Урок по биологии "Аномалия и норма"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

мигушова татьяна борисовна

Урок по биологии с использованием метапредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anomaliya_i_norma.docx24.76 КБ
Package icon prezentaciya_k_uroku_anomaliya_i_norma.zip2.4 МБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по биологии

Тема. Аномалия и норма

Цель: развитие и формирование компетенций в области биологии, социологии, изобразительном искусстве.

Задачи:

дать понятие аномалии, как отклонение от нормы на примере аномалии в изобразительном искусстве, генетике, социуме;

развивать речь посредством использования биологических терминов и понятий;

расширять и углублять знания в метапредметной области;

 развивать коммуникативность;

воспитывать торантность, эмпатию, чувство сострадания и сопереживания;

воспитывать чувства к прекрасному через музыку, изобразительное искусство, литературу, устную речь.

Инструментарий: проектор, слайд – презентация, музыкальный ряд (Н.Паганини, К.Дебюсси);  схема  на доске, маркеры, магниты, листы для выполнения практической работы и рефлексии.

 Мигушова Т.Б. – учитель биологии губернаторской женской гимназии – интерната. Я рада видеть вас в это весеннее утро, скоро каникулы, а пока урок или , вернее, учебное занятие может быть чуточку необычное.

1. Что ж: два человека глядят в окно: один видит слякоть и грязь, другой – отражающиеся в лужах звёзды…

Мы все разные, каждый из нас индивидуален и порой одинаковые вещи рождают в нас совершенно противоречивые чувства и  вызывают разные ассоциации.

 (слайд  1) Что это? Чёрный прямоугольник, квадрат, чёрное на белом…Квадрат Малевича.  Действительно, это репродукция с картины Казимира малевича «Чёрный квадрат» . Пожалуй, это одно из загадочных произведений изобразительного искусства. А что определяет его как произведение изобразительного искусства ведь Изобрази́тельное иску́сство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Хорошо, я помогу.

Дополнение к слайду 2. Ещё одно произведение изобразительного искусства – «Девочка с персиками» Валентина Серова. Эти картины одинаковые или разные? А чем они отличаются? Цветом, сюжетом, жанром, содержанием, т.е. отражением действительности. Какая картина вам более понятна?

 У тех, кто видит картину «Чёрный квадрат» впервые, весьма неоднозначное отношение к ней. Кто-то видит лишь квадрат, одних он пугает, других - притягивает. Очевидцы говорят, если вглядеться в черноту полотна, можно различить образы и даже действия.  

    Современники придумали особое  название подобным произведениям    – аномализмы.

(слайд 3 )          2. Тема нашего учебного занятия « Аномалии и норма»

 Вопрос: Как вы думаете, что такое «аномалия»?

(слайд 4 ) Аномалия – в переводе с греч. « отклонение от нормы».

Тогда, что такое норма?

  В конце нашего занятия мы сможем дать определение и этому слову.

В течение урока, по мере поступления информации мы будем  заполнять таблицу на доске . Чёрный квадрат обычное произведение? Мы отнёсём его к аномалиям.

Первая запись на доске

Аномалия (учитель)

Норма (учащиеся)

В изобразительном искусстве как пример «Чёрный квадрат»

В генетике – наследственные болезни, мутации

В социуме – отношение к людям, страдающим Синдромом Дауна

   Если мы говорим об аномалиях, то чаще всего думаем о погодных или генетических аномалиях, нежели об аномалиях в искусстве. Так как мы на уроке биологии мы будем говорить о генетических аномалиях.

(слайд 5 ) Вопрос: Что изучает наука «генетика»?

Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, и, пожалуй, на сегодня самая загадочная наука, в которой ни об одном результате нельзя сказать с  уверенностью на  100% . Решая любую генетическую задачу, мы говорим лишь о вероятности.

   Вероятность рождения ребёнка с голубыми глазами, с греческим профилем, со сросшейся мочкой уха, с проявлением наследственных болезней.

 (слайд 6) Какие болезни называются наследственными?

Фронтальные вопросы – фронтальные ответы.

(слайд 7) Какие внешние факторы влияют на появление мутаций?

(слайд 8,9)  Вашему вниманию предлагаются несколько  портретов известных людей. Есть ли общие портретные черты у этих людей?

