Приспособления птиц к полету
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Методической основой данного урока является технология проблемного обучения, предполагающая включение воспитанников в процесс решения проблем и проблемных задач, организацию самостоятельной поисковой деятельности.
Применение информационно-коммуникационных технологий (работа с презентацией, интерактивной доской, видеофрагментами), организация микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, использование межпредметных связей с физикой и литературой позволяет глубоко изучить учебный материал, способствует развитию теоретического мышления воспитанников, навыков работы с информацией и помогает расширить воспитательные возможности урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otchego_lyudi_ne_letayut.docx | 77.05 КБ |
prilozhenie_1.docx | 17.49 КБ |
prilozhenie_2.docx | 20.67 КБ |
prilozhenie_5.docx | 18.23 КБ |
prilozhenie_6.docx | 24.92 КБ |
prilozhenie_3.docx | 29.71 КБ |
prilozhenie_4.docx | 57.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК
ПО БИОЛОГИИ
Тема: Отчего люди не летают?
Цель урока: содействовать развитию у воспитанников критического мышления, опыта и инструментария познавательной деятельности; выявить особенности организации птиц, связанные с приспособленностью к полету.
Задачи урока:
- познавательная: изучить особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с приспособлением к полету;
- развивающая: развивать теоретическое мышление воспитанников, информационные и коммуникативные умения и навыки в процессе самостоятельной работы с учебной информацией;
- воспитательная: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, самостоятельности); формирование ценностного отношения к природе и ее изучению.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие.
Мобилизующее начало урока. Просмотр видеофрагмента «Полет чаек» под музыку А. Пахмутовой.
Преподаватель:
Я белая птица, белая птица.
Жизни мгновения длится полёт.
Но белая птица, белая птица
Только в полёте поёт и живёт.
Какие чувства Вы испытывали, наблюдая за полетом птиц?
Постановка учебной проблемы.
Полет – удивительное, завораживающее зрелище! Полет – извечная мечта человека. Отчего люди не летают?», - восклицает Екатерина героиня пьесы Н.А.Островского «Гроза».
А разве люди не способны летать?
Воспитанники приводят примеры летательных аппаратов и приспособлений, которые человек использует для полета.
Преподаватель: Как много приспособлений придумал человек, чтобы подняться в воздух, но так и не смог повторить полет птиц. Чем же отличается полет птицы от полета летательного аппарата? (просмотр видеофрагмента «Виды полета птиц»). Во время беззвучного просмотра один из воспитанников делает сообщение о видах полета (приложение 1).
В процессе обсуждения уточняется формулировка проблемы: «Отчего люди не летают так, как птицы?»
Преподаватель: прежде всего, предлагаю вам выяснить, какими характеристиками должно обладать тело, способное к полету (создание кластера в процессе беседы с воспитанниками, который оформляется на доске и в тетрадях).
Поиск решения.
Преподаватель: А теперь постараемся найти особенности строения и жизнедеятельности птиц, которые делают их тело обтекаемым, легким и прочным, создают летательные поверхности, снабжают полет энергией и обеспечивают навигацию.
Наибольшее количество приспособлений к полету обнаруживается в скелете птицы.
В процессе беседы, работы с рисунком и натуральным объектом (скелет голубя) выявляются особенности строения скелета птиц, связанные с приспособлением к полету (приложение 2):
- кости тонкие с воздушными полостями;
- срастание костей черепа, поясничных, крестцовых и хвостовых позвонков, костей тазового пояса и ключиц;
- грудина имеет вырост – киль;
- кости предплюсны и плюсны срослись в цевку;
- челюсти превратились в клюв;
Преподаватель демонстрирует приемы работы со слайдом в процессе представления информации и организует поисковую работу воспитанников с дополнительной информацией (работа в парах: прочитать учебный текст (приложение 3), подчеркнуть в тексте и отметить на рисунке приспособления птиц к полету).
Во время самостоятельной работы с целью создания благоприятной психологической атмосферы используется звуковой фон (пение птиц в лесу).
Работа с текстами продолжается в течение 5 минут, затем пары представляют результаты, описывая приспособления птиц к полету во внешнем строении и строении мышечной системы:
- легкая и маленькая голова;
- гибкая, тонкая шея;
- туловище обтекаемой формы;
- передние конечности превратились в крылья;
- кожа сухая и тонкая;
- перьевой покров;
- развитие летательных мышц и мышц нижних конечностей.
