполное доминирование»
- Проанализируйте рисунок. Определите генотипы родителей, F1 и F2.
- Объясните, почему в первом поколении все потомство имело розовые плоды.
- Объясните, почему во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 1/4 — красноплодных, 2/4 — розовоплодных и 1/4 — белоплодных растений.
- Какой тип аллельного взаимодействия наблюдается в данном случае?
Задание 4. «Наследование окраски»
Задача.
Владелец нескольких тигров, имевших шерсть нормальной окраски (ген А1) — с поперечными полосами на шкуре приобрел тигра с продольными полосами (ген А2). Скрестив это животное с одним из своих тигров, он получил потомство в "клеточку" (А1А2). При скрещивании клетчатых тигров между собой потомки родились клетчатыми, а также с продольными и поперечными полосами.
- Составьте генетическую схему скрещивания и укажите генотипы всех указанных организмов.
- Какие типы аллельного взаимодействия генов различают?
- Какой тип аллельного взаимодействия наблюдается в данном случае?
Задание 5. «Кодоминирование. Наследование групп крови»
Существуют три аллеля гена, определяющие группу крови. 1 группа крови у людей, имеющих генотип I0I0, 2 группа у людей с генотипом IAI0 или IAIA, 3 – у людей с генотипом IВI0 или IВIВ. Аллели IАIВ кодоминантны, каждый вызывает формирование в фенотипе людей 4 группы контролируемого им признака. Аллель I0 рецессивен как по отношению к аллелю IА, так и по отношению к аллелю IВ.
Мать Отец | 1 группа I0I0 | 2 группа IAI0 или IAIA | 3 группа IВI0 или IВIВ | 4 группа IАIВ |
1 группа. I0I0 |
2 группа IAI0 или IAIA |
3 группа IВI0 или IВIВ |
4 группа IАIВ |
Какие группы крови могут быть у детей, если супруги имеют 1 и 2 группы крови? 1 и 3 группы? 1 и 4 группы? 4 и 4 группы крови?
Задание 6. «Первый и второй законы Менделя»
Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
Тест 1. Совокупность генов, полученных от родителей:
- Кариотип.
- Фенотип.
- Генотип.
- Геном.
Тест 2. Совокупность внешних и внутренних признаков, полученных от родителей:
- Кариотип.
- Фенотип.
- Генотип.
- Геном.
Тест 3. Первый закон Г.Менделя:
- Закон расщепления признаков в соотношении 3/1.
- Закон единообразия первого поколения.
- Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков.
- Промежуточное наследование при неполном доминировании.
Тест 4. Второй закон Г.Менделя:
- Закон расщепления признаков в соотношении 3/1.
- Закон единообразия первого поколения.
- Неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков.
- Промежуточное наследование при неполном доминировании.
Тест 5. Г.Мендель выступил с докладом "Опыты над растительными гибридами":
- В 1831г.
- В 1859 г.
- В 1865г.
- В 1900 г.
Тест 6. К.Корренс (Германия), Э.Чермак (Австрия), Г.Де-Фриз (Голландия) переоткрыли законы Г.И.Менделя:
- В 1831г.
- В 1859 г.
- В 1865г.
- В 1900 г.
Тест 7. При скрещивании гетерозигот в потомстве гомозиготных особей:
- Одна вторая.
- Одна третья.
- Одна четвертая.
- Три четвертых.
Тест 8. При скрещивании гетерозигот в потомстве особей с доминантными признаками:
- Одна вторая.
- Одна третья.
- Одна четвертая.
- Три четвертых.
Тест 9. Особи, не дающие расщепления в потомстве:
- Гомозиготные.
- Гетерозиготные.
- Особи с доминантными признаками.
- Особи, образующие два типа гамет.
**Тест 10. Верные суждения:
- Фенотип зависит только от генотипа.
- Фенотип зависит от взаимодействия генотипа и среды.
- Гаметы несут только один наследственный признак из пары.
- Генотип гороха с желтыми семенами может быть только АА.
Задание 7. «Дигибридное скрещивание»
- Проанализируйте рисунок. Запишите генотипы и гаметы Р.
- Запишите генотипы F1.
