Планеты Земной группы
методическая разработка по астрономии
Предварительный просмотр:
Тема: Планеты земной группы.
Цель: Познакомить учащихся с общей характеристикой, физическими условиями, атмосферой и поверхностью планет земной группы. Физические условия, рельеф. Исследование планет космическими аппаратами. Через совместное рассмотрение и анализ свойств планет и древних мифов добиться от учеников понимания и запоминания основных особенностей планет земной группы.
Актуальность:
Основным в деятельности школы на современном этапе должен стать девиз «Помоги мне это сделать самому».
В современном образовании наряду с репродуктивными особенно актуальными стали исследовательский методы обучения, которые способствуют активному привлечению учащихся к продуктивной творческой деятельности.
Актуальным остаётся вопрос повышения учебных достижений учащихся по физике и астрономии.
Данный урок способствует формированию креативной компетентности учащихся, создаёт оптимальные условия для самореализации, раскрытия творческого потенциала и помогает в реализации жизненных планов личности учащегося.
Задачи:
1. Обучающая: Доказать, что Солнечная система – не случайное скопление различных небесных тел, а именно система, открытые закономерности строения которой свидетельствуют о том, что входящие в ее состав небесные тела образовались в результате естественного эволюционного процесса. Доказать на основе анализа природы планет земной группы, что только на Земле сложились условия, подходящие для возникновения и развития жизни (соответствующий химический состав атмосферы и температурный режим, наличие воды). Заинтересовать учащихся наблюдениями планет (невооруженным глазом и в телескоп). Убедить учащихся в том, что изучение планет и их спутников в конечном счете позволяет лучше изучить Землю.
2. Воспитывающая: Способствовать формированию экологического мышления учащихся. Содействовать формированию таких мировоззренческих идей, как причинно-следственные связи (на примере условий, от которых зависят температурный режим и характер смены времен года на планетах), познаваемость мира и его закономерностей (на примере познаваемости закономерностей в Солнечной системе и исследования природы планет), обусловленность развития науки потребностями производства (на примере сравнительной планетологии). Эстетически воспитывать учащихся, знакомя их с красотой и стройностью Солнечной системы, разнообразием природы входящих в нее планет и спутников.
3. Развивающая: Формирование умения в большом материале выделить главное (основные особенности обеих групп планет). Формирование умения анализировать материал, содержащийся в справочных таблицах, и на его основе формулировать логические выводы. Создавать эмоциональные ситуации, затрагивая вопросы, связанные с предположением о существовании жизни на других планетах. Для развития познавательных интересов и способностей учащихся акцентировать их внимание на общечеловеческих проблемах (недопустимость уничтожения человечества и природы Земли в результате термоядерной катастрофы, загрязнения атмосферы, воды и т. д.). Для развития наиболее подготовленных учащихся предусмотреть рефераты, выступления с сообщениями и докладами о природе планет и достижениях в освоении космического пространства.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, фотографии планет земной группы.
Ожидаемый результат:
Элементарный проект в виде обобщающей таблицы.
Тип урока:
Научно-практическая конференция.
1. Подготовительный этап
Цель: Организовать самостоятельную работу учащихся исследовательского характера.
Задачи: Вырабатывать навыки самостоятельной, познавательной деятельности, исследовательской работы и работы с дополнительной литературой.
Учащимся заранее была предложена деловая игра: «Представьте себе, что вы являетесь членами экипажей космических кораблей. Разделим группу на экипажи и отправим каждый из них в виртуальное путешествие к нашим ближайшим соседям – планетам земной группы. Цель данного путешествия – собрать материалы о планетах и ознакомить с результатами исследований остальных учащихся.»
Темы сообщений
- Меркурий, самая ближайшая планета к Солнцу.
- Венера – утренняя звезда.
- Наша планета.
- Красная планета.
Примерный план сообщения:
- Группа, к которой принадлежит планета. Отличительные характеристики данной группы.
- Размеры и масса планеты.
- Расстояние планеты от Солнца.
- Периоды ее вращения и обращения.
- Характеристика атмосферы.
- Температурные условия.
- Рельеф (для планет земной группы)
- Число и характеристика спутников.
Ожидаемый результат:
Подготовка сообщений по данной теме
2. Организационный этап
Цель: Организовать самостоятельную работу учащихся по сбору сведений, заполнению обобщающей таблицы и защите выполненного проекта.
Задачи: Развивать умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике.
Средства и методы
Актуализация знаний с помощью:
Дополнительных вопросов по теме :
О Меркурии
- Обладает ли Меркурий атмосферой?
- Какова длительность солнечных суток на Меркурии?
- Назовите самую крупную впадину на Меркурии.
- Когда и кем проводились первые исследования Меркурия?
О Венере
- Кто впервые установил, что Венера обладает мощной атмосферой?
- Видна ли Земля с поверхности Венеры?
- Чем объяснить повышенное радиоизлучение Венеры?
- Когда было получено первое радиолокационное отражение от Венеры?
- Сколько спутников у Венеры?
О Марсе
- Почему, по вашему мнению, эта планета названа так, а не иначе?
- Сколько спутников у Марса и как они называются?
- Кто из ученых впервые начал наблюдения Марса?
- Бывают ли на Марсе туманы? Что они собой представляют?
- Как называется самая высокая гора на Марсе?
- Есть ли жизнь на Марсе?
