Урок по биологии "Аномалия и норма"
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Урок по биологии с использованием метапредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anomaliya_i_norma.docx | 24.76 КБ |
prezentaciya_k_uroku_anomaliya_i_norma.zip | 2.4 МБ |
samoanaliz_uroka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по биологии
Тема. Аномалия и норма
Цель: развитие и формирование компетенций в области биологии, социологии, изобразительном искусстве.
Задачи:
дать понятие аномалии, как отклонение от нормы на примере аномалии в изобразительном искусстве, генетике, социуме;
развивать речь посредством использования биологических терминов и понятий;
расширять и углублять знания в метапредметной области;
развивать коммуникативность;
воспитывать торантность, эмпатию, чувство сострадания и сопереживания;
воспитывать чувства к прекрасному через музыку, изобразительное искусство, литературу, устную речь.
Инструментарий: проектор, слайд – презентация, музыкальный ряд (Н.Паганини, К.Дебюсси); схема на доске, маркеры, магниты, листы для выполнения практической работы и рефлексии.
Мигушова Т.Б. – учитель биологии губернаторской женской гимназии – интерната. Я рада видеть вас в это весеннее утро, скоро каникулы, а пока урок или , вернее, учебное занятие может быть чуточку необычное.
1. Что ж: два человека глядят в окно: один видит слякоть и грязь, другой – отражающиеся в лужах звёзды…
Мы все разные, каждый из нас индивидуален и порой одинаковые вещи рождают в нас совершенно противоречивые чувства и вызывают разные ассоциации.
(слайд 1) Что это? Чёрный прямоугольник, квадрат, чёрное на белом…Квадрат Малевича. Действительно, это репродукция с картины Казимира малевича «Чёрный квадрат» . Пожалуй, это одно из загадочных произведений изобразительного искусства. А что определяет его как произведение изобразительного искусства ведь Изобрази́тельное иску́сство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Хорошо, я помогу.
Дополнение к слайду 2. Ещё одно произведение изобразительного искусства – «Девочка с персиками» Валентина Серова. Эти картины одинаковые или разные? А чем они отличаются? Цветом, сюжетом, жанром, содержанием, т.е. отражением действительности. Какая картина вам более понятна?
У тех, кто видит картину «Чёрный квадрат» впервые, весьма неоднозначное отношение к ней. Кто-то видит лишь квадрат, одних он пугает, других - притягивает. Очевидцы говорят, если вглядеться в черноту полотна, можно различить образы и даже действия.
Современники придумали особое название подобным произведениям – аномализмы.
(слайд 3 ) 2. Тема нашего учебного занятия « Аномалии и норма»
Вопрос: Как вы думаете, что такое «аномалия»?
(слайд 4 ) Аномалия – в переводе с греч. « отклонение от нормы».
Тогда, что такое норма?
В конце нашего занятия мы сможем дать определение и этому слову.
В течение урока, по мере поступления информации мы будем заполнять таблицу на доске . Чёрный квадрат обычное произведение? Мы отнёсём его к аномалиям.
Первая запись на доске
Аномалия (учитель) | Норма (учащиеся) |
В изобразительном искусстве как пример «Чёрный квадрат» | |
В генетике – наследственные болезни, мутации | |
В социуме – отношение к людям, страдающим Синдромом Дауна |
Если мы говорим об аномалиях, то чаще всего думаем о погодных или генетических аномалиях, нежели об аномалиях в искусстве. Так как мы на уроке биологии мы будем говорить о генетических аномалиях.
(слайд 5 ) Вопрос: Что изучает наука «генетика»?
Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, и, пожалуй, на сегодня самая загадочная наука, в которой ни об одном результате нельзя сказать с уверенностью на 100% . Решая любую генетическую задачу, мы говорим лишь о вероятности.
Вероятность рождения ребёнка с голубыми глазами, с греческим профилем, со сросшейся мочкой уха, с проявлением наследственных болезней.
(слайд 6) Какие болезни называются наследственными?
Фронтальные вопросы – фронтальные ответы.
(слайд 7) Какие внешние факторы влияют на появление мутаций?
(слайд 8,9) Вашему вниманию предлагаются несколько портретов известных людей. Есть ли общие портретные черты у этих людей?
