Программа элективного курса "Эволюционное учение и экология"
элективный курс по биологии (11 класс) по теме
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля. Цель - обеспечить углубленное изучение эволюционного учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_ev.uchenie_i_ekologiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисун Н.М., к.п.н.
Эволюционное учение и экология.
Пояснительная записка.
Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «биология» в общем образовании школьников.
Данный элективный курс предлагается на завершающем этапе обучения, так как качественное усвоение учебного материала возможно на основе глубоких знаний генетики, экологии и биологических наук частного характера. Полученные ранее знания в ходе детального изучения эволюционного учения приобретают эволюционный смысл.
Содержание программы соответствует современному уровню и характеру развития эволюционной теории. В программе нашли отражения последние достижения биологической науки. Структура программы отражает процесс развития эволюционных идей в биологии. Большая часть учебного времени отводится на изучение синтетической теории эволюции. Содержание этого раздела построено с учетом выделения двух уровней эволюционного процесса – микроэволюция и макроэволюция.
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля.
Цель курса является обеспечить углубленное изучение эволюционное учение.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся естественнонаучную картину мира;
- выработать биологическое мышление;
- осознать причинно-следственный характер процессов в живой природе;
- развитие навыков моделирования биологических объектов,
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных испочниках.
В ходе организации занятий рекомендуется использовать компьютерные технологии, коллективные формы, что позволит осуществить дифференцированный подход к процессу обучения. Практические работы направлены на развитие способности исследовать биологические системы.
Содержание программы
Введение. Методы изучения эволюции органического мира. Развитие представлений о виде и эволюции в додарвиновский период. Развитие систематики растений. Работы Дж. Рея. К.Линней - основатель теории вида. Зарождение трансформизма. Работы Ж.Бюффона и французских материалистов. Трансформизм в России. Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка.
Теория естественного отбора Ч.Дарвина. Наследственность и изменчивость организмов. Доказательства эволюции природных видов. Учение формах изменчивости организмов. Роль внешней среды в возникновении изменчивости организмов. Теория искусственного отбора Ч.Дарвина. Формы искусственного отбора. Борьба за существование: причины и следствия. Формы борьбы за существования. Естественный отбор: определение, механизм действия, результат.
Синтетическая теория эволюции.
Микроэволюция.
Популяция – форма существования вида. Изменчивость особей в популяции под влиянием экологических факторов. Механизм возникновения адаптаций в популяции и их относительный характер. Демографическая, пространственная и экологическая структура популяции. Динамика численности популяции. Биологический полиморфизм популяции. Условия длительного существования популяции. Популяция – компонент экосистемы. Динамика и устойчивость экосистем. Саморегуляция. Сукцессии в экосистемах.
Факторы эволюции.
Наследственная изменчивость как материал эволюции. Эволюционная характеристика мутаций. Норма реакции генотипа. Модификации, их роль в эволюции.
Изоляции. Механизм. Эволюционная роль изоляций.
Миграции и их роль в изменении генетической структуры популяции.
Формы межпопуляционных отношений. Причины и следствия борьбы за существование как фактора эволюции.
Современные представления о естественном отборе как ведущем факторе эволюции. Формы естественного отбора. Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора и их результатов.
Вид. Современная биологическая концепция вида Э.Майера. Доказательства реальности вида. Критерии вида. Структура вида. Популяционная структура вида. Гибридная зона, географический изолят, клинальная изменчивость. Процесс образования новых видов. Аллопатрическое, симпатрическое и парапатрическое видообразование.
Комплексное действие эволюционных факторов в экосистемах. Искусственные экосистемы и их особенности.
Макроэволюция.
Пути макроэволюции. Механизмы и результаты. Направления эволюции органического мира. Сравнение прогрессивного, регрессивного и дегенеративного путей развития и их результатов. Ароморфозы в мире растений. Ароморфозы в мире животных. Морфофизиологические адаптации у растений. Характеристика основных идиоадаптаций у животных. Работы А.Н Северцева и И.И Шмальгаузена.
Причины расцвета и вымирания отдельных классов растений и животных в отдельные эпохи Земли.
Направления и этапы развития человека. Возможность прогнозирования развития человека в окружающей его природе.