Во время презентации остальные воспитанники отмечают в рабочих листах (приложение 4) с помощью условных знаков (Л – легкость, П – прочность, Оф – обтекаемая форма, Э – энергия, Лп – летательные поверхности, Д – двигатель, Н - навигация) какие характеристики полета обеспечивают данные приспособления.
Просмотр видеофрагмента «Полет голубя», рассказ преподавателя о возникновении подъемной силы: воздух обтекает передний край крыла, а также выпуклую верхнюю поверхность. Это приводит к ускорению его движения и создаёт область пониженного давления, в то время как давление на нижнюю вогнутую поверхность крыла остаётся практически постоянным. Данная разница давления над крылом и под ним создаёт подъёмную силу.
Микроисследование: А теперь попробуем представить себя птицами. Интересно, с какой частотой пришлось бы нам махать руками-крыльями, чтобы взлететь? Например, сорока совершает 3 взмаха крыльями в секунду, голубь – 8, а колибри – до 50. Некоторые птицы летят без посадки и отдыха более 20 часов.
Попробуйте помахать руками с частотой 3 взмаха в секунду. Сможете продержаться хотя бы 1 час? Почему?
В процессе беседы выясняется, что для этого человеку не хватит энергии.
Преподаватель: если бы человек мог тратить столько же энергии, сколько тратит птица при полете, то он мог бы в течение суток каждую секунду поднимать груз весом в 400 кг на высоту 1 метра.
Что является источником энергии для полета птицы? Почему не сбивается дыхание птиц при полете?
Выдвижение гипотез. Проверка правильности гипотез – презентация приспособлений к полету в строении дыхательной, кровеносной и пищеварительной систем:
- губчатые легкие
- воздушные мешки, обеспечивающие двойное дыхание;
- разделение артериального и венозного кровотоков;
- большой объем сердца и высокая частота сердцебиений;
- отсутствие зубов;
- расширение пищевода – зоб для временного хранения пищи;
- двухкамерный желудок;
- высокая активность пищеварительных ферментов.
Презентация сопровождается обсуждением проблемных вопросов:
Для каких целей могут служить птицам воздушные мешки? (двойное дыхание, уменьшение плотности тела и облегчение массы, охлаждение тела во время полета).
Какие преимущества дает птицам четырехкамерное сердце? (артериальная и венозная кровь не смешиваются, все клетки тела снабжаются богатой кислородом артериальной кровью, в клетках вырабатывается больше энергии, что приводит к появлению теплокровности и уменьшению зависимости от окружающей среды).
Как вы думаете, почему сердце птицы крупное и сокращается быстрее человеческого? (частота сердечных сокращений в минуту у голубя – 150-250, у воробья – 745- 850, у мелких птиц во время полета может достигать 1000).
Почему с поступлением кислорода в организме образуется энергия?
От чего зависит форма клюва?
Чем питаются птицы?
Клюв служит в основном для захвата пищи, которая проглатывается целиком. Почему? (нет зубов)
Почему у птицы нет зубов?
Мы говорили, что у птиц отсутствуют зубы для того, чтобы облегчить массу тела. Но за счет наличия толстостенного мускульного желудка и заглоченных камней облегчения массы тела не происходит. В чем тогда смысл этих изменений? (Центр тяжести смещен вниз, чтобы обеспечивать равновесие птицы в полете).
Почему птице нужно много пищи? (мелкие птицы потребляют за сутки количество пищи, составляющее 50-80 % от массы их тела, крупные -15-40 %. Королек за год съедает 4 млн. насекомых). Действительно, птицы очень прожорливы. Если бы мы так ели, сколько килограммов пищи за сутки съедали бы? (минимум 10 кг).
Почему пища у птиц быстро переваривается (у домового воробья зерно переваривается за 3 часа, жуки – за 1 час, гусеницы – за 15 минут)?
Серьезные изменения, произошедшие практически во всех системах органов, не могли не отразиться на нервной системе (обсуждение особенностей строения нервной системы и органов чувств (приложение 5).
Физкультминутка (гимнастика для глаз).
1. Проделайте движения глазными яблоками вверх-вниз, затем на некоторое время закройте глаза. Повторите 3 раза.
2. Посмотрите налево, направо, закройте глаза. Повторите 3 раза.