(слайд 10) Но это не все характеристики Синдрома Марфана, так называется аномалия клеток соединительной ткани, которая вызывает целый комплекс изменений. Как вы считаете, понятия «синдром» и «болезнь» одинаковы? (слайд 11)
Вторая запись в таблице клетка с изменениями – клетка без изменений
4. (слайд 12 ) И ещё об одном синдроме сегодня пойдёт речь.
Синдром Дауна является результатом присутствия в кариотипе лишней хромосомы из 21 пары (трисомия по 21 хромосоме). Причиной служит нерасхождение половых хромосом при образовании половых клеток у матери.
К сожалению, исключение данного синдрома не может быть просчитано заранее. Поэтому ребёнок с синдромом Дауна может родиться в любой семье, независимо от статуса, религии, материального положения.
Большинство детей с синдромом Дауна могут научиться говорить, читать, писать и вообще делать большую часть того, что умеют обычные дети. В политкорректной Америке таких людей называют альтернативно-одаренными.
Но если такой ребёнок родился, он не имеет права быть лишённым любви, заботы, сострадания. Зачастую дети, воспитывающиеся в любви или как мы говорим в человеческих условиях проявляют способности к музыке, в изобразительном искусстве, театре. И тому есть доказательства.
(слайд 14) Крис Берк - популярная личность и пример для подражания среди людей с синдромом Дауна. Он является актером, музыкантом и “послом доброй воли” американского общества "Синдром Дауна".
Актер и художник Бобби Бредлов, человек с синдромом Дауна. Такой насыщенной биографии "необычного человека" может позавидовать и "обычный" человек!
Паскаль Дюкен
В Москве недавно открылся театр простодушных.
Тема нашего урока прозвучала как аномалии и норма. Чёрный квадрат Малевича – аномалия в искусстве, Синдром Морфана – клеточная аномалии, а к какой аномалии вы отнесли бы синдром Дауна?
Третья запись на доске.
Аномалия в социальном обществе. В нашем обществе. Почему? Почему всё, чего мы не понимаем мы и не принимаем. Но как часто, завидев человека с Синдромом Дауна в автобусе, мы испытываем любопытство и даже интерес, порой проявляя этот интерес в весьма некорректной форме.
В начале урока мы попытались ответить на вопросы «Что такое аномалия и что такое норма?». Так что же такое НОРМА?
(слайд 15)В словаре В.Даля я встретила интересное определение слова НОРМА: Норма – это исторически сложившиеся определяемые человеком запреты чего-либо, ограничивающие любые свободы. Тогда перефразируйте определение аномалии. Аномалия – это отклонение, выходящее за рамки запрета чего-либо и дающие свободу?!
Учитель зачитывает столбец с записью норм.
Аномалия (учитель) | Норма (учащиеся) |
В изобразительном искусстве как пример «Чёрный квадрат» | |
В генетике – наследственные болезни, мутации | |
В социуме – неоднозначное отношение к людям, страдающим Синдромом Дауна |
Я заранее попросила вас разделиться на три группы и вот для чего.
Совсем скоро календарь нам явит дату, посвящённую людям с синдромом Дауна. Мы также не останемся равнодушными к этому дню В теч. 3 минут вам предстоит выполнить мини-проекты под определениями «Призыв»,
«Дата», «Листовка».
Пожалуй, на этом можно было и закончить наше занятие, но…
А может ли аномалия быть нормой?
Учитель предлагает поменять понятия «аномалия» и «норма» при этом всё остальное оставить на своих местах.
Вопрос:
Итак, может ли нормой считаться произведения, подобные «Чёрному квадрату»?
(свобода выбора, право на самовыражение, проявление индивидуальности),
Можно ли нормой считать мутации?
(мутации лежат в основе наследственной изменчивости, в свою очередь, наследственная изменчивость является одной из движущих сил эволюции(борьба за существование, естественный отбор)),
Можно ли нормой считать рождение людей с синдромом Дауна?
( Людей с Синдромом Дауна немного, но отношение к людям с Синдромом Дауна как лакмусовая бумага проявляет всё то негативное, что скрывает внешнее благополучие нашего общества) . Два человека глядят в окно: один видит грязь и слякоть, другой – отражённые в лужах звёзды…
Человеческому обществу необходимы нормы – моральные, этические, правовые, общественные, при этом не ограничивающие свободы выбора и права на жизнь.
А может ли понятие норма распространяться на счастье, любовь, добро, бескорыстие и т.д.?
Рефлексия.
Слайд (16) Что вижу в чёрном квадрате я…
Оценка деятельности воспитанников.
