Компетентности учителя
материал по биологии на тему
Предварительный просмотр:
В инвариантную часть включены обязательные 25 показателей проявления компетентности педагогического работника, отражающие динамику результатов, достигнутых педагогическим работником в учебно-воспитательном процессе (максимальная сумма показателей проявления компетентности равна 50 бал лам).
В вариативную часть включен 31 показатель проявления компетентности педагогического работника, из которых Педагогическим советом ОУ по согласованию с органом государственно-общественного управления образовательным учреждением выбирается 12 показателей и формулируется самостоятельно 3 показателя, отражающих специфику деятельности данного образовательного учреждения. Максимальная сумма показателей проявления компетентности вариативной части равна 30 баллам.
Учитель самостоятельно готовит документы, характеризующие его показатели проявления компетентности, и на основании личного обращения (заявления) представляет их администрации образовательного учреждения. Показатели проявления компетентности педагогического работника определяются по представленным документам администрацией общеобразовательного учреждения один раз в год по состоянию на 1 сентября и согласуются с органом государственно-общественного управления образовательным учреждением.
Шкала оценки проявления компетентности педагогического работника (в баллах).
1. Данный показатель не проявляется, данная компетентность педагога не сформирована - 0 баллов.
2. Данный показатель проявляется неполно и эпизодически, результаты проявления данной компетентности недостаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся, -1 балл.
3. Данный показатель проявляется полно и наглядно, результаты проявления данной компетентности достаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся, - 2 балла.
Портфолио представляет собой способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный отрезок времени и является инструментом мониторинга профессиональных достижений педагога.
Портфолио выполняет оценочно-стимулирующую задачу (основание для начисления стимулирующей части заработной платы) и развивающую по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога и отражает показатели проявления его компетентности.
Краткая характеристика показателей проявления компетентности педагогического работника.
I. Инвариантная часть.
1. Позитивная динамика качества обученности, динамика индивидуальных показателей обучающихся.
Обученность -это уровень предметных знаний, умений и навыков, приобретенных учеником для самостоятельной деятельности. Для ученика обученность - это оценка результатов его учебной деятельности, для учителя - оценка эффективности его работы.
Качество - это соответствие результатов труда заданным стандартам.
Под качеством обученности понимается результат образовательного процесса, то есть качество усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих образовательному стандарту.
Таким образом, анализируя показатели успеваемости учащихся (по итогам учебных четвертей, полугодия), можно выявить:
1) динамику результативности выполнения обучающимися как текущих, так и итоговых диагностических и контрольных работ;
2) положительную динамику в образовательных достижениях обучающихся в сравнении с предыдущим периодом (за анализируемый период);
3) количество учащихся (%), повысивших отметки по итогам четверти (полугодия);
4) позитивную динамику качества знаний учащихся.
2. Достижения обучающихся, официально зафиксированные по данным внешних аттестаций различного типа исследований качества знаний учащихся (ЕГЭ, ГИЛ, региональные мониторинговые исследования; РШЛ, Т1М88, Р1ВЛБ и др.).
Официальные результаты итоговых аттестаций по Единому государственному экзамену по биологии в 11 классах (ЕГЭ) и Государственной (итоговой) аттестации в 9 классах (ГИА) оформляются в сводные таблицы и включаются в портфолио учителя, показывая уровень подготовки учащихся по предмету.
Возможно также участие в течение учебного года в международных программах исследования уровня образования Т1М88 (Тгепо'з т МаАетайсз апс! Заепсе 8Шс1у) и оценке образовательных достижений учащихся Р18А (Рго§гатте гог Ыегпайопа! 8Шс1еп1 АззеззтеЩ), осуществляемых Организацией экономического сотрудничества и развития. Результаты всех мониторинговых исследований также вносятся в портфолио.
3. Официально зафиксированные достижения детей в олимпиадах, конкурсах.
Хорошим показателем компетентности учителя в преподаваемом предмете является увеличение количества учащихся (%),
принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, смотрах, фестивалях и конференциях всех уровней (муниципального, регионального, федерального и международного).
Список участников, победителей и призеров предметных олимпиад, творческих и интеллектуальных конкурсов и научно-практических конференций ведется ежегодно и показывает достижения учащихся в изучаемом предмете.
4. Признание профессионализма учителя обучающимися и их родителями. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников.
Рейтинг учителя определяется по результатам социологических исследований, проводимых администрацией школы и педагогами среди родителей и учащихся. Все результаты исследований фиксируются, обрабатываются и анализируются. По итогам исследований выявляется рейтинг педагога. Высокий рейтинг подтверждается наличием зафиксированных позитивных отзывов в адрес учителя со стороны родителей (просьбы к администрации о зачислении в класс, где работает данный педагог, письменная благодарность и др.).
Показатели 1-4 отражают компетентность педагога в преподаваемом предмете (учебной дисциплине) и методах преподавания, которая заключается в глубоком знании предмета, сочетании теоретического знания с видением его практического применения как условия установления личностной значимости обучения; при этом обеспечивается возможность эффективного усвоения ГОСа обучающимися.
5. Сохранение контингента обучающихся.
Этот показатель означает отсутствие фактов перевода обучающихся из класса, в котором преподает этот учитель, по причине неудовлетворенности качеством предоставляемых им образовательных услуг и привлечение контингента обучающихся из других общеобразовательных учреждений
В течение года педагог фиксирует случаи перевода учащихся из класса или в класс, указывая причины перемещений.
6. Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленная на форм иронии не ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Сюда относится компетентность педагога в организации здоровъесберегающих условий образовательного процесса, заключающаяся в создании условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Организация просветительско-воспитательной работы может заключаться в следующем:
1. Обеспечение психофизической безопасности обучающихся (соблюдение мер противопожарной безопасности во время проведения уроков и внеклассных мероприятий, мер антитеррористической безопасности, привитие навыков поведения в чрезвычайной ситуации; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм в учебном процессе и внеучебной деятельности).