3. Посмотрите на кончик пальца на расстоянии 30 см от глаз, а затем на какую-нибудь отдаленную точку. Повторите 5 раз, затем закройте глаза.
4. Продолжительное время смотрите на какой-нибудь предмет, не мигая.
5. Зажмурьтесь и сильно сожмите веки, после этого сделайте несколько быстрых мигательных движений. Повторите 3 раза, затем закройте глаза.
Презентация приспособлений к полету в выделительной и половой системах:
- отсутствие мочевого пузыря;
- отсутствие потовых желез;
- недоразвитие правого яичника и правого яйцевода.
Выражение решения.
После презентации на рабочих листах воспитанников появляются отметки о характере приспособлений, которые помогают в процессе фронтальной работы с кластером объяснить причины возникновения тех или иных приспособлений.
Творческое применение «открытых» знаний.
Ответы на вопросы: Отчего люди не летают, так как птицы? Какие изменения должны произойти в организме человека, чтобы он мог подниматься в воздух без помощи летательных аппаратов?
Рефлексия деятельности.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Чему научились?
Что вас поразило?
На какие вопросы вы хотели бы найти ответ?
Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
- стр. 208-216 в учебнике;
- приспособления к полету выучить наизусть,
- решить кроссворд «Внутреннее строение птиц» (приложение 6).
Результаты своей работы представляет воспитанник, который в ходе урока пытался раскрыть значение полета в жизни птиц (добывание пищи, поиск партнера, расселение, избегание неблагоприятных условий и др.).
Преподаватель: Многие перелетные птицы сейчас возвращаются на родину, пролетая тысячи километров, чтобы построить гнезда и вырастить птенцов. Давайте сделаем все от нас зависящее, чтобы сохранить этих защитников наших садов и полей, удивительных существ, радующих нас своими песнями и красотой.
Урок завершается видеофрагмен-том «Возвращение лебедей» под музыку К.Никольского «Птицы белые мои».
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) | Демченко Лариса Александровна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель истории |
Образовательное учреждение | Казенное образовательное учреждение Омской области «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» |
Название материала | Бородинская битва |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) | Конспект урока |
Цели Задачи материала | Цель Дать учащимся представление о Бородинском сражении Задачи Образовательная: формировать у учащихся представление о Бородинском сражении, как главном сражении Отечественной войны 1812 года, подчеркнуть мужество и патриотизм русского народа, полководческое искусство М.И. Кутузова Развивающая: развивать умения анализировать исторические события и факты, работы с текстом учебника, схемой, картой Коррекционная: создавать условия для развития речи, памяти, внимания, мышления Воспитательная: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за русский народ. |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники | 1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории: 7-11 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 64с. 2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя). 3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. Для 8 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 312 с.: ил. 4. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. –метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика) pedsovet.org, vmo.omskedu.ru, 1 сентября |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Домашнее задание (выполнять в рабочей тетради)
- Выпишите фразеологизм с существительным в форме только множественного числа.
Найдите существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.
- Как на дрожжах; словно грибы после дождя.
- Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги.
- Волосы становятся дыбом; мороз по коже дерёт; поджилки трясутся; душа уходит в пятки.
- Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить хвост; взять в оборот.
- (По желанию) Найти и записать в тетради информацию на сайтах Интернета, в библиотеке о происхождении географических названий на территории ЯНАО, имеющих только форму множественного числа.
Например: Лабытнанги (город)– с хантыйского языка переводится как «семь лиственниц»
__________________________________________________________________________
Приложение 2.
Домашнее задание (выполнять в рабочей тетради)
- Выпишите фразеологизм с существительным в форме только множественного числа.
Найдите существительное, в котором все согласные звонкие, мягкие.
- Как на дрожжах; словно грибы после дождя.
- Ни под каким видом; ни в коем случае; ни за какие деньги.
- Волосы становятся дыбом; мороз по коже дерёт; поджилки трясутся; душа уходит в пятки.
- Нагнать холоду; задать перцу; расчесать кудри; накрутить хвост; взять в оборот.
- (По желанию) Найти и записать в тетради информацию на сайтах Интернета, в библиотеке о происхождении географических названий на территории ЯНАО, имеющих только форму множественного числа.
Например: Лабытнанги (город)– с хантыйского языка переводится как «семь лиственниц»
Предварительный просмотр:
Нервная система.
