Интеллектуальные игры по биологии
методическая разработка по биологии по теме
В методической разработке представлены интеллектуальные игры: игра "Брэйн - ринг" по теме "Птицы"; игра "Слабое звено" по теме "Человек и окружающая среда"; экологическая игра "Что? Где? Когда?" по теме "Экологические факторы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnye_igry_po_biologii.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра: «БРЭЙН - РИНГ»
Тема: «Птицы».
Цель:1. Повысить заинтересованность учащихся в изучении
биологических дисциплин.
- Способствовать расширению кругозора учащихся о природе.
- Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения и представления о необходимости охраны окружающей среды.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречай с любовью стаи птичьи,
Всем сердцем, радуясь весне!
В. В. Маяковский.
Учитель биологии: Борчанинов С.Н.
МКОУ «Кислянская средняя
общеобразовательная школа»
Юргамышского района
Курганской области
ВОПРОСЫ:
1. Как – то рано поутру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Втрое больше, чем гусей.
Уток было восемь пар –
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей.
Сколько птиц? Ответ: всего птиц – 56,гагар – 8,
гусей – 8, лебедей – 24,
2. Хоть и мала я, но взгляни: уток – 16.
Весь мир в себе я отражаю.
Но «К» на «Ц» перемени,
Я по болоту зашагаю. Ответ: капля – цапля.
3. .Я зверь пушной известный всем,
Имеющий мой мех гордится!
Но дай мне «Р» на место «Н»
И мех мой в перья превратится. Ответ: куница – курица.
4 . Если мне на место «А»
Мягкий знак дадите,
Сразу сорную траву
В птицу превратите. Ответ: лебеда – лебедь.
5. С буквой «С» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «Ф» за красоту
Меня жар – птицей называют. Ответ: сазан – фазан.
6. На спутнике втором я в космос поднялась.
Ты мое имя непременно знаешь.
Но букву первую ты поменяй,
Все изменилось – птица я морская. Ответ: лайка – чайка.
7. Составьте из букв название птицы.
Дается командам одинаковый набор букв – королек.
8. Какая наша птица может двигаться по
стволу дерева вверх и вниз головой? Ответ: поползень.
9. Какая наша птица весной резко меняет цвет
своего оперения? Ответ: белая куропатка.
10.Какие птицы роют норы для гнезд? Ответ: береговая ласточка,
зимородки.
11.Какая птица делает «подстилку»
используя кости рыб? Ответ: зимородок.
12.Какая наша птица поет хвостом? Ответ: бекас.
13.Какие птицы могут воспроизводить голоса
других пернатых? Ответ: скворец, камышевка.
РЕЗЕРВНЫЕ ВОПРОСЫ.
14.У какой птицы самый длинный язык? Ответ: у дятла до 15 см.
15.Какая птица самая маленькая у нас в стране? Ответ: королек.
16.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? Ответ: тетерев, рябчик.
17.Какая птица летает быстрее всех? Ответ: стриж (до 170 км/час).
18.Какая птица севера имеет ценный пух,
добывается человеком из ее гнезда? Ответ: гага.
19.Какая птица носит название грибов? Ответ: поганка.
20.Какие птицы имеют ботанические названия? Ответ: чечевица, подорожник.
21.Какие города носят названия птиц? Ответ: орел, сорока.
22.Названия, каких птиц встречаются в созвездиях? Ответ: орел, лебедь.
23.Какая птица хвалит свое болото? Ответ: кулик.
24.Какая птица уговаривает всех: «Спать пора,
спать пора»? Ответ: перепел.
25.Угадай птицу (назвать птицу, изображенную на фотографии, рисунке).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАУЗА:
- Знаете ли вы, что
….животный мир планеты принадлежит всему человечеству. Биологический вид
уникален. Потеря его невосполнима. Распространение животных не связано с границей
государств. В современную эпоху сохранение многих видов возможно лишь на основе
международного сотрудничества.
….к середине 20 века человек уничтожил на Земле 150 видов и подвидов птиц и 160
млекопитающих.
….на территории Курганской области утверждено: комплексных охотничьих хозяйств – 143, резервных охотничьих участков – 20, видовых охотничьих хозяйств – 5, комплексных заказников областного значения- 16, республиканского – 1.
….на территории нашей области обитает более 250 видов птиц.
….в Зауралье редкими и ценными видами являются: пеликан, лебедь, журавль, цапля, глухарь, тетерев. А так же, филин, сова, куропатка, перепел, рябчик и др.
2….на 1 кв. км. леса птицы поедают за день не менее 26 кг. насекомых.
….дятел доставляет корм птенцам не менее 300 раз в течение суток.
….семья скворцов за день уничтожает более 350 гусениц, жуков.