- Начертите решетку Пеннета, запишите гаметы и генотипы и под ними фенотипы F2.
- Почему 9/16 растений имели гладкие желтые семена?
- Почему 3/16 растений имели желтые морщинистые семена?
- Почему 3/16 растений имели зеленые гладкие семена?
- Почему 1/16 растений имели зеленые морщинистые семена?
- Сколько разных фенотипов получилось во втором поколении?
- Сколько разных генотипов получилось во втором поколении?
- Каково соотношение растений с желтыми и зелеными семенами во втором поколении?
- Каково соотношение растений с гладкими и морщинистыми семенами во втором поколении?
- Сформулируйте третий закон Менделя.
Задание 8. «Генетика. Законы Менделя»
Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:
- Что изучает генетика?
- Как называется совокупность наследственных признаков, полученных от родителей?
- Как называется совокупность внешних и внутренних признаков организма?
- Основной метод, применяемый для изучения закономерностей наследования признаков?
- Каковы генотипы чистых линий гороха с желтыми и зелеными семенами?
- Каким будет потомство от скрещивания сортов гороха с желтыми (АА) и зелеными (аа) семенами?
- Какие семена по фенотипу и генотипу ожидаются от гибридов F1 (Аа х Аа)?
- Как называются гены, отвечающие за формирование альтернативных признаков (А, а)?
- Какое количество гомозиготных особей будет в потомстве от скрещивания гетерозигот?
- Как называются особи, в потомстве у которых обнаруживается расщепление признаков?
- Особь, генотип которой нужно определить, скрещивают с особью, гомозиготной по рецессивным признакам. Как называется такое скрещивание?
- Особь имеет генотип Аа. Проводят анализирующее скрещивание. Каков будет результат?
- В каком соотношении будет расщепление по фенотипу и генотипу в потомстве, полученном от скрещивания гетерозиготных растений ночной красавицы с розовыми цветами?
Задание 9. «Наследование окраски»
У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) — над желтой (b). Растения с округлыми красными плодами скрещены с растениями, обладающими грушевидными желтыми плодами. Определите генотипы родителей и потомства для всех четырех случаев.
Задание 10. «Законы Менделя»
Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа
Тест 1. За наследование окраски (желтая, зеленая) и формы семян (гладкая, морщинистая) у гороха отвечают:
- Одна пара гомологичных хромосом.
- Две пары гомологичных хромосом.
- Три пары гомологичных хромосом.
- Четыре пары гомологичных хромосом.
Тест 2. Генотип гороха с желтой окраской и морщинистой формой семян — ААbb. Данный сорт будет образовывать:
- Один тип гамет.
- Два типа гамет.
- Три типа гамет.
- Четыре типа гамет.
Тест 3. Генотип гороха с желтой окраской и морщинистой формой семян АаВb. Данное растение будет образовывать:
- Один тип гамет.
- Два типа гамет.
- Три типа гамет.
- Четыре типа гамет.
Тест 4. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. В потомстве ожидаются:
- Один фенотип.
- Два фенотипа.
- Три фенотипа.
- Четыре фенотипа.
Тест 5. Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. В потомстве ожидаются:
- Шестнадцать разных генотипов.
- Двенадцать разных генотипов.
- Девять разных генотипов.
- Четыре генотипа.
**Тест 6. Желтый цвет (А) и гладкая форма горошин (В) — доминантные признаки. У гороха с желтыми и гладкими семенами могут быть генотипы:
- ААBB. 5. Aabb.
- AAbb. 6. AaBb.
- aaBB. 7. AABb.
- AaBB. 8. aaBb.
**Тест 7. Желтый цвет (А) и гладкая форма горошин (В) — доминантные признаки. У гороха с желтыми и морщинистыми семенами могут быть генотипы:
- ааbb. 5. Aabb.
- AAbb. 6. AaBb.
- aaBB. 7. AABb.
- AaBB. 8. aaBb.
**Тест 8. Желтый цвет (А) и гладкая форма горошин (В) — доминантные признаки. У гороха с зелеными и гладкими семенами могут быть генотипы:
- ААBB. 5. Aabb.
- AAbb. 6. AaBb.
- aaBB. 7. AABb.
