презентации по зоологии
презентация к уроку по биологии на тему
презентации по зоологии
по программе И.Н.Пономаревой
7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bryuhonogie_mollyuski.ppt | 2.65 МБ |
tip_kishechnopolostnye.ppt | 1020 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : Изучение характерных особенностей брюхоногих моллюсков, их многообразие, значение в природе и жизни человека Выявление связи между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их средой обитания
Характерные особенности брюхоногих моллюсков: Число видов – более 90 тыс. Среда обитания – водная и наземно-воздушная
Пресные водоемы Прудовик обыкновенный
Лужанка
Морские моллюски Каури
Конус
Морской ангел
Сухопутные Янтарка
Слизень
Виноградная улитка
Строение тела улиток Длина тела самых малых улиток – 2-3 мм, а самых больших – 25 см Отделы тела: голова, туловище, нога На голове 1 или 2 пары длинных мягких щупалец, пара глаз и рот Нога приспособлена к ползанию и представляет собой мускулистый вырост брюшной части тела
Раковина улиток У брюхоногих моллюсков раковина имеет вид спирали . При этом у одних видов (таких, как катушка) эта спираль плоская, а у других (таких, как прудовик) она коническая. Завитки конически закрученных раковин могут идти по часовой стрелке – тогда раковина называется правозакрученной, или против часовой стрелки – левозакрученной. В природе чаще всего встречаются правозакрученные.
У большинства улиток образуются открытоспиральные раковины, когда все ее обороты видны снаружи
У некоторых улиток последний более крупный завиток охватывает все предыдущие. Такие раковины называются скрытоспиральные
5 – прудовик 6 – катушка 7 – минолия 8 – виноградная улитка
Органы дыхания – легкое или жабры У растительноядных – во рту терка, у хищных – специальная железа с едкой жидкостью
Задание : изучите особенности строения и образа жизни улиток (с.64 – 66) 1 РЯД 2 РЯД 3 РЯД Прудовик обыкновенный Виноградная улитка Слизень полевой
Что общего в строении и образе жизни у изученных брюхоногих?
Общие черты прудовика, виноградной улитки и слизня: мускулистая нога для ползания на голове – щупальца, глаза, рот питание растительной пищей дыхание атмосферным воздухом спирально закрученная раковина (у слизней раковины нет)
Хищные брюхоногие Конусы живут на дне тропических морей, питаются мелкими рыбами, червями и моллюсками. Имеют хоботок, похожий на червя, в основании которого содержится ядовитая железа. Когда рыба хватает «червя», яд впрыскивается в ее тело.
Мурекс: в ноге развита железа, вырабатывающая сильную кислоту, которой размягчает раковину жертвы. На своей раковине имеет мощные шипы, которые использует в качестве распорки раковин жертвы.
Морской ангел – планктонный моллюск. Парит в толще воды. Прозрачное тело прекрасно маскирует его, а крыловидные выросты ноги создают дополнительную поверхность. Раковины не имеет
Задание Установите связь между особенностями строения и жизнедеятельностью улиток и их средой обитания . Запишите в тетрадь примеры приспособленности улиток к среде обитания
Ответ: Имеются мускулистая нога для передвижения, соответствующие органы дыхания: для атмосферного – легкое, для водного – жабры; у растительноядных – во рту терка, у хищных – специальная железа с едкой жидкостью и др.
Значение улиток в природе Регулируют численность многих позвоночных и беспозвоночных животных Являются пищей для многих видов рыб, земноводных, птиц и млекопитающих Многие живущие на суше брюхоногие моллюски вредят культурным растениям Некоторые пресноводные моллюски являются промежуточными хозяевами паразитических плоских червей из класса сосальщиков
Значение улиток в жизни человека Многие виды употребляются в пищу, так как является ценным диетическим продуктом, богатый микроэлементами и йодом Раковины используются в качестве материалов для прикладного творчества и ювелирных работ
Задание: прочитайте статью «Знаете ли Вы?» на с.45 в рабочей тетради и ответьте на вопрос: какое значение в жизни человека имеют моллюски каури и мурексы
Каури-монеты (раковинные деньги)
Ответьте на вопросы : Почему брюхоногих так назвали? Назовите представителей разных сред обитания улиток и укажите черты приспособленности к среде. Каково значение брюхоногих моллюсков в природе и жизни человека?
