Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Данный материал служит для обобщения и систематизации знаний учащихся о жизненном  цикле  и чередовании поколений у водорослей  и высших споровых растений,    развивает умение работать  с  биологическим  текстом,  отрабатывает навыки в организации самостоятельного поиска биологической информации , воспитывает бережное отношение к природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока  по теме:

«Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей  

и высших споровых растений»

План урока

Дата:

Номер урока по теме: № 1, 2, тема: «Онтогенез растений», 10 класс.,

Тема урока: «Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей  и высших споровых растений»

Комплексная цель урока:

Обучающая - обеспечить восприятие и осознание учащимися  учебного материала, осмысление ими связей и отношений между объектами изучения.

Развивающая – продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять материал,  делать выводы и заключения.

Воспитательная - формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики своей личности.

Задачи урока:

1.обобщить и систематизировать знания учащихся о жизненном  цикле  и чередовании поколений у водорослей  и высших споровых растений.

2.продолжить  развитие умений работать  с  биологическим  текстом, навыка в организации самостоятельного поиска биологической информации

3.воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: Урок- панорама.

Методы и средства обучения:  исследовательский, поисковый, словесный, наглядно-экспериментальный, сочетание руководства учителя с самостоятельной   работой учащихся репродуктивного и  конструктивного характера.

Оборудование: Дидактический материал,   мультимедиа,  модели – аппликации, гербарии

Использованная литература: 

- Грин Н.,  Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир , 1998 год.

-О.В. Гончаров, А.В. Пименов. Биология: пособие для поступающих в    ВУЗы. Саратов, Аграрный университет им. Н.И. Вавилова, 2001 г.

Ход урока.

тапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

- Взаимное приветствие учителя и учащихся;

-определение отсутствующих;

-проверка внешнего состояния классного помещения;

-проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид, рабочая поза);

-организация внимания.проверка подготовленности учащихся к уроку( рабочее место. учителя с самостоятельнойформации, оформлять материал, защищать иссл

- Взаимное приветствие учителя и учащихся;

-дежурный  класса сообщает об отсутствующих учащихся;

- психологическая подготовка учащихся к  уроку.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

 Слайды № 1- 8  

-Фронтальный опрос учащихся.

Интеллектуальная разминка по  ранее изученным темам.:  

« Эмбриональный период развития», «Постэмбринальный период развития;

- устранение возможных пробелов в знаниях

- Презентация – раздел « Интеллектуальная

разминка»

Сообщение темы урока, цели, задач  и мотивации учебной деятельности учащихся

 Слайды № 9-1 2

-Учитель начинает  урок  с   формирования мотивации:

1. Вопрос – О каком  растении идет речь?

Среди них  самые древние  морские  растения существующие на Земле уже по крайней мере, 1000 млн. лет.

2.Вопрос – О каком  растении эти стихи?

3. Вопрос- С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян –

дне Ивана Купалы. По поверью, в темную ночь в канун праздника цветет это растение.

Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком этого растения, откроются

любые клады, где бы они не были спрятаны...

Что это за растение? 

1. Водоросли

2.Мхи

3. Папоротник

Актуализация знаний

 Слайд № 13

I . Блок . Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей.

  Слайд № 14. Задание – «Способы размножения  одноклеточных водорослей на примере хламидомонады»

Работа с опорным конспектом

1. Прочитайте карточку- задание  №1

  « Бесполое размножение», « Половое размножение»

2.Используя данный текст, расположите подписи   рядом с  соответствующими  рисунками.

Задание -  Используя  модель  аппликацию  « Размножение  многоклеточной водоросли»  воспроизведите этот процесс  на доске.

 

Слайд № 15  .II Блок Жизненный цикл и чередование поколений у мхов.

Слайд № 16  Гаметофит — гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений , производящая половые клетки, или гаметы 

Особенности  гаметофита: образование из спор, гаплоидный набор хромосом.

Спорофит - бесполое поколение у растений, в цикле развития которых имеется чередование поколений. На  спорофите  формируются спорангии, в которых в результате мейоза образуются споры.

Особенности спорофита: образование  в результате оплодотворения. Слайд №17

1.Работа с опорными конспектами: Задание – прочитайте карточку – задание №2 и ответьте на вопросы.

1. Как называются  мужские органы размножения

2.Что в них образуется

3. Что развивается  на верхушках женских растений

4.  Что в них образуется.

5. Где происходит процесс оплодотворения

 6. Что является начальной стадией спорофита

7. Что развивается из зиготы

8. Из споры развивается  

Слайд № 18-  цель – закрепление  этапа урока

 Слайд № 19

III . Блок Жизненный цикл и чередование поколений у папоротников.

