Астрономия 10-11 класс
рабочая программа по астрономии (10, 11 класс)
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями: Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФКГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2016г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Луговская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» | «Согласовано» «30» августа 2021 г. _____________ | «Утверждаю» Директор школы___________ Приказ № 60 от 01.09.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по астрономии для 10-11 классов
1 час в неделю
Автор составитель:
Резникова Елена Александровна,
учитель физики, астрономии
МКОУ «Луговская СОШ»
с. Луговое, 2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с требованиями: Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФКГОС СОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы; примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (базовый уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 кл. (авторы программы Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2016г.
Согласно учебному плану МКОУ Луговская СОШ с УИОП на изучение предмета астрономия отводится 34 часа (34 учебных недели), из расчета 1 час в неделю. Уровень обучения -базовый.
Общая характеристика учебного предмета.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Основное содержание
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
ЗВЕЗДЫ
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.
ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Примерные сроки |
1 | Астрономия, ее значение и связь с другими | 2 | 1.09-8.09 |
2 | Практические основы астрономии | 5 | 15.09-13.10 |
3 | Строение Солнечной системы | 7 | 20.10-8.12 |
4 | Природа тел Солнечной системы | 8 | 15.12-9.02 |
5 | Солнце и звезды | 5 | 16.02-23.03 |
6 | Строение и эволюция вселенной | 4 | 6.04-27.04 |
7 | Жизнь и разум во вселенной | 1 | 4.05 |
8 | Повторение | 2 | 11.05-18.05 |
Требования к уровню подготовки выпускников
Должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
Должны уметь:
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
- решать задачи на применение изученных астрономических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации
- стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Учебно-методическое обеспечение программы
- Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. Базовый уровень.11 класс», М. Дрофа, 2016
- Е.К.Страут Методическое пособие к учебнику «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, М. Дрофа, 2013
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата | Примечание | |
план | факт | |||
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч | ||||
Что изучает астрономия. | 2.09 | |||
Наблюдения – основа астрономии | 9.09 | |||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч. | ||||
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты | 16.09 | |||
Видимое движение звезд на различных географических широтах | 23.09 | |||
Годичное движение Солнца. Эклиптика | 30.09 | |||
Движение и фазы Луны. | 07.10 | |||
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь | 14.10 | |||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч. | ||||
Развитие представлений о строении мира | 21.10 | |||
Конфигурации планет. | 11.10 | |||
Синодический период | 18.11 | |||
Законы движения планет Солнечной системы | 25.11 | |||
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | 02.12 | |||
Открытие и применение закона всемирного тяготения. | 09.12 | |||
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе | 16.12 | |||
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч. | ||||
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 23.12 | |||
Земля и Луна - двойная планета | 13.01 | |||
Две группы планет | 20.01 | |||
Природа планет земной группы | 27.01 | |||
Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» | 03.02 | |||
Планеты-гиганты, их спутники и кольца | 10.02 | |||
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). | 17.02 | |||
Метеоры, болиды, метеориты | 03.03 | |||
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч | ||||
Солнце, состав и внутреннее строение | 10.03 | |||
Солнечная активность и ее влияние на Землю | 17.03 | |||
Физическая природа звезд | 07.04 | |||
Переменные и нестационарные звезды. | 14.04 | |||
Эволюция звезд | 21.04 | |||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч. | ||||
Наша Галактика | 05.05 | |||
Другие звездные системы — галактики | 12.05 | |||
Космология начала ХХ в. | 19.05 | |||
Основы современной космологии | 26.05 | |||
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч. | ||||
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» | ||||
ПОВТОРЕНИЕ- 2 ч. | ||||
Итоговый зачет по курсу Астрономия.11 класс | ||||
Обобщающий урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по математике и астрономии в 6 классе
Разработка урока по математике и астрономии для 6 класса по теме "Деиствия с десятичными дробями". Урок повторения по математике. Знакомство с предметом - астрономия, знакомство с созвездиями....
Конспект урока по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"
Предоставленый материал по астрономии по теме "Большие планеты Солнечной системы" сформирует у учащихся общее представление о больших планетах в Солнечной системе, а также о делении...
Презентация к уроку астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы"
Данная презентация к уроку по астрономии в 11 классе "Большие планеты Солнечной системы" дает возможность наглядно показать учащимся 8 больших планет в Солнечной системе, а также проверить усвое...
Урок астрономии в 5 классе "Легенды звездного неба".
Тысячелетиями, ночуя у костра и глядя на небо, человек усвоил, что от вечера к вечеру звезды остаются одними и теми же и не меняют взаимного расположения. Он выделил несколько приметных фигур – ...
Разработка элективного курса по астрономии 10-11 класс
В связи с отменой предмета астрономии в 11 классе, мной был разработан элективный курс для повышения знанай учащихся....
презентация интегрированного урока математики и астрономии в 6 классе
Данная презентация может быть использована учителями математики во время проведения методической декады. Все заджания предложены учащимся посильные. ответы неожиданно интересные....
Внеклассное мероприятие по астрономии в 6 классе
Развитие познавательного интереса...