2. Формирование благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе.
3. Позитивная динамика снижения уровня тревожности и степени невротизации учащихся.
4. Позитивная динамика изменения ценностного отношения школьников к своему здоровью в результате целенаправленных и систематических занятий педагога с ними по особым программам.
5. Реализация мероприятий, направленных на искоренение вредных привычек обучающихся (беседы, лекции, тренинги, классные часы, просмотр видеофильмов, встречи со специалистами образовательных и медицинских учреждений, дни, недели, месячники по пропаганде здорового образа жизни и пр.).
7. Наличие системы работы с одаренными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня).
Критерием успешной и систематической работы педагога с одаренными детьми является увеличение количества обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.
Для получения результатов по исследовательской и учебно-проектной деятельности учащихся необходимо создание педагогом условий выявления, поддержки и развития одаренных детей:
• обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней;
• развитие и поддержка классов углубленного и профильного обучения;
• осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.
Все этапы работы с одаренными детьми фиксируются в виде таблиц достижений или аналитической записки с выводами и анализом проделанной работы.
8. Наличие персонально разработанных программ учебных курсов, прошедших экспертизу в установленном порядке.
Данный пункт указывает на компетентность педагога в разработке образовательных программ (элективных курсов, факультативов, проектной деятельности, программ учебных практик и -др.), которая обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе свободного выбора обучающимися индивидуальных образовательных программ и позволяет
Л1осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся.
Персонально разработанная программа (авторская программа - программа, разработанная одним или группой авторов) - документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы общеобразовательных учреждений предшествуют ее экспертиза и апробация, которая проводится по ряду критериев.
9. Эффективное и регулярное применение в обучении современных информационных технологий, ТСО, компьютера, интерактивной доски, сети Интернет и т. д.
Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ-компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Процесс
• X подготовки учителя к уроку уже не ограничивается чтением методик и чужих разработок. Учитель постоянно находится в поиске новой информации.
Для достижения эффективности урока учитель:
1) использует различные базы данных в образовательном процессе;
2) пользуется возможностями дистанционного обучения;
3) применяет учебные электронные издания, ресурсы сети Интернет и пр.;
4) разрабатывает презентации к урокам, тренажеры для фронтальной работы, программы для самообучения и самоконтроля учащихся;
5) осуществляет тестовый контроль знаний обучающихся
с использованием ПК;
6) Оказывает помощь учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов и пр.
10. Уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями.
Под информационной компетентностью чаще всего понимают способность овладеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Под профессиональной информационно-коммуникационной компетентностью понимают умение решать информационные задачи в профессиональной области, пользуясь современными информационными ресурсами (инструментами и источниками).
Формирование информационных компетенций осуществляется в несколько этапов.
1-й этап - компьютер является объектом изучения. Основной целью данного этапа является формирование начальной компьютерной грамотности и элементарных вычислительных умений.
2-й этап - компьютер используется для изучения и преподавания учебной дисциплины, ведется работа с обучающими и контролирующими программами.
3-й этап - компьютеризация распространяется на все компоненты образовательной системы: компьютер используют как универсальный инструмент решения самых разнообразных задач. Главными средствами являются универсальные программные средства: текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронная почта.
4-й этап связан с освоением и использованием средств мультимедиа, глобальных и локальных баз данных. Цель этого этапа - успешное овладение и применение средств нового поколения для решения конкретных задач.
В соответствии с этими этапами уровни владения учителем
информационно-коммуникационными компетенциями могут быть следующими (табл. 2):
Таблица 2
Уровень | Знания | Умения | Компетенции |
1. Начальная компьютерная грамотность | Работа с базами данных. Основы программирования | Работа с документами в качестве пользователя | Владение навыками работы с программным продуктом |
2. Использование ПК для изучения и преподавания предмета | Цифровые образовательные ресурсы, образовательные порталы, специальные программы, электронные учебные пособия, модели, тесты, контролирующие и обучающие программы | Работа с обучающими и контролирующими программами | Владение навыками работы с цифровыми образовательными ресурсами, образовательными порталами, специальными программами, электронными учебными пособиями, моделями, тестами, контролирующими и обучающими программами |
3. Телекоммуникационные средства | Знание возможностей средств коммуникации, электронной почты | Электронная почта, 1С(2, текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных | Владение навыками и умениями осваивать новые средства, находить, создавать и оформлять информацию |
4. Средства нового поколения | Знание возможностей аппаратуры, правил работы с ней | Видеокамеры, цифровые фотоаппараты, мобильные телефоны, портативные компьютеры | Владение навыками и умениями осваивать средства нового поколения. Применение компьютерных технологий в новой ситуации |
11. Повышение квалификации педагога по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Педагог обучается на курсах повышения квалификации, участвует в тренингах, семинарах, конференциях по проблеме использования современных педагогических технологий. Эффективно и регулярно применяет в обучении современные (в том числе информационные) технологии, использует на уроках в качестве технических средств обучения компьютер, интерактивную доску, сеть Интернет и т. д.
12. Использование интерактивных возможностей информационного пространства (в том числе участие в форумах, онлайн конференциях и др.).
Результатом эффективного использования педагогом информационного пространства является:
1) наличие учеников - участников международных, всероссийских, областных, муниципальных конференций, конкурсов (фестивалей) учебных проектов;
2) увеличение количества обучающихся (%), вовлечённых в создание мультимедийных продуктов;
3) результативность участия школьников в конкурсах, проектах, смотрах и т. д., предполагающих создание мультимедийных продуктов;
4) увеличение количества обучающихся (%), использующих электронные пособия и интернет-ресурсы при выполнении домашнего задания.
13. Применение современных образовательных технологий (проблемного обучения, проектной деятельности, технологии сотрудничества, имитационного моделирования, кейсстади и др.).
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе учитель использует современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Таблица 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДОСТИГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Образовательная технология | Описание |
1 | 2 |
Проблемное обучение | Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности |
Разноуровневое обучение | У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения |
Проектные методы обучения | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению |
Исследовательские методы в обучении | Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это необходимо для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника |
1 | 2 |
Лекционно-се-минарско-зачет-ная система | Данная система используется в основном в старшей школе, так как это помогает учащимся подготовиться к обучению в вузах, дает учителю возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся |
Игровые методы: ролевые, деловые, и другие виды обучающих игр | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет |
Здоровьесберега-ющие технологии | Использование данных технологий позволяют равномерно распределять во время урока различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении |
Система инновационной оценки «портфолио» | Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности |
Имитационное моделирование | Конструирование на ЭВМ модели сложной реальной системы, функционирующей во времени, постановка экспериментов на этой модели с целью либо понять поведение системы, либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы |
Кейс-стади | Глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель - изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность" его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях |
Показатели 11-13 позволяют выявить компетентность педагога во владении современными образовательными технологиями, наличие которой позволяет ему осуществить компетентностный подход в образовании, способствует развитию обобщенных способов деятельности обучающихся, позволяющих им свободно ориентироваться в различных ситуациях жизненного самоопределения.
14. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы риска, пропустившие занятия по болезни).
Учитывается индивидуальная дополнительная работа с учащимися:
1) работа со слабоуспевающими учащимися, осуществляемая в системе коррекционных занятий;
2) профилактическая работа по предупреждению второгодничества, выявление учащихся, требующих повышенного педагогического контроля и помощи в освоении программного материала;
3) организация и планирование работы с учащимися «группы риска»;
4) работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (организация работы по привлечению детей «группы риска» в технические и иные кружки, спортивные секции; осуществление контакта с неблагополучными семьями; снижение количества учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и пр.).
15. Выявление и изучение индивидуальных особенностей (интересов, возможностей, потребностей) обучающихся.
Создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика и предоставления ему для этого широкого выбора сфер и способов самореализации (как на уроке, так и во внеурочное время).
Изучение ученика (его способностей, интересов и т. д.) проводится при помощи диагностирования, которое включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития. Способы диагностики учитель может использовать следующие: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
В результате этих исследований педагог выстраивает обучение по трем уровням познавательной деятельности школьников: репродуктивно-подражательному, частично-поисковому, творческому.
16. Создание учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию и саморазвитию. Сформированность у обучающихся положительной мотивации к предмету,
Формирование нравственно-смыслоши о отношения школьника к собственному образованию - обучению И саморазвитию - может осуществляться при помощи различных методик, например методики изучения уровня социализированности личности обучающихся, методики «Размышление о жизненном опыте» и др. Можно также провести с учащимися беседу или анкетирование, при помощи которого выявляется их отношение к образованию, обучению и саморазвитию. Например:
1. Что нужно для того, чтобы ты учил все уроки ежедневно:
а) контроль со стороны родителей;
б) контроль со стороны учителей-предметников:
в) твое желание.
2. Какие мероприятия необходимо провести для того, чтобы ученики поняли значение самообразования:
а) беседу на классном часе;
б) встречи с состоявшимися в жизни людьми;
в) диспут «Учеба - мое ли это личное дело?» и т. д. Проанализировав ответы и представив результаты анализа
в виде графиков, диаграмм и т. д., учитель намечает мини-программу работы в данном направлении, которая, к примеру, может заключаться в разработке уроков, на которых учитель;'; создает положительную мотивацию.
Через определенный период времени анкетирование повто-1 ряется, с целью выявления динамики показателей. Она выражается в изменении отношения учащихся к обучению через кон-] кретные проявления (например, записались на элективный курс, факультатив, начали дистанционно обучаться и пр.).
17. Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности.
Эта работа осуществляется во внеурочное время и может проходить по трем направлениям.
1. Внеклассная работа организуется для тех учащихся, которые проявляют повышенный интерес к предмету. Содержание внеклассной работы выходит за пределы учебной программы и определяется в основном интересами школьников. Реализуется внеклассная работа в различных формах:
1) индивидуальные занятия;
2) групповые эпизодические занятия;
3) кружковые занятия;
4) массовые натуралистические мероприятия.
2. Внеурочная работа выполняется учениками вне урока или вне класса и школы, но обязательно по заданиям учителя. Содержание внеурочной работы тесно связано с программным материалом. Результаты, полученные при выполнении внеурочных заданий, используются на уроке биологии и оцениваются учителем (отметки он ставит в классный журнал).
3. Внешкольная работа учащихся, в отличие от внеклассной и внеурочной, проводится внешкольными учреждениями (станциями юных натуралистов, учреждениями дополнительного образования) по специальным программам, разработанным сотрудниками этих учреждений и утвержденным соответствующими органами народного образования.
18. Организация воспитательной работы по предмету в рамках предметных недель и месячников.
Организация массовых внеклассных мероприятий в рамках предметных недель и месячников позволяет организовать воспитательную работу по предмету. К внеклассным мероприятиям
относятся: олимпиады, вечера, праздники, фестивали, игры, конкурсы, эстафеты, выставки, конференции, семинары и пр.
19. Организация педагогом общественно-полезной, трудовой и волонтерской деятельности обучающихся.
Заключается в организации деятельности обучающихся в социально ориентированных проектах и социально значимых общественных акциях (волонтерство и др.). Данный вид деятельности может осуществляться в рамках образовательного учреждения, а также в сотрудничестве с различными организациями.
Пункты 16-19 отражают компетентность педагога в организации воспитательной работы, целью которой является обеспечение целостности образовательного процесса как единства обучающих и воспитывающих воздействий. *
20. Оказание консультативно-методической помощи родителям обучающихся.
Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка и необходимости психологической поддержки со стороны родителей.
Содержанием консультативно-методической помощи родителям может стать:
1) ознакомление родителей с актуальными проблемами детей и насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития;
2) ознакомление родителей с возрастными и индивидуальными особенностями психического развития ребенка;
3) составление (совместно с психологом или педагогом) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей, возникших в обучении ребенка, и пр.
21. Отсутствие обоснованных обращений родителей и детей по поводу конфликтных ситуаций.
Высокой компетентностью в данном вопросе можно считать отсутствие или снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций или высокий уровень решения конфликтных ситуаций.
Показатели 20-21 являются отражением компетентности в установлении контактов с родителями и общественностью.
Данная компетентность позволяет педагогу привлечь родителей и представителей общественности к участию в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута обучающихся, а также выявить степень участия родителей и общественности в образовательной деятельности Школы.
22. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период).
При личном участии педагога в профессиональных конкурсах (за анализируемый период) учитывается его зафиксированная результативность на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, а также участие (победы) в конкурсах профессионального мастерства.
23. Выступление на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (за анализируемый период).
Учитывается зафиксированное участие педагога в семинарах, конференциях, форумах, педагогических чтениях (выступления, организация выставок и др.), участие в работе методических объединений, экспертных советов и экспертных групп на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском и пр.).
24. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов (за анализируемый период).
Разработка и проведение открытых уроков и мастер-классов на муниципальном и региональном уровнях.
25. Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях (за анализируемый период).
Участие в распространении собственного эффективного педагогического опыта через средства массовой информации, наличие авторских публикаций в профессиональных педагогических изданиях на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
Показатели 22-25 отражают компетентность профессионально-личностного совершенствования педагога.
Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых образовательных и педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность в постоянном саморазвитии, постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности.
Материалы, входящие в состав портфолио, должны отражать проявления компетентности учителя по тем или иным показателям. Для того чтобы педагог ориентировался в папке достижений, предлагается в течение учебного года фиксировать в таблицах наработанные результаты и практические выходы педагогической деятельности. Ниже представлены образцы таблиц по всем перечисленным показателям.
II. Вариативная часть (отражает специфику данного ОУ).
1. Уровень предметных знаний. Владение методами решения различных учебных задач. Решение педагогом задач ЕГЭ, олимпиад (региональных, российских, международных) и др. аттестационных заданий.
Уровень предметных знаний определяет успешность учителя и включает в себя предметную компетенцию знаний в области преподаваемого предмета и в области методологии преподавания по трем уровням.
1. Оптимальный уровень.
Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативной документации и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, использует в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся продуктивный опыт. Владеет методами решения задач ЕГЭ, аттестационных заданий и олимпиад различных уровней.
2. Достаточный уровень.
Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативной документации и современных публикациях, использует в содержании учебного процесса продуктивный опыт и периодически вводит инновационные приемы. Владеет методами решения различных учебных задач.
3. Критический уровень.
Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области новых подходов в преподавании что го предмета, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук.
2. Официально зафиксированные достижения детей в исследовательской работе (в том числе участие в конференциях, форумах, фестивалях и др.).
Основной целью учебно-исследовательской деятельности учащихся является не столько добиться собственно научных результатов, сколько получить основные представления о методах, исследования, научиться системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.
Этапы деятельности учителя в ходе исследовательской работы ученика:
- предварительная подготовка ученика по правилам проведения исследовательской деятельности;
- руководство работой ученика;
- наблюдение за проведением исследовательской работы, с фиксированием полученных результатов;
-наблюдение за описанием проделанной работы и анализом полученных результатов, выводы;
- проведение независимой квалифицированной экспертизы и оценки как самой работы, так и её защиты;
- выдвижение работы на участие в конкурсах различных уровней, конференциях, форумах, фестивалях и пр.
3. Динамика познавательной активности детей.
Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников -показатель серьёзных недостатков в организации обучения.
Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т. п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.
Познавательная активность - качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.
Под активизацией познавательной деятельности учеников подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, стимулированию у них учебной активности. Это достигается использованием на уроках активных методов обучения.
Активные методы обучения можно сгруппировать по источнику знаний на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация натуральных объектов, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). При умелом использовании учителем всех этих методов они будут служить активизирующим потенциалом на уроках и являться средством повышения познавательной активности учащихся.
4. Наличие освоенных образовательных программ по применению здоровьесберегающих технологий.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии - по определению Н. К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены
65на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».
Результатом применения программ по здоровьесберегающим технологиям является:
1) сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
2) отсутствие отрицательной динамики отклонения от норм состояния зрения, слуха, осанки у учащихся класса, в котором работает учитель;
3) отсутствие или снижение количества пропусков уроков по болезни (простудные заболевания, ОРВИ) у учащихся класса, в котором работает учитель.
5. Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления, здоровея учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.
Здоровьесберегающая технология - это:
1) адекватные условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
4) необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается также система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Существуют различные типы технологий, направленных на сохранение здоровья учащихся.
1. Здоровъесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.).
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частными (узкоспециализированными), так и комплексными (интегрированными).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
• медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиенической деятельности);
• образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
• социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; технологии профилактики и коррекции девиантного поведения); ,
» психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
6. Позитивная динамика снижения уровня тревожности и степени невротизации учащихся.
Здоровье ребенка - одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основы здоровья будущего взрослого человека, его привычки, формируется шкала ценностей, жизненных приоритетов.
Психическое здоровье как составная часть здоровья вообще -важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, которая позволяет добиться усвоения учебного материала на максимуме познавательных ресурсов ребенка, способствует развитию и становлению личности.
Эмоциональный комфорт учащихся, а также степень их утомления и уровень невротизации зависят как от объема учебной нагрузки, так и от правильности построения режимов обучения, от отношения учащихся к учебной деятельности.