Подписи к слайдам:
*
Аномалия и норма
*
Аномалия
*
- отклонение от нормы
Норма
- общеустановленные рамки в отношении конкретной области
Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости
Что изучает генетика?
*
Наследственные болезни — это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека, другими словами мутации.
Что такое мутации?
Мутации (от латинского «изменения») – резкие, скачкообразные изменения признаков. Мутации – это стойкие изменения, которые наследуются в последующих поколениях. Мутации возникают спонтанно или же под влиянием каких-либо целенаправленных воздействий
Какие болезни мы называем наследственными?
*
*
*
Ганс Христиан Андерсен
Корней Чуковский
Винсент Шиавелли
Никкола Паганини
В. К. Кюхельбекер
Авраам Линкольн
*
Синдром Марфана высокий рост (непропорциональный гигантизм ) относительно короткое туловище крупные руки и ноги длинные гибкие пальцы
*
порок сердца грудная клетка деформирована хрусталик глаза смещён
*
Синдром – это определённое устойчивое сочетание признаков болезни, обусловленное единым развитием. Синдром и болезнь – понятия, не являющиеся синонимами.
Болезнь вызвана изменением числа хромосом в клетке:у обычных людей 46 хромосом, у людей с синдромом Дауна – 47.
Синдром Дауна
*
*
Трисомия – хромосомное расстройство, вызванное наличием всей или части дополнительной 21 хромосомы. Синдром Дауна назван в честь Джона Дауна, описавшего его в 1866 году
*
Актёры театра Простодушных
*
Норма – это исторически сложившиеся определяемые человеком запреты чего-либо, ограничивающие любые свободы.
Аномалия – это отклонение, выходящее за рамки запрета чего-либо и дающие свободу?!
*
*
СПАСИБО
*
Предварительный просмотр:
самоанализ учебного занатия «аномалия и норма»
Учебное занятие по биологии «Аномалия и норма проведен в 10 «Б» классе. В классе 16 человек. На занятии присутствовали ____. Отношения в коллективе спокойные и доброжелательные.
Воспитанники в основном отличаются средним уровнем притязаний к собственному уровню образованности интеллектуального развития и мотивации. Серьезных пробелов в знаниях не имеют. По предмету «Биология» в этом классе качественная успеваемость составляет 74 %. Большинство воспитанников могут на практике применять теоретические знания в простейших задачах, обнаруживать причинно-следственные связи.
Занятие по теме «Аномалия и норма» проводилось в рамках темы «Закономерности изменчивости»
Цель занятия: развитие и формирование компетенций в области биологии, социологии, изобразительном искусстве
Основные задачи занятия:
дать понятие аномалии, как отклонение от нормы на примере аномалии в изобразительном искусстве, генетике, социуме;
развивать речь посредством использования биологических терминов и понятий;
расширять и углублять знания в метапредметной области;
развивать коммуникативность;
воспитывать торантность, эмпатию, чувство сострадания и сопереживания;
воспитывать чувства к прекрасному через музыку, изобразительное искусство, литературу, устную речь.
Тип учебного занятия – комбинированный, с использованием межпредметных и метапредметных связей. Занятие построено в соответствии с программными требованиями, требованиями учебных стандартов, с учетом потребностей и психофизиологических возрастных возможностей учащихся. Содержание занятия соответствует основным дидактическим принципам. Материал занятия соответствует программе автора В. Б. Захарова и учебнику Д.К.Беляева и Г.М.Дымшица(базовый уровень)
Учебное занятие включало в себя семь основных этапов:
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Работа в группах.
Анализ проведенной работы.
Рефлексия.
Оценка деятельности воспитанников на уроке.
Все этапы урока были простроены так, чтобы:
Во-первых, стимулировать фронтальную деятельность воспитанников;
Во-вторых, вести диалог, результатом которого являлись выводы.
Организационный момент был кратковременным, он позволил определить степень готовности обучающихся к уроку и быстро включить их в деловой ритм.
Как таковой проверки домашнего задания не было. Но по частоте и правильности ответов на фронтальные вопросы можно сделать вывод, что воспитанниками усвоен материал предыдущих уроков.
После сообщения темы учебного занятия начало было не стандартным и могло ввести в заблуждение. Использование надпредметных связей позволило расширить границы занятия, и дать возможность воспринимать материал урока как целостную картинку.