(слайд 10) Но это не все характеристики Синдрома Марфана, так называется   аномалия клеток соединительной ткани, которая вызывает целый комплекс изменений. Как вы считаете, понятия «синдром» и «болезнь» одинаковы? (слайд 11)

   Вторая запись в таблице клетка с изменениями – клетка без изменений

4. (слайд 12 ) И ещё об одном синдроме сегодня пойдёт речь.

Синдром Дауна является результатом присутствия в кариотипе лишней хромосомы из 21 пары (трисомия по 21 хромосоме). Причиной служит нерасхождение половых хромосом при образовании половых клеток у матери.

К сожалению, исключение данного синдрома не может быть просчитано заранее. Поэтому ребёнок с синдромом Дауна может родиться в любой семье, независимо от статуса, религии, материального положения.  

Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться говорить, читать, писать и вообще делать большую часть того, что умеют обычные дети. В политкорректной Америке таких людей называют альтернативно-одаренными.

Но если такой ребёнок родился, он не имеет права быть лишённым любви, заботы, сострадания. Зачастую дети,  воспитывающиеся в любви или как мы говорим в человеческих условиях проявляют способности к музыке, в изобразительном искусстве, театре. И тому есть доказательства.

(слайд 14)  Крис Берк - популярная личность и пример для подражания среди людей с синдромом Дауна. Он является актером, музыкантом и “послом доброй воли” американского общества "Синдром Дауна".

 Актер и художник Бобби Бредлов, человек с синдромом Дауна. Такой насыщенной биографии "необычного человека" может позавидовать и "обычный" человек!

  Паскаль Дюкен

В Москве недавно открылся театр простодушных.   

 Тема нашего урока прозвучала как аномалии и норма. Чёрный квадрат Малевича – аномалия в искусстве, Синдром Морфана  – клеточная аномалии, а к какой аномалии вы отнесли бы синдром Дауна?

Третья запись на доске.

Аномалия в социальном обществе. В нашем обществе. Почему?  Почему всё, чего мы не понимаем мы и не принимаем. Но как часто, завидев человека с Синдромом Дауна в автобусе, мы испытываем любопытство и даже интерес, порой проявляя этот интерес в весьма некорректной форме.

 В начале урока мы попытались ответить на вопросы «Что такое аномалия и что такое норма?». Так что же такое НОРМА?

(слайд 15)В словаре В.Даля я встретила интересное определение слова НОРМА: Норма – это исторически сложившиеся определяемые человеком запреты чего-либо, ограничивающие любые свободы.  Тогда перефразируйте определение аномалии. Аномалия – это отклонение, выходящее за рамки запрета чего-либо и дающие свободу?!

Учитель зачитывает столбец с записью норм.

Аномалия (учитель)

Норма (учащиеся)

В изобразительном искусстве как пример «Чёрный квадрат»

В генетике – наследственные болезни, мутации

В социуме – неоднозначное отношение к людям, страдающим Синдромом Дауна

Я заранее попросила вас разделиться на три группы и вот для чего.

Совсем скоро календарь нам явит дату, посвящённую людям с синдромом Дауна. Мы также не останемся равнодушными к этому дню В теч. 3 минут вам предстоит выполнить мини-проекты под определениями «Призыв»,

«Дата», «Листовка».

Пожалуй, на этом можно было и закончить наше занятие, но…

А может ли аномалия быть нормой?

 Учитель предлагает поменять понятия «аномалия» и «норма» при этом всё остальное оставить на своих местах.

Вопрос:

Итак, может ли нормой считаться произведения, подобные «Чёрному квадрату»?

(свобода выбора, право на самовыражение, проявление индивидуальности),

Можно ли нормой считать мутации? 

(мутации лежат в основе наследственной изменчивости, в свою очередь, наследственная изменчивость является одной из движущих сил эволюции(борьба за существование, естественный отбор)),

Можно ли нормой считать рождение людей с синдромом Дауна?

( Людей с Синдромом Дауна немного, но отношение к людям с Синдромом Дауна как лакмусовая бумага проявляет всё то негативное, что скрывает внешнее благополучие нашего общества) . Два человека глядят в окно: один видит грязь и слякоть, другой – отражённые в лужах звёзды…

 Человеческому обществу необходимы нормы – моральные, этические, правовые, общественные, при этом не ограничивающие свободы  выбора и права на жизнь.

