Урок-сказка Птицы леса
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Урок-сказка Птицы леса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_skazka_pticy_lesa.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

«Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья №27, VIII вида»

Конспект  урока по биологии

8 класс

Тема «Урок – сказка «Птицы леса»

 

Учитель биологии

Сарычева О.А.

Педагог высшей

квалификационной категории

Почётный работник общего образования

г. Кемерово.2010

Урок – сказка «Птицы леса».

Цели: Дать учащимся представление о птицах леса.

Задачи: 1.Сформировать у учащихся на примере  большого пёстрого дятла и синицы знания об особенностях образа жизни  птиц леса.

              2. Воспитание любви к родному краю.

         3. Коррекция речи, памяти, мышления, внимания.

Оборудование:

Диск «Уроки биологии КиМ. Животные».

Табл. «Большой пестрый дятел».

 Табл. «Большая синица». 

Табл. «Разнообразие животных. Птицы».

Индивидуальные карточки

Презентации  «Птицы леса», «Звуки в лесу».

Плакат «Экологическая тропа».

Словарная работа:

Синица, большой пёстрый дятел, синичники.

Структура и основное содержание урока.

 Организация начала урока.

Готовность учащихся к уроку: наличие у учащихся тетрадей, учебников, дневника, ручки, карандаша, линейки, специального оборудования для данного урока, порядок расположения их на ученическом столе, нет ли отвлекающих посторонних предметов.

 Проверка домашнего задания.

Вопросы:

Назовите общие признаки птиц.

Какие особенности строения тела птиц связаны с приспособлением к полёту?

Работа по индивидуальным карточкам.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с птицами леса. Вместе произносим волшебные слова. И мы попадаем в сказочный лес.

Объяснение нового материала.

Актуализация знаний.

Презентация «Птицы леса».

 Слайд 1. Дрозд- рябинник  

Дрозды строят довольно крепкое гнездо из сухих ветвей, стеблей, сухой травы, глины. Кладка содержит 5-6 яиц. Птенцов выкармливают оба родителя.        

Слайд 2. Иволга

Это яркая птица величиной с дрозда. Её иногда можно увидеть в лесу или парке высоко на дереве. Далеко разносится красивый свист иволги, напоминающий звук флейты.

Слайд 3. Кукушка

 Кукушка не вьёт гнёзда, не насиживает яиц и не выкармливает своих птенцов . Она редко попадается на глаза, но выдает свое присутствие известной песней: «ку-ку».

Слайд 4. Горихвостка

У горихвостки красноватым цветом «горят» хвост и перья над хвостом, да и вообще эта птичка ярко окрашена.

Слайд 5. Клёст

Клесты отличаются от     других птиц перекрещенным клювом, с помощью которого они достают семена из шишек. Чаще встречается клёст - еловик (ростом с воробья), который кормится семенами ели. Клесты могут выводить птенцов зимой!        

Слайд 6. Скворец

    Скворец – чёрная птица с металлическим блеском и серебристыми пестринами. Скворцов можно увидеть на деревьях или на какой-нибудь лужайке, где они разгуливают, собирая корм.      

Слайд 7. Поползень

Поползень не так уж и велик. Эта единственная птица, которая способна   передвигаться по стволу вниз головой. Поэтому его называют «птицей – акробатом».

Слайд 8. Дятел

На стволах деревьев в лесу и парке довольно часто встречается большой пёстрый дятел. Дятел хотя и называется большим, не так уж и велик: всего лишь покрупнее скворца.

Слайд 9. Королёк

Королёк  – самая маленькая птичка нашей страны. На голове у королька жёлтая полоска, как будто золотая корона. Живёт эта птичка-невеличка в хвойных лесах.  

Слайд 10. Зяблик

Зяблик – одна из      самых  распространённых птиц в наш ей  области. Из-за истребления вредных насекомых и сорняков зяблики очень полезны в лесном и сельском хозяйстве.  