Объяснение нового материала было простроено так, что дети не получали от новый материал в готовом виде. В ходе эвристической беседы они, опираясь на ключевые моменты, озвученные учителем, делали выводы самостоятельно. Заполнение таблицы «Аномалия – норма» было последовательным и строилось на антагонизмах: аномалии и норма в искусстве, аномалии и норма в биологии, аномалии и норма в обществе. Всё это было преамбулой к возникновению противоречия тогда, когда таблички поменялись местами. Приводя различные доводы, воспитанники пришли к выводу, что в определённом контексте аномалия может быть нормой, а норма –аномалией. Основным выводом урока было то, что изменение химического состава клетки могут привести к возникновению наследственных болезней, а изменение отношения общества к другим не похожим на остальных людей может привести к выздоровлению общества.
В ходе групповой работы воспитанники выполняли мини-проекты на заданные темы.
Проведенная рефлексия позволила выяснить, насколько эффективно был проведен урок. Заполненный чёрный квадрат «клетками-сердечками»- вывод о том, что тема урока и форма проведения не оставили детей равнодушными.
Контроль и оценивание работы воспитанников проводились на протяжении всего урока. Диалог – беседа позволяли выявить будущий потенциал воспитанников и планировать будущие уроки с нарастанием сложности.
Учебное занятие не предполагает домашнее задание, но просьба высказать своё личностное отношение к проблеме равнодушия в обществе в виде написания эссе, не останется невыполненной. Такая практика существует.
Проблема, затронутая на занятии, в данном классе не является праздной, так как среди воспитанников есть сироты из детских домов и неполные семьи. И проблемы социального характера им известны.
Данное занятие можно отнести и к типу интегрированного урока, поскольку межпредметные связи: искусства, биологии и социологии были положены на базис философии: противоречия есть основа диалектики.
Итак, целью данного занятия являлось развитие и формирование компетенций в области биологии, социологии, изобразительном искусстве. Следует сказать, что (цитирую) «чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать "количество образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся. Особенно остро была осознана необходимость наличия такого перечня компетенций в связи с Болонским процессом и обсуждением Общеевропейских компетенций на основе образовательных стратегий и выделения общих компетенций».
Советом Европы было принято определение 5 ключевых компетенций, которые характеризуют следующие направления.
Политическое и социальное: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно.
Жизнедеятельность в многокультурном обществе: контроль за проявлением расизма, ксенофобии, климата нетолерантности.
Владение устной и письменной коммуникацией. Владение более чем одним языком.
Информационная грамотность. Владение информационными технологиями, понимание сущности их применения, сильных и слабых сторон использования информационных технологий.
Способность учиться на протяжении всей активной жизни.
В результате каждый обучающийся создает свою компетентностную парадигму, включая в нее и инвариантные для определенной профессиональной деятельности компетенции.
Существует огромное разнообразие видов компетенций.
Универсальными являются т.н. ключевые компетенции. Их характерные признаки выражаются в следующем: они многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, требуют значительного интеллектуального развития.
Созданная на уроке комфортная психологическая атмосфера и общая образовательная среда способствовали саморазвитию, самообразованию и самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, личного опыта, стимулировали личные смыслы учения.
На уроке применялись разнообразные формы, методы и средства обучения:
по внешним признакам деятельности преподавателя и воспитанников – беседа и диалог,
по источнику получения знаний - словесные и наглядные (как средство обучения использование - презентация),
по степени активности познавательной деятельности воспитанников – объяснительный, частично поисковый
Контроль за усвоением знаний, осуществлялся на всех этапах урока.
Время урока было распределено рационально.
Цель урока достигнута. Задачи реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему :"Ударение. Нормы литературного ударения." 5 класс.
Урок усвоения новых знаний по теме; "Орфоэпия. Культура речи...
конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе
Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....
Презентация к повторительно-обощающему уроку на тему: "Социальные нормы"
в презентации содержатся тестовые задания, составленные по учебнику кравченко, Певцовой "Обществознание 6 класс". Презентацию можно использовать как в виде итогового контроля по теме, так и для провер...
Урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение
Открытый урок по теме социальные нормы и отклоняющееся поведение...
Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".
Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...
Урок биологии 8 класс «Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион»
Цели урока: показать необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека, познакомить школьников с данными суточных затрат энергии людьми разных профессий, обосновать н...
Открытый урок 9 класс "Грамматические нормы"
Грамматические нормы (Правила согласования определения с определяемым словом)...