 А может ли понятие норма распространяться на счастье, любовь, добро, бескорыстие и т.д.?

Рефлексия.  

  Слайд (16) Что вижу в чёрном квадрате я…

 Оценка деятельности воспитанников.



Подписи к слайдам:

*
*
Аномалия и норма
*
Аномалия


*
- отклонение от нормы
Норма
- общеустановленные рамки в отношении конкретной области
Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости
Что изучает генетика?
*
Наследственные болезни — это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека, другими словами мутации.
Что такое мутации?
Мутации (от латинского «изменения») – резкие, скачкообразные изменения признаков. Мутации – это стойкие изменения, которые наследуются в последующих поколениях. Мутации возникают спонтанно или же под влиянием каких-либо целенаправленных воздействий
Какие болезни мы называем наследственными?
*
*
*
Ганс Христиан Андерсен
Корней Чуковский
Винсент Шиавелли
Никкола Паганини
В. К. Кюхельбекер
Авраам Линкольн
*
Синдром Марфана высокий рост (непропорциональный гигантизм ) относительно короткое туловище крупные руки и ноги длинные гибкие пальцы
*
порок сердца грудная клетка деформирована хрусталик глаза смещён
*
Синдром – это определённое устойчивое сочетание признаков болезни, обусловленное единым развитием. Синдром и болезнь – понятия, не являющиеся синонимами.
Болезнь вызвана изменением числа хромосом в клетке:у обычных людей 46 хромосом, у людей с синдромом Дауна – 47.


Синдром Дауна
*
*
Трисомия – хромосомное расстройство, вызванное наличием всей или части дополнительной 21 хромосомы. Синдром Дауна назван в честь Джона Дауна, описавшего его в 1866 году
*
Актёры театра Простодушных
*
Норма – это исторически сложившиеся определяемые человеком запреты чего-либо, ограничивающие любые свободы.
Аномалия – это отклонение, выходящее за рамки запрета чего-либо и дающие свободу?!
*
*
СПАСИБО
*


Предварительный просмотр:

самоанализ учебного занатия «аномалия и норма»  

Учебное занятие по биологии «Аномалия и норма проведен в 10 «Б» классе. В классе 16 человек. На занятии присутствовали ____. Отношения в  коллективе спокойные и доброжелательные.  

Воспитанники в основном отличаются средним уровнем притязаний к собственному уровню образованности интеллектуального развития и мотивации. Серьезных пробелов в знаниях не имеют. По предмету «Биология» в этом классе качественная успеваемость составляет 74 %. Большинство воспитанников могут на практике применять теоретические знания в простейших задачах, обнаруживать причинно-следственные связи.

Занятие по теме «Аномалия и норма» проводилось в рамках темы «Закономерности изменчивости»  

Цель занятия:   развитие и формирование компетенций в области биологии, социологии, изобразительном искусстве

Основные задачи занятия:

дать понятие аномалии, как отклонение от нормы на примере аномалии в изобразительном искусстве, генетике, социуме;

развивать речь посредством использования биологических терминов и понятий;

расширять и углублять знания в метапредметной области;

 развивать коммуникативность;

воспитывать торантность, эмпатию, чувство сострадания и сопереживания;

воспитывать чувства к прекрасному через музыку, изобразительное искусство, литературу, устную речь.

Тип учебного занятия – комбинированный, с использованием межпредметных и метапредметных связей. Занятие  построено в соответствии с программными требованиями, требованиями учебных стандартов, с учетом потребностей и психофизиологических возрастных возможностей учащихся. Содержание занятия соответствует основным дидактическим принципам. Материал занятия соответствует программе автора В. Б. Захарова и учебнику  Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица(базовый уровень)

Учебное занятие включало в себя семь основных этапов:

Организационный момент.

Объяснение нового материала.

Работа в группах.

Анализ проведенной работы.

Рефлексия.

Оценка деятельности воспитанников на уроке.

Все этапы урока были простроены так, чтобы:

Во-первых,  стимулировать фронтальную деятельность воспитанников;

Во-вторых, вести диалог, результатом которого являлись выводы.

Организационный момент был кратковременным, он позволил определить степень готовности обучающихся к уроку и быстро включить их в деловой ритм.

