Рабочая программа по предмету «Астрономия»
учебно-методический материал по астрономии (10, 11 класс)

1. Нормативно-правовая база Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями). Приказ Минобразования РФ от 05 марта 2004г. №1089 СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2011г, регистрационный №19993 (с изменениями на 24.11.2015г.) Письмо МИНОБРНАУКИ России от 20.06.2017 N ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия" Программой авторского курса по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 10- 11 класс», В.М. Чаругин (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2016) 2. УМК Астрономия. Базовый уровень.10- 11 класс : учебник / В.М. Чаругин. - 2-е изд., испр.. - М. : Просвещение, 2018. 3. Основные цели и задачи Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира; • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; • формирование научного мировоззрения; • формирование навыков использования естественно - научных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Задача астрономии: формирование естественнонаучной грамотности. 4. Количество часов на изучение дисциплины Всего за год - 35 Количество часов в неделю - 1 5. Требования к результатам освоения учебного предмета В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать: - смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; - смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; - смысл физического закона Хаббла; - основные этапы освоения космического пространства; - гипотезы происхождения Солнечной системы; - основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; - размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; Уметь: - приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю; - описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; - характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; - находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; - использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; - оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях. 6. Система оценки результатов, критерии освоения учебного материала Оценка устных ответов учащихся. Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов. Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка письменных контрольных работ. Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы. Выполнение заданий текущего контроля (тестовые работы) Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний. Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний. Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний. Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogramma_astronomiya.docx50.97 КБ
Файл ktp_astronomiya_2022-2023.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП СОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия муниципального района

Чишминский район Республики Башкортостан

Рассмотрена и принята                                                                     Согласована                                                               Утверждена

на заседании  ШМО учителей                                             зам.директора по УВР                                     приказом № ___ от _____

физико-математических наук                                          __________________________                                      Директор Гимназии

Протокол № 1 от ____                                                                                            _______                                         ___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

Наименование учебного предмета: астрономия

Срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1578); основной образовательной программой  среднего общего образования МБОУ Гимназия и УМК ««Астрономия»  10-11  В.М.Чаругин», 10-11 классы, авторы: В.М. Чаругин

Разработали:

учитель физики – Хисамова М.Ф.

Пояснительная записка

1.

Нормативно-правовая база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 (с изменениями и дополнениями);

        Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1645, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации               от 31 декабря 2015 года № 1578)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31  марта 2014 года

    № 253 «Об утверждении  федерального перечня  учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных     программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

          Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28  декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

СанПиН 2.4.2.2821-10, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2011г, регистрационный №19993 (с изменениями на 24.11.2015г.)

Письмо МИНОБРНАУКИ России от 20.06.2017 N ТС-194/08 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономия"

Программа авторского курса по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 10- 11 класс», В.М. Чаругин  (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2016)

2.

УМК

Астрономия. Базовый уровень.10- 11 класс : учебник / В.М. Чаругин. - 2-е изд., испр.. - М. : Просвещение, 2018.

3.

Основные цели и задачи

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира; 
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; 
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; 
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; 
  • формирование научного мировоззрения; 
  • формирование навыков использования естественно - научных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.  

Задача астрономии:  формирование естественнонаучной грамотности.

4.

Количество часов на изучение дисциплины

             Всего за год - 35

             Количество часов в неделю - 1

5.

Система оценки результатов, критерии освоения учебного материала

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Выполнение заданий текущего контроля (тестовые работы)

Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.

Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.

Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.

Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний

1. Планируемые результаты освоения курса. 

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звезднаявеличина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор,метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,

всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификациязвезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

Уметь:

- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для

получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и

лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и

свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

- оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

2. Содержание учебного предмета

Введение в астрономию (1 ч)

Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения

Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.

Астрометрия (5 ч)

Звёздное небо и видимое движение небесных светил

Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение

Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан.

Видимое движение планет и Солнца

Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения

Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений.

Время и календарь.

Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.

Небесная механика (3 ч)

Гелиоцентрическая система мира

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Законы Кеплера

Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.

Межпланетные перелёты.

Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю

Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты - гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Планета Земля

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Планеты земной группы

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Планеты-гиганты

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Планеты-карлики и их свойства.

Малые тела Солнечной системы

Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Метеоры и метеориты

Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)

Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Солнце

Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Внутреннее строение Солнца.

Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

Звёзды.

Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.

Внутреннее строение звёзд

Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Двойные, кратные и переменные звёзды

Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды

Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд

Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.

Млечный Путь (3 ч)

Газ и пыль в Галактике.

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

Галактики (3 ч)

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Закон Хаббла.

Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.

Скопления галактик

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.

Закон всемирного тяготения и представления оконечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Расширяющаяся Вселенная

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения.

Современные проблемы астрономии (5 ч)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Обнаружение планет возле других звёзд.

Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

3.Тематическое планирование

Раздел/тема

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

Примечание

Введение.

1

Введение. Структура и масштабы Вселенной.

