Интеллектуально-познавательная игра "Биологический калейдоскоп"
методическая разработка по биологии (7,8,9 класс) по теме

Бибикова Галина Михайловна

Игра состоит из трёх туров, посвящённых растениям, животным и охране природы Чернушинского района и Пермского края, а также предусмотрена игра со зрителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologicheskiy_kaleydoskop_.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Атняшинская основная общеобразовательная школа»

Интеллектуально-познавательная игра

«Биологический калейдоскоп»

(для учащихся 7-9классов)

                                                        

Внеклассное мероприятие

                                                        разработала

                                                        учитель биологии

                                                        I категории

                                                        Бибикова Г.М.

2011

Содержание

Введение                                                                                1-2

I тур.  Экспресс- викторина  о растениях

«Пять секунд на размышление»                                                3

II тур «Животные»

1. Конкурс  «Следствие ведут знатоки»                                 4

2.Конкурс «Биологическая мозаика»                                5

III тур «Охрана природы»                                                         7

Игра со зрителями                                                                8

Литература                                                                         10

Приложение                                                                        11

Призы – календари с названием игры

 «Биологический калейдоскоп»

Введение

Как из стёклышек в калейдоскопе складываются различные узоры, так и в игре «Биологический калейдоскоп» с помощью различных заданий складываются знания учащихся об охране природы Чернушинского района и Пермского края, о растительном и животном мире нашей планеты.

Цель игры: повышение интереса к изучению предмета биологии. расширение кругозора учеников, а также развитие навыков коллективной работы.

Задачи:

  1. расширить кругозор учащихся о растительном  и животном мире;
  2. познакомить учащихся с природоохранными территориями Чернушинского района и Пермского края, с видами животных и растений, занесёнными в Красную книгу;
  3. формировать чувство любви к родному краю, бережного отношения к природе;
  4. развивать коммуникативные способности, умение работать в группах, умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения, логическое мышление

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров, игры со зрителями.

Участники игры – 2 команды смешанного состава из учащихся разных классов, по 2 человека из каждого класса, выбирается жюри,

Право первого хода разыгрывается жребием.

Выигрывает  команда, набравшая большее количество баллов в 3 турах

Командам (как победителям, так и участникам) вручаются призы.

Среди зрителей - болельщиков выявляется эрудит, который тоже поощряется призом.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, экран, компьютерная презентация игры, жетоны, чёрный ящик, игрушка зайчонок , призы – календари с названием игры.

Ход игры.

  1. Название и девиз команды, пожелания команде соперника, жюри..
  2. Игра со зрителями «Викторина»
  3. I тур «Растения». Экспресс - викторина.о растениях «Пять секунд на размышление»

В быстром темпе по очереди каждая команда отвечает на 10 вопросов.

В конкурсе выигрывает та команда, которая дала больше правильных ответов.

  1. II тур «Животные»:

а) конкурс «Следствие ведут знатоки» - 5 мин.

        Каждой команде надо определить животное по оставленным следам, удаляющимся голосам, характеру деятельности.

Во время подготовки  команд - игра со зрителями. «Черный ящик»

б) конкурс «Биологическая мозаика» По принципу мозаики  надо собрать фрагменты животного в единое целое.

Игра для зрителей  «Песенный репертуар о цветах или о животных» (Вспомнить песни, в которые включены названия цветов или животных)

  1. IIIтур «Охрана природы».

На табло под номерами даны 9 вопросов по охране природы Чернушинского района и Пермского края. Каждая команда поочерёдно выбирает вопросы и отвечает  за 1 минуту (по 4 вопроса каждой команде, 1 вопрос- зрителям)

  1. Подведение итогов, награждение победителей. Вручение призов.

7. Рефлексия деятельности на занятие

Смайлики разного цвета на положительные и отрицательные эмоции:

красный цвет – не понравилось остались недовольны

зеленый цвет – очень понравилось

желтый цвет – понравилось, но есть замечания (не все понравилось)        

I тур.  Экспресс- викторина  о растениях «Пять секунд на размышление»

В быстром темпе по очереди каждая команда отвечает на 10 вопросов.

В конкурсе выигрывает та команда, которая дала больше правильных ответов.