….одна семья ласточки в течение лета истребляет до одного миллиона различных насекомых вредителей.
….воробей на севере полезен: он здесь истребляет насекомых, а вот на юге – он сам вредитель, расхищает зерно.
….одна сова ежегодно истребляет в среднем 1000 мышей, которые за год способны уничтожить тонну зерна. Сова за 50 лет сохраняет 50 тонн зерна.
3….самая маленькая птица королек проводит зиму в ельнике на вершинах высоких деревьях, никогда не спускаясь на землю. Эта кроха, не присаживаясь ни на минуту, весь день ищет на ветках и коре деревьев зимующих в трещинах насекомых и находит.
….птенцов стриж кормит очень редко, всего раз 20 в сутки, но зато приносит сразу множество мелкой добычи. У одного стрижа во рту орнитологи нашли правильной формы
шарик, который состоял из 12 крупных комаров и множества мелких обычных насекомых: мошек, тлей (всего 372). Даже при 20 кормежках птенцы одного гнезда получают около 7 тыс. насекомых в день, а за весь сравнительно не долгий срок выкармливания – 35дней более 100 тысяч.
….синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
….если вы потеряли в зимнем лесу ориентиры, ведите наблюдения за сороками: они летят на кочевку от селения.
….если птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
….рябчики ночуют в лесу парами, а глухари, тетерева и куропатки – стаями.
4….зоологи США составили список живых существ, включая и человека, по степени предусмотрительности, которую они проявляют при переходе через улицу. На первое место вышел гусь, который как показывает опыт, почти никогда не погибает под колесами транспорта. За ним следовали свинья и кошка, курица и собака идут на равных, а человек занял последнее место.
….куропатка – одна из осторожных птиц. Рассказывают, что когда семейству куропаток нужно перейти шоссе, то первой идет «мама» и, дойдя до середины шоссе, она осматривается вокруг, а затем возвращается обратно за птенцами. Они идут за ней, а «папа» замыкает шествие.
Игра: «СЛАБОЕ ЗВЕНО»
Тема: «Человек и окружающая среда».
Цель: 1. Способствовать актуализации биологических знаний.
Проверить знания учащихся.
2.Способствовать воспитанию экологической культуры
мышления.
3.Сформировать понятие о зависимости здоровья
человека от состояния окружающей среды.
Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу, значит
охранять Родину.
М. Пришвин.
Учитель биологии: Борчанинов С.Н.
МКОУ «Кислянская средняя
общеобразовательная школа»
Юргамышского района
Курганской области
ВОПРОСЫ
1 (180 секунд).
- Как называется искусственно созданный человеком биоценоз? (Агроценоз).
- Как называется фактор, созданный человеком, или возникающий в результате его деятельности? (Антропогенный).
- Какой природный строительный материал, используемый для утепления домов, при попадании в легкие вызывает заболевания, даже рак? (Асбест).
- Как называется газовая оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней. (Атмосфера).
- Как называется производство, в котором все используется и не образуется отходов? (Безотходное производство).
- Как называется часть оболочки Земли, где присутствует жизнь? (Биосфера).
- Как называется смесь газов, содержащая 78% азота, 21% кислорода и 0,035% двуокиси углерода? (Воздух).
- Как называются газы, которые образуются при сгорании автомобильного горючего и выбрасываются автомобилем в атмосферу, загрязняя ее? (Выхлопные газы).
- Назовите науку, которая изучает влияние разнообразных факторов окружающей среды и собственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. (Гигиена).
- Как называется любое химическое вещество, попавшее в окружающую среду, или возникающее в ней в количествах, выходящих за рамки обычного содержания выше нормы? (Загрязнитель).
2 (170 секунд).
- Как называются атмосферные осадки, содержащие кислоту? (Кислотные осадки).
- Назовите постоянное слежение за состоянием окружающей среды. (Мониторинг).
- Как называются продукты жизнедеятельности человека, им не используемые и загрязняющие окружающую среду? (Мусор, отходы).
- Назовите вещества, которые входят в состав удобрений, используются в питании
растений. Они могут накапливаться в больших количествах в растениях и вызывать различные заболевания человека. (Нитраты).
- Какой газ образует озоновый экран планеты? (Озон).
- Назовите ядовитый газ, образованный оксидом углерода, отличающийся от безвредного углекислого газа. (Угарный газ).
- Как называется процесс повышения температуры в атмосфере из-за увеличения содержания в ней углекислого газа? (Парниковый эффект).
- Дайте название максимальной концентрации загрязнителя, которая считается безопасной для человека. (Предельно-допустимая концентрация).
- Как называется смесь из мелких, твердых частиц находящихся во взвешенном состоянии в воздухе? (Пыль).
3 (160 секунд).
- Как называется верхний, плодородный слой Земли? (Почва).