Слайд 11. Пищуха

Пищуха – маленькая птичка. Обшаривая ствол, она негромко попискивает, за что и получила своё название.

 

Работа с «Атласом для школьников. Кемеровская область», карты

« Растения и животные хвойных и лиственных лесов», « Растения и животные хвойно - широколиственных лесов» (стр. 12 - 13).

     Более половины территории Кемеровской области покрыто хвойными, смешанными и лиственными лесами. Под своей кроной лес приютил и кормит многих   птиц.

1. Найдите  и назовите птиц, встречающихся в хвойных и лиственных лесах Кемеровской области:

Ответ: Филин, кедровка, клёст – еловик, глухарь.

 2. Найдите  и назовите птиц, встречающихся в хвойно - широколиственных лесах Кемеровской области:

Ответ: Кукушка глухая, горихвостка сибирская, иволга, дрозд – рябинник, соловей – красношейка, вертишейка.

    Занимательный материал.

Экологическая игра «Напоминающие знаки».

     Мы с вами вспомним правила поведения в природе. Перед вами знаки, несущие определенную информацию.  Какие подписи вы бы сделали  под этими рисунками? Объясните каждый знак – почему следует поступать так, а не иначе.

Не трогай птичьи гнёзда, не подходи к ним близко.

Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.

Не шуми.

Не уничтожайте птиц.

Не руби деревья.

Экологическая тропа «Птицы леса» (таблица с фотографиями птиц, деревьями, тропой).

  Задание: Мы с вами сейчас пройдём по экологической тропе и встретим птиц леса.

Я загадываю загадки, а вы отгадываете.

Я по дереву стучу –

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой.

                                     Дятел.

Не ворона, не синица –

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу: «Ку – ку!»

                                      Кукушка.

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу:

То сажаю кедры клювом,

То дубы в густом лесу.

                                        Сойка.

Рано – рано на рассвете

Средь листвы затрепещу,

То спою на зависть флейте,

То, как кошка, запищу.

                                       Иволга.

В белых шубах ели, сосны…

Снег. Сосулек леденцы.

У кого это в морозы

Голос подали птенцы?

                                      Клёст – еловик.

Петь люблю рассветной тишью,

Так влюблён я в песнь свою,

Ничего вокруг не слышу,

Если только запою.

                                       Глухарь.

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

                               Синица.

Длиннохвостая она,

Со спины черным – черна,

Брюшко белое, да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Поднимает стрёкот – крик.

                                  Сорока.

Живёт в лесу.

Ухает, как разбойник.

Днём сидит он, как слепой,

А лишь вечер – за разбой.

                                  Филин.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут.

                                    Снегирь.

Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу.

                                   Поползень.

Носят серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр!»

                                   Вороны.

Кот без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее? Нежней?

Кто же это?

                              Соловей.

Презентация «Звуки в лесу»

(Голоса птиц: кукушка, дятел, синица, ворона, соловей, жаворонок, скворец, сова).

Вопрос: Каких птиц мы встретили в лесу?

Работа с «Атласом для школьников. Кемеровская область», карта

 «Охрана природы» (стр. 11).

На карте Кемеровской области  найдите как называется зоологический заказник, в котором охраняются птицы глухари.

Ответ: Горскинский зоологический заказник.

Покажите на карте Кемеровской  области около какого города расположен  Горскинский зоологический заказник?

Ответ: город  Гурьевск.

Физминутка

Упражнение называется “Птица перед взлетом”.

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).

Беседа по вопросам

Рассмотрите на рисунках   большого пёстрого дятла и синицу.

По каким признакам   дятла  и синицу относят к птицам?

Работа с учебником.

Задание: Откройте «Содержание» в конце учебника.

Какую страницу в учебнике надо открыть, чтобы прочитать статью «Птицы леса»?

Рассказ учителя о дятле.

План рассказа

Местообитание.

