Обмен опытом
статья по астрономии
Предварительный просмотр:
ТРУДНОСТИ АПРОБАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В последнее время количество молодых людей, желающих получить среднее профессиональное образование на базе девяти классов, становится все больше. Но, к сожалению, педагоги техникумов сталкиваются с трудностями в освоении вчерашними школьниками дисциплин общеобразовательного цикла. Причина часто кроется в непонимании обучающимися целесообразности изучения общеобразовательных дисциплин, тогда как общепрофессиональные дисциплины вводятся только со второго курса обучения. Мы, педагоги, в свою очередь понимаем, что без базовой основы, в виде общеобразовательной подготовки, невозможно качественно освоить профессиональный цикл, а как следствие, получить компетентного в своей области специалиста. Таким образом, педагогам приходится интегрировать общеобразовательную и профессиональную подготовку, устанавливать межпредметные и междисциплинарные связи, приводя доводы о непосредственной значимости общеобразовательных дисциплин при изучении профессиональных. Главная задача процесса апробации разработанных методик преподавания по общеобразовательным дисциплинам в организациях среднего профессионального образования сводится к поиску практической направленности общеобразовательных учебных предметов на получаемую профессию и специальность. В свою очередь этот поиск приводит к высокому уровню мотивации к освоению общеобразовательных учебных предметов.
По этим и другим причинам Министерство Просвещения утвердило Концепцию преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования.
Являясь преподавателем по дисциплине астрономия, я, как и многие другие преподаватели, столкнулась с проблемой внедрения астрономии в профессии СПО. Несомненно, астрономия – это наука, которая пробуждает интерес к другим предметам, дает широкое знание о Вселенной. Изучая астрономию, невольно повышаешь знания по физике, математике, химии и биологии. Астрономия нужна не только космонавтам, профессиональным астрономам, и астрофизикам, она нужна всем людям, чтобы представлять себе этот мир. Знания по астрономии помогают понять законы мироустройства и различить правдивую информацию от ложной. Таким образом, курс астрономии должен, не только давать обучающимся общеобразовательную подготовку, но вместе с тем, учитывать специфику их будущих профессий.
Основные проблемы преподавания заключаются в том, что предметное содержание дисциплины «Астрономия» не связано с предметным содержанием абсолютного большинства профессий и специальностей СПО. Кроме того, выполнение практических заданий с элементами профессиональной тематики является, в большинстве случаев, затруднительным. Интересным, на мой взгляд, считаю разработку заданий по астрономии для специальности агрономия. Мною было принято решение, в качестве интеграции применить практические занятия с профессиональной направленностью. Тематика занятий включала в себя работы на объяснение связи применяемых агротехнологий с географической широтой местности, где обучающимся предлагалось применить способы определения географической широты местности, а затем объяснить связь выбора выращиваемых культур с применяемыми агротехнологиями. Выполняли работу на объяснение влияния продолжительности светлого времени суток на рост и развитие растений, на объяснение связи физиологии растений со сменой продолжительности светлого времени суток, фазами Луны, сезонами года. Каждая из предложенных работ включала в себя задания по базовым основам практической астрономии и задания с профессиональным содержанием. Таким образом, обучающиеся могли видеть непосредственную связь общеобразовательной дисциплины с профессией.
Хочется отметить, что такого рода занятия нашли положительный отзыв у обучающихся. Все занятия по данной тематике прошли в положительном ключе, вызвали интерес и повысили мотивацию к изучению дисциплины астрономия, а поэтапное формирование астрономических понятий, будет в дальнейшем способствовать развитию познавательных интересов и творческого мышления обучающихся. Способствовать расширению их кругозора и формированию научного мировоззрения, осмыслению необходимости освоения космического пространства, а в конечном итоге создаст фундамент для последующего пополнения астрономических знаний и стремлению к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере.
Таким образом, актуальность апробации методик преподавания повысит качество образовательной подготовки с учетом профессиональной направленности обучающихся. Это позволит выпустить высококвалифицированных специалистов, и решить одну из стратегических задач образования нашей страны.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.08.2021 г. No Р-198 «Об утверждении Методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия») с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной
направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обмен опытом по составлению социальных паспортов учащегося, класса, школы
образцы социальных паспортов учащегося, класса, школы...

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д...
Обмен опытом по теме : "Развитие творческих способностей"
Я, Киричек Елена Тарасовна работаю учителем изобразительного искусства в МБОУ-ООШ № 25 20 лет. Столько лет дети школы приобщаются к прекрасному через занятия в кружке «Весёлые человечки». Хочу п...
Обмен опытом учителя биологии
Моделирование на уроках...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»
Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Преподавание литературы в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом апробации новых учебных линеек
Вступительная статья учебника для 10 класса под редакцией СухихИ.Н. сразу нацеливает учащихся на мысль, что книга – это труд и творчество, и интеллектуальное постижение незнаемого. В процессе из...

Обмен опытом по теме "Успех ученика - это радость учителя" (обоснование выбора образовательных технологий )
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать ...