Рабочая программа
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2009 год издания. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для общеобразовательных учебных заведений:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2009. Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5-х классах обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 57.5 КБ |
5_klass_setka.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2009 год издания. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для общеобразовательных учебных заведений:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2009. Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5-х классах обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой 68 часов.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению в 5-х классах реализуется базовый уровень с элементами продвинутого по уровню владения информацией.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы авторами (Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2007) внесены следующие изменения:
изменено количество часов на изучение темы «Вода» (в тематическом планировании отводится 4 часа вместо 6 часов по программе). Эти два часа распределены на обобщающие уроки по темам «Вселенная» и «Строение и свойства вещества», что связано с достаточной подготовкой учащихся по теме «Вода» в начальной школе и сравнительно небольшим количеством новых понятий.
рекомендуемая программой тема «Растения и животные уголка живой природы» заменена темой «Ваши любимые растения и животные» что позволит расширить знания о растениях и животных научить ухаживать за ними в домашних условиях.
Цели изучения предмета:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Пакулова В.М., Иванова Н.В.: Рабочая тетрадь к курсу «Природа. Неживая и живая». 5 кл. – М.: Дрофа, 2007.
В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Тип программы: типовая, базового уровня.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ДЛЯ 5-х КЛАССОВ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
| ВВЕДЕНИЕ | 2 |
1. | Вселенная | 6 |
2. | Строение и свойства вещества | 11 |
3. | Электрические явления. | 4 |
4 | Воздух. | 9 |
5. | Вода. | 4 |
6. | Горные породы. | 4 |
7. | Почва. | 4 |
8. | Организмы. | 6 |
9. | Растения. | 6 |
10. | Грибы. | 2 |
11. | Животные. | 4 |
12. | Ваши любимые растения и животные. | 3 |
13. | Человек. Его здоровье и безопасность жизни. | 3 |
Итого: | 68 часов |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Учебно-методическое обеспечение
Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. – Саратов: изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с.
Красная книга России. Растения. Словарь-справочник школьник. О.Д. Ушакова Санкт-Петербург, 2008
Красная книга России. Животные. Словарь-справочник школьник. О.Д. Ушакова Санкт-Петербург, 2008
Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природоведение. Природа. Неживая и живая». Учебник для общеобразовательных учреждений, 5 класс – М.: Дрофа, 2009
Диск. Атлас растений Саратовской области. Л.П. Худякова, 2011
Диск. Атлас позвоночных животных Саратовской области. Р.Л. Сосновская, 2011
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков природоведения
№ | Название темы урока | Кол-во часов | Тип и форма урока | Формы контроля | Дата |
План | Факт |
1 | Человек и природа. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
2 | Природа неживая и живая (экскурсия). | 1 | Урок-экскурсия |
3 | Звёзды на небе. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
4 | Земля – наш дом. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
5 | Оболочки Земли. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
6 | Луна – естественный спутник Земли. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
7 | Солнце. Солнечная система. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
8 | Солнце. Солнечная система. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
9 | Тела и вещества. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
10 | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
11 | Вещества и смеси. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
12 | Молекулы, атомы, элементы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
13 | Движение частиц вещества. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
14 | Взаимодействие частиц.. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
15 | Разнообразие веществ. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
16 | Физические и химические явления. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
17 | Горение. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
18 | Окисление. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
19 | Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | тестирование |
20 | Электризации тел. Электрические заряды. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
21 | Электрический разряд. Молния. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
22 | Электрический ток. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
23 | Электрические станции на службе у человека. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
24 | Воздух – смесь различных газов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
25 | Свойства воздуха. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
26 | Вес воздуха и атмосферное давление. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
27 | Изменение давления воздуха с высотой. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
28 | Нагревание воздуха. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
29 | Изменение температуры воздуха с высотой. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
39 | Ветер. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
31 | Погода и её предсказание. Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон». | 1 | Урок-практикум |
32 | Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения (обобщающий урок). | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | тестирование |
33 | Три состояния воды. | 1 | Урок-лекция | фронтальный |
34 | Тепловое расширение воды. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
35 | Температура кипения воды | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
36 | Вода – растворитель. Работа воды в природе. | 1 | Урок-семинар | фронтальный |
37 | Внутреннее строение Земли. Горные породы. | 1 | Урок-практикум |
38 | Разрушение горных пород. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
39 | Полезные ископаемые. Металлы. Лабораторная работа «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
40 | Экскурсия. Изучение работы текучих вод и ветра. | 1 | Урок-экскурсия |
41 | Образование почв и их разнообразие. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
42 | Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
43 | Влияние растений на почву. | 1 | Урок-лекция | фронтальный |
44 | Разрушение почв. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
45 | Организм и его свойства. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
46 | Где живут организмы.. | 1 | Урок-лекция | фронтальный |
47 | Экскурсия в природу:«Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды». | 1 | Урок -экскурсия |
48 | Увеличительные приборы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
49 | Строение организмов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
50 | Организмы (обобщающий урок). | 1 | Урок закрепления изученного | тестирования |
51 | Признаки растения. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
52 | Разнообразие растительного мира. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
53 | Строение цветковых растений. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
54 | Места обитания дикорастущих растений. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
55 | Красная книга растений. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
56 | Многообразие культурных растений. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
57 | Разнообразие грибов. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
58 | Шляпочные грибы. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
59 | Признаки животных | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
60 | Условия жизни и многообразие диких животных. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
61 | Значение диких животных и их охрана. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
62 | Домашние животные. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
63 | Комнатные растение. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
64 | Уход за домашними животными. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
65 | Аквариум и его обитатели. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
66 | Человек и окружающая среда. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
67 | Как беречь свое здоровье? | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | фронтальный |
68 | Вредные привычки и их предупреждение. | 1 | Комбинированный урок | фронтальный |
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...