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на физическое и психическое здоровье школьников. Основной причиной школьной дезадаптации является хроническое перенапряжение адаптационных механизмов растущего организма, связанное с условиями обучения. Под влиянием интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, не соответствующих возрастным возможностям организма, у подростков могут возникнуть неблагоприятные физиологические и психические реакции.
Для профилактики дезадаптации и снижения психоэмоционального напряжения учителю необходимо скорректировать учебные нагрузки с учетом возраста обучающихся и их функциональных возможностей. Тактика педагога должна заключаться в поощрении учащихся проявлять доброжелательность, жизнерадостность, в стрессовых ситуациях сдерживать проявления резкости, вспыльчивости, неустойчивого поведения.
Педагогу необходимо знать ожидаемые реакции детей на стресс: гнев, агрессия, нарушение дисциплины. Особое внимание следует уделить слабоуспевающим ученикам. Необходимо открывать и поддерживать в них другие способности, позволяющие им почувствовать себя полноценными членами коллектива.
Уровень тревожности и степень невротизации учащихся выявляются путем диагностических тестов и бесед, проводимых 1-2 раза в год с целью выявления динамики и коррекции образовательной и воспитательной работы.
7. Уровень исследовательской культуры педагога.
Критериями сформированности исследовательской культуры педагога являются:
- психологическая готовность: полное осознание значимости процесса исследования в профессиональной деятельности, убежденность в ее необходимости, желание применять исследовательские навыки в своей практике и разделение целей и назначения исследовательской работы;
- научно-теоретическая готовность: знание сущности, предметного содержания исследований в области образования (цели, мотивы, предмет), структурной организации процесса (виды, типы, формы исследовательской деятельности), комплекса необходимых субъективных и объективных условий, закономерностей и принципов, технологии исследований;
- практическая готовность: обладание достаточным для дальнейшей работы уровнем сформированности исследовательских навыков, умение применять их на практике, реализация индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития, практическое использование методов и приемов исследования.
Уровни сформированности исследовательской культуры педагога представлены в таблице:
Уровни сформированности |
исследовательской рефлексии | методологического познания | исследовательской деятельности | исследовательской культуры |
Низкий | Формальный | Копирующий | Адаптивный |
Средний | Технологический | Продуктивный | Репродуктивно-эвристический |
Высокий | Теоретический с элементами творчества | Творческий | Креативный |
Уровни развития исследовательской культуры педагога: — начальный уровень (адаптивный) - отсутствие личностных ориентации на развитие исследовательской культуры как необходимого компонента в системе общей профессионально-педагогической компетентности учителя; овладение научно-теоретическими знаниями в области научного исследования на репродуктивном уровне; ситуативное, несистемное их применение на практике;
- средний уровень (репродуктивно-эвристический) характеризуется целенаправленным и осознанным овладением исследовательской культурой, осмыслением методологических, научно-теоретических основ исследовательской деятельности, готовностью к применению их на практике (творческая самореализация и исследовательский подход в решении педагогических задач, способность к проектированию, диагностике и анализу проведенных исследований, умение находить определенные усовершенствования в способах деятельности, но без принципиального
изменения);
- высокий уровень (креативный) - овладение системой фундаментальных и прикладных знаний, методологией научного исследования для решения конкретных педагогических задач с получением значимого результата, применение навыков проектирования, диагностики, анализа и обработки полученных результатов, наличие высокой внутренней мотивации, субъектный опыт и активность в творческой и исследовательской деятельности.
8. Реализация разноуровнего подхода к освоению общеобразовательной программы обучающимися.
Учитель в своей практической работе использует различные подходы в обучении, например:
1. Разноуровневый подход - это ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
2. Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
3. Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
4. Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальной, несхожей, неповторимой личности.
Разноуровневый подход в обучении.
Люди по природе своей разные. Традиционная школа не может учесть весь спектр различий личности обучаемого. Именно поэтому рекомендуется опираться и развивать индивидуальные стили познавательной деятельности каждого ученика.
Можно выделить три основных аспекта структуры личности:
1) функциональные механизмы психики;
2) опыт личности;
3) обобщенные типологические свойства личности.
Функциональные механизмы психики и соответствующие им психические процессы являются основой опыта личности. К ним относятся такие механизмы, как восприятие информации, мышление, память, психомоторика, механизмы высшего уровня регуляции, обеспечивающие управление психическими процессами, поведением человека, включающие механизмы эмоций,
внимание, волю и т. д.
Опыт личности предполагает характеристику знаний, умений, навыков, привычек, направленности личности, познавательных, эстетических, других качеств.
Обобщенные типологические свойства личности включают такие ее свойства, как характер, темперамент, способности и т. п.
Таким образом, чтобы обучение можно было считать личностно ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться:
- на уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры;
- на особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);
- на особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные
различия учащихся.
В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации.
Внутренняя дифферещиация - организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке.
Внешняя дифференциация - учащиеся специально объединяются в учебные группы.
Таким образом, при внутренней дифференциации, то есть на уроке, личностно ориентированное обучение достигается главным образом за счет педагогических технологий, в частности технологии обучения в сотрудничестве и метода проектов, за счет разнообразия приемов, которые предусматривают эти технологии.
Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Так как в нашей стране образовательный стандарт носит универсальный характер и не предполагает разный уровень освоения, разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам.
При таком обучении:
• учащиеся приобретают большую свободу действий;
• сознательно делают акцент на определенных предметах, уделяя им больше внимания за счет того, что по тем предметам, которые им меньше даются, они согласны на базовый уровень;
• в группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся;
• использование личностно ориентированных технологий позволяет и в этом случае каждому ученику принимать самое активное участие в познавательной деятельности на уроке, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания;
• система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика;
« сам ученик, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
9. Наличие персонально разработанных программ проектной, исследовательской деятельности, учебных практик.
10. Качество авторской образовательной программы учебных и элективных курсов, учебных практик, программ дополнительного образования и др. (содержательный аспект).
11. Презентация и востребованность разработанных учителем программ учебных курсов, проектной, исследовательской деятельности и др.
