программа элективного курса по биологии
методическая разработка (биология, 9 класс) по теме
Методическая разработка -программа элективного курса для учащихся 9 классов(может быть использована в старшей школе, 10-11 класс). Материал содержит пояснительную записку, цель и задачи курса, а так же содержание курса с примерным календарно-тематическим планированием. Список рекомендуемой методической литературы. Программа эффективно используется 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с углублённым изучением отдельных предметов «Дневной пансион 84»
г.о.Самара
Программа элективного курса
по биологии для учащихся 9 классов
« Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач»
Составитель:
учитель биологии
Мерзлякова Н.Г.
г.о. Самара 2008г.
«Основные алгоритмы решения цитологических и генетических задач»
Пояснительная записка:
Программа элективного курса предлагается учащимся 9 классов. Она направлена на расширение знаний и умений по базовому предмету «Биология», развитие специфических способов деятельности – решение задач. Позволяет учащимся, в дальнейшем, обучаться в профильных естественнонаучных классах или группах.
В основу создания данного элективного курса положен материал из темы «Основы цитологии» и « Основы генетики» по разделу общей биологии.
Программа курса дополняет и углубляет знания школьников по данным темам, формирует умение решать задачи на повышенном уровне сложности, обеспечивает подготовку к сдачи итоговых испытаний за курс полной средней школы.
Курс рассчитан на 36 часов(2ч в неделю в одном п/г или 1ч в неделю в течении года).
Цель курса:
Повышение уровня изучения биологии как базового предмета, что позволяет подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Основные задачи курса:
- Формирование научной картины мира у учащихся.
- Развитие навыков применения знаний в практической деятельности.
- Изучение общебиологических понятий на более сложном уровне ( профильном).
Содержание курса.
Введение.(1ч.)
Цели и задачи курса. Место и роль цитологии и генетики в системе биологических знаний. Методы исследования данных наук.
Материальные основы наследственности.(6ч.)
Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК,АТФ. Особенности строения и функции в клетке. Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле. Расчет длины молекулы при заданных условиях (применение правила Чаргаффа).
Биосинтез белка. Основные этапы, химизм. Генетический код. Матричный характер синтеза. Задачи на установление последовательности расположения нуклеотидов на заданной цепи и аминокислот в белковой молекуле ( применение правила комплементарности).
Особенности строения хромосом, их видовая специфичность. Митоз. Мейоз. Цитологические основы, значение данных процессов. Особенности овогенеза и сперматогенеза.
Закономерности наследования признаков(6ч.)
Наследование признаков при моногибридном скрещивании. Особенности гибридологического метода Г. Менделя. Правила оформления генетических задач. Доминирование признаков: полное, неполное, кодоминирование. Дигибридное скрещивание.
Наследование признаков при полигибридном скрещивании. Кроссинговер. Явление сцепленного наследования. Наследование признаков сцепленных с полом. Половые хромосомы и аутосомы.
Генетика человека(7ч.).
Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод, анализ и составление родословных. Методы: близнецовый, цитогенетический, онтогенетический. Здоровье и наследственные болезни человека (хромосомные и генные). Заболевания, сцепленные с полом.
Изменчивость, ее причины(6ч.)
Формы изменчивости. Методы ее изучения. Классификация мутаций: геномные, хромосомные, генные. Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости.
Генетика популяций(5ч.)
Популяция. Динамика популяции. Математическое доказательство закона Харди-Вайнберга.
Генетические основы селекции(4ч.)
Селекция как наука. Отбор и его формы. Порода, сорт, штамм. Классификация типов скрещивания. Гетерозис.
Заключение(1ч.)
Подведение итогов курса. Рефлексия.
Календарно-тематическое планирование курса.
Срок проведения | № часа | Тема занятия | Форма проведения |
1 | Введение. | лекция | |
2 | Особенности строения и биологическая функция нуклеиновых кислот.Расчет процентного содержания нуклеотидов в молекуле ДНК. | Семинар, примеры решения задач. | |
3 | Основные этапы биосинтеза белка. Правило комплементарности | Семинар. | |
4 | Генентический код. Матричный характер синтеза. | Семинар. | |
5 | Применение правила комплементарности. | Решение задач. | |
6 | Установление последовательности аминокислот в белковой молекуле. | Решение задач. | |
7 | Особенности строения хромосом. Цитологические основы митоза и мейоза. | Лабораторная работа. | |
8-9 | Основные понятия генетики. Особенности моногибридного скрещивания.Первый и второй законы Г. Менделя. | Решение задач. | |
10 | Доминирование признаков (полное и неполное). Анализирующее и возвратное скрещивание. | Решение задач. | |
11 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. | Решение задач. | |
12-13 | Соотношение полов в естественных условиях. Половые хромосомы и аутосомы. | Решение задач. | |
14-17 | Методы изучения генетики человека. Составление родословных. | Семинар. | |
18-20 | Наследственные болезни человека. Медико-генетические консультации. | Решение задач. | |
21-26 | Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости. | Лекции, лабораторные работы. | |
27-31 | Популяция. Динамика популяций. Закон Харди-Вайнберга. | Лекция, пример решения задач, семинар. | |
32-35 | Селекция. Формы отбора. Классификация типов скрещивания.Гетерозис. | Семинар. Примеры решения задач. | |
36 | Подведение итогов курса. | Зачет. |
Использованные источники:
1. Биолгия в экзаменационных вопросах и ответах. Н.Лемеза, Л.Камлюк, Н.Лисов / учебное пособие- Москва: Айрис-пресс,
1999.-455с.
2. Биология. 10 класс:поурочные планы по учебнику Д.К. Беляева, в 2-ух частях, сост. А.Ю.Гаврилова.- Волгоград: учитель, 2005/2006- 144с./125с.
3. Биология: 9 класса: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-240с.
4. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс/ О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова.-М.: ВАКО, 2006.-464с.
5. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии/ Г.А. Адельшина, Ф.К. Адельшин.-М.: Планета, 2011.-174с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"
Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....