- AaBB. 8. aaBb.
Тест 9. У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска — над желтой. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные и желтые плоды. В потомстве все растения имеют круглые и красные плоды. Генотипы родителей:
- АаBb х aabb.
- АаBB х aabb.
- АABb х aabb.
- АABB х aabb.
Тест 10. У томатов круглая форма плодов доминирует над грушевидной, красная окраска — над желтой. Растение с круглыми и красными плодами скрещено с растением, имеющим грушевидные и желтые плоды. В потомстве 25% растений с круглыми красными плодами, 25% с круглыми желтыми плодами, 25% с грушевидными красными и 25% с грушевидными желтыми плодами. Генотипы родителей:
Задание 11. «Дигибридное скрещивание»
Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:
- Сколько пар гомологичных хромосом отвечают за наследование окраски и формы семян у гороха?
- Сколько типов гамет образуется у сорта гороха с желтыми и гладкими семенами?
- Какие типы гамет образуются у гороха, имеющего генотип АаВb, ААВb, ааВb, АаВВ?
- Сколько различных фенотипов образуется при скрещивания двойных гетерозигот, если аллельные гены расположены в различных парах гомологичных хромосом?
- Сколько различных генотипов образуется при скрещивания двойных гетерозигот, если аллельные гены расположены в различных парах гомологичных хромосом?
- Запишите все возможные генотипы гороха с желтыми и гладкими семенами.
- Запишите все возможные генотипы темноволосой женщины (А) с голубыми глазами (b).
- Какова вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка от кареглазых и темноволосых гетерозиготных родителей?
- Сколько фенотипов и генотипов будет при тригибридном скрещивании, если аллельные гены расположены в трех различных парах гомологичных хромосом?
- Сколько различных гамет будет образовываться у тройной гетерозиготы?
Задание 12. Важнейшие термины и понятия: «Законы Менделя»
Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):
1. Генетика. 2. Гибридологический метод. 3. Чистые линии. 4. Альтернативные признаки. 5. Аллельные гены. 6. Множественный аллелизм. 7. Анализирующее скрещивание. 8. Неполное доминирование. 9. Гипотеза чистоты гамет. 10. Необходимое условие, при котором выполняется 3 закон Менделя.
Задание 13. «Олимпиадникам. Метод разветвлений»
Определите соотношение различных генотипов и фенотипов при скрещивании тройных Гетерозигот методом разветвлений (методом ветвистой диаграммы).
Ответы:
Задание 1. «Основные термины и понятия»
Понятия | Характеристика |
Генетика Наследственность Генотип Фенотип Аллельные гены Доминантные признаки Рецессивные признаки Гомозиготные особи Гетерозиготные особи Аллельное взаимодействие генов: полное доминирование неполное доминирование кодоминирование сверхдоминирование Гипотеза чистоты гамет Анализирующее скрещивание | Наука о наследственности и изменчивости организмов. Свойство организма передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям. Совокупность генов, полученных от родителей. Совокупность внешних и внутренних признаков. Гены, определяющие альтернативное развитие одного и того же признака и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом. Преобладающие признаки. Подавляемые признаки, не проявляются у гетерозигот. Особи, не дающие расщепления в следующем поколении. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие аллелей, при котором рецессивная аллель гена не проявляется. Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов развивается промежуточный фенотип. Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов проявляются обе аллели (4 группа крови — IAIB). Взаимодействие аллелей, при котором у гибридов проявляется превосходство над родительскими формами по массе и продуктивности. Гаметы чисты, каждая гамета содержит только один аллель гена. Скрещивание особи, генотип которой нужно определить, с особью, гомозиготной по рецессивному признаку. |
Задание 2. «Моногибридное скрещивание»
1. Пыльцой от сорта гороха с зелеными семенами были опылены цветы сорта с желтыми семенами. 2. Р: АА х аа; F1: Аа х Аа; F2: АА + 2Аа + аа. 3. При скрещивании гомозиготных организмов с альтернативными признаками гибридное поколение будет единообразным. 4. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление в соотношении 3:1, 3/4 имеют доминантные признаки, 1/4 — рецессивные.