Авторская учебная программа - нормативный документ, содержащий авторскую идею педагога (замысел), прогнозируемые цели, сформулированные с учетом требований государственного стандарта, и модель процесса их достижения. Авторская программа отличается от типовой оригинальностью замысла, направлена на реализацию собственной методической концепции учителя и предназначена для обновления содержания школьного образования и получения более высоких результатов обучения.
Учитель, приступающий к разработке программы, должен владеть знанием целей образования, психологических закономерностей усвоения содержания образования детьми, содержанием учебной дисциплины.
Работа над авторской программой начинается с детального знакомства с содержанием родственных программ других авторов, выделения в них достоинств и недостатков. Составление
программы предполагает осознание её концепции, главных идей и логики изложения материала, опирающейся как на личный опыт автора, на его педагогический стаж, индивидуальные особенности и условия работы, так и на запросы и потребности родителей и детей, характер взаимоотношений педагога и его воспитанников и др.
Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной. Логика любой программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах, методов (путей, способов) решения этих задач, прогнозируемого результата и критериев оценки этого результата.
Требования к авторским программам:
1. Программы должны строиться на принципах личностно ориентированного образования.
2. Программы должны предусматривать различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков, такие как:
• занятие как специально организованная форма обучения;
• нерегламентированные виды деятельности;
• конкурсы, соревнования, конференции, выставки, олимпиады и другие формы свободного общения и сравнительной оценки уровня развития и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности.
3. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учётом специфических особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.
4. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к обучающемуся, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и физиологические особенности.
5. Программы должны включать описание организации разбивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.
6. Программы должны обеспечивать учащимся оптимальную нагрузку с целью защиты их от переутомления и дезадаптации.
12. Повышение квалификации педагога по проблеме использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий. Консультирование педагогов и учащихся по проблеме использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Педагог обучается на курсах повышения квалификации, участвует в тренингах, семинарах, конференциях по проблеме использования в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Регулярно применяет в обучении информационные технологии (использует 1 на уроках компьютер, интерактивную доску, сеть Интернет, создает мультимедийные продукты и т. д.). Помогает учащимся осваивать ИКТ и использовать их при обучении, в исследовательской деятельности, при подготовке домашнего задания и пр.
13. Работа с филиалами образовательного учреждения. Филиалы (отделения) образовательного учреждения реализуют образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологии (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, и проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения, обособленными структурными подразделениями которого они являются.
Соответственно учитель может осуществлять педагогическую деятельность не только в основном образовательном учреждении, но и в его филиалах.
14. Создание ситуаций необходимости поиска обучающимися дополнительной информации для решения учебных, жизненно и профессионально контекстных задач.
Создание учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию - обучению и саморазвитию - и внедрение в образовательный процесс ситуаций и задач, решение которых требует поиска дополнительной информации.
15. Использование учащимися технологий индивидуального и группового обучения (кроме учащихся, обучающихся на дому по состоянию здоровья).
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.
Выделяют несколько уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
• фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели;
• работа в статичных парах;
• групповая работа (на принципах дифференциации);
• межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели);
• фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями в практике называют групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения,
реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. То есть данная технология способствует активизации учебного процесса и позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания.
Групповые технологии как форма коллективной деятельности предполагают:
1) организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательного процесса;
2) распределение действий и операций;
3) коммуникацию, общение;
4) взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
5) рефлексию.
Главными особенностями организации групповой формы
работы учащихся на уроке являются:
- класс делится на группы для решения конкретных задач;
- каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы
или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав групп непостоянный, поскольку подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы.
Эффективность проведения групповых занятий зависит от| подбора учителем заданий, от степени подготовленности учащихся и владения ими умениями и навыками самостоятельной
работы.
16. Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе учащихся, осваивающих программы заочных школ, интернет-школ и т. п.
Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
1) среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);
2) методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.
Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом), ведь использование технологий дистанционного обучения позволяет:
• снизить затраты на проведение обучения (не требуется платить за аренду помещений, поездки к месту учебы как учащихся, гак и преподавателей, и т. п.);
• проводить обучение большого количества человек;
• повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.;
• создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Формы дистанционного обучения.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
• чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников;
• веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры', лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов;
« телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Существуют также формы дистанционного обучения, при которых учебные материалы высылаются почтой в регионы.
17. Способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества через совместный поиск способов решения педагогических задач. Позитивный настрой педагога.
В работе учителя очень важен его настрой на педагогическую деятельность. На первом месте стоит открытость педагога к принятию других позиций и точек зрения, которая предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения.
Вторая составляющая — эмоциональная устойчивость. Она определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся, определяет эффективность владения классом.
Третья компетентность - уверенность в себе, в основе которой лежит вера в собственные силы и собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися, определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.
18. Организация деятельности обучающихся в социально значимых проектах (наличие проекта и информации о ходе его реализации).
Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Проектно-исследовательская деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой -интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты иыполняемых проектов должны быть практически ориентированы, то есть если это теоретическая проблема, то должен быть найден путь ее решения, если практическая, то необходим конкретный результат, готовый к внедрению.
Учебно-проектная деятельность позволяет сформировать у учащихся устойчивую потребность в саморазвитии, создать условия для осуществления довузовской общей и профильно-ориентированной подготовки, способствует росту различных компетентностей:
• предметной - способность анализировать и действовать с позиции знаний и умений в отдельных предметных областях;
• социальной - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
• коммуникативной — способность вступать в коммуникацию, учитывая все факторы, влияющие на акты коммуникации.
Внедрение современных технологий обучения широко охватывает и воспитательный процесс. Развитие воспитательных технологий в образовательном процессе характеризуется повышенным интересом к проблеме разработки и использования социально значимых проектов.\Метод социально значимых проектов предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности и позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, организовывать обучение в сотрудничестве, напрямую затрагивать и решать социальные проблемы.