- Как называется ядовитое, серебристое вещество, которое используется в термометрах? (Ртуть).
- Как называются места сбора мусора и отходов? (Свалки).
- Дайте общее название веществам, которые применяются для питания растений. (Удобрения).
- Назовите лучи посылаемые солнцем, дающие красивый загар летом. (Ультрафиолетовые).
- Назовите систему органов, которая больше всего страдает от загрязнения воздуха. (Органы дыхания).
- Как называется реакция организма на пыль? (Чихание).
- Назовете часть суши, почти лишенную растительности. (Пустыня).
4 (150 секунд).
- Как называются громкие звуки, издаваемые машинами, самолетами, бытовой техникой? (Шум).
- Назовите основной источник энергии для человека. (Солнце).
- Назовите жука-чистильщика уничтожающего помет овец. (Жук-навозник).
- Как называются организмы производящие первичную продукцию? (Продуценты).
- Капуста продуцент, а заяц кто? (Консумент первого порядка).
- К каким факторам отнесем свет, влагу, тепло? (Абиотическим).
- Какая сила звука вызывает у человека болевые ощущения? (130 децибел).
5 (140 секунд).
- Что происходит, если в организм человека поступают токсичные вещества?
(Отравление).
- Какая река в Курганской области известна радиоактивным загрязнением? (р. Теча).
- Кто впервые ввел термин экология? (Геккель).
- Может ли перемещаться озоновая дыра? (Да).
- Как называются все организмы разлагающие органические вещества? (Редуценты).
- Назовите основной источник загрязнения воздуха в Курганской области? (Автомобили).
6 (130 секунд).
- Водоросли – это гидатофиты, или мезофиты. (Гидатофиты).
- Приведите примеры растений ксерофитов. (Кактус).
- Какая кислота входит в состав кислотных дождей? (Серная, азотная).
- Назовите способы обеззараживания воды в больших масштабах в водопроводе. (Хлорирование, озонирование).
- Как называются мельчайшие капельки воды в виде водяного пара собранные вместе и переносимые ветром на большое расстояние? (Облака).
7 (120 секунд).
- Как называются любые условия среды, воздействующие на организм? (Факторы среды).
- Как называется наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой? (Экология).
- Есть ли радиоактивная руда в Курганской области? (Да).
- Для чего применяются гербициды? (Для уничтожения сорняков).
8 (110секунд).
- Примером, какого взаимоотношения является взаимоотношение тли и муравья?
(Симбиоз).
- Назовите полезных бактерий. (Сапрофитные почвенные, клубеньковые, молочнокислые).
- Чем опасен парниковый эффект? (Повышение уровня Мирового океана, смена природных сообществ).
9 (определение победителя).
- Сколько энергии передается с одного трофического уровня на другой? (10%).
2. Какой тип питания у растений? (Автотрофный).
3. Как называется взаимоотношение березы и сосны? (Конкуренция).
4. Можно ли полностью истребить волков без ущерба для природы? Почему? (Нет, так как они являются санитарами в природе).
- К какому типу загрязнения относятся тепловое и шумовое загрязнение?
(Физическое).
- К какому типу загрязнения относятся загрязнение тяжелыми металлами,
пестицидами и гербицидами? (Химическое).
- Какой тип питания у человека? (Гетеротрофный).
- Какой уровень облучения может получить человек в норме, при средней продолжительности жизни 70 лет? (7 бэр).
В игре принимают участие 10 человек. После каждого тура по итогам голосования выбывает по одному участнику. В каждом туре участники отвечают по одному вопросу, в пределах времени. Победитель – сильное звено. Победитель и пятерка лучших может быть оценена, если по итогам игры правильно даны ответы на 80% вопросов. (Может быть другой вид поощрений).
Экологическая игра: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Тема: «Экологические факторы».
Цель: 1. Способствовать пропаганде экологических знаний. Проверить
знания учащихся.
2. Способствовать воспитанию любви и бережного отношения
к окружающей среде.
3. Показать влияния экологических факторов на
живые организмы.
Природа там красива,
Загадочна, тиха.
Цветы растут,
Ручьи бегут,
И птицы весело поют.
Зимой метелица поет,
А осенью кружится лист
И в золоте леса.
Миру людей
природа – мать.
И мы не смеем разрушать
Всю эту красоту.
Е. Колесникова 8 класс
«Красота».
Учитель биологии: Борчанинов С.Н.
МКОУ «Кислянская средняя
общеобразовательная школа»
Юргамышского района
Курганской области
ВОПРОСЫ:
- Черный ящик! Назовите то, что находится в черном ящике. Оно созвучно с названием нашей планеты, без него не могут обойтись растения. (Земля).