 Общие сведения- Слайды  № 20- 2

- Комментарии учителя

 Итог: Слайд № 22

 Слайд № 23

- Учитель ставит перед учащимися задачу определить  набор хромосом  на схеме.

Учащиеся выделяют ключевые слова, данные в определениях.

Работа с биологичес-ким текстом (опорным конспектом )

2. Выполнение  задания у доски с использованием  электронного лабораторного практикума

 Индивидуальная работа  обучающегося   1-у доски,2- с ЦОР( в режиме он-лайн)

Ответы школьников:

Антеридии

 Сперматозоиды

 Архегонии

 Яйцеклетка

 В водной среде

 Зигота

Спорогоний

 Гаметофит.

Вывод  учеников: Таким образом, спорофит находится  на гаметофите и с ним связан. У мхов- гаметофит преобладает над спорофитом.

 Комментарии школьников

Воспроизведение учащимися знаний и способов действия применений учащимися приобретенных знаний, выполнение   тестового задания

  Учитель предлагает выполнить задание № 1

( карточка – задание 3)

I. Найдите соответствие

1.АНТЕРИДИИ  А. половые клетки

2.СПОРОФИ Т  Б.корнеобразные выросты

3.АРХЕГОНИИ    В).этап жизненного цикла растений, в ходе которого    развиваются половые клетки.

4.ГАМЕТЫ        Г).женские половые органы растений

5.СПОРАНГИЙ Д).мужские половые органы растений

6. ГАМЕТОФИТ  Е).бесполое поколение или этап жизненного цикла  растения для образования и созревания спор

7. РИЗОИДЫ   Ж). головка, в которой развиваются и созревают  споры.          

Выполнение упражнений стандартного типа (тренировочные упражнения)

 II. Найдите один верный ответ

1.Орган  мохообразных, являющийся местом образования сперматозоидов:

1.спорангий, 2. архегоний, 3. антеридий, 4. спорофит

2.Половой и бесполое поколение не разделены и являются частями одного организма-особенность:

1. голосеменных, 2.папоротниковидных, 3.моховидных.

3. Из споры папоротника развивается:

1. заросток, 2.корневище, 3 стебель, 4. первый лист.

4.Споры у мхов созревают в:

1. сорусах на нижней стороне листа, 2. коробочках, 3.шишках, 4. спороносных колосках

Выполнение работы в паре.

Выполнение упражнений реконструктивно-

вариативного типа

III. Вставьте  пропущенные слова. 

К группе  высших споровых растений относят две группы:  первое это- __________, у которых преобладает  половое поколение- __________, и второе это-___________________, у которых преобладает  бесполое поколение ___________, а половое поколение представлено_____________ сердцевидной формы.

 Слова для справок: водоросли, моховидные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные, гаметофит, спорофит, зигота, гамета, заросток, предросток, зооспора,

Выполнение самостоятельной работы

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Обсуждение и коррекция допущенных ошибок учащихся в ходе выполнения тестовых заданий.

- Учащиеся совместно с учителем работают над закреплением полученных знаний.

Анализ и оценка итогов работы

-Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы на уроке;

-подведение итогов работы (что удалось, что не удалось, какие обнаружены пробелы в знаниях учащихся);

- учитель оценивает работу класса, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали ученики;

- выставление оценок учащимся с коммен-тариями учителя

Определение и разъяснение домашнего задания

- учитель  информирует учеников о домашнем задании и дает инструктаж по его выполнению

 Подготовить информацию о  разнообразии голосеменных растений, по желанию   подготовить презентацию на тему

« Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных»

- Ученики делают записи в  дневниках.

Итог:

Всего по списку:_______________________________________________________________

Присутствовали на уроке:_______________________________________________________

На «5»________________________________________________________________________

На «4»________________________________________________________________________

На «3»________________________________________________________________________

На «2»_____________________________________________________________________

Рефлексия:

Что знал ____________________________________________________________________

Что узнал нового______________________________________________________________

Что  узнаю____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

"Жизненный цикл клетки"

тест для 9 класса по теме "Жизненый цикл клетки"...

Жизненные циклы паразитических червей.

В данном материале вы найдете материал для урока зоологии....

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Урок изучения нового материала по биологии  в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Презентация предназначена для проведения  урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"...

чередование поколений у растений.

презентация поможет при подготовки к ЕГЭ иОГЭ при повторении темы "Чередование поколений у различных систематических групп растений"...