Задание 3. «Неполное доминирование»
1. Генотипы родителей АА х аа; F1: Аа х Аа; F2: АА + 2Аа + аа. 2. В данном случае наблюдается неполное доминирование и промежуточный характер наследования у гибридов. 3. Красноплодные растения имеют генотип АА, розовоплодные — Аа, белоплодные — аа. Такое соотношение получается в результате случайного сочетания гамет, несущих доминантные (0,5 А) и рецессивные гены (0,5 а). 4. Неполное доминирование.
Задание 4. «Наследование окраски»
1. Р: А1А1 х А2А2
Попер. Прод.
Гам.
F1: А1А2 х А1А2
Клетч. Клетч.
Гам.
F1: А1А1 + 2А1А2 + А2А2
Попер. Клетч. Прод.
2. Полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. 3. Кодоминирование.
Задание 5. «Кодоминирование. Наследование групп крови»
Мать Отец | 1 группа I0I0 | 2 группа IAI0 или IAIA | 3 группа IВI0 или IВIВ | 4 группа IАIВ |
1 группа. I0I0 | I0I0 | I0I0, IAI0 | I0I0, IВI0 | IВI0, IАI0 |
2 группа IAI0 или IAIA | IAI0, I0I0 | I0I0, IAIА,IAI0, | IВI0, IAI0, I0I0, IАIВ | IАIВ, IAIА,IAI0, IВI0 |
3 группа IВI0 или IВIВ | IВI0, I0I0 | IAI0, I0I0, IВIА, IВI0 | I0I0, IВIВ,IВI0, | IАIВ, IAI0, IВIВ, IВI0 |
4 группа IАIВ | IAI0, IВI0 | IAIА, IAI0, IАIВ, IВI0 | IАIВ, IAI0, IВIВ,IВI0 | IAIА, IАIВ, IВIВ |
Задание 6. «Первый и второй законы Менделя»
Тест 1: 3. Тест 2: 2. Тест 3: 2. Тест 4: 1. Тест 5: 3. Тест 6: 4. Тест 7: 1. Тест 8: 4. Тест 9: 1. **Тест 10: 2, 3.
Задание 7. «Дигибридное скрещивание»
1. Р: ААВВ х ааbb.
Гаметы
2. F1: АaВb х AаBb.
3.
AB | Ab | aB | ab |
AB | AABB Ж.Г. | AABb Ж.Г. | AaBB Ж.Г. | AaBb Ж.Г. |
Ab | AABb Ж.Г. | AAbb Ж.М. | AaBb Ж.Г. | Aabb Ж.М. |
aB | AaBB Ж.Г. | AaBb Ж.Г. | aaBB З.Г. | aaBb З.Г. |
ab | AaBb Ж.Г. | Aabb Ж.М. | aaBb З.Г. | aabb З.М. |
4. 9/16 имеют генотип А_В_, фенотип — желтые и гладкие. 5. 3/16 имеют генотип А_bb, фенотип — желтые и морщинистые. 6. 3/16 имеют генотип ааВ_, фенотип — зеленые и гладкие. 7. 1/16 имеет генотип ааbb, фенотип — зеленые и морщинистые. 8. Четыре. 9. Девять. 10. 12:4 или 3:1. 11. 12:4 или 3:1. 12. При скрещивании гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков в соотношении 3:1.
Задание 8. «Генетика. Законы Менделя»
1. Закономерности наследственности и изменчивости. 2. Генотип. 3. Фенотип. 4. Гибридологический. 5. АА и аа. 6. Генотип Аа, фенотип — желтые семена. 7. По фенотипу — 3:1, 3/4 будут иметь желтые семена, 1/4 — зеленые. По генотипу — 1:2:1, 1/4 АА, 2/4 Аа, 1/4 аа. 8. Аллельные. 9. 50%, 1/2. 10. Гетерозиготы. 11. Анализирующее. 12. 50% потомков будут иметь рецессивные признаки, 50% — доминантные. 13. По фенотипу — 1:2:1, 1/4 будут иметь красные цветки, 1/2 — розовые, 1/4 — белые. По генотипу — 1:2:1, 1/4 АА, 2/4 Аа, 1/4 аа.