Главные цели введения в воспитательную практику метода проектов:
1) научить отдельного ученика или группу учеников использовать приобретённый в образовательном учреждении исследовательский опыт;
2) реализовать интерес к определённой социальной проблеме, приумножить знания о ней, найти пути ее решения и донести это до заинтересованней аудитории;
3) помочь учащимся подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
19. Обеспечение условий для освоения обучающимися позитивного социального опыта (встречи, сотрудничество, акции и пр.).
Воспитание социально устойчивой личности школьника, обладающей опытом позитивных социальных отношений, будет успешным, если педагогический процесс будет основан:
- на включении школьников не только в активную учебно-познавательную, но и в другие виды социально значимой деятельности;
- на актуализации социального и жизненного опыта учащихся, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;
Социальный опыт (социализацию) можно получить только через осуществление социального действия, причем чем больше возможности для свершения действия, тем выше вероятность успешной социализации, то есть возможности, попав в любую ситуацию, опознать ее сущностные характеристики и адекватно им действовать.
Внедрение в воспитательный процесс элементов, направленных на обогащение позитивного социального опыта учащихся, позволяет воспитать социально активную, высоконравственную, интеллектуальную и мобильную личность. Поэтому необходимо создание условий для:
• участия школьников в самоуправлении классом, школой;
• участия в социально направленной деятельности;
• участия в социальных проектах;
• взаимодействия ученического сообщества с местными властными структурами и пр.
20. Степень участия родителей и общественности в образовательной деятельности класса и школы (включение родителей в событийную, проектную деятельность детей и др.).
Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении школой.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
- конференций;
- индивидуальных и тематических консультаций;
- родительских собраний;
- тренингов.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дней творчества детей и их родителей;
- открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
- родительского общественного патрулирования;
- шефской помощи.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
- участие родителей в работе совета школы;
- участие родителей в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
- участие в работе общественного совета содействия семье и
школе.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1) анкетирование родителей;
2) анкетирование учащихся;
3) тестирование родителей;
4) индивидуальные беседы с родителями;
5) индивидуальные беседы с детьми;
6) посещение семьи ребенка;
7) моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.
21. Участие родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает участие обучающихся, их родителей (или законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
При этом права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения их детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
22. Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет школы среди общественности.
В портфолио вкладывается перечень мероприятий и их разработанные сценарии, которые были организованы и проведены в образовательном учреждений с целью повышения авторитета школы среди общественности (встречи с известными людьми, ветеранами, участниками военных действий, участие в социально значимых проектах, акциях, конкурсах и пр.).
23. Участие в различных профессиональных ассоциациях (союзах, объединениях).
Членами ассоциации учителей могут быть педагогические работники образовательных учреждений, показавшие высокие результаты в профессиональной деятельности, сфере методической работы как на школьном, так и на районном уровне, в сфере непосредственной работы с детьми, имеющими достижения на олимпиадах, конкурсах различных уровней; членами ассоциации могут быть также руководители школьных методических объединений.
Основными задачами деятельности профессиональных ассоциации учителей являются:
-распространение передового педагогического опыта;
- расширение диапазона профессионального общения педагогических работников;
- оказание педагогической поддержки учителям в инновационной деятельности, опытно-экспериментальной работе;
- экспертная оценка авторских программ, пособий, методических рекомендаций;
- анализ творческих работ учащихся.
Работа с педагогами осуществляется в индивидуальных и коллективных формах: консультации, тренинги, педчтения, мастер-классы, семинары, конкурсы, лекции, научно-практические конференции, олимпиады, фестивали, форумы, творческие мастерские и т. д.
24. Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации и самообразования (в том числе стажировка, дистанционные формы обучения и др.).
Индивидуальный план самообразования или индивидуальная образовательная программа повышения квалификации составляется педагогом в начале учебного года и при необходимости рассматривается и утверждается на заседании методического совета. Индивидуальный план по структуре напоминает папку индивидуальных достижений и может входить в методическое портфолио учителя как одна из его составляющих частей. Рекомендуется составлять план и вести записи о проделанной работе отдельно на каждый учебный год, с целью лучшего структурирования материалов и отслеживания общей динамики работы над темой.
25. Размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. (за анализируемый период).
Педагогом ведется учет фактов размещения авторских материалов в сети Интернет, в СМИ за анализируемый период.
26. Участие учителя в проектах, реализуемых образовательным учреждением. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности образовательного процесса, достижение нового качества образования.
Ведется учет проектов и программ, в которых педагог принимал участие.
27. Выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи молодым педагогам.
В литературе понятие «модерация» используется в нескольких значениях: как форма повышения квалификации и как совокупность методов организации работы со слушателями.
В основу разработки целей, содержания и методов модерации положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на обеспечение комфортности в группе каждому участнику, на формирование направленности на достижение результатов. Методы модерации являются целенаправленными и эффективными, когда их использование допускает личную ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированного на перенос полученных знаний в повседневную практику.
Наблюдения показывают, что процесс модерации можно рассматривать как управление учебным процессом группы, основанное на изучении ценностных ориентации слушателей, диагностике их интересов, нужд, на определении содержания будущей деятельности, которая акцентирует внимание на взаимопонимании и сотрудничестве.
В процессе модерации модератор выполняет разные функции. Когда речь идет о передаче содержания какого-нибудь материала, модератор выступает в роли референта; если необходимо изменить отношения, которые возниками между участниками группы, модератор выступает в роли консультанта; для упорядочения и управления процессами повышения квалификации модератор принимает на себя обязанность руководителя рабочего процесса в группе. В значительной степени эффективность процесса обучения в группе находится в зависимости, во-первых, от влияния модератора на процесс обучения, во-вторых, от характера отношений внутри группы. В связи с этим модератор должен владеть не только коммуникативными навыками, но и навыками управления процессом обучения и эволюции.