Взаимосвязь между животными и их средой обитания.

Образ жизни.

Поведение.

Особенности внешнего строения.

Питание.

Размножение.

Значение.

Чтение текста учебника стр.107-108. 

Большой пёстрый дятел.

Самостоятельная работа с рис.80,81  в учебнике.

   Рассмотрите рис.:

Большой пёстрый дятел.

Разрез дупла дятла.

Беседа:

?  1. Почему большой пёстрый дятел большую часть своей жизни проводит на стволах деревьев?

    2.  Как дятел достаёт насекомых и их личинок, находящихся в коре и под корой дерева?

    3. Почему дятел может хорошо удерживаться на стволе дерева?

    4. Где дятел выводит птенцов?

Чтение текста учебника стр.108-109 (самостоятельно). 

Синица. 

Самостоятельная работа с рис. 82,83 в учебнике.

   Рассмотрите рис.:

Синицы, синичники, большой пёстрый дятел.

Беседа

Почему они могут доставать насекомых из самых узких трещин коры?

 Где ещё можно встретить синиц?

При помощи чего синицы удерживаются на тонких ветвях?

Где синицы выводят птенцов?

Рассмотрите на рисунках большого пёстрого дятла и синицу. По каким признакам можно отличить дятла от синицы?

5. Самостоятельная работа в рабочей тетради.

      Задание:

Вспомни об особенностях строения и образе жизни изображённых на рисунке птиц леса. Дополни  текст.

     Жизнь дятла связана со _________________ деревьев, а синиц – с ___________________ ветками деревьев и кустарников. Дятел питается насекомыми, которых достаёт из коры и древесины с помощью долотовидного _________________ и тонкого длинного _____________,

на конце которого имеются _______________________. На коре деревьев удерживается при помощи ног и _________________. У него на ногах два пальца направлены вперёд и ________________ назад. Перья хвоста у дятла имеют упругие ____________________, свободные концы которых ________________________ в сторону коры дерева.

   Дятел питается не только насекомыми, но и _____________________,

которые он добывает из _________________ сосны и ели.

   Синица имеет тонкий __________________, которым она достаёт ______________________ даже из узких __________________ коры. На тонких ветвях она удерживается при помощи цепких ________________

ног, имеющих острые _____________________.

  Слова для справок: стволы, ветки, клюв, язык, зазубрины, хвост, стержни, загнуты, семена, шишки, насекомые и их личинки, пальцы, коготки, трещины.

6.Повторение изученного материала

Беседа.

Работа у доски.

 Рассказ учеников о дятле и синице по таблице.

План рассказа

Местообитание.

Особенности внешнего строения.

 Питание.

Размножение.

Значение

Вопрос: Почему дятлов и синиц относят к полезным животным?

         

  Знаете ли вы что?

    Дополнительно прочитать о птицах вы можете в книге Леонида Соловьёва «Книга о природе Кузбасса».

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся.

О чём вы сегодня узнали на уроке?

Каких птиц можно встретить в лесах Кемеровской области?

Почему птиц надо беречь?

      8. Задание на дом.

Дифференцированное задание:

1 группа: Читать и пересказывать текст «Птицы леса».

2 группа: Читать текст «Птицы леса» и отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по биологии: "Птицы леса"

Презентация по биологии: "Птицы леса" для 7 класса....

Птицы лесов Кемеровской области

Презентация предназначена для использования на уроках зоологии и во внеклассной работе....

Птицы леса

Птицы лесов Кемеровской области...

"Птицы леса"

Продолжение знакомства с классом птиц. Изучение способа приспособления к образу жизни птиц леса на примере дятла и синицы....

Презентация "птицы леса"

Наглядный материал по теме: "Многообразие класса Птиц" , фрагмент урока: "Экологические группы птиц"...

Птицы леса Новосибирской области

Презентация к уроку включенному в региональный компонент 8 класс...