Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Данный материал служит для обобщения и систематизации знаний учащихся о жизненном цикле и чередовании поколений у водорослей и высших споровых растений, развивает умение работать с биологическим текстом, отрабатывает навыки в организации самостоятельного поиска биологической информации , воспитывает бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_teme_-_zhiznennyy_cikl_i_cheredovanie_pokoleniy_u_vodorosley.rar | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по теме:
«Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей
и высших споровых растений»
План урока
Дата:
Номер урока по теме: № 1, 2, тема: «Онтогенез растений», 10 класс.,
Тема урока: «Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей и высших споровых растений»
Комплексная цель урока:
Обучающая - обеспечить восприятие и осознание учащимися учебного материала, осмысление ими связей и отношений между объектами изучения.
Развивающая – продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять материал, делать выводы и заключения.
Воспитательная - формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики своей личности.
Задачи урока:
1.обобщить и систематизировать знания учащихся о жизненном цикле и чередовании поколений у водорослей и высших споровых растений.
2.продолжить развитие умений работать с биологическим текстом, навыка в организации самостоятельного поиска биологической информации
3.воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: Урок- панорама.
Методы и средства обучения: исследовательский, поисковый, словесный, наглядно-экспериментальный, сочетание руководства учителя с самостоятельной работой учащихся репродуктивного и конструктивного характера.
Оборудование: Дидактический материал, мультимедиа, модели – аппликации, гербарии
Использованная литература:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир , 1998 год.
-О.В. Гончаров, А.В. Пименов. Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. Саратов, Аграрный университет им. Н.И. Вавилова, 2001 г.
Ход урока.
тапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап | - Взаимное приветствие учителя и учащихся; -определение отсутствующих; -проверка внешнего состояния классного помещения; -проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид, рабочая поза); -организация внимания.проверка подготовленности учащихся к уроку( рабочее место. учителя с самостоятельнойформации, оформлять материал, защищать иссл | - Взаимное приветствие учителя и учащихся; -дежурный класса сообщает об отсутствующих учащихся; - психологическая подготовка учащихся к уроку. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | Слайды № 1- 8 -Фронтальный опрос учащихся. Интеллектуальная разминка по ранее изученным темам.: « Эмбриональный период развития», «Постэмбринальный период развития; - устранение возможных пробелов в знаниях | - Презентация – раздел « Интеллектуальная разминка» |
Сообщение темы урока, цели, задач и мотивации учебной деятельности учащихся | Слайды № 9-1 2 -Учитель начинает урок с формирования мотивации: 1. Вопрос – О каком растении идет речь? Среди них самые древние морские растения существующие на Земле уже по крайней мере, 1000 млн. лет. 2.Вопрос – О каком растении эти стихи? 3. Вопрос- С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. По поверью, в темную ночь в канун праздника цветет это растение. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком этого растения, откроются любые клады, где бы они не были спрятаны... Что это за растение? | 1. Водоросли 2.Мхи 3. Папоротник |
Актуализация знаний | Слайд № 13 I . Блок . Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. Слайд № 14. Задание – «Способы размножения одноклеточных водорослей на примере хламидомонады» Работа с опорным конспектом 1. Прочитайте карточку- задание №1 « Бесполое размножение», « Половое размножение» 2.Используя данный текст, расположите подписи рядом с соответствующими рисунками. Задание - Используя модель аппликацию « Размножение многоклеточной водоросли» воспроизведите этот процесс на доске.