Как таковой  проверки домашнего задания не было. Но по частоте и правильности ответов на фронтальные вопросы   можно сделать вывод, что воспитанниками усвоен материал предыдущих уроков.  

После сообщения темы учебного занятия   начало было не   стандартным и могло ввести в заблуждение. Использование надпредметных связей позволило  расширить границы занятия, и дать возможность воспринимать материал урока как целостную картинку.

Объяснение нового материала  было простроено так, что дети не получали от   новый материал в готовом виде. В ходе эвристической беседы  они, опираясь на ключевые моменты, озвученные учителем, делали выводы самостоятельно. Заполнение таблицы  «Аномалия – норма» было последовательным и строилось на антагонизмах:    аномалии и норма в искусстве, аномалии и норма в биологии, аномалии и норма в обществе. Всё это было преамбулой к возникновению противоречия тогда, когда таблички поменялись местами.  Приводя различные доводы, воспитанники пришли к выводу, что в определённом контексте аномалия может быть нормой, а норма –аномалией. Основным выводом урока было то, что изменение химического состава клетки могут привести к возникновению наследственных болезней, а изменение отношения общества к другим не похожим на остальных людей может привести к выздоровлению общества.

 В ходе групповой работы воспитанники выполняли мини-проекты на заданные темы.

Проведенная рефлексия позволила выяснить, насколько эффективно был проведен урок.  Заполненный чёрный квадрат «клетками-сердечками»- вывод о том, что тема урока и форма проведения не оставили детей равнодушными.

Контроль и оценивание работы воспитанников проводились на протяжении всего урока. Диалог – беседа позволяли выявить будущий потенциал воспитанников и планировать будущие уроки с нарастанием сложности.

Учебное занятие не предполагает домашнее задание, но  просьба высказать своё личностное отношение к проблеме равнодушия в обществе в виде написания эссе, не останется невыполненной. Такая практика существует.

Проблема, затронутая на занятии, в данном классе не является праздной, так как среди воспитанников есть сироты из детских домов и неполные семьи. И проблемы социального характера им известны.

Данное занятие можно отнести и к типу интегрированного урока, поскольку межпредметные связи: искусства, биологии и социологии были положены на базис философии: противоречия есть основа диалектики.

Итак, целью данного занятия являлось  развитие и формирование компетенций в области биологии, социологии, изобразительном искусстве. Следует сказать, что (цитирую) «чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать "количество образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся. Особенно остро была осознана необходимость наличия такого перечня компетенций в связи с Болонским процессом и обсуждением Общеевропейских компетенций на основе образовательных стратегий и выделения общих компетенций».

Советом Европы было принято определение 5 ключевых компетенций, которые характеризуют следующие направления.
Политическое и социальное: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно.
Жизнедеятельность в многокультурном обществе: контроль за проявлением расизма, ксенофобии, климата нетолерантности.
Владение устной и письменной коммуникацией. Владение более чем одним языком.
Информационная грамотность. Владение информационными технологиями, понимание сущности их применения, сильных и слабых сторон использования информационных технологий.
Способность учиться на протяжении всей активной жизни.

В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности компетенции.
Существует огромное разнообразие видов компетенций.
Универсальными являются т.н. ключевые компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития.

Созданная на уроке  комфортная психологическая атмосфера и общая образовательная среда способствовали саморазвитию, самообразованию и самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, личного  опыта, стимулировали личные смыслы учения.

На уроке применялись разнообразные формы, методы  и средства обучения:

по внешним признакам деятельности преподавателя и воспитанников – беседа и диалог,

по источнику получения знаний - словесные и  наглядные (как средство обучения  использование  - презентация),

по степени активности познавательной деятельности воспитанников – объяснительный, частично поисковый

 

Контроль за усвоением знаний, осуществлялся на всех этапах урока.

Время урока было распределено рационально.

Цель урока достигнута. Задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.

Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Презентация к повторительно-обощающему уроку на тему: "Социальные нормы"

в презентации содержатся тестовые задания, составленные по учебнику кравченко, Певцовой "Обществознание 6 класс". Презентацию можно использовать как в виде итогового контроля по теме, так и для провер...

Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение

Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...

Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".

Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...

Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»

Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...

Открытый урок 9 класс "Грамматические нормы"

Грамматические нормы (Правила согласования определения с определяемым словом)...