Вопросы для  команд

  1. Как можно определить возраст дерева?  (По годичным кольцам)
  2. Чем питаются растения-хищники? ( Мелкими насекомыми.)
  3. Какое растение называют другом путешественника? (Подорожник)
  4. Назовите самую высокую и быстрорастущую траву. (Бамбук)
  5. Какое растение считается самым маленьким на свете. (Ряска)
  6. Из какого дерева сделаны спички? (Осина)
  7. Какое растение самым первым побывало в космосе, расцвело там и дало семена при отсутствии гравитации. (Арабидопсис)
  8. Какое научное название ноготков? (календула)
  9. Дерево, символизирующее Россию? (Берёза)
  10. Какое растение имеет самые крупные плоды и семена? (Сейшельская пальма  - лодоицея, которая растёт на Сейшельских островах. Поперечный разрез её плода и семени имеет в диаметре 35 см.)
  11. Среди хлеба родился, а на стол не годится? (Василек.)
  12. Не сеют, не сажают, они сами вырастают.  (Сорняки.)
  13. Из какого дерева получают каучук? ( Гевея.)
  14. Из цветков какого растения получается самый вкусный мёд? (Липа)
  15. Название какого растения переводится как «звезда»? (Астра)
  16. Среди каких растений строят больницы для туберкулёзных больных? (Сосен)
  17. Какое дерево на нашей планете считается самым высоким? (Самым высоким на планете из деревьев был царственный эвкалипт в Австралии. Его высота была 132,6 м.)
  18. В Древнем Риме ее называли капут, что означает «голова», а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать, хрустеть». А как это растение называем мы? (Капуста)
  19. Судя по названию, это растение ядовито для животных. А вот люди его считают      лекарственным и лечат самые разные недуги. Назовите растение. (Зверобой)
  20. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это     за    растение? (Дуб)

II тур «Животные»

1. Конкурс  «Следствие ведут знатоки»

Каждой команде надо определить животное по оставленным следам, голосам, характеру деятельности.

Задания команде №1

Определите животных:

1. Норы роют в берегах рек. Вход в нору под водой, а гнездовая камера - выше уровня воды, в нескольких метрах от входа. При отсутствии высоких берегов, удобных для рытья нор, животные живут в хатках. Хатка имеет гнездовую камеру и два или три входа. Высота хаток может достигать 1-3 м. Для того, чтобы выходы из нор или хаток всегда были под водой и для поддержания постоянного уровня воды, эти животные строят плотины.

  (бобры)

2. Звуки животного

 Следы животного: а — на ходу; б — на скаку (волк)

3. Отпечаток четырех лап животного  на снегу

    (заяц)

 

Задания команде №2

Определите животных:

  1. Следы кормежки хорошо заметны - поломанные кусты, ободранные стволы деревьев, кучки помета. Зимой взрослое животное съедает около 7-9 кг веточного корма за сутки, предпочитая побеги ивы, рябины, осины, но не избегает и хвойных пород ... Кору с крупных деревьев  соскабливает резцами нижней челюсти, оставляя на стволе довольно широкие бороздки - следы долотообразных зубов.

    (лось)

  1. А на пне сидит большой ...

Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями!

Ткнулся заяц в снег, а …насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает.

Где заяц упал, там снег примят. Где …крыльями хлопал, – там знаки на снегу, будто от пальцев.

Прослушайте звуки этого животного. (филин)

3.

Следы животного на снегу (лиса)

  1. Конкурс «Биологическая мозаика»

Каждой команде надо собрать из фрагментов фотографию животного. Выигрывает та команда, которая выполнит задание быстрее.

ФОТО Белка обыкновенная

ФОТО Бурый медведь

III тур «Охрана природы»

Команды по очереди отвечают на вопросы, номера которых выбирают из общего табло. Для обратного перехода к слайду «Табло»  нажимаем на смайлики слайдов.

Тема «Чернушинский район»

  1. Какие особо охраняемые природные территории Чернушинского района вам известны? (Емаш-Павловская старица, Капкан-гора, Сульмаш- Таныпский лес, Чернушинский пригородный лесной парк)
  2. Согласно постановлению правительства  Пермского края от 24.08.07. в нашем районе появился государственный природный заказник регионального значения. На его территории разрешено собирать грибы, ягоды, посещать его в просветительских и научных целях, но запрещено промышленное рыболовство и, главное, охота, что не скажешь по его названию.

                                                                               ( Капкан-Гора или Капкан)

  1. Особо охраняемая природная территория местного значения «Емаш-Павловская старица» (состоит из озера и водоохранной зоны вокруг него, основная ценность с точки зрения охраны природы — это местообитание редких в Пермском крае растений . Какие редкие водные растения произрастают в данной местности? (Кувшинки и кубышки)
  2. Какие заповедники имеются в Пермском крае? («Басеги», «Вишерский»)
  3. Какие животные, обитающие в «Басегах» занесены в Красную книгу России? (Северный олень, выдра + в Международную Красную книгу, норка европейская,)
  4. Какие птицы, обитающие в заповеднике «Басеги», занесены в Красную книгу России? (Желна - чёрный дятел, ястреб- тетеревятник, сокол-сапсан, чечевица)
  5. Какие охраняемые виды растений в Пермском крае вам известны?