Выполните тест 1. Другое название брюхоногих моллюсков: а – каури; б – улитки; в - слизни 2. Прудовик - это моллюск: а – пресноводный; б – морской; в – сухопутный 3. Раковины нет у: а – слизней и виноградной улитки; б – слизней и морского ангела; в – слизней и конуса 4. Нога улитки – это вырост : а – брюшной части тела; б – спинной части тела; в – головы 5. Раковина улиток: а – спиральная; б – двустворчатая; в –спиральная и двустворчатая 6. Орган дыхания прудовика: а – жабры; б – легкое ; в - легкие 7. К хищным улиткам не относится: а – конус; б – мурекс; в – виноградная улитка 8. Вредят культурным растениям: а – прудовик, виноградная улитка, слизни; б – конус, мурекс, морской ангел; в – янтарка, виноградная улитка, слизни
Проверьте ответы и оцените себя б а б о ошибок – «5» а 1- 2 ошибки - «4» а 3 -5 ошибок – «3» б 6- 8 ошибок – «2» в в
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Общая характеристика типа Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые полипы Значение кишечнополостных
Цели: Обобщить и систематизировать знания о Типе Кишечнополостных; Расширить представление о многообразии типа, значении этих организмов;
Ключевые слова Кишечнополостные, сцифоидные, эктодерма, энтодерма, регенерация, стрекательные, промежуточные клетки
Классы типа Кишечнополостных Гидроидные Сцифоидные Полипы
Класс Гидроидные Гидра пресноводная
Строение гидры 1 – рот 2 – щупальца 3 – эктодерма 4 – эндодерма 5 – кишечная полость 6 – сперматозоид 7 – яйцеклетка 8 – почка 9 – нервное сплетение 10 – нервная клетка 11 – стрекательная клетка 11А –стрекательная нить 11Б –чувствительный волосок 11В – стрекательная капсула
Главные характеристики класса Тело имеет вид мешочка, состоящего из двух слоёв – наружного эктодермы и внутреннего – энтодермы. Внутри имеет пищеварительную полость. Образ жизни – полуподвижный.
Органы и системы (наружный слой) КОЖНО-МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – покровная и двигательная функция. СТРЕКАТЕЛЬНЫЕ КЛЕТКИ – впрыскивают яд в тело жертвы.
Органы и системы (наружный слой) ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ КЛЕТКИ – дают начало другим клеткам. НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ – имеют отростки, образующие сеть.
Органы и системы (внутренний слой) ПИЩЕВАРИТЕЛЬНО-МУСКУЛЬНЫЕ КЛЕТКИ –перемешивание и переваривание пищи. ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ – вырабатывают ферменты, необходимые для пищеварения
Питание Стрекательные клетки парализуют жертву Через ротовое отверстие пища попадает во внутреннюю полость Переваривание пищи происходит с помощью мускульных клеток Пищеварение двух типов – внутриклеточное и внутриполостное
Размножение Почкованием (бесполое) – на теле гидры появляется бугорок, из которого вырастает взрослая гидра. Половое размножение – на теле гидры созревают половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки, которые сливаясь образуют яйцо.
Класс Сцифоидные (медузы) Аурелия
Строение медузы
Главные характеристики класса Тело состоит из купола, с нижней стороны ротовое отверстие, окруженное щупальцами. Образ жизни – подвижный
Питание Питается, захватывая щупальцами мелких рыбешек
Размножение Размножается половым путем. После слияния половых клеток развивается личинка – планула, которая затем прикрепляется ко дну. Далее происходит почкование и отделяются взрослые медузы.
Класс Коралловые полипы
Строение кораллового полипа
Главные характеристики класса Живут колониями. Имеют известковый скелет, который образует рифы. Питаются мелкими организмами, парализуя их как гидра. Образ жизни – неподвижный.
Значение Коралловые полипы образуют коралловые рифы – место обитания многих животных. Природные фильтраторы воды. Образовали залежи известняка.
Значение Используются для изготовления ювелирных украшений.
Контрольный тест
Какие классы относятся к Типу Кишечнополостных? Класс Сцифоидные Класс Саркодовые Класс Млекопитающие
Подбери пары : Через центр тела можно провести несколько полостей, рассекающих его на равные части Одна плоскость делит тело примерно на две равные половины Двусторонняя симметрия Радиальная симметрия
Что характерно для кишечнополостных? Относятся к простейшим Стенка тела образована двумя слоями Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки Развита регенерация
Какое размножение характерно для кишечнополостных? Половое Бесполое
Подбери пары 1. Промежуточные клетки 2. Кожно-мускульные клетки 3. Стрекательные клетки 4. Железистые клетки на внутренней стенке А) Вырабатывают пищеварительные ферменты Б) Функция защиты и поражение жертвы В) Покров, функция движения Г) Способны образовывать любые другие клетки А В Г Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анимации о животных для презентаций по зоологии
Анимации о животных и насекомых, которые можно использовать при составлений презентаций в 7 классе....
Презентация "История зоологии" УМК В.В.Латюшин
Презентация "История зоологии" может использоваться при изучени нового материала. Цели урока: 1) дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; 2...
Презентация по биологии для учащихся 7 класса по теме "Предмет зоологии. История зоологии"
Презентация к курсу биологии для учащихся 7 класса по теме "Предмет зоологии. История зоологии"....
Презентация по зоологии "Способы передвижения животных"
В презентации представлены различные способы передвижения животных - амебоидное, с помощью ресничек(жгутиков) и с помощью мышц. В презентации так же даны интересные сведения о различных животных - рек...
Презентация по зоологии "Тип Кишечнополостные"
В презентации рассматриваются классы животных типа Кишечнополостные - Сцифоидные медузы и Коралловые полипы. В презентации дано множество ярких фотографий представителей этого типа, в том числе ...
Презентация по зоологии 7 класс "Класс Земноводные"
Данная презентация по биологии предназначена для учащихся изучающих зоологию, соответствует и обязательному минимуму основных образовательных программ, и позволяет охватить материал несколько большего...
Презентация по зоологии 7 класс "Класс Земноводные Общая характеристика, Особенности внешнего строения"
Данная презентация по биологии предназначена для учащихся изучающих зоологию, соответствует и обязательному минимуму основных образовательных программ, и позволяет охватить материал несколько большего...
Комментарии
Хорошие презентации.
Хорошие презентации.