В связи с очень энергичным образом жизни птиц, потребовавшим усложнения всех систем органов, нервная система развита значительно лучше, чем у рептилий. Если у рептилий масса головного мозга равна массе спинного мозга, то у птиц она в 1,5 – 2 раза больше. Развитие полушарий переднего мозга обеспечило сложные формы поведения – способность к обучению, приобретению опыта, ориентации в пространстве во время полета. Кора полушарий выражена значительно лучше, чем у пресмыкающихся. Обонятельные доли развиты меньше, чем у ранее рассмотренных классов позвоночных, так как у птиц в их отношениях со средой главную роль играют зрение и слух. Усложнились и другие отделы головного мозга, в особенности мозжечок, имеющий очень крупные размеры. Большие размеры мозжечка обеспечивает координацию сложных движений во время полета ориентацию в трехмерной среде.
Органы чувств.
Глаза велики, их масса у многих видов превосходит массу головного мозга. Дальность зрения у многих видов очень велика, поле зрения весьма широко. Птицы хорошо различают цвета, их оттенки, особенности рисунка и окраски окружающих их предметов. Необходимость столь совершенного зрения птиц вполне понятна, если учесть быстроту их передвижения во время полета, да и во многих случаях по земле.
Орган слуха устроен более сложно, чем у рептилий. Кроме внутреннего и среднего уха имеется наружный слуховой проход, играющий роль рупора. Птицы, как известно, издают разнообразные звуки, объединяющиеся у многих видов в сложные мелодии. В этом отношении птицы превосходят млекопитающих, способных издавать преимущественно однообразные звуки. Звуковая деятельность играет в жизни птиц огромную роль: в общении родителей с птенцами, самцов с самками, с другими особями того же вида, а также с представителями других видов.
Обоняние, развито слабее, чем у других позвоночных, но у видов, питающихся падалью, которую они находят по запаху, оно развито лучше. Вкусовые раздражения воспринимаются особыми скоплениями клеток, расположенными на слизистой оболочке ротовой полости и языке. Но эти органы играют в жизни птиц несравненно меньшую роль, чем у млекопитающих. В коже имеются свободные окончания нервов и скопления разных чувствующих клеток, функции которых различны: осязание, восприятие изменений температуры, положения перьев и др.
Предварительный просмотр:
Внутреннее строение птиц.
1. Орган, обеспечивающий координацию во время полета.
2. Образование, отходящее от глотки и разделяющееся в грудной полости на два бронха.
3. Расширение в трахее, в которой расположены голосовые связки.
4. Птицы, которые после вылупления не могут передвигаться и долго остаются в гнезде.
5. Кровь, идущая от легких по легочной вене, попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, а затем в аорту.
6. Тонкостенные мешки, образованные на концах бронхов, выходящих за пределы легких.
7. Орган, состоящий из внутреннего и среднего уха.
8. Птицы, которые сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие и могут передвигаться.
9. Строение легких.
10. Отдел желудка, где пища перетирается с помощью камешков.
11. Отдел желудка, где пища подвергается воздействию пищеварительных соков.
12. Тип оплодотворения у птиц.
13. Зернистое тело неправильной формы, лежащее спереди левой почки у самок птиц.
14. Расширение в пищеводе.
15. Кровь, поступающая в правое предсердие, а затем в правый желудочек, а из него по легочным артериям к легким.
16. Сердце птицы.
Предварительный просмотр:
Приспособления птиц к полету
позвонков, костей тазового пояса и ключиц;
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Узнаем птицу по полету.
Собран материал по силуэтам хижных и водоплавающих птиц....
Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора
Исследовательский проект: Приспособленность птиц зимой в связи с изменением климата и воздействием антропогенного фактора выполнен группой учащихся под руководством учителя....
Конспект занятия по теме: «Удивительные приспособления птиц»
Этот план-конспект занятия по экологии может быть полезен педагогам, обучающим детей младшего школьного возраста....
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету.
Конспект урока изучения нового материала для учащихся 7 класса с использованием обучающих структур....
Урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету. 8 класс ,для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.Задачи:Обучающая– закрепление общебиологических понятий: среда обитания, ...
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА БИОЛОГИИ ТЕМА "ПТИЦЫ. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЕТУ"
мАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ....
Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"
Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, о...