Задание 9. «Наследование окраски»
В первом случае генотип F1 АаВb. Геном гамет одного из родителей аb, второго — АВ. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гомозиготно по двум парам доминантных генов и имеет генотип ААВВ.
Во втором случае генотипы F1: 50% АаВb (круглые, красные), 50% ааВb (грушевидные, красные). Геномы гамет одного из родителей аb, у второго — 50% гамет АВ, 50% гамет аВ. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гетерозиготно по генам формы плодов и гомозиготно по доминантным генам окраски и имеет генотип АаВВ.
В третьем случае генотипы F1: 50% АаВb (круглые, красные), 50% Ааbb (круглые, желтые). Геномы гамет одного из родителей аb, у второго — 50% гамет АВ, 50% гамет Аb. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гомозиготно по доминантным генам формы плодов и гетерозиготно по генам окраски и имеет генотип ААВb.
В четвертом случае генотипы F1: 25% АаВb (круглые красные), 25% Ааbb (круглые желтые), 25% ааВb (грушевидные красные) и 25% ааbb (грушевидные желтые). Геномы гамет одного из родителей аb, у второго — 25% гамет АВ, 25% гамет Аb, 25% гамет аВ, 25% гамет ab. Значит родительское растение с красными округлыми плодами гетерозиготно по генам формы и окраски плодов и имеет генотип АаВb.
Задание 10. «Законы Менделя»
Тест 1: 2. Тест 2: 1. Тест 3: 4. Тест 4: 4. Тест 5: 3. **Тест 6: 1, 4, 6, 7. **Тест 7: 2, 5. **Тест 8: 3, 8. Тест 9: 4. Тест 10: 1.
Задание 11. «Дигибридное скрещивание»
1. Две пары. 2. Один тип гамет. 3. У гороха с генотипом АаBb: АВ, Аb, аВ, аb. С генотипом ААВb: АВ, Аb. С генотипом ааВb: аВ, аb. С генотипом АаВВ: АВ, аВ. 4. Четыре. 5. Девять. 6. ААВВ, АаВВ, ААВb, AaBb. 7. ААbb, Aabb. 8. 1/16. 9. Фенотипов — 23, генотипов — 33. 10. Количество пар генов в гетерозиготном состоянии – 3, значит 23.
Задание 12. Важнейшие термины и понятия: «Законы Менделя»
1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости. 2. Метод, основанный на скрещивании и анализе расщепления признаков в потомстве. 3. Потомство от самоопыляемых растений. 4. Признаки, определяемы аллельными генами, взаимоисключающие признаки. 5. Гены, находящиеся в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие альтернативных признаков. 6. Несколько возникших путем мутаций несколько аллелей одного гена. 7. Скрещивание с особью, гомозиготной по рецессивным признакам. 8. Явление, при котором гибриды имеют промежуточные признаки по сравнению с родительскими организмами. 9. Гаметы чисты, несут только один наследственный признак из пары. 10. Анализируемые гены должны находиться в разных парах гомологичных хромосом.
Задание 13. «Олимпиадникам. Метод разветвлений»
А2
А1
А2
А1
А2
А1
аb
АВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-15337-1384278240.jpg)
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
Урок-презентация по теме "Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя." с закреплением нового материала....
Современные формулировки законов Менделя
В данной работе представлены современные формулировки генетических закооонов Менделя. Условия их выполнения. Законы сформулированы четко, учащиеся могут на уроке еще раз проработать их, определить их ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47944.jpg)
Презентация "Первый закон Г.Менделя"
Презентация для урока боиологии в 9 классе по теме "Первый закон Г.Менделя"...
«Моногибридное скрещивание . I и II законы Менделя»(сертификак изд."1 Сентября")
Методическая разработка урока позволяет использовать интерактивную доск,компьютер и формирует у учащихся знания о гибридологическом методе, законах единообразия гибридов первого поколения и расщеплени...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-127847-1351950961.jpg)
Конспект урока по теме "Генетические опыты Г.Менделя"
конспект поможет подготовиться к уроку по теме "Генетические опыты Г.Менделя"...
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя"
Опорный конспект "Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя" включает основные понятия генетики...