Слайд № 15 .II Блок Жизненный цикл и чередование поколений у мхов. Слайд № 16 Гаметофит — гаплоидная многоклеточная фаза в жизненном цикле растений , производящая половые клетки, или гаметы Особенности гаметофита: образование из спор, гаплоидный набор хромосом. Спорофит - бесполое поколение у растений, в цикле развития которых имеется чередование поколений. На спорофите формируются спорангии, в которых в результате мейоза образуются споры. Особенности спорофита: образование в результате оплодотворения. Слайд №17 1.Работа с опорными конспектами: Задание – прочитайте карточку – задание №2 и ответьте на вопросы. 1. Как называются мужские органы размножения 2.Что в них образуется 3. Что развивается на верхушках женских растений 4. Что в них образуется. 5. Где происходит процесс оплодотворения 6. Что является начальной стадией спорофита 7. Что развивается из зиготы 8. Из споры развивается Слайд № 18- цель – закрепление этапа урока Слайд № 19 III . Блок Жизненный цикл и чередование поколений у папоротников. Общие сведения- Слайды № 20- 2 - Комментарии учителя Итог: Слайд № 22 Слайд № 23 - Учитель ставит перед учащимися задачу определить набор хромосом на схеме. | Учащиеся выделяют ключевые слова, данные в определениях. Работа с биологичес-ким текстом (опорным конспектом ) 2. Выполнение задания у доски с использованием электронного лабораторного практикума Индивидуальная работа обучающегося 1-у доски,2- с ЦОР( в режиме он-лайн) Ответы школьников: Антеридии Сперматозоиды Архегонии Яйцеклетка В водной среде Зигота Спорогоний Гаметофит. Вывод учеников: Таким образом, спорофит находится на гаметофите и с ним связан. У мхов- гаметофит преобладает над спорофитом. Комментарии школьников |
Воспроизведение учащимися знаний и способов действия применений учащимися приобретенных знаний, выполнение тестового задания | Учитель предлагает выполнить задание № 1 ( карточка – задание 3) I. Найдите соответствие 1.АНТЕРИДИИ А. половые клетки 2.СПОРОФИ Т Б.корнеобразные выросты 3.АРХЕГОНИИ В).этап жизненного цикла растений, в ходе которого развиваются половые клетки. 4.ГАМЕТЫ Г).женские половые органы растений 5.СПОРАНГИЙ Д).мужские половые органы растений 6. ГАМЕТОФИТ Е).бесполое поколение или этап жизненного цикла растения для образования и созревания спор 7. РИЗОИДЫ Ж). головка, в которой развиваются и созревают споры. | |
Выполнение упражнений стандартного типа (тренировочные упражнения) | II. Найдите один верный ответ 1.Орган мохообразных, являющийся местом образования сперматозоидов: 1.спорангий, 2. архегоний, 3. антеридий, 4. спорофит 2.Половой и бесполое поколение не разделены и являются частями одного организма-особенность: 1. голосеменных, 2.папоротниковидных, 3.моховидных. 3. Из споры папоротника развивается: 1. заросток, 2.корневище, 3 стебель, 4. первый лист. 4.Споры у мхов созревают в: 1. сорусах на нижней стороне листа, 2. коробочках, 3.шишках, 4. спороносных колосках | Выполнение работы в паре. |
Выполнение упражнений реконструктивно- вариативного типа | III. Вставьте пропущенные слова. К группе высших споровых растений относят две группы: первое это- __________, у которых преобладает половое поколение- __________, и второе это-___________________, у которых преобладает бесполое поколение ___________, а половое поколение представлено_____________ сердцевидной формы. Слова для справок: водоросли, моховидные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные, гаметофит, спорофит, зигота, гамета, заросток, предросток, зооспора, | Выполнение самостоятельной работы |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | -Обсуждение и коррекция допущенных ошибок учащихся в ходе выполнения тестовых заданий. | - Учащиеся совместно с учителем работают над закреплением полученных знаний. |
Анализ и оценка итогов работы | -Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы на уроке; -подведение итогов работы (что удалось, что не удалось, какие обнаружены пробелы в знаниях учащихся); - учитель оценивает работу класса, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали ученики; - выставление оценок учащимся с коммен-тариями учителя | |
Определение и разъяснение домашнего задания | - учитель информирует учеников о домашнем задании и дает инструктаж по его выполнению Подготовить информацию о разнообразии голосеменных растений, по желанию подготовить презентацию на тему « Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных» | - Ученики делают записи в дневниках. |
Итог:
Всего по списку:_______________________________________________________________
Присутствовали на уроке:_______________________________________________________
На «5»________________________________________________________________________
На «4»________________________________________________________________________
На «3»________________________________________________________________________
На «2»_____________________________________________________________________
Рефлексия:
Что знал ____________________________________________________________________
Что узнал нового______________________________________________________________
Что узнаю____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...
"Жизненный цикл клетки"
тест для 9 класса по теме "Жизненый цикл клетки"...
Жизненные циклы паразитических червей.
В данном материале вы найдете материал для урока зоологии....
Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"
Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Урок изучения нового материала по биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"
Презентация предназначена для проведения урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"...
чередование поколений у растений.
презентация поможет при подготовки к ЕГЭ иОГЭ при повторении темы "Чередование поколений у различных систематических групп растений"...