3.Ход урока:
Вступительное слово преподавателя
Сообщается о теме конференции и целях.(слайд 1) (слайд 2)
Кроме того по ходу проведения конференции необходимо самостоятельно необходимо заполнить таблицу:
Планета | Экваториальный диаметр, земной диаметр | Масса, земная масса | Орбитальный радиус, а. е. | Период обращения, год | Сутки, земные сутки | Спутники |
Меркурий | ||||||
Венера | ||||||
Земля | ||||||
Марс |
Мы уже знакомы с тем, что представляет собой наука астрономия, и какими методами ученые получают некоторые сведения о небесных телах. Сегодня мы приступаем к изучению самих небесных тел. Мы уже знаем, что существует определенная иерархия в строении Вселенной. Поэтому и изучать эти объекты мы будем в определенной последовательности: начнем с изучения природы небесных тел, движущихся вокруг Солнца, затем рассмотрим Солнце и другие звезды, и только после этого перейдем к рассмотрению галактик и строения Вселенной в целом.
Конечно, нас, как жителей Земли, прежде всего, интересуют ее космические окрестности, а именно планеты Солнечной системы. (слайд 3) По своим физическим характеристикам планеты делятся на две группы — планеты земной группы и планеты-гиганты. Сегодня мы рассмотрим главные особенности планет земной группы. (слайд 4) Сравнение природы Земли с природой других планет позволит нам выявить общность физических свойств этих небесных тел и их индивидуальные особенности. И изучение других планет поможет нам лучше понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые происходят на ней сейчас.
Параллельно мы рассмотрим еще один вопрос — почему планеты Солнечной системы так названы? Собственные имена только на первый взгляд кажутся случайными. Значения многих древних славянских имен понятны нам и сейчас: Людмила, Владимир, Святослав… А что, если и названия планет тоже даны не случайно? Может, их первооткрыватель хотел вложить в название планеты какую-то мысль, называя Марс Марсом, а Юпитер — Юпитером? Поэтому мы будем искать сходства между характером мифологического героя, именем которого планета названа, и отдельными свойствами этой планеты. Итак, тема сегодняшнего урока — “Планеты земной группы”.
Перед вами располагается список планет в порядке их удаления от Солнца. Первые четыре планеты в списке — это и есть планеты земной группы. (слайд 5) (слайд 6) Среди них на сегодняшний день обнаружена только одна планета, на которой есть разумные существа. И эта планета называется… Земля. С нее и начнем. Перейдем на страницу “Земля”.
Фрагмент книги “Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима”.
“Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Гея породила беспредельное голубое Небо — Уран, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — гекатонхейров. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела. Возненавидел Уран своих детей-великанов и заключил их в недра богини Земли. Страдала мать их Земля. Убеждала она детей своих восстать против Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Сатурн, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть”.
(Здесь необходимо сделать небольшой комментарий. Дело в том, что названия большинства планет и их спутников взяты из римской мифологии, а герои римских мифов чаще всего заимствованы из греческих и являются их двойниками. Поэтому, чтобы не путать, были римские имена этих богов.)
А теперь предоставим слово нашим экипажам, который возвратились из полета и готовы поделиться с нами всем, что узнали о планетах. И первыми предоставим слово тем, кто исследовал Землю. Сделаем мы это потому, что физические данные других планет будем сравнивать именно с нашей планетой.
Экипаж 1. Наша планета. (слайд 7-12)
Учитель.“Меркурий — один из древнейших богов Греции. С быстротой мысли переносится этот посланник богов с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом в руках. Меркурий также — бог торговли, покровительствует путникам при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь — в печальное подземное царство. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон”.
Экипаж 2. Меркурий, самая ближайшая планета к Солнцу. (слайд 13-19)
Учитель. “Венера, дочь Урана, родилась из белоснежной пены морских волн. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, Венера — олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности”.
Экипаж 3. Венера – утренняя звезда. (слайд 20-30)
Учитель. “Марс — бог войны, несущий гибель и разрушение. Сердце свирепого Марса радуют только жестокие битвы. Неистовый, носится он среди грохота оружия, криков и стонов битвы, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Торжествует Марс, когда сразит воина своим ужасным мечом и хлынет на землю горячая кровь. А следом за ним несутся его сыновья, Фобос и Деймос – т.е. “страх” и “ужас”.
Экипаж 4. Красная планета. (слайд 31-44)
Учитель. И в заключение предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о планетах Земной группы.
Демонстрация фильма о планетах Земной группы.
4. Оценка результатов
Цель: Оценить проделанную работу.
Ожидаемый результат: Объективность оценки
Учитель. А теперь настало время дать сравнительный анализ основных параметров планет. Давайте сверим то что у вас получилось. (слайд 45)
Планета | Экваториальный диаметр, земной диаметр | Масса, земная масса | Орбитальный радиус, а. е. | Период обращения, год | Сутки, земные сутки | Спутники |
Меркурий | 0,382 | 0,06 | 0,38 | 0,241 | 58,6 | нет |
Венера | 0,949 | 0,82 | 0,72 | 0,615 | 243 | нет |
Земля | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1 |
Марс | 0,53 | 0,11 | 1,52 | 1,88 | 1,03 | 2 |
5. Дом. задание (слайд 46)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Солнечная система. Планеты земной группы».
Данная разработка урока составлена с помощью программы MicrosoftPowerPoint, которая позволяет провести урок с богатым набором иллюстративного материала, что необходимо для учащихся средней школы...
Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".
Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...
урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»
урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»...
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ (МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА)
Презентация для урока природоведения в 5 классе....
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ (ЗЕМЛЯ, МАРС)
Презентация по природоведению в 5 классе...