Единство живой и неживой природы. Абиогенный синтез органических веществ в условиях восстановительной атмосферы. Этапы появления сложных органических веществ. Эволюционные возможности углеводородов. Эволюция органических соединений. Образование первичных клеток – начало биологической эволюции. Самоорганизация сложных органических систем. Клеточное питание, внутри- и внеклеточный гомеостаз. Основные черты жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации | Методы работы | Вид контроля за результа-тами образования |
1. | Введение. Методы изучения эволюции органического мира. Развитие представле-ний о виде и эволюции в додарвиновский период. Развитие систематики растений. Работы Дж. Рея. К.Линней - основатель теории вида. Зарож-дение трансформизма. Работы Ж.Бюффона и французских материа-листов. Трансформизм в России. Эволю-ционное учение Ж.Б.Ламарка. | 2 | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц |
2. | Теория естественного отбора Ч.Дарвина. Наследственность и изменчивость организ-мов. Доказательства эволюции природных видов. Учение формах изменчивости организ-мов. Роль внешней среды в возникновении изменчивости орга-низмов. Теория искусственного отбора Ч.Дарвина. Формы искусственного отбора. Борьба за существо-вание: причины и следствия. Формы борьбы за существо-вания. Естественный отбор: определение, механизм действия, результат. | 1 | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц, компьютер-ная презитнтация |
3. | Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Популяция – форма существования вида. Изменчивость особей в популяции под влияя-нием экологических факторов. Механизм возникновения адап-таций в популяции и их относительный характер. Демографии-ческая, пространствен-ная и экологическая структура популяции. Динамика численности популяции. Биологи-ческий полиморфизм популяции. Условия длительного существо-вания популяции. Популяция – компо-нент экосистемы. Динамика и устойчи-вость экосистем. Саморегуляция. Сукцессии в экосистемах. | 3 | Коллективная, решение биологических задач, работа с компьютерными программами | Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский | Сверка результатов между группами |
4. | Факторы эволюции. Наследственная изменчивость как материал эволюции. Эволюционная хара-ктеристика мутаций. Норма реакции гено-типа. Модификации, их роль в эволюции. Изоляции. Механизм. Эволюционная роль изоляций. Миграции и их роль в изменении генетичес-кой структуры популяции. Формы межпопуля-ционных отношений. Причины и следствия борьбы за существование как фактора эволюции. Современные пред-ставления о естест-венном отборе как ведущем факторе эволюции. Формы естественного отбора. Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора и их результатов. | 2 | Коллективная, практическая работа: - результаты искусстевенного отбора на примере сортов культурных растений. | Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский | Составление отчета |
5. | Вид. Современная биоло-гическая концепция вида Э.Майера. Доказательства реаль-ности вида. Критерии вида. Структура вида. Популяционная струк-тура вида. Гибридная зона, географический изолят, клинальная изменчивость. Процесс образования новых видов. Аллопатри-ческое, симпатричес-кое и парапатрическое видообразование. Комплексное дейст-вие эволюционных факторов в экосисте-мах. Искусственные экосистемы и их особенности. | 2 | Коллективная, практическая работа: - морфологический критерий вида на примере видов из рода клевер. | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц |
6. | Макроэволюция. Пути макроэволю-ции. Механизмы и результаты. Направления эволюции органического мира. Сравнение прогрессивного, регрессивного и дегенеративного путей развития и их результатов. Ароморфозы в мире растений. Ароморфозы в мире животных. Морфофизиологические адаптации у растений. Характеристика основных идиоадаптаций у животных. Работы А.Н Северцева и И.И Шмальгаузена. | 3 | Коллективная, решение ситуационных задач, практическая работа: - выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений результаты; - гомологичные органы, рудименты как доказательства эволюции. | Объяснительно-иллюстративный, проблемно-исследовательский | Составление отчета, сверка кодоскопом |
7. | Причины расцвета и вымирания отдельных классов растений и животных в отдельные эпохи Земли. | 1 | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц |
8. | Единство живой и неживой природы. Абиогенный синтез органических веществ в условиях восстановительной атмосферы. Этапы появления сложных органических веществ. Эволюционные возможности углеводородов. Эволюция органических соединений. Образование первичных клеток – начало биологической эволюции. Самоорганизация сложных органических систем. Клеточное питание, внутри- и внеклеточный гомеостаз. Основные черты жизни. | 3 | Лекция, коллективная, работа с компьютерными программами | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц |
Итого | 17 |
Литература:
- Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: Кн. для Учителя / Комент. А.В. Яблокова, Б.М Медникова. – М.: Просвещение, 1986. – 383 с.
- Ян Елинек Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. – Прага: Артия, 1972.
- Ламехов Ю.Г., Шапкин В.А., Дракова Д.К. Организация лабораторного практикума в темах «Эволюционное учение» и «Развитие рганического мира». – Челябинск, 1993.
- Бернар Эйвельмнас Следы невиданных зверей. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1994.
- Ален Р.Д. Наука о жизни / Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного учебного предмета "Лаборант - эколог"
Данная программа предназначена для обучения в 10-11 классе детей, проявляющих интерес к химии и биологии, и является практикоориентированным курсом в том числе для подготовки обучающихся к сдаче едино...
Рабочая программа элективного курса Химия и экология
Рабочая программа элективного курса Химия и экология...
Программа элективного курса "Физика и Экология"
Программа элективного курса "Физика и Экология"...
Программа элективного курса "Основы общей экологии"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов и включает вопросы глобальной, популяционной экологии, экологии человека и социальной экологии....
Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...
Рабочая программа элективного курса Физика и экология
Рабочая программа элективного курса Физика и экология...
Рабочая программа элективного курса Физика и экология
Рабочая программа элективного курса Физика и экология...