(Ветреница пермская, калипсо луковичная, адонис весенний)

  1. Какие  виды цветковых растений занесены в Красную книгу России? (шиверекия подольская, астрагал кунгурский, венерин башмачок настоящий)
  2. Этот вид насекомого занесён не только в Красную книгу РФ, но и находится в Европейском Красном списке животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения во всемирном масштабе. В Пермском крае отмечен только в южных районах. (Шмель неопределенный (цветной, необыкновенный)

Игры со зрителями

Цель: выявить знатока биологии среди зрителей,  наградить в номинации «Эрудит» в конце игры.

I. Викторина

  1. Какой из китов самый большой? (синий кит)
  2. Назовите самую большую лягушку в мире. (голиаф)
  3. У кого в животном мире самая непостоянная форма тела? (амеба)
  4. Какая наша птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки? (стриж)
  5. У каких рыб кожа такая шершавая, что из нее можно делать напильники? (акулы)
  6. У каких “благородных” животных голубая кровь? (головоногие моллюски)
  7. Как зовут старшую сестру кабачка и патиссона? (тыква)
  8. У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырех кальмаров? (Одинаково, 40)
  9. На каком базаре самый большой шум? (на птичьем)
  10. Название какой вредной бабочки все время твердят на уроках химии? (моль)
  11. Назовите цветы, в названии которых заключены женские и мужские имена. (Иван-да-Марья, василёк, маргаритка, Иван-чай, вика, лилия).
  12. Загадки.
  13. Я и в поле, и в саду у прохожих на виду, голова моя бела, лепестками проросла. (Ромашка)
  14. Весной я красный, как кумач, летом я похож на мяч, а осенью в домишке живут мои детишки. (Мак)
  15. Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик).
  16. Название какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия? (Ирис).
  17. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения? (Незабудка).
  18. Назвать растения, в названии которых есть две ноты. (Си-ре-нь, по-ми-до-р, фа-соль).
  19. Назвать растения, в названии которых есть одна нота. (Пер-си-к, до-нник, ре-вень, коноп-ля, подма-ре-нник, ми-ндаль, ва-си-лёк).

II. Игра «Чёрный ящик»

Что находится в чёрном ящике? Зрители с помощью вопросов, адресуемых к ведущему и требующих однозначных ответов «Да» или «Нет», должны угадать.

Победитель получает приз.

В ящике лежит игрушка зайчонок.

III. Игра для зрителей  «Песенный репертуар о цветах или о животных» (Вспомнить песни, в которые включены названия цветов или животных)

Литература

  1. Верещагина В.А. и др. Растительный мир Прикамья, Пермское книжное издательство, 1998
  2. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных, Тула, Родничок, 1999
  3. http://www.chernadm.ru/infrastruktura/ekologiya/

Чернушинский муниципальный район. Официальный сайт.

  1. http://www.permecology.ru/redbook/008_main.html

5.Красная книга Пермского края

6.Рохлов В, Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для Учащихся и родителей.– М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  1. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения – М.: ТКО «АСТ», 1996.

ПРИЗЫ – календари с названием игры «Биологическая олимпиада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Искусство во мне"

Внеклассное мероприятие по ИЗО в 6 классе...

«Колыбель Екатеринбурга» - интеллектуально-познавательная игра - путешествие для учащихся 4-5 классов.

Интеллектуально-познавательная игра - «Колыбель Екатеринбурга» разработана для  учащихся 4-5 классов.Цель игры - развитие интереса учащихся к прошлому и настоящему родного города Екатеринбу...

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие тв...

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 10–11-х классов, посвященная празднику Победы...

Интеллектуально-познавательная игра "Биологический калейдоскоп"

Игра состоит из трёх туров, посвящённых растениям, животным и охране природы Чернушинского района и Пермского края, а также предусмотрена игра со зрителями....

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Интеллектуально-познавательная игра "Осенний калейдоскоп"

Игра состоит из множества разноплановых конкурсных испытаний, в рамках которых дети проявят свою смекалку и сообразительность, а так же творческие способности по теме осени.Игру можно проводить как дл...