Модераторы - это педагоги, которые хорошо овладели знанием сущности процессов, происходящих в обществе, имеют хорошую теоретическую подготовку и умеют применять дополнительные теоретические знания в практической деятельности.
28. Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация).
Методы педагогических исследований делят на две основные группы.
1. Содержательные методы служат для изучения фактов, различных конкретных педагогических явлений и процессов. Это наблюдения, опытная педагогическая работа, эксперимент, собеседование, изучение школьной документации и ученических работ (письменных, графических, технических, рукоделий и др.), проведение анкет и другие способы накопления данных по существу изучаемого вопроса, а затем их анализ, синтез, обобщение в виде теоретических выводов и научно обоснованных рекомендаций.
2. Формальные методы. Их особенностью является высокая степень абстрагирования от конкретных педагогических явлений. Исследователь, отвлекаясь от их содержания и оперируя в своих рассуждениях и умозаключениях лишь формой, общей для ряда различных по4 своему содержанию явлений (или своими предположениями), выводит из этих понятий новые понятия. К этой группе методов относятся: математические методы, в частности количественного и кибернетического моделирования явлений и процессов, логические методы, методы теоретического анализа и синтеза. С их помощью исследуются такие, например, проблемы, как определение предмета педагогики, выяснение роли воспитания в развитии общества, прогнозирование развития школы и т. д.
29. Активное участие в опытно-экспериментальной работе ОУ.
Существует несколько подходов к проведению экспериментальной работы в ОУ.
• Культурно-образовательная инициатива - развитие средствами образования социокультурной среды с учетом историко-педагогического опыта и современного состояния теории и практики образования.
• Системно-деятельностный подход - организация в ОУ работы экспериментального типа, направленной на апробацию и создание нового.
• Конъюнктурный подход предполагает решение с помощью экспериментальных площадок иных целей.
В теоретическом плане от экспериментальных площадок ждут появления соответствующих современным условиям подходов к развитию образования, новых педагогических моделей, технологий, средств, механизмов и систем. В плане расширения программно-методического знания на базе экспериментальных площадок появляются учебно-программная документация, методические рекомендации, практические руководства, учебные пособия, учебники, рабочие тетради и др.
Таким образом, работа по реализации новой идеи в форме эксперимента проводится в три этапа, в каждом из которых педагог может принимать самое активное участие:
1) проектировочно-аналитический этап (создается пакет нормативных документов, готовятся аналитические справки, обзоры, средства анализа, протоколы и пр.);
2) исполнительский этап (сбор материала для промежуточного отчета, теоретические разработки и их описание, составление учебно-программных материалов, методических разработок, написание статей и контента для сайта);
3) обобщающий этап (подготовка реферата, итогового отчета, написание и защита диссертации, составление учебных и методических пособий или рекомендаций, публикации статей).
30. Наличие своих технологических «находок», авторской школы, официально зафиксированных через выступления на конференциях, семинарах, в публикациях, имеющих экспертное заключение.
При определении статуса педагогической технологии полезно соотнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, указать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью, и определить ее сущностные признаки. Признаками педагогической технологии являются: цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс; система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей; средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях школы.
Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность. Педтехнология будет оптимальной, если:
- ее применение способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;
- ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, то есть дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенные стандартом образования и уставом школы.
Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость. Результат применения технологии - это изменения в развитии, обученности и воспитанности учащегося, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за определенное время. Очевидно, что две технологии могут быть сравнимы по их результативности и другим свойствам.
Не всякая технология может быть применена каждым учителем, многое зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Поэтому при описании или изучении конкретной технологии необходимо обратить внимание на ее воспроизводимость в определенных условиях школы.
31. Организация работы на учебно-опытных участках (теплицы, парниковые хозяйства и др.).
Учебно-опытный участок создается для проведения в 1-11 классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, для организации общественно полезного, производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранительной работы.
На учебно-опытном участке школы организуются отделы: для начальных классов, отдел ботаники (6 кл.), отдел биологии растений (10-11 кл.), цветник, овощной, плодово-ягодный, питомник, теплица или парник, дендрологический, зоолого-животноводческий, семенной, отдел полевых культур, беседка «зеленый класс», экологический отдел (лекарственные растения, растения Красной книги, альпинарий). В состав участка входят также подсобное помещение, географическая площадка. Площадь каждого отдела определяется руководством школы с учетом местных условий и количества учащихся, привлекаемых к работе.
Основными направлениями деятельности учащихся на участке являются выращивание растений и животных, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опыто^ в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, кружковых занятий. Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников.
Определяется содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, выращиваемых животных; тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, звеньями, кружками; список изготавливаемых учебно-наглядных пособий; календарные сроки и порядок выполнения учащимися работ в процессе общественно полезного, производительного труда, в том числе в период летних каникул).
В разных образовательных учреждениях используется свой утвержденный перечень показателей проявления компетентности педагогического работника. Результаты работы можно фиксировать также в виде таблиц (как предлагалось выше, в инвариантной части), а можно представить в виде общей таблицы, куда будут вноситься записи о проделанной работе и выставляться оценка за тот или иной отчетный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»
В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...
Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.
Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....
Удостоверения о прохождении курсов "ИКТ-компетентность учителя при обучении детей-инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Основы работы. Специальные компьютерные инструменты учителя-предметика.
Удостоверения о прохождении курсов...
Доклад на августовское совещание учителей родного языка "Повышение компетентности учителя удмуртского языка и литературы в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность"
Данный доклад был подготовлен к выстплению на августовском совещании учителей родного языка...
Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ - компетентности учителей и учеников»
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения компетентности ученика)...
Мастер – класс «От компетентности учителя к компетентности обучающегося»
Цель: возрастание мотивации педагогов к повышению профессионального мастерства в условиях новых требований к компетентности учителяЗадачи:• формирование технологии приращения педагогических...