1

2

Астрометрия

5

Далекие глубины Вселенной. Практическая работа №1 «Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной»

1

Звездное небо. Небесные координаты. Практическая работа №2 «Построение графических моделей небесной сферы»

1

Видимое движение планет и Солнца. Практическая работа №3 «Исследование суточного видимого движения Солнца»

1

Движение Луны и затмения

1

Время и календарь

1

3

Небесная механика

4

Система мира

1

Законы движения планет

1

Космические скорости. Межпланетные полёты

1

Практическая  работа №4 «Исследование движения искусственных спутников Земли»

1

4

Строение Солнечной системы

7

Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Планета Земля

1

Луна и её влияние на Землю

1

Планеты земной группы

1

Планеты-гиганты. Планеты- карлики. Малые тела Солнечной системы

1

Практическая работа №5 "Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера Ио"

1

Современные представления о происхождении Солнечной системы

1

Контрольная работа №1 «Астрометрия. Небесная механика. Строение солнечной системы»

1

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

Методы астрофизических исследований

1

Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца

1

Основные характеристики звёзд

1

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

1

Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд

1

Практическая работа №6 «Построение диаграммы Герцшпрунга- Рессела и ее анализ»

1

6

Млечный путь

3

Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления

1

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

1

Практическая работа №7 «Оценивание формы Галактики методом «звездных черпаков»

1

7

Галактики

2

Классификация галактик. Активные галактики и квазары

1

Скопления галактик

1

8

Строение и эволюция Вселенной

2

Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной»

1

Практическая работа №8 «Определение скорости удаления галактик»

1

9

Современные проблемы астрономии

5

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

1

Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной

1

Практическая работа №9 «Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах»

1

Контрольная работа №2 «Астрофизика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной»

1

Подведение итогов. Рефлексия

1



Предварительный просмотр:

Приложение 1 к рабочей программе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия муниципального района

Чишминский район Республики Башкортостан

Рассмотрено и принято                                                                     Согласовано                                                               Утверждено

на заседании ШМО учителей                                             зам. директора по УВР                                    приказом № ___ от _____

физико-математических наук                                           ______________________                                     Директор Гимназии

Протокол № 1 от ______                                                               ___________                                                 _____________________

Календарно – тематическое планирование

по астрономии

Класс  -  10-11

Учитель -  Хисамова М.Ф.

Количество часов: всего 34 ч;  в  неделю 1 ч.

урока

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема урока

Примечание

Раздел 1. Введение (1 ч)

1

Введение. Структура и масштабы Вселенной.

Раздел 2. Астрометрия (5 ч)

2

Далекие глубины Вселенной. Практическая работа №1 «Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной»

3

Звездное небо. Небесные координаты. Практическая работа №2 «Построение графических моделей небесной сферы»

4

Видимое движение планет и Солнца. Практическая работа №3 «Исследование суточного видимого движения Солнца»

5

Движение Луны и затмения

6

Время и календарь

Раздел 3. Небесная механика (4 ч)

7

Система мира

8

Законы движения планет

9

Космические скорости. Межпланетные полёты

10

Практическая  работа №4 «Исследование движения искусственных спутников Земли»

Раздел 4.  Строение Солнечной системы (7 ч)

11

Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Планета Земля

12

Луна и её влияние на Землю

13

Планеты земной группы

14

Планеты-гиганты. Планеты- карлики. Малые тела Солнечной системы

15

Практическая работа №5 "Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера Ио"

16

Современные представления о происхождении Солнечной системы

17

Контрольная работа №1 «Астрометрия. Небесная механика. Строение солнечной системы»

Раздел 5. Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

18

Методы астрофизических исследований

19

Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца

20

Основные характеристики звёзд

21

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

22

Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд

23

Практическая работа №6 «Построение диаграммы Герцшпрунга- Рессела и ее анализ»

Раздел 6. Млечный путь (3 ч)

24

Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления

25

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

26

Практическая работа №7 «Оценивание формы Галактики методом «звездных черпаков»

Раздел 7. Галактики (2 ч)

27

Классификация галактик. Активные галактики и квазары

28

Скопления галактик

Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

29

Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной»

30

Практическая работа №8 «Определение скорости удаления галактик»

Раздел 9. Современные проблемы астрономии (5 ч)

31

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия

32

Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной

33

Практическая работа №9 «Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах»

34

Контрольная работа №2 «Астрофизика. Галактики. Строение и эволюция Вселенной»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Астрономия"

Рабочая программа по предмету "Астрономия" составлена на основе авторской программы Б.А. Воронцова - Вельяминова, Е.К. Страута для учащихся 11 классов...

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» 10 класс 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственн...

Рабочая программа учебного предмета "Астрономия"

Рабочая программа учебного предмета "Астрономия"...

Дополнение к рабочей программе учебного предмета "Астрономия" 10 класс 2018-2019

Программа согласована, утверждена Заместителем директора по УВР....

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» предметной области «Естественные предметы» на уровень среднего образования Срок освоения-2года (для 10-11 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Астрономия»  предметной области «Естественые предметы» составлена в соответствии  ФГОС СОО. Рабочая программа разработана...

Рабочая программа по предмету «Астрономия» уровня среднего общего образования для обучающихся 10 класса

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...

Рабочая программа учебного предмета «Астрономия»

Рабочая программа по астрономии для 11 класса разработана на основе следующих нормативных документов:       Рабочая программа составлена на основании следующих нормативны...