- Городскую систему относят к гетеротрофной, используемой готовую продукцию, а к какой системе мы отнесем сельскую экосистему? (Автотрофная).
- Человек проложил дорогу, вырыл яму, вырубил лес, то есть оказал влияние на окружающую среду, к какому из видов факторов за одну минуту вы причислите подобную деятельность человека? (Антропогенный).
4. Черный ящик! В черном ящике находится самый распространенный продукт природы, употребление которого стоит на первом месте, на втором вода. Он окружает нас везде, присутствует, даже, в воде, без него невозможна жизнь на планете «Земля». Что это за продукт? (Воздух).
- Строение, какого всем известного растения напоминает строение вселенной? (Лук репчатый).
- В изолированном озере, куда не впадает ни одна река, и никогда не водилось ни какой рыбы, рыбак поймал окуня. Как вы объясните появление рыбы в озере? (Принесли птицы икру).
- Как мы назовем одним словом все зеленые растения, способные фотосинтезировать и давать первичную продукцию? (Продуценты).
- За одну минуту назовите отношения между организмами, при которых каждый
из двух видов пытается обеспечить себе достаточное количество вещества.
(Конкуренция).
- Какие вы можете назвать растения улучшающие плодородие почвы? Почему? (Бобовые, так как обогащают почву веществами содержащими азот).
- Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, то какое будет лето? (Холодное).
- Как правило, грибы растут под пологом деревьев, корневые системы деревьев и мицелий грибов взаимосвязаны. Почему? Как называется подобный вид сотрудничества? (Симбиоз).
- Черный ящик! В черном ящике находится вещество, которое широко распространено на нашей планете, оно входит в состав всех живых организмов: растений, животных, человека, без него не может быть жизни. Данное вещество в зависимости от времен года может находиться в разных агрегатных состояниях. Что за вещество находится в черном ящике? (Вода).
- Животные, растения – к каким факторам вы их отнесете? (Биотическим).
- За одну минуту назовите самую крупную пресноводную рыбу. (Сом, белуга).
Участвует команда знатоков из шести человек. На обсуждение вопроса дается
одна минута. Игра продолжается до шести очков.
Литература:
- Завьялова О. Г. Экология и цивилизация: Пособие для учителей и учащихся 10
классов. – Курган «Парус – М», 1994. – 80 с.
- Животный мир Курганской области (в помощь учителям и учащимся) / В. П.
Стариков, Т. К. Блинова, В. Н. Кочуров и др. – Курган, КГПИ, 1989. – 34 с.
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И. Общая биология: Учебное пособие. –
М.: Дрофа, 2002 г. – 620 с.
- Козлов О. В. Экология и здоровье человека. – Курган: «Парус-М», 1994. – 32 с.
- Козлов О. В., Козлова С. В. Методы исследований экосистем водоемов: Учебное
пособие по экологическому практикуму. – Курган: ИПКРО, 2000. – 55 с.
- Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология 9 класс: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 240 с.
- Молис С. А. Хрестоматия по зоологии. – М.: Просвещение, 1975. – 254 с.
- Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 7-8 класс: Пособие для учащихся.
- Курган: ИПКРО, 1999. – 116 с.
- Несговорова Н. П. Основы общей экологии: 6 класс: Пособие для учащихся. –
Курган: ИПКРО, 2002. – 56 с.
- Несговорова Н. П. Экологическая азбука здоровья: Учебное пособие, доя младших
школьников. – Курган: ИПКРО, 2002. – 102 с.
- Пасечник В. В. Биология 6 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.
- Стариков В. М. Основы общей экологии: Пособие для учащихся 8 класса. –
Курган: «Парус-М», 1995. – 56 с.
- Соколова А. А. День птиц: Методические рекомендации к проведению. –
Курган: КГПИ, 1990. – 64 с.
- Тимофеев Б. А. Когда шагаешь по тропе. – М.: Просвещение, 1970. – 160 с.
- Учебное пособие. 100 уроков по экологии. Ч. 3. /О. Г. Завьялова, Н. П. Несговорова. – Курганский ИПК, 1998. – 74 с.
- Что имеем, как храним. /А. П. Бухтояров, Н. К. Васильченко и др. – Курган: издательство – полиграфическое предприятие «Зауралье», 1993. – 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-
Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....
Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.
Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....
Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.
Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....
Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.
Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....
Интеллектуальная игра-урок биологии в школе
В предлагаемом сценарии викторины «Знай свой организм» использованы материалы 8-го класса по биологии , а именно, по анатомии и физиологии человека. Практически все вопросы не выходя...
интеллектуальная игра "Знатоки биологии"
В данной работе приведены интересные и занимательные вопросы для проведения интеллектуальной игры...
Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»
Цели. Повысить интерес учащихся к предмету биология. Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе. Расширять кругозор учащих...
Комментарии
Спасибо!